Введение к работе
Актуальность темы обусловлена неослабевающим интересом искусствознания XX века к синтетическим художественным жанрам, в частности - музыкальным (камерно-вокальным, вокально-сценическим, хореографическим и т. д.). В связи с изучением и осмыслением новых івдений в данном направлении встает проблема приеыственности традиции, творческого освоения новаторского переосмысления богатей-іего мирового и национального опыта.
В сложной организации оперного музыкально-драматического про-ізведения вопросы формообразования были остаются одними из ин-ереснейших, во многом объясняющих секрет живучести, популярности перного спактакля.
Широко и подробно освещены проблемы формообразования в инст-ументальноВ музыке. В последнее время активизировалась разработ-а методов анализа вокальных произведений. Однако, вокально-сце-нческае формы-структуры до сих пор не получили своего широкого и сестороннего изучения.
Целью работы является дальнейшая разработка проблемы музыкаль-ой ормы в опере, ее специфических черт, обусловленных синтети-еской природой жанра и, конкретнее, наличием ряда сценических ікономерностей.
В задачи исследования входило:
показать особенности использования типизированных форм-грухтур в условиях функционирования в оперном спектакле;
выявить наиболее существенные и общие закономерности трано-рмацнй, видоизменения таких форм, обусловленные наличием драматических, сценических закономерностей;
обнаружить взаимосвязь и взаимовлияние двух типов законо-рноотей (сценических и музыкальных). Определить их роль о му-кальной драматургии оперы в целом и их формообразующие функции
в ітндон конкретной случае (на меньшем масштабной уровне).
Научная новизна. Часто и справедливо говорится о влиянии опери на инструментальную музыку. Вместе с тем возможен и необходим аспект, дополняхавий проблему в ооратнои отношении, ноо опера в своа очередь не могла не испытывать воздействия слоаившихсл ранее или одновременно с ней форм инструментальной ыузыки.
D диссертации предпринята попытка выявить и оообщить не толькс параметры отклонений музыкальных структур в опере от своих инструментальных прототипов, но и условия их применения в различных дра-ыатур-гичоскях функциях, способы реализация и особенности трактовки образно-выразительного, семантического потенциала, жанрового ге-ноэисл. В связи с 8?им в работе выдвигается комплекс вопросов, ре-пеняо которых нообходяко дан полноты анализа оперных форы на лвбоы композиционном уровне.
В работе особо акцентируется иомен? причастпостя каядоЭ дянио музнхальиой структуры к общему музыкально-сценячесхому развитии оп< ры, момент функционирования ее в более крупной музыкальном организме - наиболее спецвфаческая черта .оперных форы. Рассматривается я следствия такоВ зависимости (обалаа разомкнутых структур, слятных форм, фори-струхтур неокспоэиционного типа, появление "обрацен"жн фора в т. п.).
В работе впервые последовательно рассмотрены основные формы гомофонной музыка в процессе функционирования в опере, а татае сделана попмтка классифицировать и рассмотреть основные беэрепрпэные фермы-структуры. Предлагается н способ определения границ таких фора, даггеусмих, в первую очередь, сценическими закономерностями, с упетоо, однако, н собственно музыкальных формосСраэущих средств,
Практическая ценность работы состоит в том, что она:
дает методику рассмотрения оперно-сценических вариантов форы, известных по инструментальным яанрам;
объясняет особенности форм, связанные с условием их использования, бытования;
распирает представления о возможностях известных форц-струк-
тур;
- дополняет область изучения вокальных форм сценкческини их
разновидностями.
Работа uosei бить прішенена как в курсе анализа музыкальных произведений, так и на отделениях, готовялдах оперных режиссеров, дириаеров и певцов.
Апробация работы работа прошла апробацию на кафедре теория а вхторин ізузнкя воепно-дяряжєрского факультета пра Московской консерватории.
Публикацияt По результатам ясслздоваппя опубликованы 2 статья*
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, дополнения, заключения п списка литературы. Общий объем работы -185 страниц.
Введение вюгочаот исторический экскурс с точки зрения соотно-гаепэя в опере двух начал - музыки и драмы. Кратко рассматривается основные черты русско* оперы "доглинкинокого" периода. Дается обоо-пованяе темы, обзор литературы, определяются задачи и цель исследования.