Введение к работе
..-, І.
,-і... Актуальность темы. В области так называемой восточной музыки профессиональной и устной традиций долгое время не было работ, исследующих конкретные национальные стили. Охватывались, как правило, народные стили нескольких национальных разновидностей и выводились, к примеру, общие закономерности народной музыки Кавказа, Средней Азии. В то же время народное искусство этих регионов многосоставно, отличается разнообразием певческих и инструментальных традиций.Оообдения на уровне типологических признаков певческого и инструментального творчества дают более реальную картину, представляемую в двух плоскостях: каждому народу присущи свои, индивидуально-стилевые особенности творчества, но среди восточных культур есть немало образцов, обнаруживающих общестилевые закономерностл, позволяющие говорить о едином феномене восточно-музыкальных традиций (работы В. Виноградова).
Актуальность темы диссертации обусловлена неизученностью отдельных традиций восточной культуры и в частности певческих традиций черкесов и карачаевцев, проживающих на территории Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края. Актуальность работы определяется тем, что познание индивидуальных качеств конкретного национального стиля поможет проследить закономерности его .развития в историческом и культурологическом аспектах.
Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы: I) ввести в музыкознание образцы малоизвестного песенного искусства черкесов и карачаевцев; 2) определить сущность мышления в бурдонном двухголосии на примере песен указанных народов. Музыкальное мышление исследуемого творчества
рассматривается в ракурсе взаимодействия монодийных и гармонических принципов внутри целостной системы.
Предметом исследования стало бурдон-ное двухголосие традиционных калров фольклора черкесов и карачаевцев. Это песни, записанные и расшифрованные автором работы при участии фольклорнета-филолога Р. Ортабаевой, магнитные записи фондов радио КЧАО, расшифрованные автором, а также опубликованные образцы из сборника "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов" (под ред. Е. Гиппиуса).
Рассмотрение проблемы взаимодействия монодийных и гармонических принципов основано на выявлении логических и структурно-композиционных особенностей каждой системы мышления с определением, впоследствии механизмов их связи.
Методы исследования основаны на положениях теории отражения, диалектики объединения несходных явлений. В вопросах интонирования, ледообразования используются концепции трудов Б. Асафьева, X. Кушнарева, Ю. Тюлина, Ф. Рубцова. Проблемы монодииности рассматриваются с учетом теоретических достижений в этом вопросе отечественных исследователей, прежде всего Т. Бершадской, С. Галицкой.
Научная новизна работы определяется тем, что до сих .пор вопрос о проявлении монодииности в недрах многоголосия изучался на основе профессиональной современной музыки, либо на основе обработок монодийных напевов в профессионально-
композиторском творчестве?
^Т.Вернадская. Лекции по гармонии// Л., 1985; А.Свиридова. Организация музыкальной ткани в позднем инструментальном творчестве Д.Шостаковича (к вопросу о проявлении принципов монодий-
ти в многоголосии). Автореферат дисс.канд.искусствоведения
Тимонен.Общие проблемы гармонической обработки монодийных народных напевов.Опыт композиторов Карелии.Автореферат дисс. канд. искусствоведения// Л., 1980.
Вместе с тем объединение черт монодийной и гармонической форм мышления, отмечаемое в композиторской практике, не представляется прерогативой профессионального творчества. Корни подобного смешения находим в народном творчестве, многоаспектно раскрывающем проблему многоголосия и проблему монодииности (общую для многих восточных культур). Таковы, в частности, образцы бурдонного двухголосия в исторических, героических, лирических песнях черкесов и карачаевцев.
В диссертации представлено расширенное понимание проблалы монодииности,и общетеоретические вопросы этой проблемы раскрываются на конкретных примерах. Образование смешанной системы мышления ставит песенное искусство этих народов на особое место в ряду других восточных культур, индивидуализирует бурдонное двухголосие черкесов и карачаевцев в сравнении с бурдонным пением народов Грузии или в сравнении с двухголосием гетерофон-нс—подголосочного типа русской песенной культуры.
Практическая значимость основных положений диссертации определяется разработкой некоторых разделов музыкознания (лад, монодия и монодийность, фактура, модуляция) с привлечением примеров, дающих новое освещение того или иного вопроса. Материал диссертации может быть использован в педагогической работе в курсах гармонии, сольфеджио, истории музыки народов СССР.
Апробация работы. Отдельные выводы диссертации воили в материал лекций в курсе гармонии ИТК факультета и практических занятий с дирижерами в Саратовской государственной консерватор;:;! им. Л.В.Собинова. Основное содержание диссертаций обсуждалось на секторе фольклора Научно-исследовательского института /.стории, филолог/.,і л экономики Карачаево-
Черкесии, а также в частной беседе с Ф. Рубцовым. Главные проблемы работы изложены в публикациях, освещались на межвузовских конференциях, посвященных актуальным проблемам музыкознания (Саратов - 1979; Астрахань - 1982; Саратов - 1984; Баку - 1987). Текст диссертации обсуждался и был рекомендован к защите кафедрой теории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, йотированные образцы черкесских и карачаевских народных песен, библиографию и приложение (краткий очерк жанрового содержания песенного фольклора черкесов и карачаевцев) .