Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Шамси Бадалбейли в контексте становления и развития музыкальной театральной режиссуры в Азербайджане Рагимова, Наиля Расим кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рагимова, Наиля Расим кызы. Творчество Шамси Бадалбейли в контексте становления и развития музыкальной театральной режиссуры в Азербайджане : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Баку, 2000.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Актуальность проблемы становление и развитие музыкальной режиссуры в Азербайджане, в контексте творчества Шамси Бадалбейли определяется тем, что обращение к профессиональной музыке в Азербайджане было сделано именно посредством музыкально-сценического жанра-оперы, в частности оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова. По мнению Э.Аббасовой "в музыкальном фольклоре Азербайджана заложены предпосылки для создания различных жанров современных форм профессиональной музыки, и в том числе и музыкально-сценических произведений"1. Не случайно Гете принадлежат следующие слова "чтобы создать нацию, сперва надо создать театр".

Так сложилось, что говоря о музыкально-сценических постановках, всегда имели в виду музыкальное содержание и исполнительское мастерство, работа же режиссера оставалась в тени или же упоминалась в обычном порядке. Попытка выявить роль и значение режиссера музыкальных спектаклей новых для Азербайджана жанров, в плане их привнесения из Европы на лоно азербайджанского искусства в том виде, в каком мы сегодня воспринимаем жанр оперы и оперетты, естественно, распространяется и ложится ответственным грузом на постановщика, то есть режиссера этих спектаклей. В свою очередь режиссер представляется для республики своего рода первооткрывателем нового жанра, то есть одним из создателей этого сложного синтетического искусства. Такой личностью явился Народный артист Азербайджана Шамси Бадал оглы Бадалбейли.

На примере его жизни и творческой деятельности как музыкального режиссера, приоткрывается ясная и многогранная картина национального музыкально-сценического искусства и на какую качественно новую ступень ему удалось поднять и развить.что и определяет актуальность данной темы. Ш.Бадалбейли явился одним из основателей реалистической музыкально-режиссерской школы в Азербайджане и направил свои усилия на утверждение современных режиссерских принципов, благодаря которым азербайджанское музыкально-сценическое искусство встало на новый путь самовыражения на уровне соот-

1 Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова. Баку, Изд. An АЗССР, 1961. С.23.

ветствующего высокохудожественным и эстетическим требованиям эпохи. В своих оперных и опереточных постановках Ш.Бадалбейли сумел достичь синтеза музыки и драмы в их сценическом воплощении.

Актуальность темы настоящей диссертации подчеркивает и то, что еще в Советском Союзе проблема сценического воплощения оперных и опереточных спектаклей рассматривалась как с позиций режиссерских личностей, так и вообще его жанрового решения. К сожалению в Азербайджане исследования, затрагивающие сферу режиссерской работы велись лишь в области драматического искусства, оставляя в стороне сугубо музыкально-сценическую режиссуру, так как это требовало специальной музыкальной подготовки. Опыт научно-концептуального осмысления творческой деятельности Шамси Бадал-бейли как режиссера музыкально-сценических жанров в искусстве Азербайджана, либо не разрабатывался, либо разрабатывался весьма поверхностно, в виде популярной брошюры.2 В брошюре были допущены ряд неточностей и ошибок в отношении его драматических, опереточных и оперных постановок. В частности отмечается, что Ш.Бадалбейли был постановщиком музыкальной комедии "Мэпэббэт кулу" ("Цветок любви") С.Алескерова, хотя спектакль был осуществлен режиссером Н.Шарифовым, также не указаны ряд драматических, опереточных и оперных постановок, осуществленных Ш.Бадалбейли . Кроме того в работах, затрагивающих сферу режиссерской деятельности в Азербайджане, слабо освещено многогранное творчество Ш.Бадалбейли. Впервые в работе дается в полном объёме реалистическое режиссерское творчество Ш.Бадалбейли в контексте развития музыкальной режиссуры в Азербайджане.

Степень научной разработанности. Касаясь проблемы взаимосвязи музыки и литературы в синтетических жанрах, нельзя не учитывать такой важный момент, как особенности его синтетического воплощения на сцене музыкального театра и роль режиссера в качестве создателя оперного и опереточного спектакля. Проблема взаимосвязи и взаимодействия искусств всегда была источником для научных трудов и учений, где данные теоретические, исторические вопросы решались по разному, исходя из эстетики и веления эпохи, мировоззрения и позиции автора. Вопросы, естественно обращены к синтетическим

2 Искендерова 3.,Каменетская Е. Шамси Бадалбейли.Баку,"Ишыг", 1976.

жанрам, в данном случае, речь идет о музыкально-сценическом виде искусства - оперы и оперетте в режиссерском переломлений.

Если проблемы синтеза широко освящены в работах Е.Акулова, В.Ванслова, А.Владимирской, Л.Данько, Л.Ротбаум, В.Совранского и других , где они исследуют оперу и оперетту как живое музыкальное представление со взаимосвязью различных искусств, то режиссерскому решению музыкального спектакля посвящены книги М.Дружкина, Ю.Завадского, М.Книбеля, А.Попова, МРехельса, К.Станиславского и многих других4 . В своих работах авторы раскрыли основные задачи рождения спектакля и их решения с помощью режиссерского понимания и отражения важнейших его особенностей. Но так как представленные жанры оперы и оперетты относятся к зрелищному виду искусства, то кроме музыки и литературы важное место занимает синтез различных выразительных и изобразительных искусств, в частности, искусство актера. Проблеме актерского мастерства посвящены работы Н.Демидова, Л.Ивановой, Г.Морозовой, Вл.Немировича-Данченко, Н.Петрова и других.5 Авторы излагают богатый и интересный материал, позволяющий изучению и анализу профессионального актерского искусства, его специфику образного перевоплощения.

Небезынтересно будет отметить труды А.Аникста,6 в которых он проанализировал и концептуально изложил теоретически - философские

3 Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М., ВТО, 1978., Ванслов В.В.
Опера и ее сценическое воплощение. М., ВТО, 1963., Владимирская А.Р. Звездные часы
оперетты. Л.,"Искусство", 1975., Данько Л.Г. Комическая опера в XX веке.
М.,"Сов.композитор",1976., Ротбаум Л.Д. Опера и ее сценическое воплощение.
М.,"Советский комнозитор", 1980., Совранский B.C. Знаете ли вы оперетту?
М.,"Советский композитор", 1983.

4 Дружкин М.С.Вопросы музыкальной драматической оперы. Л.."Музгиз",1952. 344 с.
Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М..ВТО, 1975. Книбель М.О. Школа режиссера
Немировича-Данченко Вл.И. М.,"Искусство", 1966.168 с. Попов А.Д. Художественная
целостность спектакля. М., ВТО, 1959.295 с. Рехельс МЛ. Режиссер-автор спектакля.
Л.,"Искусство", 1969.232 с. Станиславский К.С. Станиславский - реформатор оперного
спектакля. М., "Музыка", 1985.

5 Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М.,"Искусство", 1965., Иванова Л.И. Артистам
музыкального жанра М."Искусство", 1976. Морозова Г. Понятие темпо-ритма сцениче
ского действия. М., Моск.Гос. институт культуры, 1968., Немирович-Данченко Вл.И. О
творчестве актера. М.,"Искусство", 1973. Петров Н.В. Актер и сценический образ. Л.,
Гослитиздат, 1935.

6 Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., "Наука", 1967., Аникст А.
Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.:"Наука", 1983., Аинкст А. Теория драмы на Западе
во второй половине XIX века. М.:"Наука",1988.

взгляды на драму известных философов, композиторов и драматургов разных эпох: Аристотеля, Леонардо да Винчи, Лессинга, Гегеля, Ницше, Вагнера, Фрайтага и других. И несмотря на некоторые расхождения в движении теоретической мысли, идеи сливались в единую концепцию, утверждающую приоритет драмы как искусство, изображающее реальную действительность.

Возвращаясь непосредственно к проблемам диссертационной работы, нельзя не отметить труды ряда авторов, посвященных некоторым теоретическим и историческим фактам становления драматического и музыкального театра и режиссуры в Азербайджане - Э.Абасова, С.Касимова, И.Керимов, Н.Мамедова, Ш.Мамедова, З.Искендерова и Е.Каменетская, А.Сарабский, а также Дж.Джафаров, И.Рагимли и другие. Вопросы музыкальной драматургии балета затронуты в книге Х.Кашкай.7

Научная новизна работы сводится к тому, что данная диссертационная работа впервые даёт научную картину поэтапного становления и развития музыкальной режиссуры в Азербайджане, в контексте творчества Шамси Бадалбейли - как музыкального режиссера с подлинно реалистическими взглядами и принципами в искусстве. В исследовании прослеживается проникновение нового музыкально-сценического жанра в Азербайджан в контексте взаимовлияния и взаимопроникновения культурных традиций - Запада-Востока. В работе представлен в последовательном порядке анализ драматических, опереточных и оперных сценических постановок Ш.Бадалбейли, с позиций претворения реалистических тенденций в искусстве. Раскрывается личный вклад в дело развития музыкального искусства Азербайджана и музыкально-сценических жанров - оперы и оперетты в контексте его творческой деятельности как режиссера и артиста кино. Впервые излагается сложный

7 Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова. Баку, Изд. АН АзССР, 1961., Касимова С. Оперное творчество композиторов Советского Азербайджана. Баку, "Ишыг"1973, 1986., Керимов И. Становление и развитие азербайджанского театра. Баку, "Элм", 1991., Мамедова Н.чРазвитие жанра оперетты в Азербайджане с 40-х по 60-е годы. Баку, "Элм", 1990., Мамедова Ш. Пути развития Азербайджанского музыкального театра. М., Гос.муз.изд., 1931., Искендерова 3., Каменетская Е. Шамси Бадалбейли. Баку, "Ишыг", 1976., Сарабский А.Г. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра Баку, Изд. АН Аз.ССР, 1968., Джафаров Дж. М.Ф.Ахундов и театр. Баку. АзТО, 1962., Рагимли И. Драматургия и театр. Баку, "Ишыг", 1984., Кашкай X. Азербайджанский балетный театр.М.,"Сов.композитор", 1987.

процесс осуществления музыкального спектакля, творческий союз режиссера с композитором, дирижером и, отдельно, работа над сценическими образами с актерским составом. В ходе изложения отмечается индивидуальный подход режиссера к решению музыкальной драматургии и воплощению авторского замысла произведения.

Новизна работы состоит также в освещении нового этапа развития истории современного музыкального театра в Азербайджане в период с 1942 по 1974 годы, основателем которого явился Ш.Бадалбейли. Освещается, следуя архивным данным, в хронологическом порядке премьерные постановки оперетт как азербайджанских, так и зарубежных композиторов с позиций музыкальной режиссуры.

Впервые делается попытка к рассмотрению музыкальной режиссуры посредством значения режиссера, как основного стержня спектакля и создателя гармонического единства синтетического искусства -опера и оперетта.

Цели и задачи исследования. Целью работы явилось выявление в творчестве Ш.Бадалбейли реалистических принципов современной режиссуры, его личный вклад, находящее своё подтверждение в таком сложном синтетическом жанре как опера и оперетта, определяя уникальные возможности режиссера постановки музыкальной драмы. В связи с этим выдвигаются ряд нижеследующих задач, определяющих круг профессиональной режиссерской деятельности музыкально-сценического жанра:

а) знание музыки и драмы;

б) актерское мастерство и музыкальная трактовка образа;

в) оркестровое чтение музыкальных образов;

г) роль художественной декорации в музыкальном оформлении
спектакля, и.т.д.

Методологическая база и источники исследования. Исследования и разработка данной проблемы потребовало для своего всестороннего применения метода сравнительного анализа как межжанровых видов искусства — драма и музыкальная драма, так и анализа синтетического искусства, воплощающее гармоническое единство — музыкально-актерское, оркестрово-сценическое, музыкально-драматическое. В связи с этим было сделано обращение к методу и школам таких видных режиссеров советского периода, как К.Станиславский, Вл.Немирович-Данченко, Б.Покровский, А.Попов, К.Марджанишвили; из азербайджанских режиссеров - И.Идаятзаде, А.Искендеров, М.Мамедов, как метод

взаимопроникновения и взаимовлияния для выработки в деле развития национальных музыкально-сценических традиций Азербайджана.

В целях научных обобщений и определений применительное к режиссерской работе в музыкально-сценических постановках в контексте творческой деятельности Ш.Бадалбейли, был применен метод исторического анализа с широким использованием архивных материалов.

Апробация работы. Данная диссертационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры истории музыки Бакинской Музыкальной Академии им.У.Гаджибекова. Результаты исследования легли в основу статей и тезиса 1999-2000 годов, также в виде доклада на VI республиканской конференции молодых ученых и аспирантов, и IV научной республиканской конференции по "Проблемам исследования азербайджанской национальной музыки".

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания соответствующих тем по истории музыки Азербайджана, истории музыкального театра Азербайджана. Диссертация может явиться вспомогательным методическим руководством при подготовке к лекциям и семинарам в музыкально-просветительских организациях и высших учебных заведениях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Творчество Шамси Бадалбейли в контексте становления и развития музыкальной театральной режиссуры в Азербайджане