Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема фольклоризма в современном народном декоративном искусстве (на материалах глиняной игрушки) Колобкова Ирина Андреевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колобкова Ирина Андреевна. Проблема фольклоризма в современном народном декоративном искусстве (на материалах глиняной игрушки): автореферат дис. ... кандидата искусствоведение наук: 17.00.04 / Колобкова Ирина Андреевна;[Место защиты: Государственном Русском музее].- Санкт-Петербург, 2011.- 29 с.

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию проблемы фольклоризма в современном народном декоративном искусстве России, наиболее ярко сформировавшейся в области глиняной игрушки.

Актуальность темы. Последние десятилетия ХХ и начало ХХI века поставили традиционное народное искусство перед новыми проблемами. Рядом с традиционными ремеслами в занимаемой ими нише культуры начало развиваться новое социокультурное движение, обозначенное в международной научной практике историческим термином «фольклоризм». Сосуществование в едином культурном пространстве двух взаимосвязанных явлений, относящихся к разным типам творчества, вызвало к жизни целый ряд вопросов, противоречий, проблем, которые логично рассматривать под единым углом зрения – проблемы фольклоризма, выделив в ней различные аспекты. В отечественном искусствознании проблема современного фольклоризма – абсолютно не исследованная область. В научный оборот не введены сам термин и понятие «фольклоризм», получившие в своей новой интерпретации международный статус. Вместе с тем, в настоящее время остроактуальной становится необходимость теоретического и практического разграничения двух культурных сфер. На взвешенных научных рекомендациях должны основываться практика и приоритеты обращенной к ним государственной культурной политики.

Объектом исследования избрана глиняная игрушка как вид современного народного декоративного искусства. Эмпирическую базу исследования составили связанные с ее изготовлением традиционные и новообразованные ремесленные центры.

В данной работе подлинные исторические очаги традиционной глиняной игрушки впервые целостно исследованы на основе:

а) экспедиционных данных о гончарных центрах, полученных Отделом народного искусства ГРМ: в с.Абашево Пензенской области в 1988 г., 1994 г., 1997г., 2000 г.; в с. Романово в Липецкой области в 1990 и в 2003 г.; в г. Каргополе Архангельской области в.2004г.; в д. Хлуднево Калужской области в 2005г.

б) материалов музейных собраний: Государственного Русского музея, Российского Этнографического Музея, Всероссийского Музея Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Сергиево-Посадского Музея игрушки, Сергиево-Посадского Музея-Заповедника, краеведческих музеев Калуги, Пензы, Липецка, Каргополя

в) опыта методической работы с народными мастерами Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Калужской, Архангельской, Курской, Ленинградской областей в период с конца 1980-х до начала 2010-х гг.

Исследование новообразованных центров базируется на изучении материалов Всероссийских смотров-конкурсов и впервые осуществленном дайджесте материалов Интернета. Привлечен обширный иллюстративный материал.

Хронологические границы исследования охватывают период с начала 1900-х годов по настоящее время. Правомерность нижней границы определена возможностью обращения к наиболее старым музейным коллекциям, отражающим ранние этапы развития традиционных центров. Верхняя - современным периодом, связанным с развитием фольклоризма.

Предметом настоящего исследования являются процессы в области современного народного декоративного искусства, связанные с развитием нового движения фольклоризма, ярко локализованные в глиняной игрушке.

Цель исследования. Подтвердить и всесторонне исследовать содержание новых процессов и противоречивых ситуаций в наиболее продуктивном из современных видов традиционного народного декоративного искусства – глиняной игрушке. Доказать, что их разрешение связано с необходимостью научной постановки проблемы фольклоризма. Сформулировать ее главное содержание и определить основные аспекты.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Ввести в научный оборот области искусствознания, занимающейся традиционным народным искусством, термин и понятие «фольклоризм» в их международной научной интерпретации. Дать краткую характеристику исторического феномена фольклоризма. Осветить основные проблемы современного фольклоризма.

2. Исследовать исторические предпосылки формирования проблемы фольклоризма в народном декоративном искусстве России. Зафиксировать появление нового движения - фольклоризма. На материале глиняной игрушки охарактеризовать особенности взаимоотношений новых явлений с историческими традиционными центрами и констатировать возникновение проблемы.

3. Для выявления ее основных аспектов изучить материал живых фольклорных процессов. Для этого определить методологические подходы, соответствующие целям исследования. Обратится к основополагающим трудам отечественного искусствознания и смежной с ним области фольклористики. Применить систему понятий, включающую строгие научные определения, наделенные функциями критериев фольклорной достоверности, с помощью которых будут зафиксированы феномены.

4. На основе точных понятий и методологических принципов содержательно проанализировать конкретный материал:

а) аутентичные исторические очаги традиционной глиняной игрушки в их историческом развитии, специфике целостной художественной системы, сложившейся в каждом центре. В связи с аутентичными центрами исследовать дублирующие их одноименные вторичные центры.

б) вторичные ремесленные центры, принадлежащие к области фольклоризма. В хронологическом порядке проследить динамику развития новых явлений. Дать их характеристики.

5. Определить принципы типологии и предложить начальную типологию форм фольклоризма в области глиняной игрушки.

6. Сформулировать главное содержание проблемы фольклоризма в области глиняной игрушки, определить ее основные аспекты.

Методология исследования. Исследовательским инструментарием данной диссертации стали методы конкретно-исторического, художественно-стилистического, сравнительного и системного анализа. К сложной художественной и историко-этнографической специфике традиционных центров применен комплексный подход с привлечением материала смежных дисциплин - этномузыковедения и этнографии. Теоретическую базу составили труды ведущих специалистов по народному искусству: В.С. Воронова, Л.А.Динцеса, И.Я. Богуславской, М.А. Некрасовой, Н.В. Тарановской, а также внесшие значительный вклад в разработку теории эстетико-философские статьи Г.К. Вагнера. В привлечении разработок смежных с искусствознанием дисциплин работа опирается на труды известного фольклориста В.Е.Гусева, в частности, связанные с проблемами фольклоризма.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1.Впервые на материале одного из наиболее продуктивных видов народного декоративного искусства его современное состояние и развитие рассматривается под углом зрения проблемы фольклоризма.

2.Принципиально новым подходом к исследованию сложной структуры современного народного декоративного творчества стало обращение к теории фольклора. Опираясь на сложившуюся в отечественной науке традицию комплексного изучения целостных явлений народной художественной культуры, данная работа в целях расширения исследовательских возможностей искусствознания обращается к методологическому опыту фольклористики, экстраполированному на область народного искусства и учитывающему специфику последнего.

3.На основе экспедиционных, архивных и музейно-коллекционных данных изучены четыре традиционных центра глиняной игрушки. Характеристика художественной природы каждого очага осуществлена в динамике их исторического развития. С применением критериев фольклорности (коллективности, традиционности, целостности художественной системы) выявлена художественная специфика, отличающая анализируемые центры от внешне схожих, но не обладающих системной и содержательной глубиной явлений фольклоризма.

4.Область современного массового художественного творчества, ориентированного на фольклорные формы, впервые обоснованно связана с историческим термином «фольклоризм» и тем введена в терминологическое поле современной науки.

5.Под углом зрения проблемы фольклоризма впервые осуществлен дайджест прессы и электронных ресурсов, касающихся вторичных центров.

6.В научный оборот под теоретически обоснованным углом зрения впервые введен, проанализирован и подвергнут первичной систематизации фактический материал, характеризующий новые явления фольклоризма в художественной практике.

7.Впервые осуществлено синхронное исследование двух сфер современного народного декоративного творчества в области глиняной игрушки.

Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью проблемы фольклоризма. Создание большого количества мастерских, ориентированных на фольклорный образец, активизировавшиеся фестивали народного гончарства и игрушки вызывают необходимость целенаправленного развития этого движения. Результаты исследования позволяют: 1. Ввести в научный оборот новое по отношению к народному декоративному искусству понятие и связанный с ним термин – «фольклоризм», тем самым выделить и качественно определить широкий круг новых явлений. Под единым углом зрения осмыслить суть происходящих процессов, расширить перспективу их дальнейшего изучения. 2. Определить методологические и методические основания к практическому руководству этой областью и выстроить иерархию приоритетов в касающейся ее государственной культурной политике.

Апробация исследования: осуществлялась в процессе научной и методической деятельности ОНИ ГРМ, включающей кураторскую работу с мастерами традиционных промыслов глиняной игрушки. Основные положения работы нашли отражение в 9 научных авторских публикациях, в том числе в изданиях, определенных ВАК, в докладах, прочитанных автором на научных и научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Появлением в России в конце 1980-1990-х годов ремесленных центров нового типа ознаменовалось начало развития нового социокультурного движения, для адекватного определения которого данная работа вводит в научный оборот теоретических исследований о народном искусстве международный термин и соответствующее ему понятие - «современный фольклоризм».

2.Комплекс вопросов, связанный с новым социокультурным движением в современной народной художественной культуре необходимо сформулировать как проблему фольклоризма, наиболее актуальным аспектом которой являются в настоящее время противоречивые особенности сосуществования в едином поле культуры двух взаимосвязанных областей – традиционной, фольклорной и тесно взаимодействующей с ней области фольклоризма.

3.Ключевым принципом исследований в новой области современного фольклоризма остается преемственность отечественной научной традиции, сохранение и развитие основ теории народного искусства, ее апробированных понятий и определений.

4. а) Традиционные центры глиняной игрушки – актуализированная, продуктивная часть современного народного декоративного искусства, развивающая собственные исторические художественные традиции, подлежащие бережному сохранению. Совокупность ее очагов составляет самостоятельную область художественного творчества с идентифицирующими ее художественную природу признаками фольклорности. В системе «фольклор-фольклоризм» традиционные центры являются модулем возможных последующих трансформаций.

б) Вторичные ремесленные центры – новая область народной художественной культуры, представленная собственными типами, специфика которых отличается степенью приближенности к подлинному фольклору. Причины их возникновения и особенности развития находятся в прямой зависимости от характера государственной культурной политики в их управлении.

5. Количественные проявления фольклоризма возрастают. При этом удельный вес традиционных центров в общем поле народного творчества

сокращается. В этой связи основой классификации становится искусствоведческий принцип систематизации, ставящий в центр проблемы сам фольклор. Новые явления систематизируются и оцениваются по степени трансформации (или отсутствия) в них подлинных народных традиций.

6. Совокупность новообразований, находящихся в выгодных для коммерческого развития условиях городской инфраструктуры, рынков сбыта, поддержки администрации, начинает подменять собой очаги подлинных, исторически сложившихся ремесленных традиций. Угрозой для их органичного развития становится значительная часть новообразований, тяготеющих к коммерциализированной области фольклорного китча, сращиванию с индустрией туризма и развлечений.

Сформированная на отечественной почве в своей конкретно-исторической специфике проблема фольклоризма приобрела в настоящее время особую остроту. Ее постановка, теоретическое обоснование и разрешение на практике стали настоятельной необходимостью.

Структура работы. Работа состоит из двух томов. Первый том содержит: введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, библиографический список из 211 названий и список иллюстраций (111 изображений). Второй том представляет собой альбом иллюстраций.

Похожие диссертации на Проблема фольклоризма в современном народном декоративном искусстве (на материалах глиняной игрушки)