Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Голубец Орест Михайлович

Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)
<
Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Голубец Орест Михайлович. Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов) : ил РГБ ОД 61:85-17/85 1

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА І. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 12

ГЛАВА П. СОВРЕМЕННЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ И ИХ

ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА 16

Керамические облицовки в экстерьерах 16

Кирпичные облицовки 16

Покрытия из плоских плиток 20

Модульные рельефные облицовки 24

Керамические облицовки в интерьерах 30

ГЛАВА Ш. ДЕКОРАТИВНЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ПАННО В ИНТЕРЬЕРАХ

И ЭКСТЕРЬЕРАХ 39

Керамические панно в интерьерах 40

"Модульные" композиции 40

"Свободные" композиции 49

"Островные" композиции 61

Керамические панно в экстерьерах 68

ГЛАВА ІУ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

СРЕДСТВАМИ НАСТЕННОЙ ПЛАСТИКИ МАЛЫХ ФОРМ 73

"Панно-картины" 73

Настенная пластика малых форм в интерьерах .... 77 Настенная пластика малых форм в экстерьерах ... 88

ГЛАВА У. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ 90

Керамические решетки 91

Объемная керамическая пластика в экстерьерах ... 98 Объемная керамическая пластика в интерьерах .... ИЗ

ГЛАВА УІ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ...

В АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ 120

ВЫВОДЫ 136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140

Введение к работе

Облик, современного социалистического города определяется огромными масштабами строительства. Широким кольцом новостроек, охвачены ныне центры старинных городов, каждый год на карте нашей страны появляются новые названия. Проблема жилья решается прогрессирующими темпами: "В 70-е годы построены жилые дома, площадь которых превышает весь городской жилищный фонд в начале 60-х годов"' (Материалы ХХУІ сьезда КПСС, 1981,с.35).

Вместе с тем все острее ставятся вопросы эмоционального обогащения, индивидуализации архитектурного пространства городов и сел.. Множество стандартизированных зданий-коробок, заполнило сегодня однообразную и безликую среду. В большинстве новых; кварталов человек, чувствует характерное '"эмоциональное голодание'% пустоту и отчужденность, возникающую между ним и: огромными» аскетически холодными: объемами из бетона, стекла и железа. Разумная организация архитектурного пространства на гуманистической основе приобретает особую актуальность. Неслучайно в отчетном докладе ХХУІ съезду КПСС отмечалось: "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алмаг-Аты, Вильнюса, Навои, других городов - это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии" (Материалы ХХУІ сьезда КПСС, 1981, с.62-63).

Формирование среды города неразрывно связано с проблемами; синтеза искусств. Тесное сотрудничество искусств в реше-

ний единой задачи способствует образованию сложной и многогранной системы художественных средств, открывающей перед архитекторами и художниками большие возможности. Однако в её неумелом использовании кроется причина многих неудач: излишнее количество монументальных произведений и декоративных элементов, заполняющих архитектурное пространство, часто преобладает над логической и целенаправленной его организацией. "Полноценный синтез возможен при условии всесторонне обоснованного использования всех видов искусств, за счет расширения композиционных возможностей внутри каждого вида и комплекса в целом", - утверждает один из крупнейших советских архитекторов М.В.Посохин (Синтез искусств в социалистическом городе, 1981). На сегодняшний день очевидна необходимость критического анализа сделанного, выяснения специфики взаимодействия с архитектурой различных видов искусств и форм произведений, определения возможностей традиционных и новых материалов. Это означает, что важным условием достижения наилучшего общего результата является изучение всех синтизируемых компонентов.

Не умаляя ведущего значения монументального искусства, образующего в архитектурном пространстве главные идейно-содержательные центры, следует отметить, что в условиях интенсивного индустриального строительства особенно актуальным становится широкое использование в организации среды произведений декоративного характера. Монументальное искусство, которому присуща большая эмоциональная и пространственная активность, имеет определенные границы целесообразности: преобладание количественного фактора нередко приводит к утере качества и эффективности воздействия. Композиции же декоративного характера созвучны объемно-ритмическим структурам современных сооружений. С их помощью ' можно повсеместно художественно обогащать "аскетизированное"

архитектурное пространство. Подобными произведениями, словно "ищущими" контакта с архитектурой, изобилуют ныне многие виды декоративного искусства, а в их ряду особо выделяется керамика.

Возрождение древнего материала на качественно новом уровне обусловлено его замечательными пластическими, цветовыми и фактурными свойствами. Керамика может служить материалом монументальной скульптуры и почти ювелирного моделирования ; сама по себе она является своеобразным сплавом пластики и цвета. Применение её выгодно и с экономической точки зрения: керамические материалы дешевы, а их высокие художественные и утилитарные качества очевидны. К тому же, стойкие, долговечные покрытия из керамики как нельзя лучше отвечают современным санитарно-гигиеническим требованиям.

Декоративная керамика как элемент организации архитектурной среды пользуется возрастающей популярностью в нашей стране, а также в Чехословакии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Болгарии и других социалистических странах. Ряд интересных произведений создали за последние десятилетия украинские художники. Однако, в целом применение её в экстерьерах и интерьерах пока-что отмечено исключительной пестротой, обусловленной большим разнообразием жанров, форм и техник. В одних случаях материал приобретает совершенно неожиданные, интересные качества, в других - утрачивается его специфика. Средствами керамики часто решаются сложные задачи изобразительного характера, присущие станковому и монументальному искусству. Постоянное расширение области применения керамики, её вторжение в смежные сферы привело к образованию обширных "зон взаимопроникновения", благоприятствующих рождению новых синтетических форм произведений.

В сложившейся ситуации керамику, функционирующую в архитектурном пространстве, невозможно рассматривать узко, только с по-

- б -

зиций декоративно-прикладного или монументального искусства. Опыт её применения в организации архитектурно-пространственной среды требует изучения и теоретического анализа в аспекте основополагающих проблем синтеза искусств.

В последние годы издано ряд искусствоведческих работ, посвященных вопросам синтеза традиционной триады - архитектуры, монументальной живописи и скульптуры (Толстой-В.П., 1958, 1978; Степанов Г.П., 1966, 1973 ; Лебедева В., 1973 ; Воронов Н., 1976; Васильев-Вязьмин И., 1977 ; Валериус С.С, 1979 и др.). Роли декоративного искусства и его отдельных видов в организации среды уделяется недостаточно внимания. Остаются неизученными надлежащим образом результаты активного "выхода" в архитектурное пространство декоративной керамики. Опыт её применения в архитектуре 60-х годов, в том числе и на Украине, освещался в той или иной мере в ряде монографий (Митрофанов К.М., 1967 ; Килессо С.К., 1968 ; Воейкова И., 1969 ; Щербак В., 1974 и др.). Однако подавляющее большинство приводимых в этих работах примеров относится к керамической мозаике, к тому же выполненной не художниками-керамистами. Их оценка осуществлялась преимущественно с точки зрения монументального искусства.

Сегодня, когда декоративная керамика широко и в разнообразных формах используется в организации архитектурной среды в нашей стране и за рубежом, можно утверждать, что применение керамической мозаики в 60-х годах не являлось результатом расширения границ действия самого искусства керамики, выхода его в архитектурное пространство. В данном случае дешевый и договечный материал приобрел неожиданную популярность в пределах монументальной живописи, в обширной "зоне взаимопроникновения", образовавшейся между декоративной керамикой и монументальной живописью, мозаика находится в непосредственной близости к послед-

_ 7 -

ней. Поэтому в нашей работе будут отмечены лишь отдельные произведения 60-х годов, в которых в полную силу прозвучала специфика материала и которые, на наш взгляд, имели важное значение для последующих поисков художников-керамистов.

Акцентируя мозаичные панно, исследователи не уделяли должного внимания другим формам декоративной керамики и общей классификации форм практически не проводили. Так, К.М.Митрофанов (1967) рассматривает "монументально-декоративную керамику" в соответствии с технологическими особенностями её изготовления. Он выделяет различные виды облицовок и основные типы композиции панно, а настенной пластики малых форм почти не упоминает. При описании объемных композиций автор отмечает, что ему приходится "выйти за пределы основной темы книги..." (с.133).

С.К.Килессо (1968) и В.А.Щербак (1974) детально описывают ассортимент и художественные качества облицовок, отмечают отдельные технологические прийомы создания монументальных панно, но не говорят о возможностях применения объемно-пространственных композиций и настенной пластики малых форм.

По Н.С.Селезневу (1970) декоративная керамика, применяющаяся в архитектуре, составляет три группы: строительно-облицовочная, архитектурно-художественная и изделия, "относящиеся к разделу благоустройства". Подобное расчленение было возможным на основании анализа материала 60-х годов, однако в настоящее время видимых границ и различий между этими группами не существует. Так, например, строительно-облицовочная керамика подвержена активным процессам "охудожествления", архитектурно-художественная, наоборот, "декоративиэируется" и уже не имитирует живопись и скульптуру. Несравнимо большими представляются художественные возможности форм, которые автор относит к разделу благоустройства.

Наиболее обоснованной оказалась классификация, которую предложил Н.В.Воронов (1970). Автор выделяет две большие группы "архитектурной керамики" - экстерьерную и интерьерную. К первой он относит фасадные и садово-парковые композиции; ко второй - настенные и пространственные композиции, а также покрытия для пола.

Значительное количество работ, затрагивающих вопросы применения декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды, особенно в период 70-х годов, опубликовано в ежегодниках "Советское декоративное искусство" и "Советское монументальное искусство", различных отечественных и зарубежных периодических изданиях по искусству и архитектуре. Эти публикации можно разделить на несколько групп. Первую составляют статьи, посвященные творческим портретам керамистов (Семенов Г., 1972 ; Нума X., 1979 ; Цельтнер В., 1980 ; Голубец 0., 1981 ; Петрова 0., 1981 ; uaxsikova J, 1977 ; Vojta J. 1977 ;Drdacka P. , 1978 ; Lohnert A., 1980 и др.). Авторы их обычно акцентируют внимание на выставочных работах, в которых наиболее ярко проявляется творческая индивидуальность художника. Произведения, выполненные на объектах, либо не упоминаются, либо им отводится второстепенное место. Лишь в отдельных, немногочисленных публикациях описываются исключительно композиции, созданные в архитектурной среде (Рогозина Л., 1979 ; Чегусова 3., 1981 ; Liarsikova J., 1973, 1977, 1978; Loudova J., 1978).

Во вторую группу можно выделить статьи, в которых освещается архитектурно-художественное решение отдельных объектов (Воейкова И., 1962 ; Боровский А., Пилипченко В., 1975 ; Килессо С., 1975 ; Клике Р., 1975 ; Бильский Э., 1978 ; Толстой В., 1978 и др.). Здесь примеры использования керамики приводятся наряду с описанием произведений монументального и декоративного искусства. Ценность подобных материалов в том, что в них характеризуются в ком-

плексе все художественные средства, использованные в организации конкретного архитектурного пространства.

В ряде публикаций ставятся общие вопросы развития современной декоративной керамики /Жадова Л., Ворон овН., 19 62; База-зьяни С, 1972; Крамаренко л., 1972; Крюкова И., 1972;,Кума X., 1972; Степанян Н., 1972; Изотова М.,Л977; Андреева Л., 1976; , . Syrovy P. f 1973; Kara L. , 1975; Vamberecka J. ,1980 и др./. В них часто указывается на возрастающие возможности ее применения в организации, архитектурной среды, однако конкретные примеры обычно не приводятся. ......

Обзор литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что комплексный подход к изучению опыта использования современ- -ной декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды пока, практически не имел места. Искусство керамики, сегодня обозначено необычными темпами развития. Оно активно проникает в, смежные сферы, проявляя тенденцию к "вездесущности". В. этой ситуации необходим глубокий.анализ.и,теоретическое-осмысление происходящих процессов. Поэтому основной целью работы мы поставили определение специфики функционирования и возможностей . применения декоративной керамики в„современной.архитектурно-пространственной среде. В этой связи задачами исследования являлись:

- классификация форм современной декоративной керамики, приме
няемой в организации экстерьеров и интерьеров, на основе изу
чения и критического анализа фактического материала;

выяснение специфики взаимодействия различных форм декоративной керамики с архитектурно-пространственной средой;

- выявление тенденций развития и возможностей применения основ
ных -И "переходных" форм в организации экстерьеров и интерье
ров;

- определение роли и особенностей.функционирования декоративной керамики в синтезе искусств.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном освещении, и анализе вопросов использования в современной архитектурно-пространственной среде декоративной керамики во всем ее жанровом и технологическом разнообразии, что в свою очередь представляет собой один из важных компонентов проблематики синтеза искусств. Путем детального изучения опыта последних.десятилетий, ставших периодом активного "выхода" керамики в архитектурное пространство,, в работе впервые систематизирован обширный материал.и на его основе определены специфические качества различных форм, жанров и техник декоративной керамики. Впервые в диссертации определены "переходные" формы, "зоны взаимопроникновения", рассмотрены вопросы взаимодействия керамики с другими видами.искусств и сохранения в новых условиях ее,неповторимой специфики.

Практическая ценность работы определяется критическим анализом опыта применения декоративной керамики в организации экстерье-* ра и интерьера за последние десятилетия. В диссертации высказаны _ суждения о целесообразности использования отдельных форм и конкретных ситуациях. Результаты исследования является теоретической основой для разработки методических рекомендаций по вопросам творческого сотрудничества архитекторов и художников-керамистов. Материалы работы могут.быть использованы в средних и высших учебных заведениях, архитектурного и художественного профиля при чтении спецкурсов.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения,списка литературы и приложения /альбом, включающий 138 иллюстраций/. Во второй и пятой главах диссертации последовательно рассматривается экстерьерная и интерьерная керамика. В третьей и четвертой главах в начале изучаются произведения, созданные для интерьера.Последнее

- II -

обусловлено тем, что примеры использования панно и настенной
пластики малых форм в организации, экстерьера очень немногочислен
ны и на их основании трудно определить особенности различных
композиционных построений.

Похожие диссертации на Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)