Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система Гайсина Юлия Владимировна

Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система
<
Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гайсина Юлия Владимировна. Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Гайсина Юлия Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2008.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/114

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение региональных традиций русской народной песни является одним из ведущих направлений современного отечественного эт-номузыкознания. Региональные системы изучаются в разных ракурсах: с позиций отдельных жанров, обрядовых комплексов, в географическом аспекте, и пр. При этом понимание того, что такое собственно традиция, какова её природа, по сей день остаётся не вполне ясным и требует детальной проработки. Механизмы, объединяющие культурные явления в то, что принято называть традицией, процессы, выстраивающие указанные явления в единую гармоничную систему мышления и обеспечивающие стабильное и длительное её функционирование в условиях изменяющейся культурной среды, являются «краеугольным камнем» целой области современных гуманитарных исследований.

Проблема понимания песенной традиции как целостного феномена особенно актуальна для культур, имеющих промежуточное, срединное положение по отношению к крупным регионам (западному, северному, южному), выделяемым в системе восточнославянских музыкальных диалектов. Принципы сосуществования в песенной системе разностилевых музыкальных явлений, параметры устойчивости и сохранения традиции - вопросы, заслуживающие самого тщательного исследования. В этом плане показательна музыкальная культура верхнеокских сёл, расположенных в средней полосе России на этнической славянской территории. Одной из традиций, локализованной в пределах административных границ Тульской области, посвящена настоящая работа.

Несмотря на то, что традиционная культура сёл, расположенных в бассейне верхней Оки, вызывает длительный интерес специалистов различных направлений гуманитарного знания, местные музыкально-этнографические явления никогда не выступали объектом комплексного исследования. До настоящего времени не было даже собрано достаточное количество музыкально-этнографических материалов, которое позволило бы составить о них какое-либо представление. Песенному фольклору исследуемого региона не было посвящено ни одной опубликованной теоретической работы. По сей день неясна ни структура верхнеокских традиций, ни их место в ряду других региональных песенных систем. Немаловажно, что в со-

временной культурной ситуации происходит стремительное разрушение локальных песенных систем, которое выводит из поля зрения исследователей всё большее число музыкальных и этнографических явлений. Данное обстоятельство может стать непреодолимым и сделать невозможным изучение местной музыкальной культуры уже в ближайшем будущем.

Характерно, что практически все исследователи, соприкасавшиеся с окским материалом, отмечали индивидуальность стилевого облика верхнеокской традиции тульского региона. Локальные культуры местных сёл и региона в целом, характеризуемые, с одной стороны - контрастностью явлений, с другой - их самобытностью, эмпирически воспринимаются как целостный культурный феномен. В связи с вышеописанным разработка методологии и методики работы с подобным этному-зыкальным образованием на примере названной традиции, объединяющей в себе черты различных региональных систем, представляется достаточно актуальной.

Исследованность проблемы. Основная проблема диссертационного исследования связана с пониманием песенной традиции как целостного феномена, организованного посредством системы связей. В современном этномузыкознании данная проблема находится в стадии разработки.

Ключевые положения системного изучения региональных традиций впервые были сформулированы в работах Е.В. Гиппиуса1, и они по сей день продолжает определять специфику ряда направлений в современной музыкальной фольклористике. В качестве основного признака региональной песенной системы учёным выдвинута структура жанровой системы: состав жанров, их иерархия во всех формах жанровых взаимосвязей. Им же предложен тезис о наличии централизующего компонента в песенной системе2 как одного из основных критериев её типологии в контексте крупных региональных образований, обозначены крупные регионы (западный, северный, южный) и наиболее характерные признаки принадлежащих к ним локальных песенных культур.

Анализ песенной традиции посредством детализированного последовательного рассмотрения отдельных жанров и жанровых групп (установление структуры

' Гиппиус Е. В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное музыкальное искусство и современность (вопросы типологии) / Труды ГМПИ им. Гиесиных. Вып. 60. М., 1982. С. 5-13.

2 Жанровой, структурной и музыкально-стилевой доминанте песенной системы.

стилевых пластов, состава музыкальных форм и их функций, а также взаимосвязей) является наиболее распространённым для современной фольклористики.

Гораздо реже традиция рассматривается с позиций наличия в ней механизмов, скрепляющих культурные явления: межжанровых связей, стилевых пластов и т.п. (таковы работы Е.А. Дороховой, группы воронежских фольклористов, Г.Я. Сысоевой, С.А. Жигановой). Ряд положений по типологии песенных систем излагается в неопубликованных материалах Е.А. Дороховой и М.А. Енговатовой3.

Настоящая работа лежит в русле второго из обозначенных направлений. В ней произведено комплексное системное исследование верхнеокской традиции тульского региона, расположенной на этнической славянской территории в средней полосе России. Данная традиция рассмотрена как самостоятельный феномен, структурированный и существующий по особым, чётко определённым законам. В исследовании учтены структура жанровой системы, этнографического контекста, корпуса ритмических и звуковысотных форм местных напевов, а также - параметры координации системных уровней.

Объектом настоящего исследования избрана верхнеокская музыкально-этнографическая традиция тульского региона в совокупности ансамблевых песенных жанров, локализованная в верхнем течении р. Оки и её правого притока р. Упы, в пределах административных границ Тульской области. Географическое «ядро» традиции находится на территории древних поселений славянского племени вятичей и расположено между двумя проходившими здесь ранее засечными чертами.

Предметом изучения выступают механизмы, обеспечивающие функционирование данной традиции как целостного культурного феномена.

Цель работы - выявление системных связей музыкально-этнографических явлений на различных уровнях организации традиции, параметров устойчивости системы и механизмов её адаптации к изменяющейся культурной среде. Достижение указанной цели предполагает решение более частных задач:

5 Дорохова Е. А., Енговатова М, А. Региональные песенные системы как объект структурно-типологического исследования. М., Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных. (Рукопись.)

выявить структуру верхнеокской песенной системы, специфики бытования каждого жанра в соотношении со строением местного календарно-годового круга и этнографическим контекстом;

произвести типологическую систематику ритмических и звуковысотных форм напевов;

определить системообразующие принципы ритмической организации напевов, алгоритм сосуществования ритмических форм и механизмы включения в традицию более поздних явлений;

выявить архетипическую основу ладомелодических и гармонических структур (посредством обоснования гипотезы единой суммарной звуковы-сотной шкалы как «поля реализации» всех напевов традиции);

описать формы соотношений жанровой, ритмической, звуковысотной систем местного корпуса напевов.

Материал диссертации составляют преимущественно данные современных полевых исследований, включающие более 1000 песенных образцов:

материалы полевых музыкально-этнографических экспедиций автора работы: в целом - около 600 песенных образцов (из них йотировано 400) и описания этнографического компонента традиции;

коллекция Ю.А. Багрия: около 400 нотаций и этнографические описания к ним;

материалы из личных архивов других исследователей (ЕЛО. Рудневой, М.О. Федосеевой, Н.А. Хворова, И.Е. Климова и др.);

материалы архива ПНИЛ по изучению традиционных музыкальной культур РАМ им. Гнесиных (около 50 образцов, записанных Т. Соловьёвой и В. Трохиным);

В целом, в работе используются данные локальных традиций 72-х населённых пунктов восьми административных районов Тульской области: Одоевского, Белёв-ского, Арсеньевского, Суворовского, Дубенского, Чернского, Тёпло-Огарёвского и Заокского.

Помимо экспедиционных материалов в исследовании задействовано небольшое количество опубликованных нотных и этнографических материалов, аудиозаписи, изданные на кассетах, пластинках и дисках, а также - коллекции материалов

сельских клубов и ДК, расположенных в административных центрах изучаемого региона.

Методология. Основу методологии диссертации составляют, прежде всего, положения системного и структурно-типологического методов исследования. Согласно данным методам традиционная культура рассматривается как совокупность знаковых систем, представляющих собой «структурно расчленённую целостность, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное значение»4. Помимо собственно системных исследований (работ А.А. Богданова, К.К. Жоль, СЮ. Неклюдова, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина) особое значение в этом ключе имели для нас работы Е.В. Гиппиуса5, заложившие основы современного отечественного теоретического этномузыкознания и определившие аспекты применения положений методов структурного, системного, типологического анализа к изучению материала традиционных культур. В исследованиях структурно-типологического направления отечественной фольклористики для нас особенно были важны работы Е. А. Дороховой, М. А. Енговатовой, Б. Б. Ефименковой, О. А. Пашиной. Из работ этих же авторов были заимствованы прикладные методики анализа песенного и обрядово-этнографического материала.

Комплексность, междисциплинарность исследования определяется использованием данных и методов из смежных областей гуманитарного знания. В частности, в работе с этнографическим компонентом традиции были использованы принципы, изложенные в трудах московской группы этнолингвистов под руководством академика Н. И. Толстого и в работах отечественных семиотиков. Полевые экспедиционные исследования производились с использованием эмпирических методик, включающих интервью и экспериментальную реконструкцию обрядово-этнографических явлений. Обработка, систематизация экспедиционных материалов и включение их в диссертацию обусловили применение исторического метода и метода описания. В настоящей диссертации также задействованы некоторые положения синергетического подхода, в том числе - тезисы об условиях нелинейного развития динамических систем и некоторых аспектах прогнозирования погранич-

4 Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С. 658

' В частности.' Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 23-36

ных состояний. Данные положения нашли применение в анализе и трактовке системных связей на различных уровнях функционирования песенной традиции.

Научная новизна определяется материалом и ракурсом исследования. В диссертации представлена неизученная ранее верхнеокская песенная традиция тульского региона, которая рассмотрена в совокупности всех ансамблевых песенных жанров. В работе предложен новый подход к песенной традиции как целостному системному образованию. Традиция охарактеризована в ракурсе структуры местной жанровой системы и её координации с этнографическим контекстом, системообразующих явлений ритмики и корпуса звуковысотных структур, а также - форм соотношений жанровой, ритмической и звуковысотной систем. В научный обиход введены новые архивные и экспедиционные материалы, произведена их аналитическая нотация, последовательное описание и типологическая систематика. В анализе звуковысотного и ритмического строения напевов использован новый подход, направленный на поиск закономерностей музыкального мышления, обеспечивающих сосуществование контрастных музыкально-стилевых явлений в одной песенной системе и коллективной памяти. В работе осуществлено описание механизмов, обеспечивающих функционирование и сохранение традиции.

Практическая значимость. Результаты исследования применимы к работе с другим региональным музыкально-этнографическим материалом. Данные, излагаемые в диссертации, могут быть полезны специалистам смежных областей гуманитарного знания: этнографам, историкам, филологам и др. Музыкальные и этнографические экспедиционные материалы могут быть задействованы как в теоретических разделах образовательных курсов, лекций, семинаров, посвященных изучению восточнославянских музыкальных диалектов, так и в исполнительской практике. Результаты и материалы диссертационного исследования применимы в практике полевой экспедиционной работы, в том числе в процессе интервью, полевых реконструкций обрядов и т.д.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки

РАМ им. Гнесиных, её материал был использован в курсе «Народное музыкальное

творчество» на исполнительских и теоретическом факультетах РАМ им. Гнесиных,

положения работы излагались на следующих конференциях и семинарах: Третья

международная конференция памяти А.В. Рудневой (МГК им. Чайковского, 2001

г.), «Семантика музыкального языка» (РАМ им. Гнесиных, 2002 г.), «Актуальные вопросы хорового исполнительства» (семинар Тульского областного методического кабинета. - Тула, 2002 г.), Межрегиональная конференция «Ш-е Белевские чтения памяти протоиерея, краеведа и общественного деятеля М.Ф. Бурцева» (Белев, 27-29 ноября 2003г.), «Региональный компонент в учебном курсе ДШИ» (семинар Киреевского методического объединения (Тульская обл.); декабрь 2004 г.), Пятая международная научно-практическая конференция «Фольклор: современность и традиция» (Савушкинские чтения, 25-26 ноября 2004 г.), Межрегиональная конференция «IV-e Белевские чтения памяти протоиерея, краеведа и общественного деятеля М.Ф. Бурцева» (Белев, ноябрь 2004 г.), V Международная конференция «Аудиовизуальные средства фиксации живой традиционной культуры» (Институт Наследия, 23-25 ноября 2005г., Москва). Материалы диссертации были задействованы в исследовательском проекте «Музыкально-этнографическое наследие Окско-Донского междуречья» в 2004 г. (грант 2005г.: конкурс исследовательских проектов в рамках фестиваля «Шолоховская весна» г. Москва).

Положения диссертации апробированы автором в практике преподавания предметов «Фольклорный ансамбль», «Основы русской традиционной культуры» и «Сольфеджио» (на базе отделения Русского фольклора ДШИ им. М.А. Балакирева (Москва) и учебных заведениях г. Тулы). Материалы и результаты исследования включены в вышеупомянутые дисциплины, в курс «Народное музыкальное творчество» ТКИ им. А.С. Даргомыжского (г.Тула), активно используются репродуцирующими фольклорными коллективами, работающими с окским материалом.

Структура работы. Диссертация состоит из трёх Глав, Вступления и Заключения. В Первой главе рассматриваются особенности местной жанровой системы в её обусловленности структурой календарно-годового круга и этнографическим контекстом прошлого и современности. Вторая глава посвящена системным закономерностям ритмического строения местных напевов; Третья глава - принципам их звуковысотной организации. Работа содержит Список литературы и три Приложения, включающих Нотные примеры (Приложение 1), Этнографический очерк (Приложение 2) и Список экспедиционных материалов (Приложение 3).

Похожие диссертации на Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система