Введение к работе
Актуальность исследования. Р.Штраус, выдающийся представи-ь позднего романтизма, в своем творчестве соприкоснулся со ми важнейшими направлениями музыкальной культуры нашего стоил - импрессионизмом, экспрессионизмом, неоклассицизмом. Лич~ ть Штрауса, синтетическая природа его творческого мышления тоянно пріїачекали внимание писателей, философов, искусство-,оз - Р.Роллана, С.Цвейга, Т.Адоряо. Первыми оригинальными ид-претаторами феномена Штрауса в зарубежном музыкознании стали Іпехт, М.Штайницер, О.Би, Р.Теншерт, В.Шу. В 70-80-е гг. ис-довательская мысль продолжает постижение штраусовскол музыки, :ее глубокое раскрытие ее многоаспектной проблематики /труды ..Аберт, К.Греве, К.Дальхауса, В.Винтерхагєра, Ь'.-М.Акст, іверхофа/. Согласно статистике 1934г." литература о композиторе читцвает свыше трех с половиной тысяч наименований.
На этом фоне советское штраусоведение, по существу, не рас-:агает объемными трудами, кроме того, в несколько устарев-: работах И.Соллертинского, А.Оссовского, Б.Ярустовского в ко-;ном пересмотре нуждается ряд односторонних критических оценок. :луга подлинного открытия музыки Штрауса принадлежит Г.Орджо-:идзе /цикл статей 70-ЇО-х гг./, Однако малоизученным остается ірно'е творчество Штрауса, едва начата разработка позднего его >иода, а наблюдения относительно особенностей'идейной эволю-I, принципов оперной драматургии и музыкального языка компози->а не систематизированы. Поэтому избранная тема диссертации вставляется актуальной, вводящей в поле зрения музыковедов юизвестные сочинения крупнейшего мастера музыкального театра іего времени
Особая проблема оперного наследия Штрауса - интерес худож-са к миру эллинства, одно из проявлений процесса мафологиза-I современной культуры. Оригинальная трактовка Штраусом древ-'реческой мифологии чрезвычайно ваяна в разработке вопроса о рьбе античности в западноевропейском искусстве, о ренессанса шнизма в 20 веке.
Цель работы. Автор стремится на основе системного подхода к >блеме "музыка и миф" рассмотреть произведения Штрауса в шйро-1 культурологическом аспекте, раскрыть индивидуальные особен-
пости его интерпретации эллинских сюжетов, на материале пяти ai тичных опер по возмокнопїц полно представить музыкальный стиль композитора, этапы его эволюции, принципы оперной драматургии і музыкального языка на протяжении более трех десятилетий / 1908 1940/.
Научная новизна диссертации. В работе предпринята попытка составить целостную картину многолетнего обращения композитора к миру Эллады. Данная проблема никогда не ставилась в отечественной литературе о Штраусе, не существует серьезных специальні работ по ней и у зарубежных исследователей. Исходным основание] для рассмотрения музыкально-драматической концепции всех античі сочинений служат семантика эллинского мифа и та философско-эст* тическая призма, сквозь которую рассматривают сюжет Штраус и е: либреттисты. При этом немаловажной представляется национальная специфика в подходе композитора к античности. На материале пял античных опер рассмотрено сотрудничество Штрауса с Г.фон Гофмаї сталем - тема также новая для отечественной науки. Принимая во внимание полемику западных исследователей по данному вопросу, тор диссертации стремится дать собственную оценку художественн: результатов союза двух своеобразных личностей и творцов.
Музыкальный стиль. Штрауса исследуется в контексте основны стилистических направлений в музыке первой половины 20 века. С этой точки зрения диссертант пытается по-новому акцентировав соотношение постромантического и неоклассического в штраусовск музыке, внести коррективы в оценку позднего периода творчества Штрауса в отечественной музыковедении. Впервые детально проана зированы три последние античные оперы, отражающие особенности позднего стиля композитора.
Практическая ценность работы. Предлагаемая диссертация мо: быть использована в вузовских курсах истории зарубежной музыки истории музыкального театра, оперной драматургии. Цитируемые в ней источники /обширное эпистолярное наследие Штрауса, Гофмане ля, Й.Грегора, эстетические статьи, публичные высказывания/ по большей части не переведены на русский язык. Сведения о сценич ких решениях античных опер Штрауса, представления об "образе с ктакля" /на основе обобщения богатого зарубежного опыта театра ных постановок/ могут помочь советским оперным режиссерам, спо
іствовать расширению репертуара отечественного музыкального те-~ >а, ибо традиции сценической интерпретации штраусовских сочине-t в нашей стране практически не существует.
Апробация работы. Материалы и выводы диссертации использова-:ь автором в лекциях по истории зарубежной музыки для исполнили, дирижеров-симфонистов, режиссеров музыкального театра, ком-:иторов; в выступлении на конференции "Культура в современном ю" /21-24 ноября 1990г., ЛГИК им. Н.К.Крупской/. Диссертация іувдалась на кафедре истории зарубежной музыки ЛОЛГК им. і.Римского-Корсакова.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из Введения, х глав и Заключения / 2 страниц машинописного текста/. Спи-: литературы включает 218 наименований /из них ИЗ - статьи и юграспш на немецком языке/. В приложении к I главе раскрыто [ержание либретто античных опер. Приложение ко II глава образу-нотные примеры.