Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Цветкова Наталия Николаевна

Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.
<
Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цветкова Наталия Николаевна. Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2002.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/36-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Из истории традиционного ткачества 13-30

1 Роль орнаментированной ткани в бытовой культуре конца XIX начала XX веков 14-17

2 Основные виды витья, плетения и полутканья 17-30

Глава II. Искусство развитого тканья конца ХЕХ-начала XX вв 31-53

1 Закладное и браное ткачество 31-37

2 Техники развитого тканья на горизонтальном ткацком станке 37-48

Глава III. Семантика тканых узоров 49-76

1 Истоки орнаментальных мотивов 49-52

2 Типы тканых орнаментов 52-60

3 Семантика текстильных узоров 60-76

Глава IV. Художественная практика ручного ткачества XX в 77-112

1 Российское узорное ткачество XX века 79-87

2 Узорное ткачество XX века в Финляндии и Прибалтике 87-93

3 Узорное ткачество XX века в Беларуси 93-104

Заключение 105-106

Список сокращений 107

Основные виды витья, плетения и полутканья

На территории Европейской части России с эпохи позднего неолита встречается в большом количестве так называемая "текстильная керамика" - с отпечатками тканей, выполненных "на дощечках". Тканье "на дощечках" охватывало, таким образом, громадный ареал Европы, Кавказа, Средней и Передней Азии. На рубеже XIX - XX веков этот вид примитивного тканья сохранялся во многих населённых пунктах "в виде реликта древнего производственного процесса" и употреблялся преимущественно для изготовления поясов .

Следует отметить, что узоры поясов, тканых на дощечках, всегда геометрические, что обусловлено самой техникой ткачества. Типичными являются орнаменты, состоящие из поперечных полос или косых столбиков, а также узоры "елочка", "круги", "гребни", "ерши"60. Наиболее характерным текстильным орнаментом при ткачестве на дощечках стали различные варианты ромбов: простые или удвоенные, чередующиеся с Х-образной или Ж-образной фигурой (табл. V рис.9, 10, 11), а также геометрические узоры из ломаных зигзагообразных линий (табл. V рис.12). В конце XIX - начале XX века довольно часто "на дощечках" исполнялись "узоры" из русских букв, составляющих фразы. Так, например, на поясах, созданных примерно в 1890-х годах, можно увидеть вытканные слова: "Кого люблю, того дарю", "Люблю сердечно, дарю навечно" или: "Милый мой, носи, не забывай, дарю, - не теряй" (Ярославская, Костромская, Псковская области). Видимо, такие пояски служили подарком с особым значением. Буквы на них иногда могли быть спутаны. В XIX веке нередко также носили пояски, ткавшиеся монахинями и содержавшие слова молитвы.61.

Ткачество "на дощечках" было широко распространено и в Прибалтике. Так, например, Б Эстонии пояса, тканые этим способом (табл. XXXI рис.2), были особенно распространены нг острове Муху и на юге страны, а в её северной и северо-западной частях не получила распространения. Их носили и мужчины, и женщины. В Латвии ареал поясов, тканых "нг дощечках", занимал преимущественно ее восточную часть - Латгале, а также северо-восто! Аугшземе. На остальной территории Латвии, центральной и западной, такие пояса н зафиксированы, за исключением трех случаев: в Видземе, в окрестностях городов Цесиса, Риги, и на юго-западе Курземе, в Гробиньском уезде. В Латвии пояса, тканые "на дощечках", являлись атрибутами и женского, и мужского костюма (табл. XXIX рис.3)62. Археологические находки позволяют утверждать, что техника ткачества "на дощечках" была известна на территории Прибалтики с древнейших времён. Так, наиболее древние пояса, обнаруженные археологами на территории современной Эстонии, были вытканы "на дощечках" и относятся к XII - ХШ вв . Однако, судя по технике их изготовления, характерной для первого столетия нашей эры, и особенно по ранним образцам поясов (V-VI вв.), обнаруженным на территории Прибалтике, в частности в Латвии64, ] можно предполагать что тканые этим способом пояса и в Эстонии были известны и ранее ХПв65.

Одним из лучших старинных образцов ткачества "на дощечках" является пояс XIV в., найденный археологами в болотах Париселья на территории Прибалтики. Его ширина 2,5 см, цветовая гамма строится на сочетании коричневых тонов.66.

Орнамент эстонских поясов, тканых "на дощечках", довольно прост: на веревкообразном завитке цветные узоры "рыбьего хвоста", "пятен" и полос (табл. XXXI рис.2). В Латвии для более древних поясов, тканых этим способом, характерна непрерывная линия орнаментального узора (табл. XXIX рис.3), во второй половине Х1Хв. их ткали, в основном, полосатыми. Прибалтийские пояса, тканные "на дощечках", отличались яркой расцветкой, характерной деталью для всех домотканых поясов этой территории являлись богатые кисти, украшавшие концы изделия.

По мнению Н.И. Лебедевой, "техника тканья "на дощечках" не имела прогрессивного развития и не дала в течение веков новых технических усовершенствований. Все данные приводят к выводу, что тканье на дощечках ни с какими позднейшими способами тканья не связано"67.

По мнению О. В. Лысенко и С. В. Комаровой, "тканьё "на дощечках" является как бы боковой ветвью развития ткачества, возникшей в результате попытки внедрить в структуру витья принципы горизонтального плетения"68. Однако, на наш взгляд, плетение "на дощечках" нужно рассматривать как результат более сложного процесса эволюции ткачества, так как здесь налицо ужC оба признака примитивного тканья. Нам представляется, что развитие ткачества - это последовательный процесс, в котором именно выделение нитей основы и утка послужило толчком для его дальнейшей эволюции. В ткачестве "на дощечках" имеет место механическое чередование зева, чего нет и не может быть в процессе витья. Следовательно, тканьё "на дощечках" не могло появиться раньше возникновения различных видов полутканья и явилось следствием дальнейшей эволюции именно этой техники, а не витья.

Тканье "на бердечке" - следующий способ примитивного тканья (табл. П рис.3). Бердечком называется специальная дощечка, разделенная параллельными щелевидными отверстиями на так называемые "зубья". В середине каждого зуба просверлены круглые дырочки. Через них продевается часть нитей основы, например, нечетные, чётные нити при этом располагаются между зубьями бердечка (табл. I рис.4). Нити основы одним концом надеваются на крюк, вбитый в стену, а другим привязываются к поясу ткачихи. На бердечке обычно работали вдвоем: одна ткачиха поднимала и опускала бердечко то вверх, то вниз; другая при этом пропускала уток в образовавшийся зев прибивала его рукой, или деревянным ножом. Тканьё "на бердечке" так же как и тканьё "на дощечках", можно назвать ткачеством, так как здесь налицо оба признака этой техники: наличие нитей основы и утка, и механическое чередование зева69.

Существование тканья "на бердечке" на территории северо-запада Восточной Европы подтверждается археологическими материалами. Так, на городищах дьякова и городецкого типа, было найдено большое количество образцов так называемой "рогожной керамики", которая считается, по мнению О.Н. Бадера, "сосуществовавшей еще с более поздним комплексом "текстильной керамики"70. Согласно исследованиям Н.И. Лебедевой, "наличие "рогожной керамики" позволяет предполагать существование бердечек для тканья рогож, потому что другие орудия для производства рогож и решет неизвестны. Бердечко было распространено в рогожном и решетном производствах у всех групп восточных славян. В конце XIX - начале XX веков тканье поясов на бердечке было известно по всей Псковской области, в ильменском Поозерье, в низовьях Ловати, в Вологодской, Смоленской, Могилёвской областях"71. Кроме того, оно было известно у прибалтов72 и у западных финнов73.

Некоторые ученые полагают, что бердечко было прототипом нитов и берда, употребляющихсу в современных горизонтальных ткацких станках, причем его вункция ка, бы разделилась впоследствии между ними. Так, по мнению Н.И. Лебедевой, "современный ткацкий стан развился из другого вида примитивного тканья - тканья "на ниту". Бердо, служащее в нем для прибивания утка, ничего общего с бердечком для тканья поясов не имеет, кроме самого названия. Правильнее всего считать, что бердечко осталось только в решетном и рогожном производствах, не дав, как и тканье "на дощечках", дальнейших более совершенных технических форм " . Однако, на наш взгляд, бердечко всё же могло быть прототипом берда на горизонтальном ткацком станке, так как в процессе ткачества "на бердечке" оно выполняет не только функцию смены зева на контрзев, но и прибивает нить утка, являясь подвижным. В ткачестве на горизонтальных ткацких станках бердо неподвижно и не выполняет функцию смены зева однако задача прибивания утка, становится в этом случае доминантной. Таким образом не следует умалять роли тканья "на бердечке" в дальнейшей эволюции всего процесса ткачества.

Тканье "на ниту" - вид примитивного тканья, который, по мнению Н.И. Лебедевой "является прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке"75. Для работы этим способом нити основы прикреплялись одним концом к гвоздю на стене, а другим привязывались к поясу ткачихи (табл. I рис.5). Нить утка пропускалась в зев и прибивалась рукой, специальным кордиком или ножом76.

Техники развитого тканья на горизонтальном ткацком станке

Малые круги" также представлены в нескольких разновидностях. В том случае, еслі они имели по одному длинному отмету с каждой стороны, то назывались кругами "о четыре? лучах" (табл. VII рис. 1,3). "Малые круги", имевшие у каждого угла по два листовидны? отростка, назывались "кучерявы", то есть курчавые21, (табл. VII, рис.2)

Крюковые узоры - следующая группа тканых орнаментов (табл. VII рис.4,5,6). К нил относятся "скобы", прямые и перегнутые в виде славянского зело (табл. VTI рис.5) (конски( стилизованные головы). Этот узор часто встречался в орнаменте финских племен и вообщ на Севере. Иногда скобы были "гребенчатыми", то есть с внутренними и внешним! отметами. К крюковым узорам относятся "лягушечки", простые и "завивастые", которьк состоят из соединения скобы и круга (табл. VII, рис.7). Среди других орнаментов этого тип; следует выделить "сечки", (табл. VII, рис.9), "клины", или, как их ещё называли, "колюки" "вьюны", "козюльки" (табл. VII, рис.8). Узор "колюки" составлялся из ряда ломаных линий входящих одна в другую. В сущности, это полуузор или "расковка" непрерывных ромбов Иногда простые "колюки" видоизменялись в гребневые, то есть в "колюки" с отметами иногда в крюковые, то есть с загнутыми отметами. Одним из наиболее интересных крюковых )зоров является свастика, которая представляет собой крест с загнутыми концами. В тканых узорах свастика использовалась редко, этот орнамент более характерен для вышивки. Однако она часто применялась в ткачестве широких узоров, обязательно при этом вписываясь в гладкий или "гребенчатый" ромб (табл. VI, рис. 3,4,10). Интересным является крюковой узор со свастически загнутыми концами (табл. VII, рис. 4)23. Существовало несколько разновидностей этого орнамента: 1) в виде простого креста с загибами (табл. VII, рис. 4,11); 2) в виде креста с двойными загибами, образующими посередине ромб (табл. VI рис. 1,4,8,9,10, табл. VII, рис.3,6,7,10,12), Е.Н. Клетнова называет такую свастик) сложной; 3) в виде простого креста с двойными загибами и крюковыми (табл. VI, рис. 5,11 табл. VII, рис.10, табл. VIII рис.1) или прямыми отметами (табл. VIII рис.2 А), така? свастика называется осложнённой; 4) наконец, свастика являющаяся "расколонкой", где середина образует ромб, г загибы остаются лишь на одном конце у четырех перекладин или "пальцев", тогда Kаї каждый противоположный конец пальца загиба не имеет (табл. VI, рис. 1,4,8,9, табл. VII рис.3,6,7,10,11)24.

Орнаментальные комплексы, состоящие из извилистой ломаной линии - меандра i различных по рисунку свастик - были широко распространены с древнего каменного века ] населения Восточной Европы. Б.А. Рыбаков, исследуя пути развития древнего ромбо меандрового и свастического орнамента в новом каменном веке (VI тыс. до н.э.), делае вывод о том, что "устойчивость этого сложного и трудновыполнимого узора, ег( несомненная связь с ритуальной сферой заставляет нас отнестись к нему особенш внимательно..."25. Б.А. Рыбаков отмечает, что "Поразительная стойкость точно такого жі узора в неолите, когда никаких мамонтов уже не было, не позволяет считать это просты» случайным совпадением, а заставляет нас искать посредствующие звенья. Такит посредствующим звеном я считаю обычай ритуальной татуировки" 6. Исследовател предполагает, что возможно в то время подобные орнаменты при помощи специальны штампов могли наноситься и на ткани. А с развитием техники ткачеСтва древние мастерищ попытались перенести печатные рисунки непосредственно в структуру ткани. В.А Рыбаковым приводятся многочисленные примеры льняных холстов, бытовавших в северорусских деревнях еще в начале XX века. Выполненные в многоремизной технике, эти ткани покрыты ромбо-меандровым узором, полученным непосредственно в процессе ткачества за счёт переплетения нитей основы и утка. Такой холст использовался для изготовления полотенец, скатертей, юбок, рубах.27.

Следующая группа тканых узоров - пальчатые. К ним относятся "баранчик" простой, "завивастый", "тульский" и "кучерявый" и "пальцы". Узор "пальцы" или "в пальцы" обычно включался в ромб, внутри которого параллельно всем четырем сторонам, шли полосы. От количества этих полос зависело название орнамента. Так, например, том случае, если полос было по три с каждой стороны ромба, узор назывался "в двенадцать пальцев", если по четыре - "в шестнадцать пальцев". О простом и "завивастом" баранчике говорилось выше в связи ее свастикой. "Баранчик" в своих видоизменениях очень часто сближался с другими узорами, создавая переходные формы. Так, например, "двойной баранчик" ("тульский" табл. УШ, рис. 3,5), своей серединой образовывал звенчатый ромб с пальцами ("отмерами") и те приближался к круговым узорам или даже к изображению цветка (табл. VUI, рис. 6), то есті этот орнаментальный мотив являлся переходным к текстильным рисункам следующего тиш - лопастным28.

Лопастные узоры носят название "мельниц" (табл. VIII, рис. 7) и "гусиных лап" (табл VIII, рис. 6). Основою всех их различных видоизменений являлась восьмиконечная звезда -один из любимейших мотивов Востока, который В.В. Стасов весьма основательно считае: стилизованным цветком29.

Е. Н. Клетнова выделяет несколько вариантов восьмиконечной звезды. Это могла быть например, типичная восьмиконечная звезда, белая с красным "окошком" (квадратом посередине, вписанная в красный ромб с белыми ромбиками по углам. Эти ромбы - круп разделялись массивным косым перекрестьем, составленным из красных окошек с бель» косым крестом внутри. В подобной трактовке данный узор встречался наиболее часто (табл VIII, рис. 7). В другом варианте восьмиконечная звезда, могла иметь и менее угловаты лопасти, обведенные красной каймой, что придавало ей более округлую форму и ещё больш приближало к цветку (табл. VIII, рис. 4,6,8,9,10). В том случае, когда восьмиконечная звезд ставилась прямо, причем углы лопастей были срезаны, она имела некоторую округлости которая также превращала её в цветок (табл. VIII, рис. 8). Но особенно ярко такой звездчатый цветок был выражен в том случае, когда лопасти белой звезды были настолько округлены, что узор совершенно утрачивал схожесть со звездо-30.

Особо следует выделить большив, очень эффектные йетырехлопастные звезды, Б которых оаждая лопасть представляла ,обой ьвэ полных еубца и два полузубца. Внутри такой звезды было впиьпны красные сплошные пкна, а сама она помещалась в краснои ромбе, входящие двуг в друга углы которого, также заполнялись цветным ромбиком Интересен и более раннив вариант того же узора, где звездчатый цветок вписан в широким. красный ромб с отметами по внешним сторонам. Разделяющая ромбы велая полоса здесь представлена в виде городчатой угловатой ленты. В красные полуузорники, заполняющш пустоту между ромгом вставлялась большая фигурка, напоминающая цветок с двум? листочками (табл. VIII, рис. 11). Во всех лопастных узорах следует обратить внимание и ш довольно интересные фигуры, разделявшие звездчатые цветки и являвшиеся как нь междуузорными (табл. VIII, рис. 12) \

Типы тканых орнаментов

До конца XIX века в Финляндии произведения ручного ткачества создавались лишь кустарным образом. Однако с конца ХГХ века, в связи с ростом промышленного производства, возникают идеи поднять статус декоративно-прикладного искусства до высокого профессионального уровня, повысить качество изделий, сделать их более современными и популярными. В связи с этим, в 1894 году в Финляндии была создана Финская Генеральная Ассоциация Декоративно-прикладного искусства. В настоящее время эта Ассоциация поддерживает школы и мастерские декоративно-прикладного искусства, устраивает выставки, лотереи, публикует специальную литературу .

В XX веке традиции ручного ткачества продолжали развиваться многочисленными художниками-ткачами, объединявшимися в небольшие группы. Использование бумажных нитей как материала для ткачества стало новым направлением в финском узорном ткачестве. В этой связи хочется отметить интересные работы финского дизайнера Ханны Корвелы. Она создала целую серию ручных мебельных тканей с использованием бумажного утка (табл. XXXIХ рис.1)41\ На примере этой работы можно ещё раз убедиться в том, насколько современными и стильными могут быть произведения, выполненные в традиционной ремизной технике, но с использованием нетрадиционного материала.

Очень интересно тема использования бумажного утка в ручном ткачестве представлена в работах ещё одной финской художницы - Мари Валлден. В своей работе "Возможность (табл. ХХХХ, рис. 1) она выстраивает целую пространственную композицию. Мари Валлден ткёт на ручном станке в технике традиционного полотняного переплетения небольшие полоски, которые затем скручивает, получая небольшие циллиндры, имитирующие срезь деревьев. Эти циллиндры и полоски и являются составными частями общей работы Текстильная композиция "Возможность" несёт глубокий эмоциональный заряд, он, своеобразно раскрывает традиционную для финского текстиля XX века тему экологии.

Среди других финских художников, работающих в ручном ткачестве можно назват! Ритту Нелимаркку, Ритву Пуотилу, Юкку Вестеринен. Ритта Нелимаркка создаёт богатые п( цвету работы, совмещая техники руйю и гладкого ткачества. Ритва Пуотила в своих работа: также использует ручную бумагу. Творческая манера Юкки Вестеринен очень графична. Ии созданы проекты руйю для промышленного производства на предприяти) "Уиоге1та"(Лахти).

В XX веке в Финляндии не ослабевает интерес и к традиционным техникам ткачества Салфетки, скатерти, половики, руйю украшают интерьеры финских домов, придавая ш особый уют и индивидуальность (табл. XXXDC рис.2, 3, 4, табл. ХХХХ рис.2). Главньи образом, здесь развивается многоремизное ткачество, традиционными материалами дл ткачества являются лён, хлопок и шерсть.

Говоря о прибалтийском ручном ткачестве, следует отметить, что на протяжении XI века ткацкие промыслы здесь активно развивались. В Эстонии художественный текстил занимал заметное место в народном художественном творчестве, (табл. ХХХХІ рис.2,3,4 Традиции узорного ткачества, уходящие в далекое прошлое народного искусств; продолжались и развивались мастерами объединения "Уку"42. Оно было организовано в 196 году и названо по имени мифологического эстонского бога домашнего очага43.

На "Уку" в надомных условиях работали опытные мастера, которые выполнял полотенца, юбочные ткани, самые разнообразные скатерти и салфетки44. Сырьем да ручного ткачества здесь служила чистошерстяная или полушерстяная пряж; Традиционными текстильными техниками были браная и ремизная. Рисунок изделий обычн делался однотонным, клетчатым или полосатым. Ткани, выполненные на "Уку" отличалис разнообразием композиционных решений, богатством цветовых сочетаний45.

Работы мастериц отдельных районов Эстонии имеют своеобразный, присущий толы данной местности, рисунок и колорит. Для изделий острова Муху, например, характері: было преобладание сочетания ярко-розовых тонов с оранжевыми. Такой колорит ткаш является уникальным для всей Эстонии. Используемые цвета всегда имели определение значение, сохранившееся в представлении эстонцев с ХГХ века. Так, например, существова! изделия определённой гаммы, предназначенные для работы в поле, в море, траурны девичьи цвета и. т. д.46

Ассортимент эстонских тканых изделий подразделялся на две группы: предмеї декоративного характерс и уттлитархого назначения. К первоя групве относились: одеял покрывала для кресел, диванов, наволочки для подушек и т. д. Вторую группу составлял) белье и головные уборы - платки, шали, палантины, шарфы. Сюда же входили скатерти ) салфетки различного назначения, а также полотенца (белые и цветные, простые и кружевами) и простыни47.

Интересной особенностью эстонского ручного ткачества представляется использовани его традиций в современном гобелене. В этой связи можно отметить работы М. Антсо "Санный ковёр" (табл. ХХХХП рис.1) и А. Рауд "Дерево с перчатками" (табл. ХХХХП рис.2; В этих гобеленах традиционные текстильные узоры представлены в современном ключ( здесь чётко соблюдён баланс изобразительного и орнаментального48. Та свобода, с которо традиционный тканый узор вводится в плоскость современного гобелена, говорит о том, чт для эстонских художников XX века фолклорные традиции текстиля не были утрачены. Эт традиции, напротив, представляют ту базу, на которой и основывается декоративнс прикладное искусство Эстонии XX века.

В Латвии в концу XIX - началу XX вв. мощные центры кустарного ткачесп сформировались в культурно-исторической области Видземе. В Яунпиебалге, Вечпиебалп Рауне изо льна и шерсти выполнялись превосходные ткани, которые пользовались по все Латвии большим спросом (табл. ХХХХІ рис. 1,5). В домашних условиях повсеместно ткалис скатерти, половики, занавески, ткани для одежды, пояса. Интересно, что уже в середине XI века в Латвии использовались довольно сложные текстильные техники. Здесь, помим традиционного полотняного, активно применяли атласное, ремизное, саржевс переплетения. Характерной особенностью латвийского ткачества является использован! приема втянутых петель, значительно обогащавшего поверхность изделия и придававшех ему необычность. Интересным является также применение ткачами Латвии ниток различие толщины, вплетение бахромы. В XIX веке в Латвии создавали ткани для юбок двух видо просто полосатые и узорно-полосатые. К концу XIX века техника ткачества еще бол( усложнилась. Кроме узорных цветных тканей, здесь изготовлялось много тонкого льняно! отбеленного полотна с красивыми переплетениями геометрического орнамента. Из так1 тканей делали нарядные скатерти и полотенца49.

Узорное ткачество XX века в Финляндии и Прибалтике

Основным рабочим инструментом горизонтального рогожного стана является бердо (табл. XVHI рис.4(А)), при помощи которого образуется зев. Оно относится к типу бердечка для тканья поясов. Одна часть основы, например, чётные нити, проходила через глазки -круглые отверстия берда, а другая, нечётные - в промежуток между тростями (зубьями) берда. Для прибивания утка служило веслообразное било (табл. XV рис.4(Б)). Для прокидки утка использовался челнок (табл. XVIII рис.4(В)) - деревянный, вилкообразный, однако он нередко отсутствовал, и отдельные отрезы мочала-утка пропускались рукой. Заправленная в бердо основа прикреплялась одним концом к стене, а другим - к перекладине стоек стана и располагалась горизонтально. Иногда она могла прикрепляться к стойкам обоими концами. Тип стояков, образовывавших раму стана, очень неустойчив. В более раннем варианте это были четыре столба вбитых в земляной пол и соединенных перекладинами или две вертикальные рамы соединенные между собой перекладинами. Бердо приводилось в движение привязанной к нему веревкой, которая перекидывалась через блок, укрепленный в потолке или на перекладине соединяющей стойки Разница между горизонтальным и вертикальным рогожным и решетным станами состояла лишь в положении основы и в ее размерах Переход от вертикального стана к горизонтальному был естественен с

Сущностью работы горизонтального стана с бердом и подножками являете механическое чередование зева при помощи системы нита (ремиза. - Н.Ц.) и подножек i прибивание утка при помощи берда, не несущего в горизонтальном стане других функци! (то есть фуНКЦИИ образования зева. - Н.Ц.). Горизонтальный ткацкий станок этого тип; аналогичен по своей конструкции у русского, болгарского, румынского, украинского белорусского народов и народов бассейна Балтийского моря. Он имеет болыпи возможности, чем вертикальный ткацкий стан16.

Горизонтальный ткацкий стан второго типа состоял из следующих деталей: 1) Основание ткацкого стана, станины ("ставы", "ставіцьшьі", "стаціньї", "стацівьі"). ЭтЭ два горизонтально укрепленных бруска 1,5 - 1,75 м диаметром 25-30 см. 2) Навой ("навойка", "калода", "вараціла", "варатыля") - вал с утолщением на одном конце в виде цилиндра, в середине которого имелся желобок. В желобок вкладывался пруток ("затыкален") с надетыми на него петлями основы. В утолщенной части обоих навоев делали сквозные отверстия: в пряжном слева, в полотняном - справа. В эти отверстия вставлялась палочка "кий", "прытужальник", удерживавшая навой в стационарном положении и равномерно натягивающая основу. В обычном ткацком стане имелось два навоя. Навой, на который наматывали основу, назывался задний или пряжный, а тот, на который наматывали ткань, - передний, полотняный или товарный валик. У русских и белорусов этот навой мог называться "пришва" ("прышва") так как к нему прикрепляли небольшой кусок полотна -пришву к которому пришивали основу17. Передний или полотняный задний навои от ткацких станов и сбои закреплявшие кросна были найдены в славянском Гродненском городище в слое XII- XIII вв.18.

Однако в ХЕХ-начале XX вв. на исследуемой территории можно было встретить и более примитивные ткацкие станы, имевшие только один навой. Такие ткацкие станы назывались, станами с косой. Они не имели пряжного навоя для основы, которая, следовательно, не навивалась на вал, а сложенная петлями привязывалась к лестнице, к колу, вбитому в пол, к стану и распускалась постепенно в процессе тканья (табл. XIX рис.1)19. Аналогичные станы существовали и у народов Поволжья: мордвы, чувашей, мари, удмуртов, у ряда кавказских народов (абхазы, осетины) и в Таджикистане; возможно, что это является подтверждением их древних связей со славянскими и финно-угорскими племенами Восточной Европы20.

3) Ниты ("нічанкі", "нічальніцьі", "цапкі") - нитяные петли, располагавшиеся на двух горизонтальных пруточках. Длина нита соответствовала длине основы. Ширина 24-25 см. . Способы укрепления на ткацком стане основы и нита (рама, ставы, крючья, блочки, поднебник, наличие нитяного навоя или косы) варьируются в зависимости от степени развития и сложности стана и от особенностей его локальных форм. Ниты - часть ткацкого стана, служившая для образования зева. "Глазком" нита называлось отверстие одинарной или двойной петли нита, через которое пропускалась нить основы По своему устройству ниты разделялись на два вида - русский нит с одним глазком и нит латышский с двумя глазками22. У белорусов, однако, встречались ниты и без глазков .

Русский нит представлял собой два параллельных прутика, соединенных двумя рядами нитяных петель, продетых попарно одна в другую, то есть верхний ряд петель продевался через нижний. Нит делался следующим образом: бралась дощечка, на нее навязывались петли; когда вся дощечка была заполнена петлями, ее выдергивали, а вместо нее вставляли прутик. Второй ряд петель начинали делать вокруг той же дощечки, зацепляя каждую петлю этого ряда за петлю первого ряда. Когда вся дощечка заполнялась петлями, ее выдергивали и, так же как в первом ряду, заменяли прутиком. Таким образом, каждый нит представлял собой два ряда петель попарно продетых одна в другую. При навивании основы на двух нитах одну нитку пропускали через верхнюю петлю первого нита и между петлями второго нита; вторую нитку пропускали между петлями второго нита и в нижнюю петлю первого нита. При заправке основы в нит латышского типа нити верхнего зева шли через верхний глазок первого нита проходили через второй глазок ВТОРОГО; нитИ нижнего нита шли через нижний глазок первого нита и в верхний глазок ВТОРОГО нита Русский нит известен у всех восточных славян нит латышский в северных и западных районах Беларуси в Новгородской и Смоленской областях24

Существовали различные способы соединения нитов между собой при помощи различных приспособлений: гусиных, собачьих, волчьих, горностаевых косточек, киечек, котелочек, колясок. Косточки использовались в Смоленской области, поэтому здесь эти части стана назывались собачками, волчками, горностаечками25. Киечки - круглые цилиндрики, надеваемые на палку использовались в Витебской области. Круглые колесики, называемые котелочками, колясками применялись в Брянском Полесье и на Мозырщине. Иногда ниты вращались на деревянных блочках (Вологодская область, Украина, Беларусь). Ниты и набилки подвешивались к потолку, поднебнику или сводочку - верхней Г-образной части подставки стана при помощи деревянных крюков26.

Похожие диссертации на Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.