Введение к работе
Актуальность темы исследования. В изучении истории национальных оперных школ проблеме вокального исполнительства отводится особая роль. Однако, эта область музыкального творчества является наименее изученной и малоисследованной. В то же время её многоаспектная разработка способна обогатить наши представления относительно глубинных пластов и современных тенденций развития исполнительской культуры. Особенно важное значение оно приобретает для народов восточных культур - Средней Азии и Казахстана, в музыкальной жизни которых, начиная с 20-30-х гг., качественно новой и органичной частью стадо современное профессиональное исполнительское творчество, ввиду интенсивного освоения таких европейских жанров, как опера, симфония, оратория, кантата.
В музыкальной культуре казахского народа исполнительство занимает ведущее место. Обращаясь к его истокам,следует отметить, что в жизнеспособности песенного пласта фольклора, также как и инструментального,решающим фактором на протяжении столетий выдвигался теснейший контакт музыканта и слушателя. Ибо сама природа данного исконно национального художественного явления содействовала формированию специфических форм его функционирования и эстетического воздействия, являясь тем самым своеобразным "опознавательным знаком" определенных стилевых ориентации эпох и поколений.
Проблема изучения казахского национального оперного исполнительства, зародившегося по сравнению с европейскими школами относительно недавно, до последнего времени не была в центре внимания исследователей. Труды музыковедов, посвященных вопросам осмысления истории становления и освоения европейских жанров музы-
кального искусства, в том числе и еперного, затрагивали лишь профессиональное композиторское творчество и этапы его развития.
Настоящая работа является первой попыткой научно-практического изучения проблем вокального исполнительства, причем на той стадии его развития, когда были ещё сильны традиционные формы исполнительства и только зарождались новые её приёмы, почерпнутые из европейской школы, в связи с постановкой первых национальных оперных спектаклей (1934-1937 гг.).
Именно в этот период становления казахской оперы, среди имен кориреев сцены имя Куляш Байсеитовой - "соловья Казахстана", как её называли в народе, стоит особняком. Сам факт присвоения ей уже в возрасте 24 лет в 1936 году наряду с выдающимися деятелями искусства - К.С.Станиславским, В.И.Немирович- Данченко, А.В.Неждановой, В.И.Качаловым, И.М.Москвиным высокого звания Народной артистки ССС! свидетельствует о высокой оценке и признании её таланта.
Вокально-сценическое творчество Куляш Байсеитовой, представляющее собой единство певца и актера, пения и действия, с поразительной быстротой обрело ту неповторимую выразительность, глубину, проникновенность, эмоциональную содержательность и динамическую целеустремленность, которые позволили ей занять одно из ведущих мест в ряду крупнейших представителей казахского вокального искусства нашего времени и дают право говорить о "феномене Байсеитовой!
В связи с поставленной проблемой в данной работе рассмотрен ряд вопросов, способствовавших разностороннему изучению принципов сохранения традиционного певческого искусства и обогащения его передовым опытом мировой музыкальной культуры, ярко проявившихся, в частности, в искусстве Куляш Байсеитовой.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертации слу
жит научно-практическое осмысление проблем вокального исполнительства и выявление его роли в становлении национальной оперы на примере творческой деятельности Куляш Байсеитовой. В задачи работы входит:
определение характерных особенностей двух сложившихся типов певческого искусства - европейской ориентации и казахской народно-профессиональной с дальнейшим прослеживанием процесса взаимодействия и взаимовлияния этих "ветвей" в исполнительстве К.Бай-сеитовой;
рассмотрение предпосылок, способствовавших возможности создания канра оперы в Казахстане и в связи с этим целой плеяды первых оперных исполнителей;
выявить на основе анализа оперных партий Куляш Байсеитовой определенные факторы, свидетельствующие о взаимообусловленности таланта отдельного певца (вокального и драматического) и успешного развития оперного жанра в целом.
Научная новизна исследования проявляется в том, что в данной работе впервые в музыковедческой науке Казахстана рассматриваются вопросы вокального исполнительства как одной из главных составных частей в процессе зарождения жанра оперы в республике; прослежен тип взаимодействия двух кардинально противоположных певческих традиций - казахской народно-профессиональной и европейской классической, в искусстве Куляш Байсеитовой. В связи с этим впервые была проделана попытка изучения важнейших черт творческой деятельности К.Байсеитовой на основе текстологического анализа её рукописного фонда.
Материалы архивных исследований предоставили широкую возможность не только полностью восстановить описание жизнедеятель-
ности певицы, выявить основные вехи её творческого пути, но и проникнуть в глубинный мир личностных перекиваний, оценок, взглядов на те или иные задачи, встававшие перед ней. Текстологический характер изучения всего массива архивных источников не только самой К.Байсеитовой, но и композиторов - Е.Брусиловекого, И.Коцыка, Д.Ма-цуцина позволил выявить ряд фактов и наблюдений, послуживших дополнительными источниками в изучении как творчества отдельных исполнителей, так и истории становления оперного жанра в Казахстане.
Материалы исследования составили личные фонды К.Байсеитовой, Е.Брусиловекого, И.Коцыка, Д.Мацуцина, собранные в Государственном архиве РК; рукописные партитуры, клавиры, либретто опер 30-40-5 годов, сохранившиеся в фондах архива ГАТОБ им.Абая, библиотеки и фонотеки Алматинской Государственной консерватории им.Курмангазы; записи, существующие в фондах Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию, в отделе кинофотодокументов ЦГА РК.
В основу диссертации положены также записи бесед автора с певцами - народными артистами республики Урией Турдукуловой, Кау-кеном Кенжетаевым, Шабал Бейсековой, Байгали Досымжановым, Заби-рой Рахимбаевой; с ведущими педагогами кафедры сольного пения Алматинской Государственной консерватории им.Курмангазы - профессором Б.Жилисбаевым, доцентом К.Бобошко. Много ценных данных было почерпнуто от родственников и близких Куляш Байсеитовой.
Методологической базой исследования служат положения и идеи, связанные, с вопросами вокального исполнительства как самостоятельного вида деятельности, разработанные в трудах Л.Гинзбург, В.Григорьева, Е.Гуренко, Н.Корыхаловой, М.Каган, Я.Мильштейн, По проблемам оперной драматургии и сценического действия, основополагак>~ щими для нас явились труды Б.Асафьева, Б.Ярустовского, Вл.Протопо-
пова, Н.Туманиной, М.Друскина, Е.Акулова, Б.Покровского. При выявлении особенностей истории становления лсанра оперы и его генетических связей в Казахстане важные сведения были взяты из исследований Н.Гончаровой, Т.Джумалиевой, С.Кузембаевой, Н.Нетегеновой, Г.Абулгазиной, С.Аязбековоі. и др. В изучении особенностей народной певческой традиции ценными для нас явились работы И.Земцовского, Э.Алексеева, П.Богатырева, А.Затаевича, Б.Ерзаковича, А.Жубанова, М.Ахметовой, С.Елемановой и др. В работе также активно привлекаются данные, выработанные вокальной методикой европейской ориентации, равно как и материалы, содержащиеся в трудах филологов, тюркологов, этнографов, историков и театроведов.
Практическая значимость. Материал диссертации может быть использован в исследованиях по истории казахской культуры, истории оперного жанра, в музыкально-критической деятельности и в учебном процессе.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом музыкального искусствав Учёным советом Института литературы и искусства им.М.О.Ауззова HAH РК. Основные положения и выводы были изложены в докладах на расширенном заседании Учёного совета Института литературы и искусства им.М.О.Ауззова, посвященного 80-летию со дня рождения Куляи Байсеитовой (Алматы, 1992), Межвузовской конференции, посвященной 80-летию М.Тулебаева (Алматы, 1993}, 2-й Республиканской научно-теоретической конференции "История и культура Жетысу" (Талдыкорган, 1993). По теме диссертации опубликован ряд научных статей.
Структура работы. Диссертация изложена на 154 страницах, состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографии и приложения.