Введение к работе
Актуальность исследования.
В России исследователей творчества Ротко (т.е. тех, кто занимается непосредственно его творчеством) на данный момент нет. Есть достаточное количество специальной литературы, в которой фигурирует имя художника. Но, если в 1960-е-70-е годы работам Ротко давали отрицательную оценку, зачастую не рассматривая творчество художника как самоценное, то в исследованиях последних двух десятилетий XX – первого десятилетия XXI века творчество Ротко анализируется в контексте концепции развития современного искусства, выдвинутой тем или иным историком искусства. Понятно, что при таком взгляде творчество художника выглядит несколько однобоким, втиснутым в жесткую и скупую концептуальную схему.
Создается впечатление, что исследователи выявляют закономерности развития живописи ХХ века, но при этом как будто не видят самого художника, не ощущают той силы, которая содержится в его произведениях; силы, которая переходит рамки простого наложения красочной поверхности на холст. Работая над диссертационной работой, мы столкнулись с тем, что творчество художника в России не исследовано в полной мере. Его искусство рассмотрено только поверхностно, а глубокие пласты, содержащиеся в нем, так и остались нетронутыми, что, безусловно, делает актуальным более глубокое изучение творчества Марка Ротко.
Научная новизна исследования.
Англоязычной литературы о Ротко много, в последнее время издается около 6-7 книг в год, посвященных творчеству художника. Многие из них рассматривают проблему взаимодействия зрителя и произведения. В этом процессе большое значение имеют исследования западных историков искусства: монографии Джеймса Бреслина («Марк Ротко: биография»), Бонни Клэрвотера («Книга о Ротко»), исследования «Современная живопись и северная романтическая традиция: от Фридриха к Ротко» Роберта Розенблюма, «Абстрактный экспрессионизм и современный опыт» Стефана Полкари, «Марк Ротко. Темы в абстракции» Анны Чейв, книги, посвященные нью-йоркской школе живописи Доры Эштон, статьи Чарльза Харрисона, каталог изданный Давидом Анфамом, и др. Эти исследователи рассматривают творчество художника в другом ракурсе: как важный духовный опыт современности. Однако исследований, анализирующих творчество мастера во взаимосвязи с проблемой пространства, пока еще нет.
Многие исследователи сравнивают искусство Ротко с теми или иными художественными памятниками (панно Сигрем – с закрытыми окнами библиотеки Лауренциана Микеланджело, цветовые полосы его классических картин – с испанской средневековой миниатюрой, композиционное решение мультиформ – с композиционными схемами Возрождения и др.). Мы постараемся избежать подобного рода сравнений, чтобы выявить самоценность творчества художника. Кроме того, нам кажется, что эти сравнения, ставшие общим местом в зарубежной литературе о Ротко, у нас пока могут показаться излишне надуманными.
Предмет исследования.
В центре внимания настоящей диссертации – творческая эволюция Марка Ротко от его произведений раннего и классического периода до формирования новой пространственной концепции, разработки проблем влияния цвета на взаимодействие работ с созданной для них пространственной средой в его зрелом и позднем творчестве.
Объектом исследования являются произведения позднего творчества Марка Ротко: живописные панно для зала-ресторана «Четыре времени года» в здании небоскреба Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, живописные панно для Гарвардского университета и панно для капеллы Марка Ротко в Хьюстоне.
Цели исследования.
Рассмотреть проблемы пространства и цвета в позднем творчестве Марка Ротко на примерах живописных ансамблей художника для получения конкретных научно - теоретических результатов и введение в научный обиход ранее мало изученных проблем, связанных с развитием экспрессивной абстракции в американском искусстве 2-ой половины ХХ века.
Задачи исследования.
Проанализировать влияние творческой эволюции художника на его произведения позднего периода.
Рассмотреть теорию Марка Ротко о взаимодействие между картиной и зрителем через цвет, фактуру и большие размеры работ
Исследовать художественные предпочтения и философские взгляды художника, ставшие основой для выработки его творческого кредо.
Проанализировать процесс взаимодействия художественного пространства произведений художника с окружающей их реальной средой, в результате которого формируется новаторская пространственная концепция поздних ансамблей Марка Ротко.
Оценить творческие достижения Марка Ротко с точки зрения его вклада в развитие искусства ХХ столетия.
Хронологические границы исследования обусловлены периодом творческой эволюции Марка Ротко: от ранних работ (конец 1920-х гг.) до создания серий панно для зданий компании Сигрем (1958 г.), Гарвардского университета (1961 г.) и капеллы в Хьюстоне (1964-68 гг.) и соответствуют позднему периоду творчества художника (1950-м - 60-м гг.).
Методология исследования включает принципы системного и комплексного анализа, в ходе которого применяются:
Метод художественно-стилистического анализа при комплексном исследовании теории и практики искусства Марка Ротко и при детальном анализе живописных панно в ансамблях художника.
Метод сравнительного анализа, позволяющий выявить специфические художественные приемы живописцев и архитекторов в искусстве XX века, на которые опирался Марко Ротко.
Типологический метод дает возможность выявить основные особенности художественного языка Марка Ротко в его отношении к разным направлениям в искусстве XX века.
Персонологический метод позволяет полнее осветить деятельность Марка Ротко в области абстрактного искусства XX века и выявить особенности его пространственной концепции.
Метод современного научного исследования дает возможность критически проанализировать специальную научную литературу, посвященную как творчеству Марка Ротко, так и проблемам американской живописи середины ХХ века, и современную художнику критику.
Теоретическая значимость работы.
Целостное исследование проблемы пространства и цвета в позднем творчестве Марка Ротко и его взаимосвязи с социальным, культурным и художественным климатом эпохи даст возможность понять важнейшие этапы творческой эволюции художника, тесно связанные с его жизненной позицией и участием в развитии современного ему искусства.
В диссертации предполагается рассмотреть малоизученные аспекты эволюции творчества Марка Ротко в связи с развитием Нью-Йоркской школы живописи, выделить ведущие тенденции, определившие особенности концепции пространства в позднем творчестве художника. Ретроспективный анализ истории американской живописи ХХ века позволит нам проследить взаимосвязь общих тенденций и индивидуальных поисков в формировании художественного пути художника, проанализировать влияние традиций, преобладающих на том или ином историческом этапе развития американской художественной школы.
Практическая значимость диссертации заключается в результатах проведенных нами исследований, связанных с анализом проблемы пространства и цвета в позднем творчестве Марка Ротко. В научный обиход введены не только новые фактические данные о развитии искусства Америки
2-ой половины ХХ века, но и выявлены важные принципиальные особенности отношения к пространственному ансамблю в творчестве Ротко. В своей работе, опираясь на научную литературу и изучение художественных особенностей стиля Ротко, мы ставим перед собой задачу расширить круг проблем, связанных с изучением эволюции абстрактного искусства в США и выработать метод исследования художественных особенностей стиля Марка Ротко, что позволит расширить представления о его творческом методе и образном языке его позднего искусства. Мы надеемся, что результаты диссертации окажутся полезными для последующего искусствоведческого и культурологического изучения абстрактного искусства Америки ХХ века.
Материалы исследования могут быть использованы в работе образовательных учреждений при составлении вузовских учебников и пособий, ориентированных на изучение мировой истории искусства; в качестве источниковедческой базы для исследований в области истории искусства, социологии искусства, мировой художественной культуры. Выводы и положения работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории и социологии американского искусства XX века и для привлечения внимания к изучению искусства США в отечественной истории искусства.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В последнем разделе указаны источники и приведен список литературы на русском и английском языках. Работа дополнена обширным иллюстративным приложением.