Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура Таганрога XIX - начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города Григорян, Марианна Евгеньевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорян, Марианна Евгеньевна. Архитектура Таганрога XIX - начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Григорян Марианна Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2011.- 283 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/52

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Очерк архитектурно-градостроительного развития Таганрога с конца XVII в. до 1830-х гг 29

1. Особенности градостроительного развития Таганрога 1698-1830-е гг 29

2. Таганрогская архитектура эпохи классицизма (1800 - 1830-е гг.) 57

Глава II. От классицизма к эклектике. Таганрогский путь и таганрогская специфика (архитектура 1840-х- 1860-х гг) 85

1. Использование «образцовых» проектов жилых домов в застройке Таганрога середины XIX века 86

2. Дворец Алфераки 93

3. Архитектура общественных и жилых зданий 1840-х- 1860-х годов 98

Глава III. Градостроительное развитие Таганрога и типология зданий периода с 1860-х гг. по 1917 г 111

1. Очерк градостроительного развития с 1860 г. по 1917 г 111

2. Градообразующая роль общественных зданий второй половины XIX начала XX века и их типология 129

3. Типология жилых домов 150

Глава IV. Эволюция стиля в таганрогской архитектуре 1860-х - 1910-х гг 170

1. Оттенки и направления эклектики в архитектуре Таганрога 170

2. «Кирпичный стиль» - средообразующее направление в архитектуре Таганрога 185

3. Региональные варианты модерна 193

Заключение 205

Список использованной литературы 209

Приложение 1. Архивные материалы, изученные автором в процессе работы над кандидатской диссертацией 220

Приложение 2. Экспликация к плану Таганрога (1701 г.) 243

Приложение 3. Состояние города и крепости к 1701 г 245

Приложение 4. Таганрогская гавань и искусственный остров «Черепаха» 247

Приложение 5. О деревянном строении в городе «Троицком что на Таганроге» 250

Приложение 6. Экспликация к плану крепостного форштадта со строением, составленному А. И. Ригельманом (1779 г.) 256

Приложение 7. Некоторые подробности, касающиеся возведения Успенского собора в Таганроге (архитектор А. И. Мельников) 257

Приложение 8. Некоторые сведения об истории создания памятника Александру I в Таганроге (скульптор И. П. Мартос) 259

Приложение 9. Каменная (Депальдовская) лестница в Таганроге 261

Приложение 10. Дело о составлении проектов нового плана г. Таганрога и Мариуполя 263

Приложение 11. Торговый дом Я. С. Полякова 266

Приложение 12. К вопросу об истории создания памятника Петру 1 в Таганроге (скульптор М. М. Антокольский) 271

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию архитектурного наследия Таганрога XIX— начала XX вв. и анализу стилистических особенностей памятников архитектуры этого времени, определивших специфический архитектурно-художественный облик города, сложившийся на протяжении исследуемого периода.

Изучение начальных этапов развития Таганрога (основание Петром I Троицкой крепости, трагические события, связанные с ее уничтожением, восстановление города во времена Екатерины П) в силу их общегосударственной значимости и высокого эмоционального накала происходивших событий, неоднократно привлекало внимание исследователей, результатом чего явилось довольно большое количество очерков, зарисовок, статей самого различного толка - от скромных краеведческих заметок и исторических описаний до серьезных искусствоведческих публикаций.

В связи с существующими публикациями, первые этапы архитектурно-градостроительного развития города в настоящей работе будут освещены относительно кратко, с учетом уже имеющегося опыта их исследования. Основную задачу этой части своей работы автор видит в уточнении и дополнении ряда моментов с использованием выявленных и вводимых в научный оборот архивных документов. Включение в первую главу диссертации параграфа, представляющего собой сжатый очерк градостроительного развития города на протяжении XVIII - первой трети XIX вв., совершенно необходимо, поскольку застройка Таганрога развивалась преемственно: она было тесно связана и с петровскими преобразованиями, и с мощнейшими градостроительными мероприятиями времен Екатерины II, и с событиями русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг. Следствием этих исторических обстоятельств стало формирование уникального градостроительного плана Таганрога, включившего контуры крепости, и возникшая к 1840-м гг. пространственно-планировочная структура города, обладающая необычайной ансамблевой целостностью. Рассматривать особенности архитектуры середины и второй половины XIX — начала XX вв. вне этого предшествовавшего исторического контекста было бы не только неправильно, но попросту невозможно.

Актуальность исследования. Изучение архитектурно-

градостроительной истории Таганрога может считаться актуальным сразу в нескольких аспектах.

Огромный интерес продолжают вызывать история Таганрогской крепости и последующего градостроительного развития Таганрога в эпоху классицизма, когда сложилась уникальная пространственная структура города, сохраняющаяся до сих пор. Несмотря на появление ряда исследований на эту тему, некоторые аспекты ее остаются недостаточно освещенными, что потребовало проведения дополнительных архивных изысканий и углубленного осмысления результатов исследования данного этапа истории города.

Во-вторых, до сих пор не были должным образом изучены и оценены архивные чертежи и текстовые документы, касающиеся использования в застройке Таганрога «образцовых» проектов в первой половине и середине XIX в.

В-третьих, следует учитывать, что в современном искусствознании крайне недостаточно изучен процесс формирования городской структуры Таганрога на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. Градостроительное и архитектурное наследие Таганрога этого периода пока не получило должной оценки, хотя оно представляет весьма значительный интерес, так как облик города, сложившийся в эти десятилетия, обладает поразительным композиционным единством, а среди памятников архитектуры имеется немало выдающихся произведений русского зодчества.

В-четвертых, необходимо отметить, что имеющаяся литература о Таганроге посвящена, главным образом, историческому и социально-экономическому развитию города на протяжении XVIII - первой половины XIX вв. Что же касается архитектурного наследия Таганрога середины XIX -начала XX вв., проблем стилевой эволюции его архитектуры и ее региональных особенностей, то всесторонних и фундаментальных исследований по этим вопросам в современной искусствоведческой науке до сих пор не существует. Кроме того, материалы по архитектурному развитию города представлены в распыленном и фрагментарном виде, значительный пласт проектного и фиксационного материала периодов классицизма, эклектики и модерна в массе своей все еще не введен в научный обиход. Это означает, что остается некое свободное пространство для специального и систематизированного исследования исторической застройки Таганрога XIX - начала XX вв., которое позволит выявить индивидуальность и своеобразие архитектурного облика Таганрога, определить его место в контексте русской архитектуры этого периода.

Введение в научный обиход малоизученных ранее материалов и источников, углубленное изучение архитектурного наследия города и присущих ему стилевых закономерностей пополнит фонд научных знаний о развитии архитектуры провинциальных русских городов в XIX - начале XX вв. Кроме того, предлагаемая диссертационная работа будет способствовать составлению той историко-теоретической базы, основываясь на которой может быть более полноценно решена проблема сохранения архитектурного наследия центра Таганрога, встающая в последнее время все острее.

Приведенные выше соображения определяют цели и задачи данной работы.

Состояние вопроса:

В процессе изучения степени разработанности темы автором были рассмотрены книги и статьи, посвященные истории Таганрога и отдельным вопросам истории архитектуры города, краеведческие материалы, литературные источники (в частности, публикации в газетах и журналах рассматриваемого периода), исследования по общим вопросам истории архитектуры России XIX - начала XX вв., позволившие рассмотреть развитие архитекту-

ры Таганрога, ее стилевых особенностей в контексте общего процесса стилевой эволюции русской архитектуры, а также текстовые и графические документы, хранящиеся в центральных, областных и местных архивах.

Исследованный автором материал представляется целесообразным разделить на несколько групп:

1. Военно-инженерные и исторические труды, касающиеся основания и
строительства Таганрогской крепости. Они включают в себя исследования
Ф. Ф. Ласковского, С. И. Елагина, Н. Г. Устрялова, А. Ригельмана, М. М. Бо
гословского, С. М. Соловьева и др. и посвящены начальному этапу градо
строительной истории Таганрога, напрямую связанного с именем Петра I и
проводимыми им кардинальными преобразованиями в жизни России рубежа
XVII и XVIII вв.

  1. Архитектуроведческая литература, содержащая упоминания о Таганроге, немногочисленна и, за некоторыми исключениями, не претендует на полноту исследования. Изучением архитектурно-градостроительного развития городов Приазовья (включая Таганрог) занимались такие исследователи, как В. А. Шквариков, А. В. Бунин, Т. М. Сытина, В. А. Лавров, В. И. Тимофеен-ко, Г. В. Есаулов, Т. Ф. Саваренская, М. Б. Михайлова, В. К. Решетников, А. И. Власюк, В. С. Кукушин, А. М. Иванова-Ильичева, И. В. Поцешковская и др. авторы, в работах которых получили освещение вопросы политического и экономического развития южных областей, дана общая характеристика этапов формирования планировочной структуры ряда городов, выявлены основные градообразующие факторы и, в целом, воссоздана целостная картина исторического развития городов юга России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Однако наиболее плодотворный период архитектурно-градостроительной истории Таганрога, приходящийся на вторую половину XIX - начало XX вв., как правило, оставался за пределами исследований указанных авторов.

  2. Работы историко-краеведческого характера, безусловно, расширяющие наши знания о городе, также следует выделить в отдельную группу. Здесь необходимо упомянуть таких авторов, как М. Андреев-Туркин, Л. Бодик, Д. А. Бровкович, О. П. Гаврюшкин, Н. Гуданец, Г. А. Иноземцев, М. С. Ки-ричек, М. Н. Корчин, Е. Ф. Лонткевич, Н. И. Мастерова, Л. И. Найговзин, А. И. Николаенко, Г. Н. Орлов, И. А. Островский, И. Павленко, А. Пушка-ренко, В. И. Ратник, Э. Р. Рейтлингер, В. И. Тимошенко, В. Ф. Третьяков, П. П. Филевский, А. А. Цымбал и др.

4. Из фактологических изданий дореволюционного периода, оказавших
большую помощь при написании диссертации, большой интерес представ
ляют: Полное собрание законов Российской империи, куда вошли многие до
кументы, отразившие исторические судьбы южного региона России и его
различных городов, «Военно-статистическое обозрение Российской импе
рии», основательный многотомный труд «Городские поселения в Российской
империи» (сведения о Таганроге содержатся во втором томе этого издания),
сборник «Материалы для географии и статистики России, собранные офице
рами генерального штаба», в котором представлено описание Таганрога се-

редины XIX века; подробные описания таганрогской гавани и набережных в начале XX века содержат XVI и XXIV выпуски «Трудов отдела торговых портов». Среди местных дореволюционых печатных изданий, посвященных Таганрогу, следует отметить ежегодник "Памятная книжка Таганрогского градоначальства", «Справочник-путеводитель по г. Таганрогу на 1911 г.», «Альманах-справочник по городу Таганрогу и его округу». 5- Общие труды, посвященные истории русской архитектуры XIX- начала XX вв. Поскольку в Таганроге XIX - начала XX вв. нашли отражение почти все архитектурные концепции, возникшие в России в это время, в работе были использованы исследования следующих авторов: И. А. Бартенева, Е. А. Белецкой, Е. А. Борисовой, Г. К. Лукомского, Т. П. Каждан, В. В. Кириллова, Б. М. Кирикова, Е. И. Кириченко, Е. М. Кишкиновой, В. Г. Лисовского, М. В. Нащокиной, С. С. Ожегова, В. И. Пилявского, Ю. Р. Савельева, Д. И. Са-рабьянова, А. Л. Лунина, М. С. Штиглиц и др. В этих работах, так же, как и в общих трудах по истории архитектуры, теоретические вопросы освещены с достаточной полнотой, что дает возможность в диссертационном исследовании рассматривать художественные процессы, происходившие в России в XIX - начале XX вв., и связанные с ними теоретические положения лишь в самых общих чертах.

6. В отдельную группу выделены источники, включающие в себя дневники, письма и документальные записи непосредственных участников и свидетелей освоения Приазовья (письма Петра I, дневники П. Гордона, И. Корба), а также описания очевидцев и исследователей Северного Причерноморья в XVIII - первой половине XIX вв. (в частности, труды членов Петербургской Академии наук И. Гильденштадта и П. Палласа).

Наиболее полные и достоверные сведения, касающиеся исследования планировки и застройки Таганрога, содержатся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Таганрога. Их всестороннее изучение позволило автору представить объективную картину архитектурно-градостроительного развития города с момента его основания до начала XX столетия (список и общая характеристика изученных автором архивных материалов приведены в Приложении 1 основного текста диссертации).

Цели исследования - рассмотреть в хронологической последовательности этапы градостроительного развития Таганрога, провести типологический анализ городской застройки XIX - начала XX вв., выявить и охарактеризовать основные тенденции стилевого развития таганрогской архитектуры указанного периода. Поставленная цель определила общую структуру диссертационной работы.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

уточнить ряд моментов и аспектов истории таганрогской крепости и градостроительного развития Таганрога в эпоху классицизма;

проанализировать особенности классицизма в архитектуре Таганрога первой половины XIX в. и, в частности, рассмотреть методику использования приемов ордерной композиции в архитектуре жилых зданий с учетом местной функциональной и климатической специфики;

исследовать приемы и принципы использования «образцовых» проектов серии 1809 — 1812 гг. и выявить сохранившиеся здания, построенные на их основе;

проследить процесс перехода архитектуры Таганрога от классицизма к эклектике и, сопоставляя этот процесс с общим контекстом стилевой эволюции русской архитектуры середины XIX в., определить специфику «таганрогского пути» (в том числе, и в использовании «образцовых» проектов 1843 - 1852 гг.);

представить развернутый очерк градостроительного развития Таганрога с 1860-х гг. до 1917 г., опираясь на вводимые нами в научный оборот планы города второй половины XIX - начала XX вв.;

провести типологический анализ таганрогских построек второй половины XIX - начала XX вв.;

осуществить научную классификацию стилевых направлений и тенденций таганрогской архитектуры периода эклектики, выявляя ее региональные особенности, в числе которых весьма значимыми представляются тенденции преемственности традиций классицизма (в композиционном построении и декоративном убранстве зданий) и значительное распространение «кирпичного стиля», что во многом предопределило специфику архитектурного облика города, сложившегося к концу XIX столетия;

- охарактеризовать значение архитектурных памятников эпохи модерна в
формировании новых «стилевых доминант» архитектурной среды Таганрога
начала XX в., отметив присущую этим памятникам региональную специфи
ку.

Решение поставленных задач позволяет выявить ансамблевую ценность рядовой средообразующей застройки и значение уникальных памятников классицизма, эклектики и эпохи модерна в формировании архитектурного облика исторического центра Таганрога.

Объектом исследования являются планировочная структура и архитектурная среда Таганрога, сложившаяся на протяжении XIX — начала XX вв. Особое внимание уделено стилистическому анализу городской застройки указанного периода.

Предмет исследования - процесс формирования планировочной структуры Таганрога 1800 - 1910-х гг., стилевая эволюция таганрогской архитектуры этого периода.

Хронологические границы исследования охватывают общую историю Таганрога от момента основания крепости в 1698 г. до 1917 г. Работа базируется на хронологическом принципе организации материала, что нашло свое отражение в общей структуре диссертации и в ее разделении на главы. Научная направленность различных глав диссертации определяется степенью изученности отдельных периодов градостроительного развития и архитектуры города.

Типологические границы охватывают все типы жилых, общественных и культовых зданий (включая несохранившиеся постройки, прежняя градообразующая роль которых также исследуется). Кроме того, в работе ос-

вещается история создания двух скульптурных монументов, сыгравших важную роль в культурной жизни города и формировании его архитектурного облика - памятников Александру I (И. П. Мартос) и Петру Великому (М. М. Антокольский).

Метод исследования:

Изучение архитектурно-градостроительной истории Таганрога опирается на изложенную в трудах отечественных исследователей историю русской архитектуры в целом, а также на материалы архивов, исторические и краеведческие публикации, касающиеся развития города. В процессе работы также изучались отдельные декоративные элементы таганрогских зданий с указанием даты постройки (так называемые «натуривю-датировкю^--- та**-зырьки, фронтоны, колодцы и т.д., которые помогли провести четкую хронологизацию рассматриваемых сооружений и выстроить некий «хронологический каркас», облегчающий атрибуцию других, не датированных памятников. К числу методов исследования можно отнести материалы осуществленной автором фотофиксации зданий рассматриваемого периода с последующей систематизацией и обобщением результатов; многие из фотографий, приведенных в альбоме, уже можно считать своеобразными документами, т.к. процесс перестройки и уничтожения целых зданий и отдельных элементов (оконных переплетов, входных дверей, козырьков и навесов, металлических оград) приобретает в последнее время катастрофические масштабы.

Методология исследования основана на совокупности историко-художественного, сравнительного и стилистического анализа архитектурных сооружений, что предполагает: натурное обследование, фотофиксацию, изучение исторических источников, искусствоведческий анализ исследуемых памятников архитектуры.

Источники исследования:

текстовые и графические материалы архивов: центральных (РГА ВМФ, РГВИА, РГИА, ГНИМА им. А. В. Щусева), областных (ГАРО) и местных (архивы ТГЛИАМЗ и института СКДП «Спецпроектреставрация), содержащие данные по формированию планировочной структуры Таганрога и отдельным архитектурным памятникам рассматриваемого периода (чертежи, исторические планы, гравюры, письменные источники);

научная литература по общим вопросам теории и истории искусства и архитектуры;

научная и научно-популярная литература по архитектуре Таганрога, а также исторические и краеведческие материалы, касающиеся развития города;

репродукции исторической иконографии города (дореволюционные почтовые открытки, фотографии, гравюры, запечатлевшие панорамы улиц и отдельные здания Таганрога).

Научная новизна:

- введение в научный оборот новых архивных данных о градострои
тельной и архитектурной истории Таганрога XVIII - начала XX в.;

публикация выявленных автором текстовых документов и архивных чертежей (градостроительных проектов, проектов отдельных зданий общим числом более ста);

создание целостной картины архитектурно-градостроительного развития Таганрога с начала XVIII в. до начала XX в.;

выявление, определение и классификация стилевых направлений и оттенков таганрогской архитектуры периодов эклектики и модерна.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Результаты архивных изысканий и натурных обследований, осуществленных автором, позволившие уточнить ряд особенностей истории градостроительного развития города и его архитектуры (в первой главе - уточнение роли ряда иностранных специалистов, привлеченных Петром I к строительству таганрогской крепости; в последующих главах - атрибуция ряда зданий с уточнением дат строительства и выявлением фамилий архитекторов - авторов проектов, исследование результатов использования «образцовых» проектов в застройке Таганрога с выявлением сохранившихся построек).

  2. Предложенная в диссертации классификация стилевых направлений и оттенков таганрогской архитектуры периода эклектики и модерна.

3. Выявленная в процессе осуществленного исследования региональная спе
цифика таганрогской архитектуры рассмотренного периода, способство
вавшая формированию целостного архитектурного облика центра города,
который должен быть оценен как один из важнейших объектов националь
ного архитектурного наследия России.

Практическая значимость исследования: Данное исследование может служить:

  1. научным материалом для исследований, связанных с историей крепостного строительства в России конца XVII - XVIII вв., изучением градостроительных аспектов провинциальной архитектуры России XIX в. и стилевой эволюции русской архитектуры XIX - начала XX вв. на примере небольших исторических городов.

  2. учебно-методическим материалом для лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей русской архитектуры и градостроительного искусства XVIII - начала XX вв.

  3. материалом, используемым в учебных курсах и спецкурсах по истории русской провинциальной архитектуры XVIII - начала XX вв.

4. историко-теоретической базой для дальнейшего развития работы,
связанной с организацией более четкой системы по охране архитектурных
памятников и исторической архитектурной среды центра города, включая
мероприятия по реставрации и воссозданию утраченных элементов зданий.

Апробация диссертации

Основные положения диссертационного исследования изложены в шести научных публикациях, в том числе и в изданиях, определенных ВАК, а также в докладах на международных и региональных конференциях в 2004 -2011 гг. Материалы диссертации используются автором в лекционном курсе

«История культуры и искусства» для студентов дисциплины «Дизайн» в Таганрогском технологическом институте Южного Федерального университета с 2001 года по настоящее время.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из текстовой части (том I) и альбома иллюстраций (том II). Текст диссертации включает введение, четыре главы и заключение (205 страниц). Основной текст снабжен справочно-сопроводительным аппаратом, включающим примечания, приложения, ссылки на архивные документы, список использованной литературы. Альбом насчитывает 485 иллюстраций.

Особенности градостроительного развития Таганрога 1698-1830-е гг

История возникновения и развития Таганрога, особенно в его начальный период, весьма противоречива. Сама идея строительства гавани и крепости на пустынном морском побережье в нищей, ведущей войну стране, выглядела, по меньшей мере, как мечта, далекая от реальности. И все же, как говорил Петр I, и «небываемое бывает». Начавший строиться в 1698 году как крепость «для бережения пристани морского каравана», новый город, названный «Троицком на Таган-Роге»53, со временем, по замыслу царя, должен был стать административным и торговым центром Приазовья, символом могущества русского государства и напоминанием потомкам о выходе России к берегам южного моря.

Основание Троицка на Таган-Роге.

Организатором и главным действующим лицом в деле строительства таганрогской крепости, гавани и флота был Петр I. «Имея известную теоретическую подготовку и опыт войн, - писал В. В. Яковлев, - Петр в полном смысле слова представлял собой крупного инженера, с широкими взглядами на дело...он изучал на самых местах немецкие и голландские крепости, беседовал с учеными инженерами этих стран, усваивал сущность их взглядов, относясь к ней в то же время критически...»3 . Прекрасно понимая значение крепостного строительства на рубежах молодого Российского государства, Петр уделял огромное внимание изучению теории и практики фортификации. В годы его царствования на русский язык был переведен ряд трудов знаменитых инженеров того времени с подробным описанием опыта сооружения крепостей, способов их осады и обороны. Эти книги давали представление об общем состоянии фортификации в Европе на рубеже XVII - XVIII

В таганрогском крепостном строительстве на побережье Азовского моря отчетливо проявилась связь архитектурной теории с инженерно-техническими проблемами и точными науками первой четверти XVIII века. Работы, развернувшиеся в Приазовье, велись на основе личных указаний Петра I, осуществлявшего постоянный, порой очень жесткий, контроль за деятельностью инженеров и строителей. Многочисленные письменные источники того времени свидетельствуют о пристальном внимании, которое он проявлял к строительству нового города и позволяют утверждать, что Петр принимал активное участие в создании проектного плана Таганрога.

Предметом особой заботы государя в начальный период строительства были гавань и крепостные сооружения, огромная роль в создании которых принадлежала иностранным инженерам, обладавшим глубокими познаниями в области фортификации. Одним из них был австрийский специалист Эрнст-Фридрих фон Боргсдорф - первый наставник молодого Петра в фортификационной науке и автор первого проектного плана Таганрога.

Проектирование Троицкой крепости Петр I поручил Боргсдорфу вскоре после взятия Азова (1696 г.). Выбор этот, по всей видимости, не был случаен, поскольку барон фон Боргсдорф был не только инженером-практиком, но и автором двух теоретических трудов, подготовленных им в 1696 - 1697 гг. и позднее напечатанных по распоряжению Петра в Москве: «Побеждающая крепость» и «Поверенные воинские правила» - первые сочинения по фортификации, написанные в России, на основе русского боевого опыта.

В книге «Побеждающая крепость», подаренной Боргсдорфом Петру и приуроченной к «счастливому поздравлению славной победы над Азовым», изложены основные принципы обороны крепостей. Здесь содержатся двенадцать так называемых «главных правил» строительства оборонительных сооружений, при выполнении которых крепость могла бы отбить любую атаку и выдержать продолжительную осаду, «обессилив в конечном итоге жестокость неприятеля». Именно на эти правила и опирался цесарский инженер Боргсдорф при проектировании Таганрогской крепости.

К преподнесенной государю рукописи были приложены оригинальные чертежи, один из которых5 представляет особый интерес, поскольку устанавливает черты несомненного сходства с проектом «крепости и гавани у Таганрога», присланным Боргсдорфом Петру І в 1698 году и опубликованным в путевом «Дневнике» И. Г. Корба (илл. 1, 2). В обоих случаях мы видим полуциркульное начертание внутреннего пространства будущего города, ограниченного оборонительными сооружениями, разбивку городской территории на кварталы геометрически правильной формы, наличие центральной площади и шести малых площадей, радиальную систему улиц, соединенных полукольцевыми магистралями, одинаковый рисунок крепостной ограды, состоящей из пяти бастионов и двух полубастионов, идентичную систему наружной обороны (за исключением дополнительных укреплений в виде шести равелинов, отсутствующих на плане Таганрогской крепости). Также в обоих чертежных листах показаны расположенные по центральной оси каждого бастиона пороховые башни, которые в военное время должны были использоваться вместо кавальеров для установки пушек, а в мирное - для хранения воинских припасов. Таким образом, книгу Боргсдорфа можно считать в каком-то смысле своеобразной «пояснительной запиской» к проектному плану Троицкой крепости, основанному на классических канонах фортификационного искусства лучших инженерных школ Западной Европы.

Следует также отметить, что на проектном чертеже из «Дневника» И. Г. Корба уже показаны береговые полубастионы и орудийные батареи на молах гавани, но еще отсутствует укрепленная линия, идея которой получила зримое воплощение в 1702 году. Впервые она была обозначена Боргсдорфом в 1697 году в одном из чертежных листов, иллюстрировавших его книгу «По соверенные воинские правила» (илл 3). Здесь, помимо самой крепости, очертаниями напоминающую таганрогскую, показана эшелонированная система обороны города со стороны поля, состоящая из двух укрепленных линий. Одна из них представлена в виде земляного вала, укрепленного редутами, а другая, более мощная, - в виде такого же вала, но усиленного по краям четырехсторонними шанцами. Это проектное предложение было в дальнейшем частично использовано при устройстве укрепленной линии, располагавшейся в четырех верстах от Таганрога и предназначавшейся для защиты строящегося города от набегов татар. Оборонительная линия в виде земляного вала с бастионами шла через весь полуостров, в оконечностях ее были устроены небольшие крепостцы: четырехбастионная Павловская на берегу реки Миус (своей формой она напоминала крепости голландской школы) и трехбасти-онная Черепахинская - на берегу Азовского моря39 (илл 4-7). Укрепленная линия и уже существовавшие к тому времени морские оборонительные сооружения вполне обеспечивали надежную защиту Таганрога и обеспечивали возможность без помехи продолжать начатое в 1698 году строительство центральной крепости и города.

К сожалению, сведения о подготовительных работах, которые должны были предшествовать началу этого строительства, не обнаружены. Однако с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что производились они тщательно и в полном объеме. Суть их, разумеется, в самых общих чертах, заключалась в размерении территории будущего города и основных его сооружений, в определении мест для размещения церкви, приказной палаты, царского и воеводского дворов, складов, казарм, жилых строений, а также в составлении подробных чертежей будущего города и детальных «росписей», являвшихся основой проектной документации. Только после этого проект мог быть представлен, а затем утвержден царем или Пушкарским приказом.

Очевидно, что все требования тогдашнего законодательства были выполнены к осени 1698 года, а спустя полгода, в июне 1699 года Петр I смог увидеть небывалые по масштабу строительные работы, возглавлявшиеся, как и прежде, бароном Боргсдорфом. Тогда же адмирал Крюйс сделал запись в своем походном журнале, что «крепостные стены еще не выведены, но берег унизан грозными батареями, под прикрытием которых флот мог стоять защищаемыи от ветра искусственными молами» .

В это время Э.-Ф. Боргсдорф, вероятно, уже готовился к отъезду на родину. Вместо него на строительстве крепости был оставлен инженер Кристиан Руэль, а устройством гавани еще с 1698 года занимался итальянский капитан Матвей Симонт, направленный в Таганрог по просьбе Боргсдорфа . Вернувшись в Вену, барон Боргсдорф не прекращал проектные работы, и в ноябре 1699 года прислал в Пушкарский приказ чертежи и письма, адресо-ванные К. Руэлю и М. Симонту . Не прекращалась, по-видимому, и его переписка с Петром I.

Дворец Алфераки

Стилевая эволюция таганрогской архитектуры от классицизма к эклектике особенно ярко проявилась в роскошных особняках «дворцового» типа, целый ряд которых был построен в Таганроге в середине и, особенно, во второй половине XIX столетия.

Первым в этом ряду должен быть назван особняк богатого помещика и негоцианта Николая Дмитриевича Алфераки, построенный в 1848 году на Николаевской улице (ныне - ул. Фрунзе) . Н. Алфераки был греком по национальности; его отец получил земли в пределах Таганрогского округа за участие в войне с Турцией на стороне России. Ему принадлежал ряд домовладений как в Таганроге, так и за его пределами.

Архитектура дворца Алфераки вобрала в себя многие элементы, свойственные постройкам первой трети XIX столетия, и в то же время явилась той своеобразной гранью, за которой "кончался" классицизм и "начиналась" эклектика с ее отказом от лаконичности декора, утратой цельности и четкости фасадного построения (илл. 125, 126).

В архитектурном решении фасада дворца Алфераки классицистические черты (общая компоновка здания, акцентирование центральной части фасада мощным четырехколонным портиком) соединились с обильным декором, повторяющим мотивы барокко. Такое сочетание разностильных мотивов в одном здании в таганрогской архитектуре произошло впервые и ознаменовало собой решительный поворот к эклектике.

Центр лицевого фасада выделен портиком с колоннами вольно трактованного композитного ордера; поставленные на выступ цоколя, они охватывают оба этажа здания, способствуя ощущению масштабности и репрезентативности. Однако даже в рисунке капителей можно отметить ту тенденцию к повышенному декоративному насыщению, которая спустя несколько лет станет отличительной чертой архитектуры эклектики, в особенности ее позднего этапа (илл. 127). Примечательно, что в конструкции колонного портика наблюдается точное следование классическим ордерным композициям, что, в общем, не характерно для таганрогской архитектуры первой половины XIX века с ее весьма свободным отношением к использованию ордерных пропорций (большинство таганрогских построек эпохи классицизма характеризуется отсутствием в антаблементе фриза, что придает даже наиболее представительным зданиям черты некоторой «приземистости»). Классицистическая трактовка портика, несомненно, свидетельствует об ориентации на столичные образцы.

Не меньшую роль, чем классицистические приемы, во внешнем облике здания играют мотивы барокко: усложненная орнаментация лепного декора и его необычайное обилие. Насыщение здания декоративными деталями развивается в направлении снизу вверх и характеризуется нарастанием плотности декора к венчающей части дома: начинаясь с обрамления оконных проемов первого этажа, оно усиливается ко второму и затем, поддерживаемое пышным убранством фриза и фронтона, завершается в вазах балюстрады (128-130).

Разнообразие обрамлений оконных проемов и развитая система горизонтальных и вертикальных членений отражают соответствие плана фасаду. В части дома, расположенной вдоль уличного фасада, размещались парадные помещения (при этом колонны портика приходятся на парадную гостиную), а две парадные комнаты второго этажа имеют по главному фасаду широкие трехчастные окна с балкончиками и богатым декоративным обрамлением.

Особое внимание уделено разработке фронтона, в центре которого помещен дворянский герб Алфераки. Все это вместе со множеством лепных украшений: масками, гирляндами, цветочным орнаментом в сандриках и на пилястрах, придавало зданию торжественный и нарядный вид и резко выделяло его из окружающей застройки, состоявшей преимущественно из одно- и по-лутораэтажных особняков, выстроенных в первой трети XIX века (илл. 131).

Новые тенденции, связанные с нарастающим вниманием к удобству планировки, проявились в нарушении симметрии главного фасада дворца Алфераки, которое возникло вследствие пристройки с правой стороны вестибюльного входа. Вследствие этого вход в здание расположен не в портике, как это было принято в классицизме, а сдвинут вбок и дополнен изящным металлическим навесом на чугунных колоннах.

Описывая в 1858 году в журнале «Библиотека для чтения» свои впечатления от дворца Алфераки, князь М. Г. Голицын не жалеет восторженных слов: «В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художества и роскоши» Ь9. Другой современник, побывавший в Таганроге в 1863 году, К. Победоносцев, записал: «Помещение для великого князя было подготовлено в доме Алфераки, отделанном с замечательной пышностью и наполненном множеством прекрасных картин. Из столовой залы в нижнем этаже дома широкая терраса ведет в прекрасный сад, составляющий роскошь в здешнем крае» .

Наружному импозантному облику дворца вполне соответствовала роскошная отделка интерьеров. Вход в особняк осуществлялся «через широкие монументальные двери, в которые можно было въезжать на тройке»161; мраморная лестница вела во второй этаж, в комнаты парадного назначения (или. 132-135). Среди них особенно пышным убранством выделяется парадная гостиная с потолком куполообразной формы. Его необарочная отделка, выполненная лепниной и позолотой, дополнена четырьмя живописными картинами на темы придворной жизни. Пол выложен ромбовидными деревянными плитками двух цветов (илл. 136, 137).

Не менее интересен расположенный в первом этаже двусветный зал, также украшенный позолоченной лепниной (в начале XX века его называли «белым залом», поскольку стены были белого цвета; илл. 138). Здесь находились прекрасные камины и деревянные хоры, предназначавшиеся для музыкантов. Хоры располагались на уровне окон второго света и опирались на мощные дубовые балки-консоли. Вход на хоры осуществлялся через двустворчатую дверь с лестничной площадки второго этажа (со стороны парадной лестницы)1 . Шесть высоких двустворчатых дверей, обитых рейками красного дерева, вели на просторную каменную террасу и являлись своего рода окнами нижнего света.

Первый этаж занимали служебные помещения и комнаты обслуживающего персонала (лакейская, швейцарская), а также вестибюль с полом из чугунных плиток. В помещении, где ныне располагается гардероб, была устроена ванная комната, вода для которой привозилась из родников под селом Самбек и хранилась в специальном баке на чердаке. Отапливался дом паровым способом, что в те годы было новацией не только для Таганрога, но и для всей Екатеринославской губернии.

При дворце Алфераки имелся прекрасный сад, тянувшийся вдоль Полтавского переулка до Александровской улицы. Он был огорожен оштукатуренным кирпичным забором, секции которого через каждые четыре метра венчали изящные вазы. Забор был выполнен по проекту, разработанному в 1856 году, и охватывал по периметру весь квартал. Фрагменты забора со стороны переулков Лермонтовского и А. Глушко сохранились до наших дней (илл. 139, 140).

В середине XIX века Н. Д. Алфераки был одним из самых богатых людей в городе. Ему принадлежала большая часть строений 115 квартала (так называемый «Алферакинский» квартал) и огромное имение в двенадцати верстах от города. Однако к 1880 году дела Алфераки пришли в упадок, и его наследники вынуждены были хлопотать «об учреждении над их личным имуществом и делами их опекунского совета»1 . Сыновья Н. Алфераки Ахиллес, Сергей и Михаил вынуждены были оставить занятия коммерцией и поступить на государственную службу.

В 1880 году домовладение Алфераки было продано купцу Д. А. Неграпонте, который к этому времени уже владел значительной частью квартала. Наследники Алфераки перебрались в два одноэтажных дома ближе к окраине города, которые были выстроены в 1859 и 1864 годах163. Неграпонте перепродавал и сдавал в аренду строения 115 квартала по частям, и вскоре бывший дом Алфераки с прилегающим к нему садом был арендован таганрогским купеческим обществом для клуба Коммерческого собрания166, который располагался здесь вплоть до 1917 года.

Градообразующая роль общественных зданий второй половины XIX начала XX века и их типология

Благодаря интенсивному развитию экономики, начиная с 1860-х годов, в Таганроге отмечается активное строительство зданий самого разнообразного назначения. Характерной чертой этого периода становится существенное расширение тематики строительства. Появляются новые, не свойственные предшествующей эпохе типы общественных зданий, назначение которых было связано со сферой материального производства (заводы и фабрики), с нуждами транспортного сообщения (железнодорожный вокзал), с развитием экономики и торговли (здания банков и магазинов, морская пристань, портовые строения на побережье). Также этот период отмечен появлением новых типов зрелищных сооружений (цирк, театр, а впоследствии и кинотеатры) и зданий, связанных с потребностями науки, образования и культуры (специализированные здания учебных заведений, городская публичная библиотека). Потеснив богатые купеческие особняки, на центральных улицах Таганрога появились роскошные двух- и трехэтажные гостиницы и доходные дома с квартирами, которые сдавались внаем. А на окраинах города, вблизи металлургического и котельного заводов, выросли рабочие поселки с их непритязательной «архитектурой»: бараками, землянками и крытыми камышом мазанками.

Изменения в типологии строительства сопровождались повышением уровня строительной техники и применением новых материалов, что, безусловно, способствовало разработке новых приемов планировки и объемно-пространственной композиции. А свойственный эклектическому стилю принцип «умного выбора», на который опирались создатели новой архитектуры, явился причиной удивительного многообразия сооружений, построенных в Таганроге в 1860-х - 1910-х годах.

Типология общественных зданий

Анализ типологии таганрогских зданий существенно осложняется тем, что, во-первых, многие из них появлялись в процессе перестройки существовавших ранее зданий с иными функциональными составляющими (например, целый ряд зданий городских учреждений разместился в перестроенных богатых купеческих особняках), а, во-вторых, тем, что большинство из них подверглось кардинальной реконструкции в годы советской власти в связи с необходимостью приспособления их под те или иные общественные нужды. В связи с этим первоначальная планировка большинства таганрогских зданий утрачена безвозвратно и вряд ли может быть восстановлена.

В то же время фасады сохранили свой первоначальный облик, что позволяет осуществить анализ связи стилистики фасада с функциональным назначением здания.

Здания городских учреждений и банков.

В 1860-х - 1890-х гг. Петровская улица превратилась в одну из главных торговых артерий Таганрога и, кроме того, стала одной из тех магистралей, где сосредоточивались основные городские учреждения и банковские здания.

В архитектурных решениях фасадов зданий таганрогских городских учреждений явно обнаруживает себя тенденция, заключавшаяся в обращении к приемам, восходящим к традициям классицизма и барокко. Использование отдельных декоративных мотивов, заимствованных из этих исторических стилей, позволяло придать облику сооружений подобного типа подчеркнутую репрезентативность, сделать их заметными в городской среде.

В описываемый период распространилась и стала почти повсеместной практика приспособления жилых домов для различных общественных функций путем выкупа их у частных лиц или долговременной аренды.

Наглядным примером может служить здание городской Управы, которая разместилась в скромном угловом особняке, построенном в первой трети XIX века в стиле безордерного классицизма (ул. Греческая, 55; илл. 228, 229). С целью придания большей представительности его гладкому, почти лишенному декора фасаду, в 1889 году по проекту архитектора С. Гущина в центральной части здания со стороны Греческой улицы был выполнен слабо выступающий ризалит, увенчанный треугольным фронтоном. Три арочных окна, появившихся на месте прямоугольных, классицистических, отметили место нахождения торжественного зала заседаний.

Позднее городская управа перебралась в роскошный дом коллежского асессора К. Н. Комнино-Варваци на Петровской улице, также капитально перестроенный в соответствии с новой архитектурной модой в 1890-х годах в формах эклектики из строгого ампирного особняка. Тогда же к зданию были пристроены дополнительный объем (со стороны Петровской улицы) и переход, соединивший главное здание с дворовым флигелем. В композиции нового здания была сохранена преемственная связь со стилистикой классицизма222 (илл. 230-232).

Пышность барочного стиля свойственна зданию Окружного суда (арх. Каминский, 1879 - 1882 годы)22"\ К его трехэтажному фасаду, расположен ному на срезанном углу, примыкают два крыла с сочно промоделированными поверхностями, украшенными трехчетвертными колоннами, межэтажным карнизом сложного профиля, фронтонами причудливой формы (гит. 233, 234). По сторонам арочных окон расположены небольшие легкие колонки. Над центральным входом со стороны Петровской улицы размещен резной навес с греческим орнаментом (один из лучших в городе), опирающийся на две изящных металлических колонны (илл. 235). Монументальное угловое здание Окружного суда сыграло роль важного градостроительного акцента в пространственной структуре городского центра.

Бурный расцвет экономики города в последних десятилетиях XIX столетия, связанный с проникновением в Россию иностранного капитала, рост населения и образование обширного класса купечества, промышленников и банкиров имели для Таганрога значительные последствия. Благодаря увеличению товарооборота и развитию товарно-денежных отношений в городе в это время формируется банковская система.

Здания банков располагались в центре города на самых престижных улицах; они размещались либо в представительных зданиях эпохи позднего классицизма (именно в таком особняке на Иерусалимской площади в 1895 году находилось Таганрогское отделение Петербургского учетно-ссудного банка; илл. 236), либо в специально построенных для этой цели сооружениях, фасады которых были решены преимущественно в формах классицистического или неоренессансного характера.

Наибольший интерес представляет комплекс бывших банковских зданий, расположенный на центральной Петровской улице и состоящий из трех примыкающих друг к другу разновременных объемов: дома Кукольника (угол Петровской улицы и Варвациевского переулка), дома Бенардаки (угол Петровской улицы и переулка Итальянский) и здания Азовско-Донского банка (расположено между домами Кукольника и Бенардаки). Все три здания расположены вдоль красной линии улицы и объединены в единое целое (илл. 237).

В 1859 году владельцем участка, расположенного на углу Петровской улицы и Варвациевского переулка, стал писатель Нестор Васильевич Кукольник. Первое время, как указывает таганрогский историк П. П. Филевский , он жил во флигеле, а затем занялся постройкой большого двухэтажного дома по проекту, поданному в таганрогский строительный комитет 5 мая 1861 года (см. илл. 176). Вскоре после завершения строительства Н. В. Кукольник обратился в Технический Строительный комитет МВД с предложением отдать дом внаем для размещения в нем Окружного суда; это предложение было принято, и вплоть до 1880 года в домовладении, официально принадлежащем жене действительного статского советника Кукольника, размещался Окружной суд.

В конце 1870-х годов бывший дом Кукольника перешел к действительному статскому советнику Якову Соломоновичу Полякову - основателю Азовско-Донского и Земельного банков. В это же время Поляков приобрел в собственность и соседний участок, на котором располагалось домовладение Бенардаки: двухэтажный каменный особняк, построенный в конце первой трети XIX века в стиле безордерного классицизма (см. илл. 95). Оба здания Поляков сдавал внаем под квартиры, магазины и конторы. В 1890-х годах эти здания, ставшие, по существу, доходными домами, были объединены в единое целое путем вкомпоновки между ними кирпичного двухэтажного объема с антресолью. Согласно проекту 1896 года дополнительный объем предназначался специально для размещения Азовско-Донского Коммерческого банка (илл. 238-240). Интересно отметить, что в те же годы (1896-1898) по проекту архитектора Б. И. Гиршовича в Санкт-Петербурге на Невском проспекте (№ 62) в формах поздней классицистической эклектики также было возведено здание Азовского коммерческого банка, открытого Яковом Поляковым .

«Кирпичный стиль» - средообразующее направление в архитектуре Таганрога

В конце 1860-х - первой половине 1870-х гг. в архитектуре Таганрога возникает новое направление - «кирпичный стиль», быстро получающий широкое распространение. Толчком к его развитию, как уже было сказано, послужили здания железнодорожного вокзала (1869 г.) и Мариинской женской гимназии (1875 г.). Для «кирпичного стиля» характерен простой и практичный способ отделки фасадов путем использования открытой кирпичной кладки, ставшей основным средством достижения художественной выразительности (в отличие от архитектуры предшествовавшего периода, когда выразительность фасада обеспечивалась применением непрочной и недолговечной штукатурки и использованием многообразного лепного декора).

В 1880-х - 1890-х гг. в Таганроге появляется много жилых зданий в «кирпичном стиле», и они в значительной степени определяют общий характер городской среды и ее архитектурный облик. «Кирпичный стиль» являлся одним из проявлений рационалистических тенденций архитектуры периода эклектики и отлично подходил для массовой жилой застройки. Однако рациональность, экономичность и кажущийся лаконизм декора ни в коей мере не препятствовали развитию новых методов архитектурного творчества, созданию весьма своеобразной формы архитектурной выразительности фасадов, которая усиливалась применением керамических вставок, каменных известняковых блоков, использованием фигурного кирпича всевозможных форм и размеров, введением металлодекора, сочетанием в пределах одного фасада красного и светлого силикатного кирпича.

Для «кирпичного стиля», так же, как и для других направлений эклектики, характерно присутствие на фасадных плоскостях равномерного декора - отдельных элементов ордера, сандриков, замковых камней и пр. Благодаря сходным композиционным приемам, обусловленным, с одной стороны, стилевыми особенностями эклектики, и, с другой, технологическими приемами, лежащими в основе «кирпичного стиля», фасады отдельных сооружений хорошо гармонируют друг с другом и создают пространственно однородную архитектурную среду. Это отчетливо прослеживается в застройке Таганрога на улицах Греческой, Чехова, Фрунзе, в переулках Мечниковском, Тургеневском и т. д.

К концу XIX века приемы архитектурно-художественной композиции «кирпичного стиля» усложнились. Словно бы нарушился равномерный, спокойный ритм: объемы зданий стали сложнее, пластику фасадов обогатили разнообразной формы и величины оконные проемы, балконы, эркеры, обильный, порой даже перенасыщенный архитектурный и орнаментальный декор. В это время также появились разнообразные купола и башни, увенчанные шпилями, что особенно характерно для зданий, занимающих угловые положения кварталов. Такие дома со срезанными в плане углами и навершиями довольно сложной формы можно видеть на улицах Петровской (№ 30; см. илл. 361), Греческой (№ 53; см. илл. 359), Фрунзе (№ 14; см. илл. 358). По-видимому, это был интуитивно найденный прием оптимизации пространства перекрестков. Указанные архитектурные элементы (башни, аттики), безусловно, обогащали окружающее пространство и служили своего рода высотными ориентирами.

Эклектика вообще, и такое ее ответвление как «кирпичный стиль» в частности, в значительной степени определяют общий характер городской среды, ее художественный облик. Очевидная ретроспективная направленность эклектики отвечала принципам преемственности в искусстве. Архитекторы, работавшие в последней трети XIX века, уделяли большое внимание образной стороне архитектуры, но, стремясь создать новое зодчество, они опирались на опыт прошлого. Этому способствовало и то, что в практике строительства в целом сохранялись конструкции зданий и приемы строительства, свойственные предыдущему периоду.

Способ проектирования зданий согласно принятой схеме, применявшийся в эклектизме, как правило, требовал фронтальной композиции и соблюдения симметрии. Однако в «кирпичном стиле» нередко встречается более рациональный подход к зонированию внутренних помещений, вследствие чего симметрия в ряде случаев может исчезать.

Наиболее характерным мотивом, определяющим стилистику рядовых таганрогских особняков, выполненных в "кирпичном стиле", является прием так называемой дисимметричной компоновки фасада. В домах такого типа входной блок из соображений функциональности располагается сбоку (в отличие от осевых композиций классицизма), выделяется ризалитом, в пределах которого сосредоточены основные декоративные мотивы (например, рустованные пилястры), а с противоположной стороны фасада этот вход уравновешивается более развитой частью, в которой, как правило, повторен тот же мотив ризалита, но при этом более узкий и менее насыщенный в декоративном отношении (илл. 435).

«Кирпичный стиль» в Таганроге характеризуется необычайным обилием разнообразных приемов, присущих самым различным историческим стилям и направлениям. Все многообразие эклектики представлено в домах с неоштукатуренными кирпичными фасадами, построенных в Таганроге в 1870-х-1900-х годах.

Основными типами зданий, выполненных в «кирпичном стиле», оставались небольшие односемейные особняки и двухэтажные доходные дома. Прекрасным примером здания, типичного для своего времени, участвующего в формировании архитектурной среды, является дом № 39 по пер. Тургеневскому, который можно датировать концом XIX века (илл. 436). Декор его фасада выполнен с использованием кирпича различного формата, в том числе и фигурного. Кроме того, здесь мы наблюдаем еще один распространенный прием в таганрогской архитектуре этого времени - включение известняковых каменных блоков в кирпичную кладку. В основе стилистики фасада - мотивы раннего классицизма, проявляющиеся в типе наличников; оригинальная конфигурация арочного сандрика со вставленным в него кругом также часто встречается в таганрогских постройках "кирпичного стиля".

Некоторые черты стиля «Людовика XVI» можно обнаружить и в небольшом одноэтажном доме по пер. Красному, № 50 с его фигурными филенками и несколько причудливым фронтоном, декорированным каменными вставками (1895 г.; илл. 437).

Великолепный образец «кирпичного стиля» - дом № 57 по ул. Греческой, ориентированный на переосмысление в кирпичной кладке приемов классицизма, что проявляется в симметричной композиции фасада с его подчеркнутой центральной осью, в конструкциях и форме оконных наличников первого и второго этажей, в применении замковых камней, в использовании приема рустованных лопаток, оформляющих центральный и боковые ризалиты, в характерной конструкции карниза с использованием камня (илл. 438).

Архитектурное оформление дома, расположенного на углу улицы Греческой и Украинского переулка, также можно отнести к примерам "кирпичного стиля" в его постклассицистическом варианте (илл. 439). Мотивы, связанные с этим стилем, воспроизведены здесь почти в чистом виде, о чем свидетельствует использование традиционных зубчиков, выложенных из плит белого камня, конструкция треугольных сандриков на консолях, введение ордера в виде двухколонных портиков на обоих фасадах дома. При этом в одном случае (со стороны Украинского переулка) мы имеем типично классицистическую композицию в виде портика, выделяющего центр фасада, а в другом случае (со стороны Греческой улицы) аналогичный портик, оформляющий боковой ризалит, выполнен в формах, характерных для конца XIX столетия (илл. 440, 441). Ордерные элементы присутствуют в этом доме и в виде оформляющих простенки плоских пилястр с неким подобием триглифов, выложенных над ними в технике кирпичной кладки.

Неоренессансное направление в его «кирпичной редакции» представлено в Таганроге рядом одно- и двухэтажных зданий, построенных в последней четверти XIX столетия. Из них наиболее интересны дома, расположенные по ул. Фрунзе (№ 29) и пер. Красному (№ 47), в которых присутствует прием оформления фасада в виде сдвоенного арочного окна (илл. 442-444). Общая композиция особняка по пер. Красному может быть определена понятием "дисимметрия", поскольку здесь использован прием подчеркивания боковых ризалитов.

Соединение мотивов ренессанса и раннего классицизма характерно для сравнительно небольшого особняка, расположенного на пересечении ул. Фрунзе (бывш. Николаевской) и Итальянского переулка (илл. 445). Он представляет собой прекрасный образец «кирпичного стиля» с очень хорошим качеством открытой кирпичной кладки, искаженной поздней побелкой. Оформление срезанного угла здания (с заложенным ныне оконным проемом) и бокового ризалита с расположенным в нем входным блоком было выполнено с использованием расширяющихся кверху стел - стилизованных герм, увенчанных подобием ионической капители.

Двухэтажный дом, расположенный на углу улицы Чехова и Тургеневского переулка также заслуживает внимания (илл. 446). Он имеет довольно сложное архитектурное убранство, причем оформление первого этажа «стремится» к классицизму, а второй этаж выполнен с использованием мотивов ренессансного и, отчасти, барочного характера. Кирпичная кладка очень высокого качества использована не только как строительный, но и как декоративный материал. Фасад изобилует такими деталями, как трехчетвертные колонны и пилястры, ниши, профилированный карниз.

Похожие диссертации на Архитектура Таганрога XIX - начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города