Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Алексеева Татьяна Петровна

Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма
<
Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева Татьяна Петровна. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Алексеева Татьяна Петровна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2008.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/68

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Истоки динамики конструкции и декора алтайского национального костюма . 15

1.1. История динамики конструкции и декора традиционного костюма населения Горного Алтая со скифских времен до этнографической современности . 15

1.2. Духовная культура населения Алтая как источник динамики конструкции и декора традиционного костюма . 38

1.3. Динамика конструкции и декора национального костюма алтайцев как отражение материальной культуры. 46

Глава 2. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма XVIII - начала XXI вв. 61

2.1. Эстетический идеал как источник влияния на характер конструкции и декора алтайского национального костюма 61 XVIII - первой четверти XX вв .

2.2. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма XX - начала XXI вв. 94

2.3. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма как источник переосмысления и творческой трансформации при создании современной одежды. 133 Заключение. 144

Список принятых сокращений 149

Список литературы и источников 150

Список иллюстраций 171

Иллюстрации 174

Приложение 200

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние годы интерес к алтайскому
национальному костюму усилился и привлек внимание людей разных
профессий. Обладая большой степенью устойчивости в рамках традиционной
культуры, национальный костюм стал источником полезных сведений и
вдохновения для современных кутюрье и модельеров, художников театра и
кино, ювелиров, искусствоведов и широкой публики. Механизм изменений в
конструкции и декоре алтайского национального костюма исследован весьма
поверхностно и, следовательно, существует недостаток понимания подлинной
ценности этого культурного явления и исторического источника. Изучение
динамики конструкции и декора алтайского национального костюма становится
актуальным как при изучении истории Алтая, так и при прогнозировании
последующего формирования национального искусства в условиях
современной России и культурного взаимодействия. Успешное

функционирование в туристической зоне, предполагает углубленное изучение алтайского национального костюма как разновидности декоративно-прикладного искусства алтайцев и исследование динамики его конструкции и декора. Все это имеет большое значение для дальнейшего развития алтайской национальной культуры. В этой связи избранная тема исследования является актуальной.

Одежда алтайцев изучалась по отдельности или обобщенно в целом, что затрудняет целостное восприятие костюмного комплекса. Не затрагивались вопросы формирования, развития, видоизменения конструкции и декора традиционного костюма южных и северных алтайцев. Это дает основание продолжить изучение национального костюма алтайцев. Рассматривая формирование костюмного комплекса алтайцев в хронологических параметрах истории, выявляется ряд элементов, позволяющих определить, каким образом возникла и развивалась система конструкции и декоративного убранства в национальных костюмах северных и южных алтайцев. В связи с этим представляется важным и актуальным выявить особенности покроя и декора традиционного костюма южных и северных алтайцев, проследив их закрепление и развитие в определенных хронологических рамках. Это дает возможность выделить наиболее архаичные элементы покроя и декора костюма алтайцев, принадлежащих к периоду алтайского единства, и более поздних напластований, появившихся в результате этногенетических связей.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по двум периодам. Первый период характеризуется накоплением материала об особенностях традиционного костюма алтайцев - XVIII - XIX века. Краткие сведения о материальной культуре, в том числе и одежды, телеутов, шорцев имеются в работе Г.Ф. Миллера. Статьи Г.И. Спасского содержат описание одежды телеутов. Лаконичное и обобщенное описание кумандинской одежды дает нам бийский исправник А. Горохов в своей работе. Краткое описание одежды алтайцев представлено в этнографической работе Г. Гельмерсена. Точностью, глубиной наблюдений отличаются работы В. И. Вербицкого, в которых описана одежда алтайцев с учетом этнических особенностей. Он первый ввел в науку разделение племен Алтая на северных и южных по признакам их языка, культуры и быта. Сопоставление этнографических фактов, замеченных у алтайцев, с подобными фактами у других народов встречается в работе Г.Н. Потанина. Описание одежды телеутов, шорцев, челканцев, кумандинцев, тубаларов имеется в книге В.В. Радлова. Там же присутствует описание шаманского культа. Краткое описание мировоззрения и одежды алтайцев встречается в работах Н.М. Ядринцева. Второй период, связанный с изучением традиционного костюма алтайцев, относится к XX - началу XXI в.в. Письменные источники данного периода характеризуются научным подходом к предмету исследования, тематическим и территориальным охватом. Среди первых исследований этого времени выделяются статьи Н.Б. Шерра и Н. Богатырева. Эти статьи посвящены описанию культуры кумандинцев. Определенную ценность представляют работы А.В. Анохина. В своих работах автор описывает ритуальную одежду шамана, шаманский бубен, систематизирует религиозные верования алтайцев. На основе археологического материала создаются работы М.П. Грязнова и СИ. Руденко, в которых содержится описание материальной и духовной культуры населения Горного Алтая в скифское время. Интерес представляет работа СВ. Киселева, в которой описаны конструкция и декор одежды древних обитателей Алтая. Обоснованную периодизацию истории традиционной культуры древних обитателей Горного Алтая, особенности их изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют исследования следующих авторов: С.С. Суразакова, Л.Л. Барковой, В.Д. Кубарева, Ф.Р. Балонова, В.И. Соенова, А.В. Эбеля, Д.Е. Ануфриева, Ю.Ф. Кирюшина, А.А. Тишкина и др. Перу новосибирской исследовательницы Н.В. Полосьмак принадлежат несколько специальных статей, связанных с характерными чертами пазырыкской

материальной и духовной культуры и отдельными элементами пазырыкского костюма. Детальный обобщающий очерк костюма пазырыкской культуры был дан в работах С.А. Яценко. Специфику материальной культуры, в частности традиционной одежды, хуннского времени в Горном Алтае раскрывают в работах Ю.С. Худяков, С.Г. Скобелев, М.В. Мороз, А.Ю. Борисенко. Особенности культуры и краткую характеристику традиционной одежды тюркского населения Алтая представили в работах следующие исследователи: Н.П. Дыренкова, А.И. Минорский, В.М. Жирмунский, Л.Н. Гумилев, А.А. Гаврилова, Н.С. Модоров, С.С. Суразаков, Ю.С. Худяков, Е.А. Окладникова, Ю.А. Плотников, Э.Л. Львова, И.В. Октяборьская A.M. Сагалаев, М.С. Усманова, А.Р. Ким, В.Д. Кубарев, Л.Р. Кызласов, Е.И. Маточкин, Л.П. Потапов, В.И. Елин, В.А. Некрасов, В.И. Соенов, A.M. Глебов, В.А. Кочев, В.В. Горбунов, Е.А. Миклашевич, Д. Цэвээндорж, С.А. Яценко и др. Ряд публикаций по алтайской духовной и материальной культуре, среди элементов которой рассматривается и одежда, принадлежит Н.П. Дыренковой. Определенный интерес представляют работы крупного этнографа Л.П. Потапова, который характеризует в своих исследованиях особенности культуры южных, северных алтайцев, их этнические связи в хронологических рамках истории, дает описание бытового и обрядового костюма. Важным фактором для изучения алтайского национального костюма является создание классификации одежды народов Сибири. Особое место занимают основополагающие труды Н.Ф. Прытковой, посвященные типологии одежды и головных уборов народов Сибири в целом. Ею были выявлены наиболее стойкие элементы одежды хантов, параллели с одеждой народов Алтая, Сибири и Средней Азии. Особенности традиционной культуры и национального костюма алтайцев, история его развития представлены в трудах Н.И. Каплан, Е.М. Тощаковой, А.П. Уманской, Л.В. Кыпчакова, Е.П. Зайцевой. Продолжением изучения алтайской традиционной культуры стало исследование В.П. Дьяконовой, которая разработала типологию элементов традиционного костюма теленгитов Горного Алтая. В работах Ф.А. Сатлаева проанализированы этническая история, быт, культура, одежда кумандинцев. Специфике алтайской символики, имеющей место в традиционной одежде, посвящены работы Н. А. Тадиной и С. П. Тюхтеневой. Существенным направлением в изучении алтайского традиционного костюма является исследование орнамента и искусства алтайцев. Одежда в данном случае является одним из источников. Это работы С.В Иванова, В.И. Эдокова, А.В. Эдокова и др. К следующему направлению относятся исследования, посвященные изучению религиозных

представлений, материалы которых позволяют выявить обрядовые комплексы одежды южных и северных алтайцев, проанализировав ее динамику конструкции и декора. К этому направлению относятся труды Л.П. Потапова, Н.П. Дыренковой, Dioszegi Vilmos, Е.Д. Прокофьевой, Ф.А. Сатлаева, Л. Чанчибаевой, A.M. Сагалаева, Л.М Тукмачева-Соболекова, Е.П. Батьяновой, Д.А. Функа и других.

Таким образом, за период с XVIII по XXI в. был накоплен значительный материал по традиционной одежде алтайцев. Все это, несомненно, важно, однако в отечественном искусствознании необходим труд обобщающего характера, воссоздающий динамику конструкции и декора алтайского национального костюма.

Объектом данного исследования является национальный костюм южных и северных алтайцев.

Предмет исследования - динамика конструкции и декора национального костюма южных и северных алтайцев XVIII - начала XXI вв.

Цель исследования - определить специфику формирования, развития, переосмысления, трансформации конструкции и декора в национальном костюме южных и северных алтайцев XVIII - начала XXI вв., установив общие и локальные черты, установив причины их сходства и различия.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть процесс становления, формирования и развития конструкции и декора в традиционной одежде населения Горного Алтая;

  2. Изучить конструкцию и декор алтайского национального костюма;

  1. Показать влияние культуры на динамику конструкции и декора алтайского национального костюма;

  2. Показать преемственность и изменения в динамике конструкции и декора алтайского национального костюма;

  3. Выявить динамику конструкции и декора локальных костюмных комплексов южных и северных алтайцев.

  4. Проанализировать законы, на основе которых складывалась, развивалась, видоизменялась конструкция и декоративное убранство национального костюма южных и северных алтайцев.

Хронологические рамки исследования - XVIII - начало XXI вв. Территориальные рамки: Алтайский край, Республика Алтай. Методологическая база и методы исследования. Важным для данной работы стало прослеживание динамики конструкции и декора алтайского

национального костюма. На общей концепции работы сказались идеи,
представленные в трудах Н.Ф. Прытковой, разработавшей типологию одежды и
головных уборов народов Сибири в целом. Важной основой для работы было
исследование С.А. Яценко, связанное с анализом конструкции, силуэта и
декора мужского и женского костюма, причесок народов древней Евразии и их
соотношение с идеальными пропорциями тела у разных этносов и в разные
эпохи. Использовался системный подход. Тема рассматривалась в контексте
исторических и культурных процессов на основе принципа
междисциплинарности. Динамика изменений и преемственности в конструкции
и декоре алтайского национального костюма представляет особую систему, в
которой нашли отражение различные факторы: история, материальная и
духовная культура, этнические связи, природно-климатические,
географические особенности среды, эстетический идеал алтайского народа.
Такой подход обуславливает использование комплекса научных методов,
включая сравнительно-исторический, сравнительно-типологический,

художественно-эстетический, метод полевой этнографии, аналогии, метод искусствоведческого стилистического анализа.

Источниковая база. В основу диссертации легли разнообразные источники: опубликованные, материальные, литературные и научные труды. Этнографические источники представлены полевыми материалами автора, музейными предметами и живописными, графическими работами алтайских художников. Полевые источники включают описание элементов традиционной одежды, которая сохранилась в быту алтайцев. Устные сведения в ходе полевых исследований получены от информаторов путем опроса. Автором исследования совершены поездки в Республику Алтай (Горно-Алтайск (2005-2007годах) Турочакский район (август 2007)), Алтайский край (Бийск (2004-2007годах), Бийский (2004-2005годах) и Солтонский районы (2006-2007годах)). В качестве источников используются произведения алтайских художников XX века (Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И. Чевалкова, М.К. Бабакова, И.И. Ортонулова, М.Н. Чевалкова, В.П. Чукуева), которые опубликованы в каталогах и альбомах. Информация о костюме в данных произведениях позволяет выявить динамику конструкции и декора алтайского национального костюма.

Автором использованы материалы экспозиций и фондов национального музея Республики Алтай им А.В. Анохина в городе Горно-Алтайске, Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки: костюм шамана, головные уборы, верхняя плечевая одежда, обувь южных и северных алтайцев.

Среди опубликованных фольклорных источников - тексты легенд, мифов, героических сказаний и песен, записанных у южных и северных алтайцев в XIX - XX веках В.И. Вербицким, А.В. Анохиным, С.С. Суразаковым и др. Содержащаяся в них информация о конструкции и декоре алтайского национального костюма отражает специфику одежды отдельных этнических групп алтайцев. В качестве источников используются произведения алтайских писателей XX века (Д.Б. Каинчина, Л.В. Кокышева, Б.У. Укачина, И.Б. Шинжина). Информация о костюме в данных произведениях имеет косвенный или аллегорический характер, но позволяет выявить динамику конструкции и декора алтайского национального костюма.

На алтайском языке даны названия деталей костюмов, которые взяты из этнографической литературы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Рассмотрена, проанализирована динамика конструкции и декора алтайского национального костюма.

  2. Выявлены общие и локальные черты в динамике конструкции и декора костюмных комплексов алтайских племен, этнических групп и установлены первопричины их формирования, переосмысления и трансформации.

  3. Выявлены наиболее устойчивые элементы в конструкции и декоре алтайского национального костюма.

  4. Обобщен и систематизирован опыт отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением особенностей покроя и декора алтайского национального костюма.

  5. Предпринята попытка философски осмыслить смыслообразующие принципы в динамике конструкции и декора национального костюма южных и северных алтайцев.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма формировалась в исторической преемственности с XVIII в. до начала XXI в.

  2. В динамике конструкции и декора алтайского национального костюма нашли отражение исторические, экономические, политические, культурные изменения в жизни алтайского народа. Данные изменения привели к переориентации традиционного хозяйства, распространению тканей фабричного производства, искусственных материалов и конструкции одежды «русского образца».

  1. Конструкция и декор национального костюма южных и северных алтайцев основаны на отражении эстетического идеала.

  2. В основе динамики конструкции и декора алтайского национального костюма лежит изменение и трансформация эстетического идеала. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма соотносятся с идеальными пропорциями тела.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования служат основанием для осуществления дальнейшего изучения традиционной одежды южных и северных алтайцев; могут быть использованы при разработке и преподавании спецкурсов по дизайну алтайского национального костюма, по истории декоративно-прикладного искусства алтайцев, этнографии Горного Алтая, при выполнении живописных и графических работ посвященных истории Горного Алтая, при создании этнографических атласов, при дальнейшей работе над проблемой культурогенеза, типологии и семантики одежды алтайцев и других народов Сибири.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были изложены на заседаниях кафедры философии Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина, на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и образование в контексте формирования исторического мышления» (Бийск, 2005 г.), на пятой Российской научно-практической конференции «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное взаимодействие алтайского и русского народов в истории Государства Российского» (Бийск, 2006 г.), на Международной научной конференции «Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири (Бийск, 2007), на Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Алтайского края «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007), в журнале «Философия образования» № 3 (24) (Новосибирск, 2008).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Бийского педагогического государственного университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения, иллюстраций.

История динамики конструкции и декора традиционного костюма населения Горного Алтая со скифских времен до этнографической современности

Истоки возникновения и развития конструкции и декоративного убранства алтайского национального костюма алтайцев уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют памятники, начиная с эпохи бронзы, найденные на территории Алтая. Важным источником для изучения истории традиционного костюма ранних племен Алтая являются археологические памятники. Основными видами археологических памятников эпохи бронзы являются погребения с курганами, для более поздних периодов эпохи железа — каменные изваяния в форме человеческих фигур, наскальные изображения. Существует ряд широко известных письменных источников: китайских, византийских, персидских, русских и других, где встречаются ценнейшие сведения об особенностях покроя и декора традиционного костюма племен Алтая. Накопленный к настоящему времени материал по традиционной одежде населения Горного Алтая позволяет проследить динамику формирования эстетической выразительности покроя и декора, начиная с древних времен (скифской эпохи) до этнографической современности. Опираясь на классификацию археологических памятников, представленных М. П. Грязновым [35, с. 4], Л. П. Потаповым [116, с. 63], В. И. Елиным [47, с. 55], проследим в хронологической последовательности, как происходило формирование и развитие конструкции и декоративного убранства костюма населения Горного Алтая.

Исследователи отмечают, что Среднюю Азию, включая Алтай, Казахстан и Южную Сибирь, в прошлом населяли родственные племена, тесно связанные между собой общей культурой и на протяжении веков сохранившие постоянные контакты. Эта общность установлена на основе изучения памятников указанных регионов, относящихся к VII - IV вв. до н. э., когда на обширной территории обитали саки - азиатские скифы [90, с. 32].

Динамика конструкции и декора традиционной одежды населения Горного Алтая с VI века до н. э. по I век н. э. Важным историческим этапом, раскрывающем особенности и динамику покроя, декоративного убранства традиционной одежды жителей Горного Алтая, является скифо-сибирский период VI в. до н. э. - II век до н. э. и хунно-сарматское время II в. до н. э. -1 век н. э. [56, с. 54].

Комплексы из «замерших» курганов Горного Алтая стали одним из крупных открытий мировой археологии. Конструкция и декор костюма являются ярким элементом культуры, выявленных в этих курганах. Характерными памятниками сакской эпохи на территории Алтая являются Пазырыкский, Катандинский, Шибинский и другие курганы, которые раскрывают особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства [10, с. 88; 11, с. 48; 36, с. 112; 208, с. 15]. Данные курганы, в которых подкурганная мерзлота уберегла от порчи мужскую и. женскую одежду, украшения, ярко отражают динамику конструкции и декора одежды населения Горного Алтая [133,с. 210; 106, с. 40 - 43; 107, с. 148 - 151; 108, с. 143 - 163; 70, с. 86 - 87; 198, с. 145].

Из открытых в Пазырыкских курганах памятников для нашей работы наибольший интерес представляют остатки одежды: меховых кафтанов (верх одного из них выделан в виде мозаичного узора), войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Один из плащей был длинный и просторный, другой - короткий, из тонкого войлока - фетра. Отдельные виды алтайской верхней одежды, например, меховые шубы, пальто из войлока по типу покроя сходны с одеждой из Пазырыкских курганов. Сходство прослеживается в конусообразных шапках из плотного войлока, бытовавших у хуннов, тюрков Горного Алтая и имеющих место у алтайцев в наши дни. Определенные черты сходства прослеживаются в типологии покроя мужских рубах, штанов, обуви. С. И. Руденко, описывая древний горноалтайский костюм, заметил: «Одежда богатых мужчин состояла из широкой кендырной рубахи с прорезом для продевания головы и без воротника, замшевых узких штанов с нашитыми в шагу широкими леями из конской шкуры, что характерно для одежды конников. Длинные выше колена чулки шились из войлока, а длинные кожаные сапоги имели меховые голенища» [134, с. 88]. Однако необходимо заметить, что кожаные штаны - более поздний тип одежды пазырыкцев [200, с. 94]. Первоначально носили матерчатые штаны, которые шили из красной шерсти (кашемира и муслина), окрашенной мареной. Штаны зауживались внизу, а вверху завязывались шнурком. Каждая половина кроилась из двух половин, в шагу имелась квадратная вставка. Мужские штаны дополнительно имели разрез спереди, прикрытый деталью в форме удлиненного треугольника без вершины. Штаны носили мужчины и девы-воительницы. Подобную конструкцию имели катандинцкие штаны, которые изготавливались из более грубой шерсти [200, с. 94]. Украшениями штанов служили квадратные и круглые золотые бляшки, вышивки и аппликации [23, с. 32; 200, с. 94]. Юбки пазырыкцев состояли из 3 - 4 чередующихся белых и красных полосок. Юбка подпоясывалась тонким, сплетенным из ниток, красным поясом с кистями [200, с. 94 - 95]. Своеобразной была обувь.

Духовная культура населения Алтая как источник динамики конструкции и декора традиционного костюма

Конструкция и декор национального костюма является материальным выражением мировоззрения и духовной культуры населения Алтая, их религиозных представлений. Костюм, выступая знаком половозрастного и семейного статуса, опосредовал связь человека с природой и обществом, служил своего рода границей между телом (микрокосм) и миром (макрокосм). Декоративное убранство, цвет и даже конструкция одежды имели первоначально значение оберега. «Охранявшая» человека одежда, подобно своеобразной пространственной конструкции, воспринималась в универсальных категориях верха и низа. Это нашло отражение как в динамике покроя, декора национальной одежды, так и в языке, фольклоре, ритуальной практике.

Со скифских времен костюм выступал как модель мироздания. Универсальными для маркирования трех зон мироздания (верхний, средний и нижний) у пазырыкцев были цвета: красный, белый и синий [200, с. 345]. Эти цвета преобладали в одежде. Красный, белый и синий цвета до сих пор присутствуют на характерных для населения Саяно-Алтая жертвенных лентах «ялама» [138, с. 85], символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [200, с. 345]. На знаменитом персидском ворсовом ковре из Пазырыка у знатных всадников (в отличие от лиц более низкого ранга, ведущих лошадей) в одежде видим те же цвета — белый (фон рубахи), синий (штаны) и красный (туфли) и вертикальные полосы на рубахе; их размещение на одежде также соответствует космической символике основных сословий [200, с. 345].

Три зоны мироздания могли обозначаться и особым размещением антропоморфных изображений божеств на костюме аристократа в скифские времена. Существовала определенная система размещения декора на одежде, в соответствии с которой тело человека делилось на три вертикальных яруса (первый - голова, второй - грудь, третий - область бедер), и каждый ярус ассоциировался соответственно с Верхним, Средним и Нижним миром. Так, пазырыкские орнаменты одежды в виде «чешуи» связывают с птичьим оперением, змеиной или рыбной чешуей. Однако чешуйки идут в направлении, противоположном природному, - овальным выступом вверх. Все разъясняется, если предположить, что размещение «вверх ногами» рассчитано именно на взгляд хозяина одежды (и светлых божеств Верхнего мира) [200, с. 346]. До недавнего времени на шаманских костюма Южной Сибири, включая отдаленных потомков «пазырыкцев» - алтайцев, все мелкие подвески, бахрома и т. п. означали птичьи перья (а костюм в целом представлял волшебную птицу) [124, с. 84, 87]. Восприятие одежды в ассоциации с Верхним, Средним и Нижним миром была характерна для населения Горного Алтая в тюркскую эпоху. Существенным прогрессом в данном восприятии стали отводить и конструкции одежды. Головные уборы алтайцев, например, древнетюркского времени устойчиво соотносились с вершиной горы или птицей. О шапке с широкой каймой у алтайцев говорится, к примеру:

С длинными крыльями черная птица, Крови не жаждущая черная птица [88, с. 176 ]. В другом случае с вершиной священной горы связывается украшение на макушке алтайской шапки: Взобравшись на край священной горы Я стала работать [ 88, с. 176 ].

Как известно, популярным видом шапок у всех этнических групп алтайцев были конусообразные. Данная форма визуально напоминает вершину горы. Возможно, данное сходство и объясняет подобное соотнесение.

Многие головные уборы украшались шелковыми лентами или кистью из разноцветных хлопчатобумажных, шелковых нитей, которые пришивались сзади к макушке шапки [4, с.20, 25, 42]. В. П. Дьяконова писала о символике лент: «Головные уборы с лентами у алтайцев, монголов и других народов входили в единый комплекс с прической, поскольку ленты символизировали косы» [41, с. 100]. По данным Л. П. Потапова, ленты на шапках именовались пуус. В. Вербицкий этот термин переводит как «подвеска к косе», «косоплетка». Наличие лент из тканей вообще присуще женским и мужским головным уборам.

Эстетический идеал как источник влияния на характер конструкции и декора алтайского национального костюма 61 XVIII - первой четверти XX вв

Образ национального костюма алтайцев складывался на протяжении многих столетий, и в нем, как в зеркале, отразились особенности как истории, природы, мироощущения, обычаев, уклада жизни, так и эстетические идеалы, вкусы народа. Важным для данной работы является понятие «эстетическая выразительность» в конструкции и декоре национального костюма алтайцев. Речь идет об алтайском национальном костюме как произведении декоративно-прикладного искусства, красота которого, по нашему мнению, выражается через конструкцию и декор. О красоте, определяемой в качестве выражения, писал Л. Н. Столович [151, с. 28 - 29], говорил Г. И. Прибытков.

При всех названных общих чертах алтайский национальный костюм- имеет свой неповторимый облик. В основе этого своеобразия лежат особенности удивительной красоты окружающей природы и трогательная любовь к ней ее народа. Край ярких контрастов, воспетый первым алтайским художником Г. И. Чорос-Гуркиным в красках и прозе, где есть живописные горы, благоухающие цветы, долины, степи, тайга, стремительные горные и спокойные равнинные реки, - вот условия, в которых живет алтайский народ. Г. И. Чорос-Гуркин писал: «Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури. Какой везде простор и какая мощь!... Это ты, заколдованный..., царственный Алтай!... Это ты окутался туманами, которые как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы...» [214, С. 6].

Анимистическое, идущее из глубины веков, восприятие природы формировало эстетическое представление алтайского народа о прекрасном и нашло отражение в алтайской культуре. При этом очень высокую социальную роль природа играла в производстве эстетических ценностей народа. Г. И. Прибытков писал: «Социальная роль природы в производстве эстетических ценностей жизни людей - вряд ли может вызвать сомнения хотя бы потому, что природа вдохновляла талантливейших мастеров слова, кисти, резца, волшебных звуков, свето-звукотехники разных народов мира в разные исторические эпохи на создание произведений мировой художественной классики. Число ее поэтических образов вряд ли уже подвластно статистике и учету» [123, с. 18]. Исходя из этого, мы можем отнести алтайский национальный костюм к своеобразному художественному образу, который отражает эстетические свойства природы и при этом обладает эстетическими свойствами. Л. Н. Столович писал: «Художественный образ способен к отражению эстетического свойства и сам эстетически значим потому, что он - тоже сплав природного и общественного начал; его строительный материал - звуки, краски, формы, объемы - в конечном счете, берутся у природы и преобразуются, чтобы выражать общественно человеческое содержание» [151, с. 63].

Образ алтайского национального костюма формировали эстетические начала, которые раскрываются через следующие характеристики одежды: а) конструкцию; б) силуэт; в) декор; г) цвет; д) фактуру; е) качество исполнения; ё) композицию.

Конструктивность — одна из основных характеристик одежды. Согласно С. А. Яценко, существует три важнейших характеристики одежды - крой, силуэт и система декора [200, с. 13]. Ярко выраженная конструктивность - это характерная черта народного костюма. По мнению Л. В. Беловинского, для народного костюма в первую очередь характерна рациональная конструкция. Рациональнейшая конструкция любого элемента костюма, с точки зрения профессора Л. В. Беловинского, предусматривала минимальные отходы. Технология изготовления очень простая. Небольшое количество прямых швов сокращало время, требующееся на изготовление одежды, и не требовало большого мастерства от портного или швеи [15, с. 5]. Данное мнение заслуживает должного внимания и уважения, но оно весьма прозаично.

В конструкции любого народного костюма, на наш взгляд, в первую очередь воплощен эстетический идеал. Н.А. Ястребова отмечала, характеризуя идеал как единство идеологического и социально-психологического начал: «Непременная составная часть идеала - это эмотивнопсихологическая сфера. Его ценностные ориентации формируются как устойчивые духовные образования, вырастающие из практического и психологического опыта истории. Коллективные умонастроения, мнения, состояние и движение социальных чувств образуют «ансамбли», из которых складываются идеалы» [197, с. 36 - 37]. По мнению В. М. Муриан, «эстетический идеал - это всегда конкретно-чувственный прообраз высшего совершенства личности и общества, их гармонических взаимоотношений, прообраз, включающий в себя и пути достижения этой гармонии» [99, с. 79]. Эстетический идеал в алтайском национальном костюме, мы считаем, проявляется в большей степени в конструкции. Конструкция одежды максимально дублирует контуры человеческого тела или приближена к его контурам, создавая художественно значимую оболочку. Так как именно созерцание человеческого тела является объектом восхищения и любования. Безусловно, красивой будет и одежда, сконструированная с учетом архитектоники тела человека. Согласно эстетическому идеалу алтайского народа, человеческое тело воспринимается алтайцами как образец красоты и гармонии.

Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма XX - начала XXI вв.

Выявленная при исследовании эстетических начал в системе покроя и декора национального костюма северных и южных алтайцев XVIII - первой четверти XX века динамика показала, что применение определенной системы покроя и декора у разных этнических групп алтайского народа было синхронным, так как имеются общие закономерности в представление о прекрасном.

Согласно истории развития костюма, рассмотренной в первой главе, у алтайского народа сформировался костюмный комплекс, в который входили плечевая (верхняя и нижняя), поясная одежда, пояс, обувь, головной убор, рукавицы, шейно-нагрудные, накосные и наручные украшения. Каждый из компонентов был представлен несколькими видами и типами, различающихся по конструкции и декору. Разнообразие конструкций и декоративного убранства традиционной одежды и ее аксессуаров во многом зависело от эстетических идеалов, вкусов народа, что было отражено в предыдущем параграфе.

Анализ эстетических начал в системе покроя и декоративного убранства национального костюма южных и северных алтайцев XX - начала XXI века, позволит ответить на вопросы: сохранился ли на сегодняшний день состав костюмного комплекса и эстетические начала в системе покроя и декора, сформировавшиеся к XVIII веку; существует ли на современном этапе взаимозаменяемость покроя и декора по отношению к конкретному предмету одежды; с какими причинами это связано и связано ли данное обстоятельство с эстетическими идеалами и вкусами алтайского народа. Для этого проанализируем эстетические начала национального костюма южных и северных алтайцев на основе различных источников: алтайского изобразительного искусства, художественной и этнографической литературы XX века, этнографических наблюдений.

Эстетический идеал алтайского народа и эстетическая выразительность конструкции, декора его традиционного костюма нашли отражение в картинах алтайских художников XX века (Г. И. Чорос-Гуркина, Н. И. Чевалкова, М. К. Бабакова, И. И. Ортонулова, М. Н. Чевалкова, В. П. Чукуева) и алтайских писателей XX века (Д.Б. Каинчина, Л.В. Кокышева, Б.У. Укачина, И.Б. Шинжина).

Рассмотрим и проанализируем эстетические начала в алтайском национальном костюме, отразив следующие аспекты: конструкцию, силуэт, декор, цвет, фактуру, качество исполнения, композицию.

Конструкция (покрой).

Сложность или простота покроя того или иного предмета одежды определяется количеством и формой составляющих его деталей. Это связано как с развитием традиционного кроильного искусства, так и с фактурой материала и эстетическим вкусом народа.

Конструкция (покрой) плечевой одежды. Основным признаком, характеризующим одежду народов Сибири, Н. Ф. Прыткова предложила считать наличие вертикального разреза спереди, т. е. деление одежды на глухую и распашную [126, с. 227].

Плечевая одежда южных и северных алтайцев по расположению конструктивных швов подразделяется: 1) на распашную - имеющую разрез; 2) на глухую, т. е. без разреза, надеваемую через голову; 3) туникообразную без плечевых швов и с плечевыми швами [28, с. 23-25; 130, с. 363; 116, с. 310; 142, с. 129 - 130].

Конструкция (покрой) нижней плечевой одежды.

Одежда глухого покроя у южных и северных алтайцев представлена рубахой и рубахой-платьем. Рубахи южных и северных алтайцев по покрою разделяются на несколько типов: туникообразные, косоворотки и женские рубахи-платья [28, с. 23 - 25; 116, с. 252; 142, с. 130]. Основу стана туникообразной рубахи составляет полотнище ткани, которое путем перекидывания через плечи образует перед и спинку. В центре такого полотнища вырезается ворот и делается с боку или посередине нагрудный разрез. К боковым краям пришиваются рукава.

Женщины южных алтайцев носили короткую широкую рубашку «чамча» с косым воротом, длинными рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую форму [60, с. 75]. Подобные рубахи были туникообразного покроя. Мужские рубахи южных алтайцев имели широкие рукава, косой ворот и воротник стойку с застежкой.

У мужчин и женщин северных алтайцев рубахи по покрою подобны мужским рубахам южных алтайцев. Отличие в том, что рубахи северных алтайцев гораздо длиннее.

Крой документирован алтайскими художниками XX века в изобразительном искусстве. Однако детально представить особенности покроя нижней плечевой одежды мешает верхняя плечевая одежда, в которую практически всегда одеты изображенные персонажи. Большинство изображенных Г. И. Чорос-Гуркиным мужчин в живописной работе «Камлание» показаны в рубахах прямого покроя с широкими рукавами.

В графической работе Г. И. Чорос-Гуркина «Мункаш Тадыкина из сеока" мундус. Средний Куюм. 30-го июля 1930» (рис. 5) более детально представлена женская нижняя плечевая одежда (рубаха). Характерная особенность кроя данной одежды - косой ворот, круглая горловина, пришивной невысокий стоячий ворот, зауженный к низу рукав с манжетой. Невысокие стоячие воротники - особенность женской плечевой одежды северных алтайцев и телеуток [4, с. 8].

Похожие диссертации на Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма