Введение к работе
Актуальность исследования
Представленное диссертационное исследование посвящено малоизученной ранее художественной обработке металла адыгов в эпоху средневековья на территории Северо-Западного Кавказа. На протяжении длительного исторического периода здесь были сосредоточены богатейшие археологические памятники, обнаружившие уникальные произведения художественного металла. Изучение художественно-образной программы произведений декоративно-прикладного искусства археологических памятников позволяет проследить эволюцию материальной и духовной культуры адыгов. Актуальными становятся вопросы зарождения художественной обработки металла, образования художественных центров на местной сырьевой базе, изучения художественно-образного аспекта произведений художественного металла, выявления стилистических особенностей меотской, касожской и белореченской культур, искусствоведческого изучения традиций адыгского народного искусства, введения в научный обиход ранее неизвестных памятников, определения этнической принадлежности произведений художественного металла в контексте историко-генетических слоев.
Развитие различных видов изобразительного искусства у адыгов происходило в условиях уникального географического и культурного взаимодействия, которое, на наш взгляд, определило появление самобытной художественной культуры, народного декоративно-прикладного искусства, своеобразной художественной традиции. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство адыгов представлено памятниками погребально-культовой мегалитической архитектуры, монументально-декоративной живописи, произведениями художественной керамики, художественного металла, различными видами народного искусства, такими как: резьба по камню и дереву, художественная обработка рога и кости, кузнечное, оружейное и ювелирное ремесло, золотая вышивка, басонное плетение, узорное плетение из рогоза и куги, аппликация и тиснение по коже. Проблемы изучения художественного наследия, произведений декоративно-прикладного искусства, возрождения традиций и развития современного народного искусства актуальны для адыгской культуры и искусства.
Эпоха средневековья в художественной культуре адыгов является наиболее проблематичной, недостаточно изученной, что побудило нас заняться разработкой этой проблемы.
Границы исследования
Хронологические рамки исследования охватывают период X-XVI веков, но в силу необходимости комплексного исследования стилистики, художественно-образной программы произведений художественного металла адыгов привлекаются материалы первобытного, античного времени и раннего средневековья. Художественная культура адыгов в средние века изучена мало, но именно в этот период происходили значительные исторические события на территории Северо-Западного Кавказа, формировались и развивались северокавказские этносы, происходило Великое переселение народов, взаимовлияние и взаимопроникновение художественных культур, складывались касожс-кая и белореченская культуры.
Географические рамки исследования определены территорией Северо-Западного Кавказа, Причерноморья и Прикубанья, на которой сосредоточено большое количество археологических памятников, дающих обширный материал для изучения материальной и духовной культуры адыгов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в частности, художественного металла.
Объектом исследования стали произведения художественного металла эпохи средневековья из археологических памятников Северо-Западного Кавказа. Круг памятников определяется по принципу содержания наибольшего количества интересующих нас сюжетов и мотивов, отражающих художественно-образные особенности духовной и материальной культуры адыгов. В работе мы используем опубликованные материалы археологических памятников Северо-Западного Кавказа средневекового времени. Это:
Борисовский могильник V-IX вв. н.э.
Сопинский могильник V-VI вв.
Могильник Мешоко IV-VI вв.
Ленинохабльский могильник V-IX вв.
Казазовский могильник VIII-X вв.
Колосовский могильник Х-ХИ вв.
Кужорский могильник Х-ХШ вв.
Змейский катакомбный могильник Х-ХИ вв.
Псекупсский могильник Х-ХН вв.
10. Белореченские курганы XIV-XVI вв.
Часть памятников, относящихся к эпохе Древнего мира, выходят формально за хронологические рамки нашего исследования, однако, мы считаем возможной ретроспекцию некоторых произведений худо-
жественного металла майкопской и меотскои культур, отражающих в дальнейшем некоторые стилистические и символические особенности изображений в касожской и белореченской культурах.
Предметом исследования являются исторические и художественные тенденции развития художественного металла адыгов в эпоху средневековья, изучение его художественно-образной программы, определение стилистических и технико-технологических особенностей меотскои, касожской и белореченской культур.
Цель исследования состоит в изучении процессов формирования и эволюции художественной традиции средневекового металла адыгов, определении его художественных, образных, символических и технико-технологических особенностей. Изучение, систематизация в хронологической последовательности произведений художественного металла археологических памятников, находящихся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Майкопа, Нальчика и частных коллекциях.
Основные задачи исследования:
типологизация и структурирование материала;
изучение и сравнительный анализ основных компонентов в меотскои, касожской и белореченской художественных культурах на основе образов мифологии и эпоса адыгов;
выявление характерных орнаментальных композиций и базовых элементов декора;
изучение и формальный анализ основных средств художественной выразительности изделий из металла;
исследование традиционных технологий, их влияние на художественную форму и декор произведений;
выделение историко-генетических слоев процесса формирования художественно-образной программы художественного металла адыгов.
Методика исследования
Особенности исторического развития Северо-Западного Кавказского региона с наслоением различных культур предполагают использование комплексного подхода в методике исследования. В диссертационной работе использованы такие научные методы, как сравнительно-исторический, формально-стилистический, структуролистический, семиотический, иконографический и иконологический, экстраполяционный. Также мы используем методику определения путей образования историко-генетических слоев в культуре этноса, предложенную СИ. Вайнштейном.
Анализ произведений проводится в соответствии с разработанными в искусствоведческой науке методиками исследования, художественно-
го анализа и искусствоведческой интерпретации. В своей совокупности они позволили, на наш взгляд, систематизировать произведения художественного металла, выявить его стилистические особенности, проследить развитие традиционных мотивов и сюжетов, образов мифологии и религии адыгов.
Источниковедческую базу исследования составили опубликованные материалы археологических экспедиций, а также неопубликованные материалы, любезно предоставленные археологом Н.Г. Ловпаче; архивные материалы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (АРИГИ); фотоматериалы, рисунки. Использованы этнографические и фольклорные исследования по материальной и духовной культуре адыгов.
Источниками научного исследования стали коллекции художественного металла Национального музея Республики Адыгея, Государственного исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного Эрмитажа.
Научная новизна
В настоящей работе впервые предпринята попытка комплексного исследования произведений художественного металла адыгов во всей полноте известного на настоящий момент материала. Широкий обзор археологических памятников позволил систематизировать весь материал, определить черты стилистической преемственности, приемы традиционной технологии изготовления и декорирования. При этом большое внимание уделялось выявлению их художественно-образных особенностей, определению их генезиса и эволюции. В научный оборот вводится ранее не опубликованный и не изученный материал по искусству художественного металла адыгов.
Практическая значимость работы заключается в заполнении существующей лакуны в изучении художественной культуры адыгского народа. Результаты исследования и выводы могут быть использованы в музейной и выставочной деятельности, для расширения научных представлений об истории культуры адыгов, а также в качестве базового материала в образовательном процессе художников-прикладников, в разработке учебных программ для преподавателей изобразительного искусства, этнической истории и художественной культуры.
Апробация исследования
Основные результаты работы опубликованы в сборниках научных трудов, в региональной и республиканской печати, в монографии «Художественный металл адыгов».
Важные аспекты диссертации были отражены в докладах и сообщениях, сделанных на 7-ом Европейском Региональном Конгрессе «In Sea», Стамбул-Каппадокия, Турция (2004 г.); на международной научно-практической конференции «Мир культуры адыгов: прошлое и настоящее», Майкоп (2004 г.); на Региональной конференции «Проблемы изучения и публикаций материалов по фольклору и этнографии народов юга России», г. Нальчик (16-17 мая 2008 г.).
Результаты исследования по декоративно-прикладному искусству адыгов использовались автором во время преподавания курса «Народное декоративно-прикладное искусство адыгов» на факультете адыгской филологии и культуры Адыгейского государственного университета, при составлении учебно-методического пособия и художественного альбома «Золотое шитье адыгов».
Структура и объем исследования