Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена задачами, стоянки перед театрами оперы и балета в период обновления, духового возрождения общества, формирования нового панисторического уыанитарного мышления, разработки современных программ разви-ия культуры.
Вопрос об отношении к классическому наследию, его роли в роцессе социального функционирования искусства в целом являет-я одним из центральных: в истории культуры.' Каждая эпоха выдви-ает свой, присущий именно ей круг проблем, находит способы ре-лизации её идейно-образного и духовно-нравственного потенциа-а,
В современных социально-культурных условиях отношение к лассикз приобретает особую острог/ и значимость. Генеральная ссамблея ООН провозгласила период 1988-1997 годов Всемирным есятилетием развития культуры, определив в качестве стратеги-аской задачи восстановление первостепенного значения общечело-еческих и культурных ценностей. Среди приоритетных и постоялых направлений деятельности в документах Десятилетия названа азработка комплекса мер по сохранению культурного наследия, тверждениго и обогащению культурной самобытности каждого наро-,а. Для успешного решения задач, определенных международным со-'бществом на текущее десятилетие, необходимо знание закономер-гостей и механизма функционирования культуры и отдельных её ілоков в определенном социально-историческом контексте.
Одним из важнейших компонентов мировой художественной :ультуры является русская оперная классика. Велика ее роль в іуховной жизни России, в истории русской музыки и театра. Рус-!кая оперная классика - "золотой фонд" репертуара отечественных гузыкальных театров, однако современная оперно-театральная си-'уация такова, что фонд этот задействован очень слабо и творче-;кое наследие русских композиторов-классиков занимает в общем 5алансе потребления культурных ценностей сравнительно неболыпое десто.
_ 4 „
Причиры этого явления многообразны и имеют, прежде всего, социально обусловленный характер. За десятилетия существования в условиях тоталитарной государственной системы, в атмосфере политической демагогии, приоритета партийно-классовых ценностей над общечеловеческими в духовно-нравственной и культурной у.изш общества произоыли серьёзные деформации. Вульгарный социологизі и административно-командные; метода руководства, абсолютизация принципов доступности, народности, партийности оказывали деструктивное воздействие на процесс социального функционирования искусства. Происходило постепенное обескровливание, огрубление и примитивизация содержания художественного наследия прошлого, нарушались взаимодополняющие отношения между академическими жанрами и бытовыми; серьёзным, концептуальным искусством и до-суговым, классическим и, современным.
В последние годы на фоне широкого распространения поп-музыки, спортивно-зрелищных мероприятий, аудиовизуальных жанров, ориентированных на удовлетворение гедонистических потребностей удельный вес классической музыки вообще и оперной, в частности неуклонно сокращается. Влияние массовой культура сказывается » только на отвлечении значительной части потенциальной аудитори от музыкального театра, но и на внутритеатральном процессе бытования классического оперного наследия: постановочно-исполнительская стилистика тяготеет к зрелищности, "эстрадности", в репертуаре лидируют детские спектакли, оперетты и музыкальные комедии.
Деятельность оперных театров поволжского региона /казанского, нижегородского, самарского и саратовского/ дает богатый материал для анализа позитивного опыта и негативных тенденций функционирования русского классического репертуара, особенностей взаимодействия социума и искусства в разные периоды истори советского общества.
Цель работы состоит в выявлении закономерностей социально исторического функционирования опер русских композиторов-классиков на примере деятельности поволжских театров в 1930-80-е годы.
Предмет исследования - социальное функционирование русской іперной классики в конкретно-регионаяьных и исторических усло-
ІИЯХ.
Объектами исследования являются; репертуар /содержание, труктура, прокат, динамика обновления, репертуарная политика/, пектакль /социально-художественная актуальность, постановочное ешение, исполнительский уровень, соотношение спектакля и гсар-итуры, значение и удельный вес в репертуаре театра/, зритель-лушатель /статистика заполняемости зрительного зала, материалы рительских конференций, обсуждений^ анкетирования, газетных ыступлений как показатель отношения к оперно-театральному ис-усству/, критика /социальные функции, жанры, персоналии/.
Основные задачи исследования; / определение особенностей процесса функционирования русской перной классики в 30-80-е годы, а также специфики отдельных тапов внутри данного периода;
/ изучение факторов взалмозбусловленности бытования русского лассического оперного репертуара и социального заказа; / выявление соотношения между идейно-художественным уровнем усской классической оперы и её реальным сценическим воплощени-м;
/ определение роли критики в процессе социального функциониро-ания русской классической оперы, её влияния на деятельность еатра и формирование общественного мнения; / прогнозирование путей оптимизации деятельности музыкального еатра и критики по пропаганде отечественной оперной классики.
Научная новизна работы заключается в изучении социального ункционирования русской оперной классики как целостного провеса, в конкретно-исторических условиях, в контексте художест-знной культуры одного из крупнейших регионов страны.
Одним из основных источников для написания диссертации полужили архивные материалы /более трехсот единиц хранения из ятнадцати фондов/, большинство архивных документов вводятся в аучное обращение впервые.
Для изучения документов оперной критики впервые использо-ана методика и инструментарий контент-анализа.
Методологической базой исследования служат труды русских и советских философов, культурологов, эстетиков, в которых: рассматриваются вопросы отношения к культурному наследию прошлого, работы музыковедов о русской классической спере, литература по социологии музыкального театра, оперной режиссуре, музыкальном; краеведению.
Основными методами исследования являются теоретический анализ источников, контент-анализ различного рода текстов, анкетирование студентов Самарского института искусств и культуры эмпирические наблюдения за театральным процессом.
-' Практическая ценность работы: материал диссертации может быть использован для разработки комплексной программы социально-культурного развития региона, сравнительного анализа функционирования оперного искусства с другими регионами страны и исследования данной проблемы в более широком масштабе, а также для чтения курса лекций истории русской и советской музыки, му зыкального краеведения, экологии культуры, для разработки новы методик преподавания в художественно-творческих учебных заведе ниях.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре истори музыки Казанской государственной консерватории и кафедре истории русской и советской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова и рекомендована к защите.
Основные положения диссертации были изложены в докладах і республиканских и областных конференциях в Самаре-Куйбышеве /1987-1991/, выступлениях на семинарах секции оперных критико] при СТД СССР. По результатам исследования опубликованы тезисы восьми докладов и депонированы две статьи, общим объемом боле* двух печатных листов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Объем работы - 8 п.л.. Список ис пользованной литературы насчитывает 250 названий. Диссертация имеет приложение "Сводный оперный.репертуар поволжских театро за период с 1931 по 1989 г.г.".