Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии Низамов, Аслиддин

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Низамов, Аслиддин. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Ташкент, 1998.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Музыкальное искусство народов Центральной Азии на протяжении более чем двухтысячелсней истории своего формирования подвергалось многообразным формам влияния различных религиозных воззрений. Культовое предназначение отдельных жанров музыки данного региона уходят корнями в глубокую древность ( j V— Бож,4б^— Замзама и др.). Начиная от Авестийских Гат вплоть до разнообразных приемов чтения Корана ("таджвнд") музыка и пение служили в качестве носителя живого информационного континиума, который отражал самые сокровенные мысли человечества.

Теория возникновения движения как следствия звукового импульса (информации) разрабатывалась еще в рамках учений Будды и Зороастра, а позже, в исламскую эпоху, музыка <= "озвученное слово") была признана главным гредством передачи богатых нюансов человеческих переживаний и стремлений. Уже в средневековой науке было установлено, что богатый сокровенными тайнами внутренний мир человека можно пробудить ("привести в движение") только средствами музыкального искусства (Абу Хомид Газалч).

Суфизм как уникальное явление интеллектуального и религиозно-мистического плана давно ужо привлекает внимание самых различных научных школ и направлений во всем мире. Огромное количество исследований, з которых раскрывается история возникновения, формирования суфизма (Гольдциер, Масинь-да, Никольсон, Бср-тельс, Трименгэм, К.Гани, Нафиси, Олимов, Мухаммедходжаен и др.) свидетельствуют о его огромном влиянии на. художественное творчество. Идеи суфизма нашли отражение не только в поэзии, но и в живописи, архитектуре, музыке и других видах средневекового искусства. Данная ставшая уже традиционной постановка вопроса в целом верно отражает суть взаимоотношений суфизма с художественным

творчеством, однако там где оно касается собственно музыкального искусства, необходимо внести существенную корректировку. Дело в том, что суфийская музыка в самых разнообразных формах проявления (дервишские радения, пение народных рубай, слушание мако-мов, исполнение ритуальных обрядов, связанных с музыкой и т.д.), становится чуть ли не главной действующей формой существования, бытования суфийских гдей.

Теория звуковой информации, предвосхищающая суфийский "Самоъ" была известна издавна (Пифагор — "возлияния богам следует со стороны ушка сосудов..., ибо музыка их почитания проникает только через уши...").

Мусульманская культура, в рамках которой в целом формировался суфизм, стала "интегральной" (В.Наумкин), а центральной формулой в ней становится Еклад цивилизаций народов центральн'оа-зиатского региона, которые "привнесли" в ислам богатые (в т.ч. и музыкальные) традиции зороастриііских, буддийских, манихейских верований. Среди них можно назвать концепцию совершенствования человека, которая не только находила воплощение в художественном творчестве, но и, можно сказать, целиком базировалась на их древнейшие нравственно-интеллектуальные традиции (ср. Буддийскую идею о "Прямой дороге" с кораническим "Сирот-ал-мустаким").

Сама суфийсгая поэзия своим зарождением и расцвету обязана многочисленным формам суфийского музицирования, в которых исполнялись народные четверостишия, касыды, газели - непременно в музыкальном обрамлении.

Констатация факта о том, что в мировоззренческой системе суфиев важная роль отводится музыкальному искусству, содержится проктичесхи во всех исследованиях, посвященных суфизму. Но дальше небольших комментариев, связанных с освещением роли "Самоъ" в суфийских радениях в них, как правило, дело не доходит. Если по музыке Ирана, Турции, Пакистана в этом плане уже написаны отдельные исследования (Ж.Дюринг, С.Сипанто, К.Гани и др.), то всеобъемлющая роль и место музыки в среднеазиатском суфизме пока още остается не исследованной, что не только обедняет наши представления о суфизме в целом, но и затрудняет возможность дать полную, целостную характеристику таким шедеврам мироьой музыкальной культуры, какими являются таджикско-узбекский Шашмаком, туркменские мукамы, казахские кюй и др., которые несомненно так или. иначе связаны с суфийскими воззрениями.

Отсутствие специальных работ, посвященных данной тематике связано с одной стороны с неразработанностью самой проблемы связей суфизма с художественным творчеством, а с другой стороны — неизученностыо музыкального наследия народов Центральной Азии с точки зрения их философско-эстетической значимости, выявления древнейших истоков формирования традиционных жанров — мако-мов, кюй, фалак и др. Данная ситуация подчеркнута в работах Е.Бер-тельса, К.Ганк, П.Джаводи, А.Назарова и др. В научный оборот пока не введены многочисленные средневековые трактаты по "Самоъ" (от ар. ^"слушание"), численность которых во много краг превышает так называемые собственно музыкальные труды (Ал-Кинди, Фараби, Ибн Сино, Марат, Урмави, Дками и т.д.), и в которых вопросы, связанные со слушанием и исполнением музыки (в отличие от "сухого" научного языка музыкальных трактатов) рассматриваются в широком аспекте общефилософских, эстетических проблем (включая вопросы музыкального восприятия, исполнительства, роли музыки в формировании личности). В этом смысле наиболее показательнымч являются трактаты "Ал-лумаъ фи-т-тасаввуф" Сарроджа Ат-Туси, "Шарх-ат-таарруф" Калободи Бухорои (X в.), "Кашф-ал-махджуб" Худжвири, "Рисола фи-с-самаъ ва-р-ракс" Лл-Аббаси, "Ихья улум ад-дил" и "Кимиё-и саодат" Ал-Газали, "Нагмаи Ушшок" Ал-Чпштн, "Ал-Мунхист" Ат-Тирмизи, "Китаб-ас-самаъ" Суллами Нншобури (ум. 412 г.х.), "Аврод-ул-ахбоб" Бохарзи, "Суфп-кома' Аббоди, которые вплоть до настоящего времени, пока еще не стали объектом специального музыковедческого исследования.

Таким образом, актуальность темы обуславливается насущными проблемами и потребностями современной музыкальной науки, направленными на более углубленное изучение вопросов взаимосвязей музыкального искусства с другими явлениями духовного порядка, какими являются литература, поэзия, народное творчество, религиозные обряды и т.д.

Вопрос о степени изученности темы в диссертации определяется на материале исследований таджикских, узбекских, русских, зарубежных западных и ближневосточных авторов, в которых в разной степени освещены проблемы, связанные с нашей темой. Эго, во-пер* вых, труды источниковедческого характера (Р.Никольсон, Е.Бертельс Х.Вольфсон, М.Бойс, В.Лившиц, А.Назаров, К.Олнмов, Тимур-Пошо Ал-Бистоки, Казвини, Ф.Ширози. М.Муин, К.Ясперс и др.), в кото рых наряду с другими вопросами оезешается частично и теория Си

моъ или музыка в целом.

Ко второй группе можно отнести работы авторов — исследователей собственно суфизма (Дж.Тримингэм, В.Наумкин, К.Гани, С.На-фиси, Ф Широзн, Р.Шодиев, К.Олимов, А.Мухамедходжаев, М.Раш-шод, А.Риджои) и, наконец, третья группа — зто специальные работы, где затрагиваются вопросы, связанные с определением роли музыки в суфизме (Ж.Дюринг, Г.Эпперсон, М.Елиаде, М.Резвани, Х.Маллох, И.Шукурзода, Н.Имоми, И.Хокими, А.Назаров, О.Ибрагимов и др.).

В качестве наиболее общих тенденций в работах вышеназванны:: авторов можно перечислить нижеследующее:

а) опора на собранные материалы фольклорных музыковедчес
ких экспедиций ОК.Дюринг, Резванк, Шукурзода);

б) традиционное освещение Самоъ как одного из элементов су
фийских радений (Наумкнп, Трнмпнгэм, Мухаммедходжаев, Курбон-
мамадов);

в) пшорпрованне или недоступность рукописных первоисточ
ников по теории Самоъ (Ф.Ширози, Ж.Дюринг); '

г) не ы.-'.цепы в научный обиход современные традиционные
музыкальные жанры не только народов Центральной Азии, но и зару
бежного Востока — Ирана, Арабских стран (за исключением работы
О.Ибрагимова, где макомы рассматриваются в общем контексте рели
гиозных идей).

Вследствие этих обстоятельств, можно сказать, что целый ряі фундаментальных аспектов данной проблемы пока еще не получида достаточно подробного освещения в науке, среди которых можно назвать и такой как, например, исследование доисламских корней ш только суфизма, ко и связанных в одной цепочке с ним и музыкаль пых традиций (таким как "хирка", "замзама", "тасфик" и т.д.), шп выявление наиболее полного значения Самоъ как явления художе ственно-эстетического, философско-религиозного и соцнально-быто вого горядка. Сюда же можно отнести и задачи по определению ролі обрядовой, ритуальной музыки в формировании традиций Самоъ і отражение данного процесса в системе профессиональной музыки ус гной традиции (Сокинома, Тарона, Сувора и ; р.).

Намеченные тенденции в.попытках определить наиболее отли чительные черты иранского, среднеазиатского или североафриканс кого суфизма (К.Олимов, Р.Шодиев) могут получить дальнейше плодотворное развитие при выяснении места и роли народно-музы

кальных традиций в этих течениях, ибо суфизм, как известно, с самого начала искал надежную опору не только в народной поэзии (Абу Сайд Абулхайр), но и в сугубо местных музыкальных традициях (в таких жанрах как Накш, г^уштдепме, ХуЕва-Хаккан и др.).

Исходя из этого, осногшой целью настоящей диссертации является исследование явлений суфийского и музыкального плана в контексте их диалектических взаимосвязей на примере музыкальной культуры огромного региона, где на протяжении ряда тысячелетий сложились уникальные музыкальные традиции, связанные с зороастрийс-їсими, буддийскими верованиями, а позже и с исламской религией. Выбор большого региона определяется стремлением автора не тем, чтобы охватить весь материал (что естественно, невозможно), а по возможности избежать искусственных разделений тех или иных родственных явлений в духовной культуре народов Центральной Азии, или же нарочитого "приписания" их тем или другим народам.

Данная цель осуществляется в работе путем решения следующих конкретных задач:

1. Выявление древних, доисламских корней ряда музыкальных традиций, связанных с суфийским Самоъ (Зикри Хуфа, Хирка, Тас-фик, Гирья, Сувора, Солик и т.д.).

2 Перевод и исследование оригинальных текстов ряда рукописных источников по Самоъ на арабском, персидском и тюркском языках, которые были нами обнаружены в хранилищах восточных рукописей гг. Ташкента, Душанбе, Берлина, Тегерана, Бамберга и Др.

  1. На основе имеющихся материалов (нотных изданий, материалов архивов, аудиозаписей фольклорных экспедиций, осуществленных автором) выявление конкретных элементов суфийских обрядов и ритуалов, имеющихся в'традиционной обрядовой музыке народов Центральной Азии ^Бейтхони, свадебные песни "Ёр-Ёр", календарные песни).

  2. По материалам рукописных первоисточников IX-XVIII вп. установить наиболее полное и всеохватывающее значение и смысл термина "Самоъ" и его отличия от ''Зикр".

  3. Осветить роль и значение суфийской концепции "Рох" (= "дорога") в музыкальной культуре народов Центральной Азии, и в связи с этим рассмотреть систему суфийских и музыкальных терминов - Ушшо$, Уззол, Мухолиф, Тавхид, "семь ступеней полшиня'' и т.д.

6. Проследить процесс формирования и реализации теории "им
пульс - движение" в буддизме, манихействе и исламе (включая би
нарные принципы "говорящий - слушающий", "путеводитель — пут
ник" и т.д.).

  1. Определение музыки (Самоъ) — как одного из главных средств интеллектуального познания, ііаправ ленного на достижение Истины.

  2. Проследить отдельные моменты процесса взаимовлияния суфийских воззрений с литературным и музыкальным творчеством.

  3. Выявить отдельные черты традиционной музыки народов Центральной Азии в свете эстетических воззрений суфизма (на примере бухарских и хорезмских макомов).

Материалом исследования послужили рукописные первоисточники .ю теории Самоъ средневековых автором на персидском, арабском и тюркског-г языках (Сарродж ат-Туси, Калободи, Худжвири, Аббоди, Ал-Чишти и др.), образцы таджикско-персидской и узбекской классической поэзии (Фирдавси, Рудаки, Низгми, Джами, Навои), собственные нотные расшифровки собранных музыкальны? материалов на территории Таджикистана, Узбекистана. В качеств! иллюстраций послужили также изданные в Узбекистане, Казахстане Киргизские, Туркмении к Таджикистане нотные материалы по тра дицнонной музыке вышеназванных народов — специальная литера тура на английском, арабском, персидском, узбекском, русском язы ках (в том числе такие капитальные труды по теории Самоъ как рабо ты Сарраджа ат-Туси, Газа ли, Худжвирі., Бохарзи, Лл-Чишти и др^)

Новизна исследования, заключается введением впервые в науч ный обиход большого количества ценных сведений и материалов и средневековых трактатов по Самоъ, анализом и исследованием изле женных в них взглядов и идей, а также выявлением и определение) научно-методологических перспектив освоения теории С?моъ приме кителыю к ныне бытующим формам и жанра*, традиционной музык народов Центральной Азии.

Практическая ценность работы заключается в том, что собраї ные в кей материалы из страниц средневековых источников могу быть использованы в целях более углубленного исследования тако глобальной проблемы, каким является отношение суфизма с художі ственным творчеством.

Выводы и основные положения диссертации могут стать обьеі том изучения в учебном процессе з высших и средних специальны

учебных заведениях в разрезе учебных курсов "Истории музыки народов Центральной Азии", "Основы макомоз", "Источниковедение музыкальной культуры народов Центральной Азии", "Музыка стран зарубежного Востока", "Религиоведение"'.

Общеметодологическое значение диссертации заключается в то.м, что ее результаты и выводы позволяют получить по-новому аргументированную позицию взглядов на общефилософскую проблему взаимовлияний суфийской идеологии с музыкальным тзорчеством народов Центральной Азии. В свете наших исследований данная проблема приобретает несколько новый оттенок: суфизм не просто влияет на музыкальную культуру, а целиком "проявляется" в ней, приобретая таким образом живую форму существования.

Методика исследования основана на более углубленном текстологическом, культурно-логическом и философско-эстетическом анализе рукописных источников по теории Самоъ, а также специальной литературы. При этом подход к изучению наиболее глобальных взглядов теоретиков суфизма базируется на общепринятые нормы русского, Западного и Центрально-азиатского востоковедения (Бер-тельс, Конрад, Ольденбург, Гафуров, Никольсок, Нафиси и др.).

Сравнительный анализ многочисленных источников IX-XVHI вв. Показывает наличие в них очень много общих моментов, касающихся например, идеи о красивом голосе ("Саут-е пеку"), который в состоянии (используя звуковые образы) приблизить слушателя к Истине, или о Путнике, которого по Прямому пути могут вести только звуковые импульсы мировой гармонии.

Апробация работы. Основные потсжения, зыьоды и результаты исследования изложены автором в ряде статей и выступлений на международных научных симпозиумах и конференциях (Берлин, 1992, 1994 гг., Пхеньян, 1993 г., Самарканд, 1978 г., Тегеран, 1995 г., Алмати. 1994 г., Душанбе, 1990 г., Сидней, 1998 г,, Самарканд, 1997 г.)

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании отдела истории музыкальной культуры НИИ искусствознания Академии художеств РУз, л также на заседании кафедры теория музыка Ташкентской государственной консерватории км. М.Ашрафи, отдела исто- рик искусств Института истерии АН Республики Таджикистан, кафедры истории, теории музыки Ташкентского Института культуры км. А.Кодири.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех ргз-делез, 8 глав, Заключения л ашска цитированной литературы.

Похожие диссертации на Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии