Введение к работе
Актуальность темы. Древнейшая история музыкальной культуры народов Центральной Азии всегда связана с музыкальными инструментами, изображения которых были зафиксированы еще в наскальных рисунках, в домашней утвари, предметах роскоши, памятниках изобразительного искусства и архитектуры. И они оказались доступными благодаря археологическим находкам на территории республик Центральной Лзии. Соответственно, изображения совершенных музыкальных инструментов - свидетельство большого исторического процесса развития музыкального инструментария и инструментальной музыки, начиная с древнейших веков до наших дней.
Одними из древнейших музыкальных инструментов являются струнные, функционирующие как сольные, ансамблевые, любительские, профессиональные, тесно связанные, как и все проявления традиционного музыкального творчества народов региона, с их бытом, семейными и общинными торжествами, всем комплексом хозяйственного уклада жизни. Наряду с другими группами народных инструментов важное место в музыкальной культуре Узбекистана и Таджикистана занимает группа струшю-идапковых инструментов и среды них -танбур, пользующийся большой популярностью в Зерафшанском, Ферганском и Хорезмском базисах, первые изображения которых относится к 3 тысячелетию до н.э. Он являлся в прошлом и является в настоящем ведущим музыкальным инструментом в традиции макомного исполнительства. Танбуры, сато и сетары известны сегодня у ряда народов Среднего Востока: (танбур узбекский, таджикский, уйгурский памирский, иранский, бадахшанский, бухарский, ішдшіский и др.) И каждый из них используется в самых различных сферах современной художествешюй культуры - в музыкально-исполнительском творчестве и системы музыкального образования.
В диссертации мы концентрируем внимание на центрально - азиатских танбуровидных инструментах, а именно - на узбекском и таджикском танбуре, сато и бадахшанском сеторе. С одной стороны, выявление типологических черт на примере этих инструментов, сравнительно узкого географического ареала, необходимо для последующего более обобщенного исследования вопроса, с охватом широких культурно - исторических зон. С другой, танбур - ведущий инструмент изустно - профессиональной музыки остается и должен оставаться в поле постояішого внимания исследователей. Для современного ннструментоведения Центральной Азии они былин остаются актуальными вопросами.
Источники и степень изученности проблемы. Самими ранними источниками являются изображения музыкальных инструментов на наскальных рисунках, в памятниках изобразительного искусства, в домашней утвари, предметах роскоши и т.д.
Танбур относится к числу древнейших инструментов народов Востока. Изображения инструмента с маленьким корпусом и длинной шейкой встречается на рельефах Мессопотамии, относящихся к 3 тысячелетию до нашей эры. На территории Среднего Востока первые шісьменньїе упоминания, известные нам, относятся к III-IY веках до нашей эры и содержатся в памятниках пехлевийской литературы "Дарахт Асурик" "Карнамаг-и Ардашир-и Пабаган". Согласно источникам ІХ-ХІІ веках танбур достигает совершенства. Фараби в своем трактате "Китаб ал-мусикий ал-кабир" (X век) упоминает о багдадском и хорасанском танбурах. Позднее Абдулкадыр Мараги (XY век) в своих трудах "Макосщ ал-алхон", "Джами ал-алхон" пишет о нескольких разновидностях танбура - ширванском, тюркском, а так же о его смычковым варианте -"Най танбур". О танбуре с смычком писал также Амули (XIY веках) называя его "Каманча". Особая популярность танбура в Центральной Азии растет в XYI-XYII веках. Дарвиш Али Чанги пишет о танбуре как об инструменте, терзающем сердце. Кроме того автор упоминает и о се-таре- трехструнной разновидности танбура. По утверждению Фармера у народов Ближнего и Среднего Востока танбур бытовал в многочис-ленных разновидностях.
Во второй половине XIX столетия танбуры заняли значительное место в двух коллекциях Августа Эйхгорна. В XX веке танбуровидньк инструменты, в частности, танбур рассматривается в труда> В.М.Беляева, Ф.М.Кароматова, Т.С.Вызго, И.Р.Раджабова.
Эти монографические исследования рассматриваются танбуро-видные инструменты в историческом ракурсе, а также в единстве конструктивно-технологическом и музыкально-выразительных традиций.
В последнее время струнно-шдпковые инструменты, как танбур дугар, сато и др. рассматриваются как объекты в теоретическом изучении ладовой системы "Шашмакома" (диссертации И.Р. Раджабова А.А.Абдурашидова, С.Худойбердиева), уйгурских мукамов (исследо-
вашш С.Кибировой, А.Хошимова), с точки зрения исполнительской техники (С.Тахалова, С.Бегматова), музыкально-акустической (Л.Коваль, М.Абдукаримова), сравшгтельно-историческом (А.Малькеева, А.Раджа-бова, А. Назарова).
Целью исследования является комплексное изучение танбура, сато, сетора (строение, технология изготовления, музыкально-выразительные возможности, функционирование, исполнительские традиции и пр.) в контексте современной традиционной культуры народов региона.
Отсюда вытекают следующие задачи:
изучение вопроса типологии танбуровидных инструментов Центральной Азии /в основном, Узбекистана и Таджикистана/;
характеристика происходящих изменений в ладовой шкале танбуровидных инструментов на современном этапе;
выявление оптимальных параметров танбура, сато и сетора;
обоснование необходимости стандартного типа танбура в условиях все возрастающего интереса к профессиональному освоешпо игры на танбуровидных инструментах, в музыкальных учебных заведениях.
исследования традиции изготовления танбура, сато , сетора;
выявления типологических черт танбуровидных инструментов;
проведения анализа звуковой шкалы путем акустического и линейного обмеров;
изучение репертуара в тесной связи с возможностями инструмента;
выявления исполнительских школ;
выявления школ изготовления танбуровидных инструментов в регионе.
Методологической базой исследования послужили общетеоретические и методические принципы современной этномузыкологии, в частности, инструментоведения. Основой диссертации послужил широко заявивший о себе системно-этнофонический метод, сформулированный и обобщенный на анализе ряда крупных инструментоведческих работ1/ Ф.М. Кароматова, Б.Шароши, Ю. Байко, В. Бахмана, И.Назиной и др.) И.В.Мациевским, а также монографические исследования В.М.Беляева, Т.С.Вызго, Л.Г.Коваля. Относительно проблемы типологии были использованы некоторые рациональные положения зарубежных исследо-
1 Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. Ташкент, 1972; Беляев В.М. Музыкальные инструменты Узбекистана. М., 1933; Народные музыкальные инструменты и инст-зументальная музыка. Редактор- составитель И.В.Мациевский. - М., "Советский композитор; Вызго Т.С.Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980.
вателей - Э.Штокмана, О.Эльшека, Р. Кэмпбелла2. В исатедовании привлекаются также труды музыковедов центрально- азиатского региона (Б.Сарыбаева, С.Субаналиева и др. ).
Объектом исследования послужили танбуровидные инструменты, сконструированные многими мастерами - изготовителями Узбекистана v. Таджикистана, в частности, Уста Тохира (Бухара), Уста Усмонг (Ташкент) и др., нотные записи народной и изустно-профессиональног музыки узбеков и таджиков, расшифрованные автором диссертации Материалом исследования также послужили, наряду с имеющимися письмеїшьши и звуковыми источниками, сведения, собрашше авторок диссертации во время многочисленных поездок по районам Узбекистан* /Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана, Хива/ и Таджикстана /Душанбе Ходжент, Исфара, Канибадам, Ура-Тюбе, Гарм, Гиссар, Курган-Тюбе Куляб, а также районы Горно-Бадахшанской области/.
Практическая значимость исследования диссертации - введение і научный и практический обиход нового фактического и научно теоретического материала, связанного с технологией изготовления, зву ковой шкалой, выявленной в результате акустического и линейных об меров. Выводы диссертации стали основой для методических разрабо ток, рекомегщаций и учебных программ по классу "традиционный тан бур". Результаты исследований могут оказаться полезными при методої конструирования и изготовления народного инструментария для народ ных мастеров, музыкантов, музыковедов, композиторов.
Научная новизна исследования заключается в том, что танбур, са то и сегор рассматриваются в единстве структурных, технологических музыкально-выразительных и исполнительских возможностей, вводите; в обиход новые сведения о бадахшанском сеторе, а также об их исполни телях, о мастерах-изготовителях танбура, сато и сетора в Узбекистане і Таджикистане.
Автором диссертации, в отличие предыдущих работ других авто ров, сделана попытка целостного научного обобщения собранных сведе ний с точки зрения музыковедения. Изучение танбур обидных инструмен тов Центральной Азии на примере танбура, сато и сетора не только дае-возможность выявить типологические черты, но и будет способствовав выработке методологической основы для дальнейшего изучения танбу ровидных с охватом более широких географических черт. Кроме топ типологическое изучение дает возможность проследить те изменения которые происходят в инструментах сегодня, делая их более очевидны ми, а это также способствует осмыслению тех процессов, которые проис ходят сегодня в традиционном инструментарии.
- Cambell R.G. ZurTypologie dcr Schalenlanghalslaute. - /Samralung Muzikwissenschaftlicher Abhandlungen, bd 47. - Strasburg - Baden-Baden, 1968. Эльшек О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка. Ленинград, 1974.
Апробация работы. Содержание диссертации нашло отражение в іде опубликованных статей и методических рекомендаций автора, а :кже в его докладах и сообщениях на международных, республиканских іучно-теоретических симпозиумах, конференциях и семинарах [ушанбе: 1990, 1992; Ташкент: 1995; Фергана: 1993: Бухара: 1994; Кар-и: 1995, 1996). Диссертация обсуждалось на заседании кафедры народах инструментов Каршинского государственного университета и на ісширешюм заседании отделов "Фолышора и современной музыки" и Істории музыки" НИИ Искусствознания Академии художеств Узбеки-ана (сентябрь 1996 г.) и рекомендована к защите. Диссертация также Нуждалась на научных семинарах в Ташкентском государственном іституте культуры им. А. Кадыри и Ташкентском государственном пе-гогическом институте им. Низами.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, ключения и приложения, включающего фотоиллюстрации, карты-емы распространения инструментов, очерки об исполнителях и масте-х-изготовителях и нотные образцы народной и изустно-юфесссионалыюй музьнаї для танбура, сато и сетора.