Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма Соколов, Николай Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколов, Николай Николаевич. Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ростов. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова.- Ростов-на-Дону, 1997.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/2125-4

Введение к работе

Конец XX столетия - время заполнения "белых пятен" истории. В последние годы происходит интенсивный процесс восстановления имен талантливых деятелей отечественной культуры. Открываются новые архивы, выявляются неизвестные неопубликованные материалы, усиливается источниковедческая работа. Сама сегодняшняя ситуация в искусстве заставляет обратиться к именам, недостаточно изученным в контексте характерных тенденций и направлений нашего века. Сегодня - время восстановления исторической достоверности - итоговая тенденция конца века. В отечественном музыкальном искусстве возникают личности несправедливо забытые и в этом ряду М.М. Ипполитов-Иванов заслуживает внимания.

Это позволяет выйти из привычных правил рассмотрения творчества и деятельности только наиболее ярких представителей той или иной эпохи и их бесспорного вклада в культуру своего времени, и обратиться к личностям менее изученным, но составляющим в целом именно ту художественную среду, которая впитала в себя заветы великих мастеров-классиков и широко пропагандировала эти принципы, развивая их, привнося в них иного своего, индивидуального и оригинального. К таким личностям принадлежит известный русский композитор, педагог, дирижер, музыкально-эбщественный деятель, профессор Московской консерватории, возглавлявший ее на протяжении ряда лет - Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935).

Музыка XX столетия выделила ряд проблем, среди которых не теряет своей актуальности до наших дней проблема взаимодействия национальных культур. В свете дискуссий о национальном и интернациональном з современном искусстве, о взаимодействии различных по составу и уровню развития культур, о соотношении Восток-Запад в сфере культурного со-грудничества, естественно возникает вопрос о тщательном изучении этапов

становления и развития процессов взаимовлияния национальных музыкальных культур на конкретных примерах анализа творчества композиторов, внесших практический вклад в решение данных вопросов.

Современный уровень музыкальной науки требует проблемное "реставрации" творчества того или иного мастера. В разнообразном наследии Ипполитова-Иванова нами выделены вопросы воплощения темь Востока в симфонической музьже композитора в аспекте взаимосвязей t традициями русского классического ориентального симфонизма, как наи более актуальные для современности.

В данной работе поставлена задача проследить, на примере во площения темы Востока в симфоническом творчестве Ипполитова Иванова, вызревание процессов вслушивания в подлинные характеристик! восточного мелоса и их претворение в жанре симфонической музыки каї плодотворной традиции в русской музыке о Востоке.

Основными задачами в раскрытии данной темы являются еле дующие:

выявить и изучить образцы восточного мелоса в контексте тра диций народной музыки, составившие основу тематизма симфонически; произведений Ипполитова-Иванова;

охарактеризовать методы работы Ипполитова-Иванова над во сточным тематизмом;

рассмотреть принципы претворения восточного мелоса в сим фоническом творчестве Ипполитова-Иванова;

изучить процессы влияния особенностей восточной народноі музыки на ориентальный симфонизм Ипполитова-Иванова. Вышеназван ные задачи до сего времени не ставились в отечественном музыковедении.

Цель представляемой работы - исследование принципов воплоще ния темы Востока в симфоническом творчестве Ипполитова-Иванова чере его обращение к разнонациональному восточному мелосу, а также выявле

ниє на этой основе черт эволюции русского ориентального симфонизма в XX столетии.

Необходимость подробного рассмотрения интонационной стороны музыкальных средств потребовала избрать в качестве основного предмета исследования - особенности процессуальности тематизма, как главную черту музыкального мышления Ипполитова-Иванова в воплощении данной проблематики и - наиболее важную особенность творчества композитора в целом. В связи с этим одним из важнейших аспектов предмета исследования явилось изучение характерных черт восточной народной музыки и форм восточного музицирования.

Материалом исследования являются произведения Ипполитова-Иванова (изданные и не изданные) малой симфонической формы (сюиты, поэмы, рапсодии), сделанные им обработки восточного мелоса, песенное и инструментальное наследие азербайджанского, армянского, грузинского, дагестанского, казахского, туркменского, узбекского народов, фольклорные сборники, а также произведения классиков русской музыки М.И.Глинки, М.А.Балакирева, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова , создавших образцы ориентального симфонизма.

Актуальность и новизна настоящей работы состоит в том, что но сути это первое исследование, посвященное симфоническому творчеству Ипполитова-Иванова в контексте поставленных вопросов. В данной работе впервые дается анализ природы тематизма, выявляющий динамичную образную сферу симфонического творчества Ипполитова-Иванова, в котором оригинально преломляются черты национальных восточных традиций.

Впервые в этой работе вводятся в научный оборот: материалы, освещающие творчество Ипполитова-Иванова (музыкальные и литературные рукописи), малоизученные подлинные образцы восточного мелоса, а также с точки зрения анализа - "принцип детализированных характеристик тематизма в их контрасте". Все это необходимо для создания объективной

картины истории и теории эволюции русского ориентального симфонизм; в отечественной музыке XX столетия.

Данная работа носит одновременно профиль исторического и тео ретического исследования, что позволяет рассмотреть поставленные в неї задачи по возможности многосторонне. Эта работа имеет также источни коведческую особенность, так как ее автором были вьювлены, на основі изучения многих сборников восточной народной музыки, восточные мело дай, составившие основу тематизма ориентальных симфонических произ ведений Ипполитова-Иванова.

Методологической базой для данной работы послужили трудь академика Б.В. Асафьева, посвященные симфонизму, вопросам процессу альности, становления музыкальной формы. Важной явилась мысль Аса фьева о том, что "форма выступает как следствие процесса и в конечно» результате как синтез". ! На методологию нашего исследования оказалі существенное влияние основополагающие труды выдающихся представите лей отечественного теоретического музыкознания - В. Протопопова, Ю Холопова, В. Цуккермана, а также специальные работы по теории тема тизма, принадлежащие В. Бобровскому, Е. Ручьевской, Е. Чигаревой Большое значение для данной работы имела монография В.Валькової "Музыкальный тематизм - мышление - культура", в которой сформулиро вана оригинальная концепция музыкального тематизма. Утверждение В Вальковой о том, что "функциональное понимание темы как индивидуаль ного образно конструктивного инварианта развития значительно расширя ет поле действия понятия" ,2 явилось плодотворным для предмета нашеп исследования. Методологической основой подхода к изучению вопросої взаимодействия национального и инонационального, в связи с общей про

1 Асафьев Б. Пути в будущее. - Мелос. Кн. 2. Спб., 1918, с.58

2 Валькова В. Музыкальный тематизм - мышление - культура. Нижний Новгород, 1992
с.2.

блематикой данной работы, явились труды Н. Шахназаровой, среди которых выделим исследование "Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма" (М., 1983).

Автор диссертации также широко опирался на первоисточники: изданные и рукописные музыкальные произведения, заметки, статьи, мемуары Ипполитова-Иванова, редкие архивные материалы и документы о творческой деятельности композитора, находящиеся в музеях и архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Алма-Аты, а также - разнообразные сборники восточной народной музыки.

Практическое применение материалы диссертации могут найти в вузовских учебных курсах истории отечественной музыки, анализа музыкальных произведений, а также в научных исследованиях, посвященных теоретическим проблемам жанров симфонической музыки, развитию национальных музыкальных культур на современном этапе, проблемам взаимосвязей фольклора и композиторского творчества, создании теории ориентального симфонизма в музыке XX столетия.

Апробация работы. Данная диссертация в законченном виде обсуждалась на заседании кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации апробировались на всероссийских научных конференциях: "Советская музыкальная культура 20х-30х годов" (Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, 1987); "С.И.Мамонтов и русская художественная культура рубежа XIX - XX веков" (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, 1992); "Памяти учителей" (Ростовская государственная консерватория им. С.В.Рахманинова, Ростов-на-Дону, 1994).

Тематика рассматриваемых проблем и их взаимосвязанность выразились в структуре данной работы. Она состоит из шести глав, а также содержит введение, заключение, нотные примеры и список литературы.

Похожие диссертации на Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма