Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Органная музыка Мессиана Чебуркина, Марина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чебуркина, Марина Николаевна. Органная музыка Мессиана : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1994.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Возросший в последние годы интерес, с одной стороны, к более отдаленным эпохам и жанрам (органная музыка эпохи барокко) , с другой - к творчеству наиліх зарубежных современников, как результат проводимой более открытой и свободной международной политики нашей страны, а также стремление значительной части общества к обретению новых духовных ценностей в таком сфере общественного сознания, как религия, обусловливают необходимость появления исследования об органном творчестве крупнейшего современного французского композитора, имеющем ярко выраженное религиозное содержание, - Оливье Мессиана.

Объективная необходимость подобного рода исследования дополняется и фактом более субъективного характера. Менее, чем три года назад композитор ушел из жизни, и настоящая работа является одной из первых, теперь уже суммирующих и подводящих итоги творчества Мессиана, исследующих его не как явление в развитии, но как законченный процесс. Опирающаяся на впечатления и воспоминания людей, близко знавших О.Мессиана (супруга -пианистка И вон Лорио, органисты Мишель Шаиюи, Мари-Клер Аден), диссертация является исследованием, включающим самые последние сведения, живые свидетельства, касающиеся жизни и творчества Мессиана.

Предметом исследования стали особенности музыкального мышления Мессиана, новаторские особенности музыкального языка

и композиции, принципы музыкальной формы, гармонии, ритма, ладовой системы, которые рассматриваются на основе органных сочинений Мессиана, служащих музыкальным материалом исследования. Специальное внимание уделяется органу Мессиана (диспозиция), регистровом, приемам исполнения, являющимся важным средством выразительности его органной музыки. Принципы музыкального мышления Мессиана, выявленные в результате анализа его органных сочинений, дополняются и подтверждаются на основе собственных свидетельств композитора, выражением которых являются, с теоретической точки зрения, научные обоснования ("Техника моего музыкального языка") и художественно-эстетические положения (статьи Мессиана, ею выступления, интервью), с практической, - исполнение Мессианом своих органных сочинений (записи на компакт-дисках). Органная музыка Мессиана дается в контексте всего творчества композитора, а также во взаимосвязи с художественными тенденциями эпохи, что позволяет лучше понять дух и характер его органных сочинений, новизну его музыкального языка.

Научная новизна работы состоит н следующих аспектах:

Настоящая диссертация является первым в российском музыкознании исследованием на данную тему. В работе дается обновленная теория некоторых сторон музыкального языка композитора. В диссертации впервые подробно анализируется аккордика позднего периода творчества Мессиана (в частности, "аккорды собранных обертонов", "аккорд транспонируемых

обращении", "кружащиеся аккорды", "хроматический аккорд"), о которых Мессиан не оставил никаких печатных пояснений и которые не анализируются, и либо даже не упоминаются ни в отечественной, ни в западной музыковедческой литературе. Автор предлагает свою версию объяснения их структуры. Кроме того, таким образом, в диссертации впервые приводится общая систематика всех основных видов аккордики Меесиана.

Впервые производится теоретическое разграничение мессиановских категорий ритмического развития более позднего периода творчества: "пермутаций", "симметричных пермутаций" и "интерверсий".

На основе сравнения диспозиций мессианонского (церковь Trinit6) органа разного времени, анализа разных версий его органных сочинений, включающих не известные ранее и неопубликованные варианты с указаниями Меесиана па характер исполнения, теми, агогику, артикуляцию, регистровки, смены мануалои п т.д., впервые сделан вывод о существовании иной, нежели известная по оригинальной, изданной версии, возможности исполнения его органных сочинений, и о множественности исполнительских и регистровых решении при интерпретации его музыки. Вывод подтверждается собственным исполнением Меесиана (записи компакт-дисков).

Впервые в отечественном музыкознании специально рассматривается категория мессианонского музыкального мышления

позднего периода творчества: "звук-цвет", - объясняются се истоки и делается вывод о ее функциональном гармоническом значении.

В диссертации впервые приводится окончательный вариант плана "Трактата о ритме, о цвете и об орнитологии" Мессиана, свидетельствующий об эстетической и теоретической направленности взглядов композитора в последний период его творчества. В качестве музыкального материала используется последний органный цикл "Книга Святых Даров", появившийся сравнительно недавно (1984).

В диссертации цитируется большое количество высказываний самого Мессиана, в том числе - самого недавнего (последних лет жизни) времени, не нашедших пока отражения в отечественной музыкальной науке.

Теоретической базой диссертации являются идеи отечественного музыкознания, в основе которых лежит іеорня интонации Б.Асафьена, в частности, музыковедческие работы последних лет.

Практическая ценность работы. Магсриалы диссертации могут быть полезны для вузовских и училищных курсов гармонии, музыкальной формы и истории музыки, в обучении по классу органа. Результаты диссертации могут быть использованы исполнителями и служить музыковедам для исследовании современной музыки.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории музыкального исполнительства 20 января 1993 года.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, трех приложении и нотных примеров.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы диссертации, дается краткий обзор литературы.

Похожие диссертации на Органная музыка Мессиана