Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов : к вопросу о территориальном членении поморской эпической традиции Ковыршина, Юлия Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковыршина, Юлия Ивановна. Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов : к вопросу о территориальном членении поморской эпической традиции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ковыршина Юлия Ивановна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ].- Москва, 2013.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/15

Введение к работе

Актуальность исследования.

Музыкально-поэтический эпос локальных традиций Белого моря является одним из знаковых явлений в культуре региона, сложившейся в результате сложного исторического процесса взаимодействия представителей финно-угорских и славянского этносов.

Поморская эпическая традиция одной из первых была зафиксирована собирателями на рубеже XIX–XX вв. Ее изучением занимались, в основном, филологи, в то время как музыковедческих работ, в которых бы осмысливалось место поморской эпической традиции среди других традиций Русского Севера, а также описывались особенности ритмического и ладоинтонационного строения эпических напевов Поморья, не существует. Первые собиратели-исследователи поморской эпической традиции (А.В. Марков, А.Л. Маслов, А.Д. Григорьев) высказали некоторые замечания о членении поморской традиции на ареалы и стилевом своеобразии напевов отдельных традиций. Однако наблюдения эти носили, скорее, эмпирический характер, и многие из них не получили до сегодняшнего дня научного подтверждения.

Вместе с тем поморская эпическая традиция является одной из важнейших для понимания структурных музыкально-поэтических закономерностей эпических песен, соотношения напевов и эпических текстов разных жанров, механизмов формирования сказительских стилей.

Кроме того, должного осмысления не получили факты этнографии исполнения эпических песен в Поморье, где бытование эпоса тесно связано с особенностями хозяйственно-экономической деятельности в регионе и конфессиональной — старообрядческой, — ориентацией его жителей. Анализ ситуаций, в которых исполнялись стрины, различий между мужской и женской исполнительскими сферами, способов трансляции и усвоения традиции, исполнительской терминологии в локальных поморских традициях и проч., поможет дать новое представление о статусе и роли эпоса в культуре.

Сегодня, когда эпическая традиция в Поморье угасла, представляется важным систематизировать накопленные материалы и исследования, осмыслить состав, музыкально-стилевые особенности и географию локальных эпических традиций Беломорья. В связи с этим настоящая работа является итоговым исследованием, развертывающимся в русле целого ряда фундаментальных академических проектов последних десятилетий («Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», музыкально-этнографических многотомных изданий, таких как «Смоленский музыкально-этнографический сборник», «Народная традиционная культура Псковской области» и др.) и в первую очередь — эпической серии «Свода русского фольклора» в 25 томах, издаваемой Пушкинским домом (ИРЛИ РАН).

Степень изученности темы.

А.В. Марков, А.Л. Маслов, А.Д. Григорьев оставили уникальные по своей научной и культурной ценности собрания поэтических текстов былин, нотаций их напевов и этнографические материалы, позволившие составить представление о музыкальном эпосе локальных традиций Беломорья на начальном этапе развития российской музыкальной фольклористики. Немаловажной следует признать и состоявшуюся в 1894 г. публикацию напевов, записанных в среде мещан г. Онеги Ф.М. Истоминым и Г.О. Дютшем. В ХХ веке коллекции поморских эпических напевов были собраны исследователями Московской государственной консерватории, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (большая часть записей не опубликована), Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (записи 1960–1970-х гг. на Поморском, Терском и Карельском берегах Белого моря), Петрозаводской государственной консерватории (записи 1980-х гг. на Поморском берегу, не опубликованы).

Филологические исследования эпических песен Поморья ХХ в. многочисленны и посвящены различным аспектам бытования традиции: общей типологии эпического сказительства (работы А.М. Астаховой, Б.Н. Путилова, Ф.М. Селиванова), проблемам текстологии и поэтики эпических песен (работы Л.А. Астафьевой, В.М. Гацака, Н.Г. Комелиной и др.), стилю отдельных сказителей Поморья (работы А.Н. Нечаева, Т.И. Сенькиной, Н.Г. Комелиной), выявлению ареалов локальных эпических традиций Русского Севера (работы С.И. Дмитриевой, А.М. Астаховой и др.), генезису эпических сюжетов и их региональным интерпретациям, источникам сложения эпических образов (работы Т.А. Бернштам, В.И. Ереминой, Ю.И. Смирнова, И.Я. Фроянова, Ю.И. Юдина и др.), проблеме «влияния книжных источников на устную традицию» и закономерностям «вторичного бытования былин» (работы Ю.А. Новикова, Т.Г. Ивановой, Н.Г. Комелиной).

Особую проблему в отечественном эпосоведении по-прежнему составляет осмысление структуры эпического стиха (работы Н.С. Трубецкого, М.Л. Гаспарова, Дж. Бейли, А.И. Зайцева, Е.Б. Овчаренко и др.) и эпического текстообразования (работы Е.Б. Артеменко). Единой, разделяемой всем научным сообществом концепции эпического стиха не существует, что обусловлено нестабильностью эпических стихов по слоговому объему и метроритмическим характеристикам. Кроме того, многие филологи игнорируют музыкальную составляющую эпоса, в то время как эпический стих является по преимуществу поющимся, что и представляет определенную трудность в его изучении. Одной из первых попытку применения филологических стиховедческих концепций к поющемуся стиху предприняла этномузыколог Б.Б. Ефименкова. Результаты ее изысканий нашли отражение в фундаментальной монографии «Ритм в произведениях русского вокального фольклора», заложившей основы структурно-типологического анализа ритмики русских фольклорных произведений. Исследования музыковедов в области народного эпического стихосложения (например, М.А. Лобанова) продолжаются и в настоящее время.

Обобщающих музыковедческих работ, посвященных поморской эпической традиции, на сегодняшний день в российской фольклористике не существует. Однако музыковеды, среди которых В.В. Коргузалов, Г.В. Лобкова, Ю.И. Марченко, А.Д. Троицкая, В.А. Лапин и др., многократно обращались к беломорским напевам в связи с различной проблематикой, привлекали материалы в качестве сопоставительных в исследованиях других северорусских эпических традиций и музыкально-фольклорных жанров (Т.А. Бернштам, В.А. Лапин).

А.Л. Маслов выделил различные в стилистическом отношении группы напевов, на которые исполнялись стрины в традиции Терского берега и духовные стихи в терской и зимнезолотицкой традициях; отметил особенности в закреплении текстов разных эпических жанров за определенными напевами и зафиксировал исполнительскую терминологию эпических песен.

Следующим важным шагом в исследовании поморской эпической традиции стали работы Е.Е. Васильевой 1970–1980-х гг., в которых были выявлены два основных ареала в Беломорье, различающихся не только особенностями сюжетного репертуара, но и музыкально-лексическими показателями: юго-западный — с подобными заонежским «двустрочными» напевами, и северо-восточный — с «однострочными» напевами (зимнезолотицкая традиция, имеющая близкие аналоги в напевах старин Кулоя, Мезени и Печоры).

Общая характеристика поморской эпической традиции была дана В.В. Коргузаловым, отмечавшим в качестве значимых характеристик местного музыкального эпоса преобладание малообъемных ладов, декламационный характер напевов, заметное влияние кулойской и мезенской традиций. Не менее ценны и аналитические комментарии исследователя к напевам беломорских старин, опубликованным в издании «Былины. Русский музыкальный эпос».

Российские этномузыкологи касались беломорских стрин и духовных стихов в работах, посвященных вопросам генезиса музыкальных форм повествовательного фольклора в связи с историей колонизации Русского Севера, рапсодическому и ансамблевому стилям сказительского искусства, структурным особенностям нарративных музыкально-поэтических форм и музыкальной стилистике эпических напевов (В.В. Коргузалов, Ю.И. Марченко), межэтническому взаимодействию на Русском Севере (А.Ю. Кастров, Е.Е. Васильева).

Однако, комплексных исследований поморского музыкального эпоса, где бы рассматривались как этнографические аспекты его бытования, так и структурно-типологические характеристики напевов с точки зрения их ритмической и звуковысотной организации в отечественном музыковедении не проводилось, хотя отдельные замечания, высказанные исследователями ХХ в., имеют бесспорную научную ценность.

Кроме того, до настоящего времени не предпринимались попытки ареального исследования поморского музыкального эпоса, что позволило бы выявить специфику локальных традиций на беломорском побережье.

Целью диссертационной работы является комплексное описание эпической традиции Поморья во всех локальных разновидностях и выявление ее специфики в контексте других севернорусских музыкально-эпических традиций.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить историю заселения побережья Белого моря и формирования поморского субэтноса в процессе сложного исторического взаимодействия финно-угорских и славянского этносов;

2) представить комплексное описание этнографии исполнения поморских эпических песен и выявить специфику их бытования в локальных музыкально-фольклорных традициях Поморья в сопоставлении с другими севернорусскими эпическими традициями;

3) осмыслить статус и функции музыкально-поэтических эпических жанров и фигуры сказителя в поморской культуре;

4) провести типологическую систематику поморских эпических напевов с точки зрения их ритмической организации;

5) провести типологическую систематику поморских эпических напевов с точки зрения их звуковысотной организации;

6) выявить соотношение напевов, имеющих определенные структурные характеристики, с жанрами эпической поэзии;

7) провести картографирование выявленных ритмических типов и типов интонационных периодов в поморском регионе и на соседних севернорусских территориях для определения территориального членения поморской эпической традиции и установления ее связей с другими эпическими ареалами на Русском Севере.

Объектом исследования является поморская эпическая традиция.

Предмет исследования поморские эпические напевы в этнографическом контексте и с точки зрения их ритмической и звуковысотной организации, территориального распределения на берегах Белого моря, выявляющего ареалы поморских эпических традиций.

Материалы исследования составили источники разного типа:

1) публикации поморских эпических напевов из собраний рубежа XIX–ХХ вв.;

2) публикации эпических напевов отдельных локальных традиций Поморья, состоявшиеся в ХХ в.;

3) не публиковавшиеся ранее фонозаписи из архивов Санкт-Петербурга (Фонограммархив ИРЛИ РАН) и Петрозаводска (ФА ИЯЛИ КарНЦ РАН, ФА ПГК). Эти фономатериалы были нотированы автором работы, а имеющиеся в аудиозаписях опубликованные образцы были перенотированы в полном объеме с целью уточнения звуковысотной и слогоритмичекой структуры напевов, деталей исполнительской акцентуации и максимально точной передачи диалектных особенностей поэтических текстов.

В целом корпус рассматриваемых материалов представляет хронологический срез поморской эпической традиции по состоянию на конец XIX — 80-х гг. ХХ в. и фиксирует стадию перехода от постпродуктивного этапа бытования местного эпоса к полному его угасанию.

4) В работе были использованы этнографические сведения, касающиеся бытования эпической традиции в Поморье, из опубликованных и архивных источников, в том числе из коллекции Т.А. Бернштам, долгое время исследовавшей поморскую традиционную культуру.

5) В качестве сопоставительных привлекались преимущественно опубликованные материалы других севернорусских музыкально-фольклорных традиций (публикации А.Д. Григорьева, А.М. Астаховой, А.Ю. Кастрова, Г.В. Лобковой, А.Д. Троицкой, материалы продолжающейся серии «Свод русского фольклора. Былины в 25 томах»).

Методология исследования, исходя из специфики материала, целей и задач работы, основана на подходах и методах изучения, позволивших получить максимально полное представление о предмете, создать целостную картину функционирования музыкально-поэтического эпоса в традиционной культуре Поморья.

1) Комплексный подход отразился в работе в использовании данных смежных дисциплин: истории, этнографии, этнолингвистики, диалектологии и топонимии, стиховедения.

2) Структурно-типологический метод был применен при музыковедческом анализе эпических напевов. Его основные положения разработаны и впервые сформулированы в отечественной музыкальной фольклористике Е.В. Гиппиусом, а позднее развиты в трудах его учеников и последователей Б.Б. Ефименковой, М.А. Енговатовой, Е.А. Дороховой, О.А. Пашиной и др.

При выявлении структурных ритмических типов эпических напевов мы опирались на фундаментальное исследование Б.Б. Ефименковой, а при описании звуковысотных структур — на базовые методические положения, сформулированные в работе Б.Б. Ефименковой и М.А. Енговатовой «Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований».

3) В работе использовался также метод картографирования, применяемый в ареальных исследованиях и являющийся одним из ведущих в современных этномузыкологических исследованиях. Он позволил выявить ареалы ритмических и звуковысотных структур поморских эпических напевов на музыкально-фольклорной карте не только Поморья, но и других районов Русского Севера. Основные методические принципы картографирования явлений музыкального фольклора, включая выделение единиц картографирования, которыми являются ритмические и мелодические типы напевов, были предложены Е.В. Гиппиусом, О.А. Пашиной, Л.М. Винарчик и др.

4) Метод текстологического анализа привлекался в связи с тем, что большая часть нотаций поморских эпических напевов была опубликована на рубеже XIX–ХХ вв. и тактировалась собирателями согласно существовавшим в то время представлениям о структуре напевов. Опубликованные напевы были отредактированы автором в соответствии с современными принципами тактировки и аналитической нотации, разработанными Е.В. Гиппиусом и его последователями.

На защиту выносятся следующие положения:

1) специфика бытования эпических песен в поморской традиции связана с особенностями хозяйственно-экономической деятельности в регионе, особым статусом сказителя в поморской общине, что отличает эпическую традицию Поморья от других;

2) в поморской музыкально-фольклорной эпической традиции ярко проявляется тенденция закрепления поэтических текстов разных эпических жанров за определенными типами напевов, что подтверждает наблюдение А.В. Маркова;

3) практически все структурно-ритмические типы поморских эпических напевов, относящиеся к разным классам ритмических форм: неравномерно и равномерно сегментированным, реже — цезурированным, которые в целом не характерны для поморской традиции, реализуются преимущественно в формах с мобильными параметрами;

4) выявленные в поморской эпической традиции типы интонационных периодов выступают как в качестве самостоятельных стиховых напевов, так и составных частей строф или музыкальных тирад, объединяясь друг с другом по принципу комбинаторики; при этом в одном исполнительском акте могут чередоваться разные композиционные единицы — мелостих, мелострофа и музыкальная тирада;

5) территории распространения ритмических типов и типов интонационных периодов поморских эпических песен, выявленные методом картографирования, показали существование на берегах Белого моря нескольких локальных эпических традиций, а также их взаимосвязи с другими эпическими традициями Русского Севера, что вероятно объясняется историей заселения края и спецификой сложившейся здесь хозяйственно-экономической деятельности.

Научная новизна диссертационной работы.

— впервые на основе этнографических материалов выявлена специфика бытования эпических песен в поморской традиции;

— аналитически подтверждено наблюдение А.В. Маркова, высказанное на основании традиции одного из берегов Белого моря, о том, что жанры эпической поэзии имеют тенденцию закрепляться за определенными типами напевов;

— впервые в диссертации осуществлена структурно-типологическая систематика ритмических форм поморских эпических песен;

— впервые в отечественной фольклористике описаны равномерно сегментированные формы с мобильными параметрами, а также неравномерно сегментированные формы с вторичными композициями, возникающими в эпических песнях под воздействием мелодики;

— впервые представлена типологическая систематика интонационных периодов, существующих в поморской эпической традиции и в качестве самостоятельных напевов, и в качестве составных частей музыкальных строф или тирад;

— описаны механизмы расширения музыкальных периодов, отвечающих стиху, при увеличении его слогового объема;

— впервые определены ареалы ритмических типов и типов интонацонных периодов поморских эпических песен путем их картографирования.

Теоретическая значимость работы.

Описание неравномерно и равномерно сегментированных ритмических форм с мобильными параметрами, характерных для поморских эпических песен, вносит вклад в общую типологию ритмических форм, существующих в музыкальном фольклоре восточных славян.

Выявление особых принципов функционирования нескольких типов интонационных периодов в контексте поморской эпической традиции в целом позволяет предполагать наличие таких принципов и в других севернорусских эпических традициях, что требует аналитического подтверждения.

Наконец, в диссертации продемонстрирована возможность картографирования напевов нестабильной организации, что расширяет возможности ареальных исследований русского музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы как в научно-исследовательских работах, посвященных севернорусской эпической и — шире, — музыкально-фольклорной традиции, так и в учебно-методической и педагогической практике преподавателей всех ступеней музыкального образования, при подготовке авторских курсов повышения квалификации, в творческой деятельности самодеятельных и профессиональных фольклорных коллективов.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании Сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания. Основные положения работы отражены в публикациях по теме диссертации и в докладах, прочитанных на международных научных конференциях и конгрессах в Москве (Первый всероссийский конгресс фольклористов, 2006; Международная научная конференция «Традиционная музыкальная культуры: проблемы междисциплинарного изучения», посвященная 110-летию со дня рождения Е.В. Гиппиуса и 80-летию со дня рождения Б.Б. Ефименковой. Москва, РАМ имени Гнесиных, 13–15 апреля 2013 г.)), Санкт-Петербурге (VI конгресс этнографов и антропологов России, 2005), Петрозаводске (Междисциплинарный семинар «Текст художественный», посвященный памяти Ю.Г. Кона и В.П. Руднева (2002, 2005 г.г.); Международный симпозиум «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах», 1–7 сентября 2011 г.), Кухмо, Финляндия (Конференция «Laulu kultuurisena kommunikationa» / Kuhmo 2011, семинар Great songs (Runolaulu Akatemia, в рамках фестиваля Sommelo 30.6–6.7.2011, 30.06.2011, Kuhmo), в г. Кемь и с. Нюхча Республики Карелия (международный семинар в рамках проекта «ECHO» (Network of Ethno-Cultural and Heritage Organizations, Сеть этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия, ENPI CBC Karelia, 09-12.09.2013).

Материалы диссертационного исследования использовались автором при подготовке и проведении учебных курсов «Народное творчество» для студентов СПО и ВПО (бакалавров и специалистов различных специальностей и направлений подготовки), «Фольклорно-этнографическая практика» и «Методика музыкально-этнографической работы» для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение»; в рамках авторских лекционно-практических модулей 2011–2013 гг. по плану курсов повышения квалификации Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова, в том числе: «Музыкальный фольклор в образовательном пространстве», «Фольклор и постфольклор: изменение научной парадигмы в отечественной фольклористике в начале XXI в.» в рамках программы повышения квалификации для преподавателей вузов, ССУЗ, ДМШ, ДШИ «Историческое музыкознание и актуальные задачи образовательного процесса» (18–24 марта 2013 г., ПГК им. А.К. Глазунова, г. Петрозаводск).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и трех приложений — таблиц, представляющих корпус материалов исследования, эпический репертуар Беломорья и структуру традиционного религиозного и промыслового календаря Поморья.

Похожие диссертации на Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов : к вопросу о территориальном членении поморской эпической традиции