Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Природный и культурный ландшафт верхней волги. Особенности исторического и социально-экономического развития региона .
Глава 2 Роль православных храмов и монастырей верхней волги в искусстве и культуре русской провинции
Глава 3 Сельские поселения верхней волги в культуре русской провинции
Библиография
Работы иностранных авторов
Литература о Верхней Волге
Архивные материалы
Список иллюстраций
- Природный и культурный ландшафт верхней волги. Особенности исторического и социально-экономического развития региона
- Роль православных храмов и монастырей верхней волги в искусстве и культуре русской провинции
- Сельские поселения верхней волги в культуре русской провинции
Природный и культурный ландшафт верхней волги. Особенности исторического и социально-экономического развития региона
Чтобы понять искусство и культуру Верхневолжья, их значение и связь с общенациональными традициями России, важно осмыслить пространство природное, этническое, духовные традиции народа и историю земель. Именно эти факторы определяют особенность жизненного уклада людей, их занятия и культуру, характер, творческие возможности и перспективы.
В.В.Бычков, изучая эстетическое сознание славян прищел к выводу: «Природа в целом и в отдельных ее проявлениях, а также в своих персонификациях в виде славянских богов и божков занимала главное место в системе ценностей древних славян. Перед византийцем, воспитанным в христианском духе, не стояло подобной проблемы. Уже со времен поздней античности... природа утратила свой сакральный смысл. Принятие русского христианства не могло поколебать глубинной архитипической связи духовной культуры «человек - природа», но существенно одухотворило ее, подняв на новый уровень... Христианство на Руси было принято прежде всего и глубже всего на уровне художественно-эстетического сознания. И именно на этом уровне Древняя Русь наиболее активно, плодотворно и самобытно развивала... свою духовную культуру». Значение регионального ландшафта в становлении и развитии традиционной культуры исследовано видным историком искусства начала XX столетия И.Тэном. Он пришел к выводу, что культура, сложившаяся в рамках исторически определенньк географических границ, способна иметь ярко выраженную специфику. Чтобы осмыслить самобытность культуры и искусства Верхневолжья как целостной качественно определенной системы в структуре общенациональных ценностей, следует изучить культурный ландшафт. Как свидетельствуют нормативные документы ЮНЕСКО по сохранению Всемирного природного и культурного ландшафта, он понимается как результат сотрудничества человека и природы, который отражает многообразие форм их взаимодействий в различных географических и культурно-исторических условиях. Культурный ландшафт воплощает и отражает всю деятельность во взаимоотношениях человека и природы, во многом отражает искусство и культуру как любой отдельной страны, так и ее отдельного региона. В районе Верхней Волги культурный ландшафт составляет определенную систему центров, к которым относятся: город Осташков, монастыри, дворянские усадьбы, крестьянские поселения - погосты, села, деревни и т.п.; все они имеют свою специфическую функцию.
Все многочисленные поколения жителей Верхневолжья, обживая эти земли, создали ансамбль исторически сложившегося ландшафта, пронизанного единым духом и смыслом. Всеобщий характер и смысл целого на протяжении столетий сохранялся в системе разграничения пространства расселения. Сельское и городское, искусственное и природное находились в единстве и гармонии. Город, храм, монастырь, дома, хозяйственные строения - все имело свой художественный смысл. Рождалась система «человек-природа», с помощью которой непрерывно созидался культурный ландшафт и создавался ансамбль национального пейзажа.
Верховье Волги - северо-запад Тверской области (здесь принято этот регион называть Верхневолжье); средняя полоса России, юго-восточные склоны Валдайской возвышенности. Здесь находится главный водораздел центральной Восточно-Европейской части России, разделяющий бассейны рек Балтийского и Каспийского морей. Здесь начинаются реки Волга, Днепр,
Чтобы осмыслить самобытность культуры и искусства Верхневолжья как целостной качественно определенной системы в структуре общенациональных ценностей, следует изучить культурный ландшафт. Как свидетельствуют нормативные документы ЮНЕСКО по сохранению Всемирного природного и культурного ландшафта, он понимается как результат сотрудничества человека и природы, который отражает многообразие форм их взаимодействий в различных географических и культурно-исторических условиях. Культурный ландшафт воплощает и отражает всю деятельность во взаимоотношениях человека и природы, во многом отражает искусство и культуру как любой отдельной страны, так и ее отдельного региона. В районе Верхней Волги культурный ландшафт составляет определенную систему центров, к которым относятся: город Осташков, монастыри, дворянские усадьбы, крестьянские поселения - погосты, села, деревни и т.п.; все они имеют свою специфическую функцию.
Все многочисленные поколения жителей Верхневолжья, обживая эти земли, создали ансамбль исторически сложившегося ландшафта, пронизанного единым духом и смыслом. Всеобщий характер и смысл целого на протяжении столетий сохранялся в системе разграничения пространства расселения. Сельское и городское, искусственное и природное находились в единстве и гармонии. Город, храм, монастырь, дома, хозяйственные строения - все имело свой художественный смысл. Рождалась система «человек-природа», с помощью которой непрерывно созидался культурный ландшафт и создавался ансамбль национального пейзажа.
Верховье Волги - северо-запад Тверской области (здесь принято этот регион называть Верхневолжье); средняя полоса России, юго-восточные склоны Валдайской возвышенности. Здесь находится главный водораздел центральной Восточно-Европейской части России, разделяющий бассейны рек Балтийского и Каспийского морей. Здесь начинаются реки Волга, Днепр, Западная Двина. Верхневолжье - район лесов, болот, рек (их насчитывается здесь около 400) и большого числа озер, среди которых Селигер считается одним из крупнейших озер европейской части России.
Благоприятные климатические условия и выгодное географическое положение явились важным фактором раннего освоения региона человеком. По свидетельству археологов, появление здесь человека относится к периоду неолита. Вторым периодом освоения Верхневолжья считают финно-угорский, когда здесь проживали племена весь и меря (ПЫУ вв. н.э.). Третий этап древнейшего периода - У1-Х века, время славянской колонизации (славянских племен кривичей, ильменских славян). Местное население представляло смешанное славяно-балто-финское население. К X веку постепенно сгладились различия между отдельными племенами и происходило образование славяно-русской народности. Как показывает исследование, национальный состав населения Верхней Волги остается неизменным до сего времени: это район проживания русских, лишь в 1990-е годы здесь появились переселенцы из бывших союзных республик СССР.
Во второй половине Х-Х1У столетий Верховье Волги входило в состав Новгородских земель; граница с другими удельными русскими княжествами постоянно менялась: южная часть принадлежала князьям залесским, определенное влияние имело смоленское княжество. В X столетии в Верхневолжье было принято христианство. В Х1-ХУ веках в регионе возникло более 20 укрепленных славянских городов-крепостей. В ХШ столетии часть этих городов была разорена татарами. В период раннего средневековья в Верхневолжье шла постоянная борьба с Литовским княжеством.
Роль православных храмов и монастырей верхней волги в искусстве и культуре русской провинции
В системе культурного ландшафта Верхневолжья, как и большей части России, до 1917 года ведущую роль играла Русская Православная Церковь, поскольку православная духовность являлась тем ядром, вокруг которого формировалась русская государственность, уклад жизни народа, его характер и менталитет, культура в целом, художественная в особенности. На Верхней Волге христианство было принято в X веке.
В структуре устройства церкви, включающей Священный Синод, епархиальные управления, учебные заведения и т.п., ведущая роль принадлежит храмам и монастырям. В начале XX столетия в России действовало 37000 приходских храмов, 720 соборов, 1105 монастырей; в Верхневолжье - 53 приходских храма, 3 собора, 9 монастырей; в начале XXI века здесь функционирует 1 городской собор, 8 сельских приходских храмов, 1 монастырь.
Приведенная статистика свидетельствует, что количество храмов и монастырей в Верхневолжье составляет около 0,1% от общего их числа в России. Важно представить, какое влияние на культурный ландшафт региона оказывали эти немногочисленные храмы и монастыри, какую роль играли в культуре русской провинции. Для этого следует рассмотреть основные функции храмов и монастырей и механизмы воздействия их на социокультурную среду Верхневолжья. Большая часть храмов, как в России, так и в Верхневолжье относится к типу приходских. По духовной значимости, уровню профессиональной подготовки церковного клира, социальному составу прихожан храмы Верхней Волги сходны с приходскими церквями сел и малых городов центра России. Среди приходских храмов региона (как и страны в целом) особое место занимает церковь погоста Оковцы, она явилась особым центром «духовного притяжения», поскольку в ней находились чудотворные иконы «Креста Господня» и «Богоматери с Младенцем и святителем Николаем», явившиеся здесь чудотворным образом в середине XVI столетия. Подобные примеры приходских храмов в России единичны и являются почитаемыми духовными центрами страны. Более строго, полно по сравнению с приходскими храмами христианский идеал в своей деятельности воплотили монастыри. Православная обитель - целостный и сложный организм, основой которого является «умное делание» (молитва иноков). Монастыри России, отдаленные от мира, в то же время органично связаны с жизнью округи. Монастырь представляет собой феномен, где осуществляется синтез Богословия, науки, культуры, ремесла и литературно-литургического творчества.
Первые сведения о монастырях Верхневолжья относятся к XV столетию и содержатся в Новгородских Писцовых книгах (вотчинная новгородская обитель в городе Березовец). В начале XX века здесь действовали: Нило-Столобенская мужская пустынь (1594-1928 гг.) и приписные к ней обители: Новосоловецкая мужская пустынь на острове Зосимы и Савватия Соловецких на озере Вселуг (начало XVIII в. - 1930-е г.), Гефсиманский скит на острове Городомля озера Селигер (1907-1920-е гг.); Свято-Троицкий мужской монастырь в Селижарове (1504-1920 гг.), мужская заштатная Успенская пустынь в селе Могилевка (1634-1920-е гг.), Успенский женский монастырь в селе Лаврово (1870-1920-е гг.), Знаменский девичий (1674-1917 гг.) и мужской Житенный (1716-1920-е гг.) в Осташкове, Верхневолжский Ольгинский монастырь у истока Волги в селе Волго-Верховье (1907-1924 гг.).
Данные монастыри по духовному, социокультурному, экономическому статусу в жизни общества подразделяются на два типа: обители регионального и общероссийского значения. Большая часть монастырей Верхневолжья (как и России в целом) относится к первому типу. Общероссийское почитание получила Нило-Столобенская пустынь, поскольку она была основана в честь особо почитаемого русского святого преподобного Нила Столобенского Чудотворца, исихаста, аскета, пустынника, свершившего редкий подвиг молитвенного уединения.
Монастырь в своей деятельности на протяжении ХУ11-Х1Х столетий продолжил духовные традиции преподобного Нила, имел прославленные православные святыни (святые мощи преподобного Нила Столобенского Чудотворца, чудотворные иконы и скульптурный образ Преподобного, чудотворный Селигерский-Владимирский образ Богоматери).
Нило-Столобенская пустынь - уединенная, безвотчинная обитель, имевшая общежительный устав, по уровню почитания, характеру своей деятельности (включая хозяйственную) отлична от столичных монастырей, прославленных подмосковных (Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Ново-Иерусалимского и т.п.), была более близка известным монастырям 1-го класса Русского Севера (Валаамскому, Соловецкому, Кирилло-Белозерскому), а также Митрофаниеву в Воронеже, Саровской пустыни под Нижним Новгородом, Оптиной пустыни в Калужской губернии. Нило-Столобенская пустынь имела самые широкие духовные и деловые связи с большим числом самых разных монастырей России.
Храмы и монастыри являются сложным духовным и социокультурным институтом, который воздействует на человека и общество посредством следующих факторов: через христианский идеал как фундамент морально-нравственных основ общества, путем формирования мировоззрения человека, основанного на целостности, вечности исторических, космологических представлений о природе, человеке, космосе (всеединство вещей в Боге), через церковную дисциплину, путем различных форм религиозного быта, а также значимости церковного предания. Церковное предание - это жизнь церкви, запечатленная в памятниках, к которым принадлежат творения апостолов, отцов Церкви, богословов, литургические тексты, памятники зодчества, иконография, все монументальное и прикладное церковное искусство, обычаи и устные предания.
Сельские поселения верхней волги в культуре русской провинции
В культуре русской провинции особое место занимают сельские крестьянские поселения: по своей численности и древности они превосходят все остальные типы поселений, они предшествовали монастырским поселениями, дворянским усадьбам, древнерусским городам (началом их считалась крепость сельской общины). Чтобы составить представление о культуре сельских поселений в структуре общественной жизни Верхневолжья, следует рассмотреть исторические села и деревни как социокультурные и пространственные объекты, так как основные характеристики общества, образ жизни населения, его отдельных групп, личностей различным образом запечатляются в га жизненном пространстве и во времени. Поскольку в регионе в данный период самые ранние постройки и предметы крестьянского обихода относятся к середине XIX столетия, исследуется культура и искусство сельских поселений Верхней Волги середины X I X - конца XX веков.
Здесь к концу XIX столетия числилось 1296 селений, среди них 46 сел, селец 146, деревень 1038, мелких сельбищ 40, 6 монастырских поселений; в конце XX - значилось только 550 сельских поселений. Несмотря на то, что важнейшей чертой культуры русского крестьянина является ее традиционность, социокультурная и пространственная среда сельских поселений постоянно изменялись и в значительной степени зависели от исторических, политических и экономических условий, социального и национального состава населения.
До 1917 года основное население Верхневолжья (как России в целом) составляло крестьянство. Социальный статус его различен: до 1861 года по принадлежности и подчиненности были государственные, или казенные крестьяне, удельные (принадлежали какому-либо ведомству, приказу), крепостные, монастырские (или экономические) крестьяне; по отношению к владению землей - захребетники, сярбы, суседи, поземщики, половинщики. подворники, страдники, бобыли. После реформы 1 8 6 1 года было ликвидировано деление крестьянства на классы, выделено единое крестьянское сословие. В то же время изменение социокультурной среды сельских поселений Верхней Волги после 1861 года стало происходить интенсивно, значительно усилилось под воздействием рыночных, капиталистических социально-экономических процессов, процесса урбанизации. В конце XIX - начале XX столетия разрушилась система социального равноправия деревни, выделились группы наиболее богатых крестьян, увеличилось число разорившихся и крестьян-отходников, уходивших на заработки в горд.
До 1917 года особую социальную группу сельских поселений Верхневолжья составляли трудники - люди различного социального происхождения, бесплатно работавшие в монастырских посельских, при этом обители обеспечивали их семьи всем необходимым (жильем, питанием, одеждой, сельскохозяйственной техникой и т.п.). В сельских поселениях Верхневолжья проживали также священнослужители, дворяне, отставные военные.
До 1917 года по социальному составу верхневолжские села и деревни отличались от сельских поселений Русского Севера, где никогда не было крепостных крестьян, от Урала, где проживали, в основном, казенные крестьяне, от южных «казачьих» регионов и т.п., были более близки сельским поселениям центральной России. Отличительной особенностью Верхневолжья являлось то, что это был регион исторически сложившегося монастырско-церковного землевладения: земли здесь принадлежали Московскому митрополиту (с 1589 года —Московской Патриархии), московскому Симонову, новгородским Аркажскому и Хутынскому, подмосковному Иосифо-Волоколамскому и калужскому Пафнутие-Боровскому монастырям, а также верхневолжским обителям (после монастырской реформы 1764 года большинство земель - за исключением безвотчинных обителей - перешло в ведение Приказа Экономии, крестьяне стали называться не монастырскими, а экономическими). Особенностью
Верхневолжья является постоянный национальный состав населения; это регион проживания русских. Данные условия в значительной степени определили уклад жизни и социокультурную среду крестьянских поселений Верхневолжья. Исторически сложившиеся сельские поселения Верхневолжья можно рассматривать как центры традиционной народной культуры и искусства. Исследователи крестьянской культуры (В.С.Воронов, Д.К.Зеленин, Т.С.Семенова) выявили ее глубокую фундаментальную связь с природой, выразившуюся в жизненном укладе и его предметно-пространственном окружении. Традиционный жизненный уклад народа формировался столетиями. Особенностью сельского быта до начала XX столетия являлось то, что все вещи крестьянином выполнялись вручную. Предмет была как бы естественным образом вырастал из реальной жизненной среды, являлся ее прямым детищем, сохраняя в своем облике все характерные черты и особенности хозяйственно-экономического уклада данной среды. В своих исследованиях В.С.Воронов пришел к выводу, что «крестьянское жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудие труда, средства передвижения, предметы культа - весь вещественный быт, в его целом является той реальной основой, которая отражает всю стилистическую и техническую многогранность крестьянского художественного творчества». Основой народного творчества Верхневолжья являлась внутренняя связь материальных, жизненных потребностей верхневолжского крестьянина и его художественного творчества. В результате традиционный уклад жизни крестьянина становился объектом народного творчества, поскольку искусство было возведено на бытовые ступени жизни. Социокультурная среда сельских поселений до 1917 года, как в данном регионе, так и в России, была разнообразна и определялась во многом занятием крестьян, зависившим во многом от особенностей природного ландшафта и географического положения. Поскольку в Верхневолжье много озер, рек, болот, лесных массивов, в регионе отсутствуют поселения только сельскохозяйственного типа (земледельческие, животноводческие, овощеводческие и т.п.), распространены поселения смешанного типа. Для всех крестьян региона характерно занятие домашними промыслами, а для живших по берегам рек и озер - рыболовство.
Особенностью ведения хозяйства верхневолжских крестьян являлось сочетание земледелия, животноводства с домашними кустарными промыслами. Среди них первое место занимало производство холста, чем занимались все деревенские женщины. Главными центрами сбыта домашнего холста являлись Тверь, Торжок, Осташков, Калязин, Весьегонск. Повсеместно был распространен древнейший домашний промысел -сетевязание, производство различных сетей для рыбной ловли. Сетевязание как кустарный промысел Верхневолжья преимущественно сложилось в северной приозерной части: в волостях Петровшина, Кравотынь, Синцово. Занимались производством сетей осенью и зимой преимущественно дети в возрасте от 10 до 16 лет, всего в этой работе участвовало до 1800 человек.