Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оперное искусство ГДР 70-х годов в свете претворения театрально-эстетических идей Б. Брехта и В. Фельзенштейна Махрова, Элла Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махрова, Элла Васильевна. Оперное искусство ГДР 70-х годов в свете претворения театрально-эстетических идей Б. Брехта и В. Фельзенштейна : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ленингр. консерватория.- Ленинград, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/3080-0

Введение к работе

,'.-;{

,',^ Актуальность исследования. Немецкая оперная школа имеет "богатую историю и уже на протяжении почти двух столетий занимает одно из ведущих мест в европейском музыкальном искусстве. Между тем далеко не все этапы ее истории изучены советским музыкознанием. Наименее освещенным является период после Второй мировой войны. Имеющиеся публикации, посвященные отдельным явлениям оперного искусства ГДР и ФРГ, не дают сколь-нибудь полной картины развития немецкой оперы послевоенных лет. Нет крупных обобщающих исследований ив немецком музыкознании. Однако современная художественная практика настойчиво требует изучения и осмысления. Особенно важным для нас является опыт становления искусства ГДР - страны, в течение более четырех десятилетий тесно связанной с политической и культурной жизнью СССР. Не менее актуальным представляется изучение судьбы великих традиций немецкой музыки в творчестве композиторов ГДР. Все это и определило выбор темы исследования.

Цель работы - воссоздать картину развития оперы ГДР в 70-е годы и предшествовавшие десятилетия, охарактеризовать наиболее яркие достижения оперного театра, показать, какое

влияние оказали театрально-эстетические идеи Б.Брехта и В.Фельзенштейна на творчество композиторов.

Научная новизна диссертации. Автор вводит в научный оборот советского музыкознания новый художественный материал, который недостаточно полно исследован а в немецкой музыковедческой литературе. Новым является также ракурс рассмотрения художественного материала: его анализ сквозь призму эстетических идей Брехта и Фельзенштейна. Хотя проблема воздействия Брехта на музыкальный театр в нашей научной литературе уже поднималась /работы В.Гамрат-Курака, Е.Гуревич, М.Малки-ель, В.Назаровой/, рассматривалась она на примере брехтов-ских произведений, созданных в 30-50-е годы. В данной работе речь идет о совершенно новом этапе, освоения идей Брехта, последовавшем уже после смерти драматурга. Кроме того, иным является и подход к исследованию брехтовского влияния: акцент делается на эстетике позднего Брехта, его идее "диалек-

тическсто театра" как особо значимой для судеб оперного искусства ГДР.

Принципы "диалектического театра" сопоставлены в диссертации с положениями "музыкального театра" Фальзенштейна. Воздействие Фельзенштейна на оперу ГДР - совершенно новая для советского музыкознания проблема. Ее обстоятельное изучение не предпринималось и немецкими учеными. Между тем значимості идеи "музыкального театра" не уступает популярности театраль них принципов Брехта и в совокупности с ними формирует целостную систему взглядов на современное оперное искусство.

Практическая ценность работы. Диссертация заполняет существенный пробел в картине истории немецкого оперного искусства. Ее материал может быть использован в вузовских курсах истории зарубежной музыки, истории музыкального театра, опер ной драматургии, музыкальной эстетики. Работа может иметь су щественное значение и для опернр-постановочиой практики: спо собствовать расширению репертуара, обращению к ярким явлениям современной немецкой оперы.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации использо вались автором в докладах и выступлениях на конференциях: "Прогрессивный опыт искусства стран социализма" /12-14 коля 1988 г., ВНИИ искусствознания, Москва/; "Город и культура" /11-12 января 198S г., ЛГйК им. Н.К.Крупской/; в дискуссии по проблемам современной немецкой оперы /Радио ГДР, Берлин, 16 июля 1989 г./ Диссертация обсуждалась на кафедре истории зарубежной музыки ЛОЛГК им. Н.А.Римского-Корсакова.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения /182 страницы машинописного текста/. Список литературы вклхюает 189 наименований /из. них 142 -статьи и монографии на немецком языке/. Приложение /объемом 30 страниц/содержит нотные примеры и краткое содержание анализируемых опер.

Похожие диссертации на Оперное искусство ГДР 70-х годов в свете претворения театрально-эстетических идей Б. Брехта и В. Фельзенштейна