Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Чегодаева Мария Андреевна

Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество
<
Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чегодаева Мария Андреевна. Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество : Дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 : М., 2005 255 c. РГБ ОД, 71:05-17/22

Содержание к диссертации

Введение З

Глава первая 8

Глава вторая 29

Глава третья 81

Глава четвертая 105

Глава пятая 176

Заключение 250

Библиография 252

Введение к работе

Работа «Духовный мир Хлебниковых - Митуричей» посвящена жизни, творчеству и духовным исканиям замечательных художников первой половины XX века Петра Васильевича Митурича и его жены Веры Владимировны Хлебниковой, сестры великого поэта Велимира Хлебникова. Вся жизнь и творчество Петра и Веры были освещены личностью Велимира Хлебникова, являлись зримым воплощением в живописи и графике его идей, его мировосприятия, его философских исканий. Личность и судьба Хлебникова, друга П.Митурича занимает в тексте значительное место.

Работа основывается на многочисленных документах, как опубликованных, так и находящихся в семейном архиве и предоставленных автору Маем Петровичем Митуричем-Хлебниковым, сыном Петра и Веры Митуричей-Хлебниковых, известным художником. На основании этих документов (воспоминаний, писем Петра и Веры Митуричей-Хлебниковых, частично опубликованных, частично оставшихся в рукописях1, неопубликованных воспоминаний Мая Митурича), а также изучения и анализа живописных и графических работ Петра и Веры, прижизненных критических откликов на их творчество, автор стремился создать максимально полную картину жизни художников на протяжении от начала XX века до 1956 года — даты смерти Петра Васильевича Митурича. (Вера Хлебникова скончалась в 1941 году) на фоне исторической реальности России всего этого времени.

Как Петр Васильевич Митурич, так и Вера Владимировна Хлебникова, обладая незаурядным литературным талантом и философской направленностью мысли, воплотили свое творческое мировоззрение,, свои художественные искания почти в равной мере как в формах изобразительного искусства - живописных и графических работах, так и в литературном наследии - воспоминаниях, письмах, теоретических трудах (Петр Митурич), произведениях художественной литературы - прозе и стихах (Вера Хлебникова). Лишь при комплексном изучении всего их многообразного художественно-литературного наследия можно с достаточной полнотой восстановить их человеческий и творческий облик, понять всю сложность и оригинальность их незаурядных личностей, проникнуть в духовный мир людей, принадлежащих к лучшим представителям русской интеллигенции начала и первой половины XX века. Скрупулезный анализ живописных и графических произведений Петра Митурича и Веры Хлебниковой, их пластического языка, их чисто профессиональных художественных приемов, вплоть до способа наложения живописных мазков, использования линии и тона в графических работах и т.п., должно было органически сочетаться с тем, что са-

1 В раде случаев письма и воспоминают, опубликованные выборочно, восполнены автором представленной работы.

ми они писали, говорили, ценили в своем искусстве, как сопрягали его с художественными исканиями своего времени. Особенно необходимо было такое комплексное изучение и сопоставление визуальных и вербальных «текстов» при изучении творчества Петра Митурича. Как в связи с собственными творческими исканиями, так и в связи со своей педагогической деятельностью, Петр Митурич постоянно, напряженно осмыслял, теоретически обосновывал свои взгляды на искусство, на его прошлое и настоящее, на природу живописи, сферу и круг ее возможностей как общечеловеческого «языка» и пр. Параллельно художественным исканиям, в течении всей его жизни шли напряженные научно-технические поиски в области волнового движения, согласно его взглядам, присущего всем живым существам и способного привести к поразительным открытия в технике и градостроительстве. И художественные, и научные искания Петра Митурича всецело опирались на философские взгляды Велимира Хлебникова, носили глубокий мировоззренческий характер. В предлагаемой работе личность Петра Митурича представлена во всей многоплановости и разносторонности и в тоже время, присущем ему единстве.

В работе «Духовный мир Хлебниковых- Митуричей», предложенной в качестве диссертации на соискание степени доктора искусствоведения, основополагающим методом явилось именно многоплановое исследование материала, сочетающего и объединяющего все аспекты жизни и деятельности художников, анализ их работ и философских воззрений, личных переживаний и отношений с людьми из своего окружения. Автор стремился воссоздать живой «портрет» своих героев на фоне картины времени, следуя традициям и методологии русского искусствознания и литературоведения.

Достаточно полная картина жизни и творчества крупных художников, вписавших яркую страницу в историю отечественного искусства, изучение и осмысление их художественного наследия, само по себе обладает научной ценностью, закрывает одно из «белых пятен» в истории изобразительного искусства России XX века. Но предложенный автором работы метод максимально полного, объемного и комплексного рассмотрения всех аспектов и граней жизни и творчества Петра Митурича и Веры Хлебниковой на фоне общественной и художественной жизни России первой половины XX века может представлять интерес и в плане методологии. Изучение творчества художников XX века требует особого подхода. Отделенные от нас всего одним-двумя поколениями, бывшие непосредственными учителями ныне живущих мастеров старшего возраста, они воспринимаются как наши прямые предшественники, почти современники, не потерявшие влияния на нас, на наше современное художественное мировоззрение. Их взгляды, художественные принципы и формальные методы и сегодня являются предметом освоения, развиваются, осмысляются ныне живущими художниками, провоцируют острейшие споры, вызывают дискуссии, принимаются, либо отрицаются, оказывая воздействие на состояние искусства сегодняшнего дня. Для мастеров искусства XX века было характерно глубокое внимание к философским, общественно-политическим, мировоз-

зренческим проблемам своего времени; стремление не только отразить эти проблемы в своих живописных и графических работах, но и провозгласить свои взгляды в виде художественных манифестов, деклараций, развернутых текстов, долженствующих сопровождать и их живопись и графику. Самый образ жизни художников, характер и деятельность творческих объединений являлись как бы одной из форм существования искусства, своего рода «концепцией», имеющей не только идеологическое, но и художественное значение.

Искусство XX века нельзя понять до конца вне личностей мастеров, их воззрений, их высказываний, их человеческих судеб. В этом плане предложенная работа предстает опытом и примером литературно-искусствоведческой «реконструкции» художественной и человеческой судьбы двух значительных людей искусства на фоне среды, событий, впечатлений, противостояний своего времени; соединением глубокого научного изучения художественного наследия Петра Митурича и Веры Хебниковой, детального анализа работ, осмысления философ-ско-мировоззренческой направленности их творчества, обусловленной влиянием великого поэта и мыслителя Велимира Хлебникова с воссозданием реальной атмосферы времени и места, художественной среды и сложной человеческой судьбы героев книги, людей, обладавших ярко неповторимой индивидуальностью, талантом и человеческой значительностью. Такое комплексное, объемное изображение мира Митури-чей-Хлебниковых, всей их жизни как представителей лучшей части русской интеллигенции представлялось автору наиболее верным и перспективным. Достичь такой полноты было возможно лишь при глубоком изучении всего, оставленного Петром Митуричем художественного, литературного, научного наследия в их постоянном сопоставлении. До сих пор во всех изданиях, посвященных П.В.Митуричу, рассматривалась какая-либо одна из сторон его деятельности, преимущественно его, широко известная во всем мире и высоко ценимая графика. Как воззрения Митурича на живопись, так и сами его живописные работы были изучены значительно меньше. Его теоретические и методологические взгляды на искусство представали лишь в форме публикаций, вне искусствоведческого анализа его работ. Не делалось и серьезных попыток соотнести его взгляды с мировоззрением Велимира Хлебникова, чье влияние было в жизни Петра Митурича определяющим.

Не было в достаточной степени изучено и творчество Веры Владимировны Хлебниковой, оригинального самобытного художника и на редкость яркой интересной личности, в значительной степени заслоненной славой своего великого брата Велимира Хлебникова, высоким признанием и известностью мужа - Петра Митурича. Лишь в последние годы усилиями Мая Петровича Митурича-Хлебникова были воспроизведены ее наиболее значительные живописные и графические работы, изданы страницы из ее воспоминаний и литературных опытов, однако, эти публикации не сопровождались искусствоведческим анализом ее работ.

Невозможно было воссоздать хоть сколько-нибудь полно образы Веры и Петра Митуричей-Хлебниковых вне художественной среды, ху-

дожественных, философских, политических воззрений своего времени; не погрузив их в историческую реальность, обстановку жизни России первой половины XX века. В предлагаемой работе жизнь Петра и Веры Митуричей, впечатления и события, составлявшие значительные вехи в их биографии, круг людей, их окружавших, взгляды современников на их творчество представлены со всей возможной полнотой.

Автор в своей работе опирался на опыт и методологию искусствознания и литературоведения эпохи «серебряного века», в частности стремился, по мере сил, следовать методу своего деда Михаила Осиповича Гершензона, таким его книгам как «Декабрист Кривцов и его братья», «Грибоедовская Москва» - шел путем, исполненным почти непреодолимых трудностей. Как рассказывать о людях, которые все рассказали сами - о себе и друг о друге? Тесно переплетающиеся в семье Митуричей литературные и художественные нити; умение мыслить равно изображением и словом побуждали их, и Петра Митурича, и Веру Хлебникову, и Мая Митурича-Хлебникова - так записал его при рождении отец «чтобы ему и всем было ведомо, что он и Хлебников»2 -постоянно писать, запечатлевать в воспоминаниях и записках свое прошлое, свои мысли, лица близких.

Они не рассчитывали на публикацию, не думали о возможных читателях. Вера Хлебникова писала свои «Записки» в 1923 году, в момент величайших исторических бурьтунесших^рата Александра, пропавшего без вести в огнеЛ7ражданской войны, погубивших Велимира. Писала для себя, возвращалась мыслями в прошлое, в ту, оставшуюся за гранью войн и революций и кажущуюся такой счастливой жизнь, когда братья были живы и так радостно сочетались для нее, талантливой юной художницы искусство, Крым, Париж, Италия, старое поместье Алферово, где в связи со служебными делами отца, жили Хлебниковы в начале 1910-х годов...

Петр Митурич работал над воспоминаниями в тяжкие дни войны, одинокий - Вера умерла в январе 1941-го, - проводивший на фронт сына. Искал спасения в минувшем, воскрешал дорогие для него образы Хлебникова и его сестры, с которой прожил так счастливо 17 лет.

Не думал ни о какой публикации и Май Петрович Митурич, когда в наше смутное время, будучи уже 70-ти лет, в дни болезни начал записывать свою жизнь и жизнь родителей, все что сохранила память.

Предложенная работа в значительной степени является анталогией литературного наследия Митуричей_Хлебниковых, содержит большое количество выдержек и цитат из необъятного моря страниц, написанных талантливо, ярко, достойных полного издания, да и опубликованных уже в нескольких сборниках, посвященных Петру Митуричу и Вере Хлебниковой, не говоря уж об изданиях великого Хлебникова, дождавшегося в наши дни благоговейного изучения и многочисленных публикаций.

Еесть ли надобность в такой анталогии»?

2 Митурич П.В. Вера. // В кн.: П.Митурич. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Дневники, письма, воспоминания, статьи. М., 1997. С. 75.

Представляется, что есть. В предложенной работе собраны, сопоставлены то, что рассказали о себе сами ее герои, соединены рассыпанные фрагменты. В результате возникло нечто вроде «Саги о Митури-чах-Хлебниковых», сплетены воедино комментарии, описание и анализ работ- и живые неповторимые голоса героев, их внутренние монологи, их воспоминания. Четыре голоса звучат отчетливо - странный, глухой, доносящийся из другого мира, из просторов вечности голос Хлебникова, на всем протяжении аккомпанирующий жизни семьи Митуричеи и голос его сестры Веры - женственный, загадочный как весь ее облик, похожий и непохожий на голос брата; голос Петра Митурича, суровый, жесткий, непреклонный; - и мягкий добрый, грустно-лирический голос Мая Митурича, с такой бережной любовью поведавшего о самом дорогом и главном, что было в его жизни.

Голоса, обращенные в прошлое...

* * *

Похожие диссертации на Духовный мир Хлебниковых-Митуричей, Петр Митурич и Вера Хлебникова :Жизнь и творчество