Введение к работе
г,г Л
д.-ций I Актуальность исследования. Оперное творчество В.А.Моцарта давно признано одним из наивыоших достижений в истории мирового ойериого искусства. Появление опер Моцарта приходится На такую стадию в его развитии, кої^а заложенные в этом искусстве худолиственные и структурные возможности достигли ста-пени полной зрелости, гармонической уравновешенности, богатого разнообразия, гибкости и концентрированности. Изученго мс-цартовскнх произведений позволяет глубне поотні'нуть законбмер-Ности и оссбенноста оперной ^орми, осознать сложные процессе, происходящие в музыкальном театре, в тон числе п в настоящее время. Оперное творчество Моцарта представляет собой такие од--пЬ из проявлений конкретного этапа в йстори.. западниевропейс--Кой художественной-культуры, воплотившее в наиболее яркой и глубокой форма некоторые ого вакнойгаие п характерные признаки. Поэтому рассмотрение моцартов"ких оперних гроиэведёнвй во всем многообразии пх связей с духе чой культурой конца ХШ в. становится задачей ко менее ваяяоЗ, т.к. позволяет приблизиться к понимали?) внутренних ист .;ов, причин, во многом обусловивших воз. лкнонение этого непреходящего я своем значения художественного явления. Такой аспект рассмотрения оперного творчества Моцарта господствует в диссертационной рабо.., и реализует на конкретном мат риале комплексный подход в -зученин явлений, художественной культуры, развитие которого в настоящее время признается одним из наиболее актуальных для советского музыковедения направлений.
Цель работы. Главная це"ь рао'отн заключается в вня-лечлл конкретных форм отношений оперного гзорчестза Моцагм к некого-' ркм характерным тенденциям в хулу,.каст'= очной я. шире, rgrxosne?.
культуре эпохи Просвещения. В диссертации сформулированы" еле- Л дующие основные положения;
оперные произведения Моцарта, генетически прочно связанные с современной композитору оперной /прежде всего, итальянской/ традицией, выходят за пределы утвердившихся в ней норм главным с разом в сфере содержательно-смысловых решений;
художественные и идейные особенности опер Моцарта spe-лого периода находят свое обоснование в специфических чертах духовной культуры позднего Просвещения;
свойственные художественному мышлении Ыоцарта особенности не могут быть однозначно определены чероз стилевые іатего-рии, применявдиеся при рассмотрении искусства ХУП-ХІІ вв., и іослед^вательно отражают ту тенденцию в культуре эпохи Просвещения, в которой широта охвата разнообразных жизненных явлений диктовала сочетание многит художественно-эстетических принципов.
Общая направленность работы на рассмотрение проблемы вза
имоотношений оперного творчества Моцарта и художественной куль
туры ЄҐО Времена СКОрев В ЄЄ ПрйНЦИПИаЛЬНОЙ СУТИ, І.'ІЖвЛИ в пси
ном объеме, продиктовала необходимые и достаточные ограниче
ния в выборе аспектов и в подходе к материалу исследования. В
центре внимания в диссертации моцартоаские one: і, созданные
и$*цу 1775 - 1787 годами в зрелый период его оперного творчес
тва, а все основные проблемные и интерпретационные аспекты во-
8цвкапт из сопоставления художественных особенностей произве
дений Мг^арта о нормами и требованиями, сформировавшимися в
русле традиции итальянской опери буффа, которая в 178СЦе годы
сохраняла лидирующее положеняе среди жанров западноевропейско
го оперного .искусства. '.,..-"':
Научная новизна й практическая ценность исследования. В диссертации предп; чнята попытка сформировать HoW.Hi ?.У'<Щ на некоторые аопекты взаимоотношений творчества МоццЯМГг, культуры эпохи Просвещения, виявить конкретные формы его СВЯЗИ с процессами и тенденциями, нашепдими инраженйе в общемяровоз-эренческой', зтической, татичеокой сферах, в творческих ->оэи-циях различных деятелей искусств во второй половине ХУШ вэка. В работе по-новому рассмотрены о обенности буффонной традиции й итальянском оперном искусстве того времени, что позволило также проследить некоторые принципиальные моменты, характеризующие индивидуальность Монархічного оперного стиля» болев определённо выявить как точки опоры композитора на сформировавшиеся й ра»іках этой традиции нормы и художественные средства, так к выходы за их пределы. Новым является также анализ седэр-йсательйо-смысловой стороны зрелых опер Моцарта с течки зрения отражения в них при Лаков, отличающих етап позднего Просвещения, рассмотре-'йв особенностей самого итого этапа в развитии культура конца ХУШ века, еще не получившего в литературе достаточно полного освещения* По-новому в работе такке трактуются Проблема, связУїкие со стилевой интерпретацией моцартовейого опери.ґо творчества, а вместе с тем й Целой ветви в развитии искусства второй половины ХУШ века, в которой отмечается тенденция к раэлояаяй" больших исторических стилей /прежде всего, классицизма/ к к меяотилевому синтезу.
Результаты исследования могут быть использованы' в уебиих курсах истории музыки, анализа музыкальных ілропзведенйЛ. в высших музикальних учебных заведениях й училищах, ъ курсах истории музыкального театра,^оперной драматургии театральны" институтов. Кроме того, диссертация может иметь значение .для те-
атрально-постановочной практики, содействовать исторической достоверности тракт? зки оперных произведений Моцарта.
Апробация работы. Результати исследования неоднократно об-оувдалиоь на кафедре истории музики ШЛИ им.Гнесиных, на мен-вузовской конференции, посвященной творчеству Моцарта /1985, "OJIIF? им.Гнесиных/ и всесоа^чой конференции по русской театральной жизни гУШ в./1987, Останкинский музей-усадьба/.
Метод исследования. Использованный в диссертации метод направлен не столько на рассмотрение общих теоретических и исторических проблем, сколько на решение конкретных вопросов, актуальных црезде всего в Области ыоцартовзценпя. Поэтому в исследовании используются главным образом традиционные способи и подходи к анализу музыкального материала, разработанные р советской 'и зарубежной музыкальной на, за. Стремление в максимально возможной степени приблизиться к содоркательноЗ сїорока ІЇО-царговских произведений, использование для отого достаточно широкого историко-культурного контекста, а так::е привлечение категорий стиля в определенной степени доминируют в работа,' в склу чего принятый в диссертация метод ..1ГХЛЮ считать наиболее близким к сг*левоілу анализу5''. Однако монографический, характер Исследования и избранный общий ракурс потребовали усиленного внпшьия не сколько к аспектам типологйзащш выразительных средств и стилевой атрибуции, сколько к проблемам обусловлен- -носте еторчества.композитора представлениями его вреьзни и со-, даргательной интерпретацип произведений. Помимо оламептов стилевого аиализг. в методе работы существенное значение имеет привлечение іі качестве дополнительного материала явлений из других видов искусств /в.основном литкпатуры, драматургии, теат-
й/ Сч. Михайлов М.К. Стиль в. музыке.-Л.: Музыка, 1981/0.140 -152.
a
pa/, философской и эстетической мысли ХУШ века с целью рассмотрения творчества Моцарта в единстве с тенденциями художественной и Духовной культури его времени. Данный момент отражает в методе стремление придать представлениям о моцартовском искусстве комплексный исторический характер.
Композиция работа. Основной текст диссертаций содержит 16$ машинописных страниц и состоит па Введения, двух глав и Заключения. Примечания к тексту даны в постраничных сносках, нотные примеры вынесены в Приложение. Список литературы вклпчает 127 наименований, в тем число 43 голографии и статьи на иностранных языках.