Введение к работе
Актуальность темы. Русский художественный Авангард 1920-х начала 1930-х годов является одной из самых яркігх страниц мировой удожествснион культуры XX столетия. Настоящая диссертация редставляет собой попытку исследования творчества А. В. Мосолова в онтексте эволюции русского Авангарда и созданных им художественных радіший.
Цель работы: 1) Определение наиболее характерных особенностей стетнки художественного Авангарда и его влияния на развитие гузыкального Авангарда; 2) изучение творческого метода Мосолова 920-х - начала 1930-х годов сквозь призму эстетических принципов удожественного и музыкального Авангарда; 3) вьшвление особенностей узыкального языка и драматургии сочинении Мосолова в их взаимосвязи противоречивостью мировоззрения композитора; 4) рассмотрение причин ворческого кризиса Мосолова в начале 30-х годов в контексте кризиса вангардпетского искусства.
Научная новизна диссертации определяется разработкой алонсследованных в отечественной науке и, в какой-то мере, дискуссионных роблем истории русского художественного и музыкального Авангарда и волюшш творчества Мосолова. Опираясь на результаты исследования в гой области российских (и отчасти зарубежных) ученых, диссертант редлагает самостоятельную трактовку ряда вопросов, рассматриваемых с ознций, выдвигаемых впервые в настоящей работе: об определении понятий авангардизм" и "Авангард"; о синкретическом, аналитическом и интетическом периодах развития авангардистского искусства первой трети IX века; об этапах творчества А. В. Мосолова 1920-х - 1930-х годов; о зязи творчества Мосолова с эстетическими принципами искусства абсурда; монтажности драматургии произведений Мосолова; о жанровой раматурпш произведений Мосолова; о понятии "альтернативный материал".
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные оложения и выводы могут быть использованы в курсах истории русской эветской музыки и анализа музыкальных произведений консерваторий и эилнщ. Материал диссертации может служить основой методической заработки некоторых проблем истории русского музыкального Авангарда, ормы и драматургии произведений русской советской музыки 1920-х -ачала 1930-х годов, а также составить содержание спецкурса по эииеназванным проблемам.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории узыкп Санкт-Петербургской консерватории. Некоторые ее положения ішли применение в лекционных курсах и практических занятиях, ведущихся
на оркестровом, фортепианном, дирнжерско-хоровом и композиторско\ факультетах (современная нотация, гармония, современное сольфеджио).
Проведенное исследование послужило основой работ, перечені которых дается в конце автореферата, а также докладов на научно-практических конференциях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, тре: глав и Заключения. Работа снабжена библиографией и нотными примерами