Введение к работе
Изучение художественно-эстетических закономерностей узбекского узыкального наследия, осмысление его научно-теоретических основ эиобретает особую значимость в русле происходящих в наши дни щионально- культурных возрожденческих процессов. В этом плане эоблема исследования системы художественно-выразительных средств >адиционного музыкального творчества, в частности, его ритмических основ контексте Восточной средневековой теории музыки, находится на самых ;редовых рубежах современной узбекской музыкальной науки.
Актуальность темы. Ритмическая система узбекской классической іадиционной музыки, будучи фундаментальным фактором звуковой ітерии, связующим музыку с другими сферами художественного творчества, особенности, литературой, поэзией и танцем, занимает ключевое место в )мплексе выразительных средств. Показательно, что важное семантико-руктурообразующее значение ритма в той или иной степени отмечается эактически во всех исследованиях, посвященных проблемам узбекской іадиционной музыки; но, в то же время необходимо констатировать хіутствие в современном музыкальном востоковедении специальных ^следований, разрабатывающих вопросы ритма на основе традиционной ории ийкаъ. Отмеченная ситуация связана по крайней мере с двумя зичинами: во-первых, неразработанностью в современном музыкознании іщепринятого понятийно-терминологического аппарата музыкального ггма и отсутствием универсальной теории ритма, приемлемой хотя бы в .мых общих чертах для всех традиций - как монодийной /Восточной/, так и тогоголосной /Западной/. Обозначенный пробел музыкальной науки с абоченностыо отмечают К.3акс, Э.Ансерме, В.Холопова, М.Аркадьев и др.; і вторых, отсутствием в советском и постсоветском музыкознании хледований, специальных разработок по средневековой Восточной науке ^зыкального ритма - "илми ийкаъ" и не введенностью в научный обиход іактатов по ритмике Фараби, Ибн Сины, Ширази, Мараги и др. Таким їразом, актуальность темы настоящего диссертационного исследоваїгия їусловлена, с одной стороны, насущными и объективными потребностями івремеїшой музыкальной науки в направлении разработок общей теории дакального ритма, и, с другой,современными задачами музыкальной щенталистики в освоении и изучении музыкально-теоретического іследия, осмыслении различных форм и жанров традиционной музыки рез призму теории ийкаъ как составной части этого наследия. Степень іученности темы определяется в работе на обширном материале следований ученых Узбекистана, Ближнего и Дальнего Зарубежья, посредственно или косвенно освещающих проблематику восточной гсыкальной ритмики. При этом, исходя из их системно-аналитических іиентаций и тематических позиций, они отнесены в диссертации к трем іучно-методологическим направлениям: а/ специализированные историко-оретические исследования, т.е. работы авторов, преследующих цель екватного осмысления и критического восстановления на основе
средневековых письменных источников музыкально-научного наследг народов Среднего и Ближнего Востока, в частности, . и теории ийк; (Д.Эрланже, Г.Дж.Фармер, О.Райт, Э.Нойбауэр, . Ж.Д.Сава, А.Фитра А.А.Семенов, И.Р.Раджабов); научно-спекулятивное направление, т. исследованші, авторы которых при изучении музыкальных традиций Восток в частности, узбекского музыкального наследия, исходят, главным образої из методологических предпосылок, выработанных западноевропейской русской музыкальной наукой ХІХ-ХХ вв. При этом явно заметна тснденщ к универсализации научно-терминологической системы европейскс культуры, вследствие чего нередко наблюдается механическое перенесеш данного аппарата понятий на внеевропейские музыкально-художественнг традиции (С.Галицкая, Ю.Плахов, Дж.Михайлов). Сюда же могут бы отнесены исследования, в которых проблемы узбекской музыкально ритмики рассматриваются едва ли как производное от древнегреческой ш поэтической системы аруз явление (Н.Кокулянская, Р.Султанова); науч» традиционное направление, т.е. исследования, в которых общей целі является осмысление музыкально -художественного и научно-теоретическо наследия как в ракурсе всеобщих универсальных закономерностей искусст музыки, так и в контексте восточной культуры (И.Раджабов, Ф.Каромато Т.Вызго, Т.Гафурбеков, Н.Янов-Яновская, Р.Юнусов и др.). Несмотря і достаточно внимательное отношение музыковедов последнего, научн традициошгого направления к проблематике восточного ритма и "нау ритма", ее фундаментальные аспекты не получили должного развернуто освещения. В их числе следует указать теорию собственно музыкально ритма Фараби и Ибн Сины, которая впервые в настоящей диссертащ обозначена как "классическая".
В 70-ые годы нашего столетия известному немецкому востокове Экхарду Нойбауэру удалось обнаружить в книгохранилищах Турции "Тракт о ритмах" (Китабул-ийкаъат) Фараби, а в 80-ые годы там же найти "Книгу классификации ритмов" (Китаб фи ихса ал-ийкаъат) великого мыслител Вскоре он переводит на немецкий язык обнаруженное им наследие Фараби публикует его с текстологическими и филологическими комментарияі (Лейден, 1971; Лейден - Нью-Йорк - Кельн, 1994). Публикации Э.Нойбауэ легли в основу исследований американского музыковеда Ж.Д.Сава "Теорі аль-Фараби ийкаъ" (Балтимор, Мериланд, 1984), "Музыкальное творчество период ранних Аббасидов" (Торонто-Онтарио, 1989). Труды Ж.Д.Са являются важным вкладом в изучение наследия Фараби, а исследования егс одним из ранних (после работ Э.Нойбауэра) опытов музыковедческо анализа теории ийкаъ. Следует констатировать общий обзорно-описательш характер исследовашш Ж.Д.Сава; в них не ставится задача комплекси контекстуального изучения теории ритма Фараби, не определены источни: ее формирования и пути ее дальнейшего развития в концепции ритма И' Сины, а также системе макомата (Урмави, Ширази, Марата и др следовательно, остаются неопределенными место и значение учения Фара как в историко-культурологическом, так и научно-теоретическом планах. работах Ж.Д. Сава не получила освещение также концепция Фара "музыкального времени" j аль-Ая, которая составляет основу его теор.
«тма и выводит учение мыслителя из Трансоксании непосредственно' в іаши дни.
По своему богатому научно-рационалистическому содержанию, типу и ровню логического абстрагирования, а также, что особенно важно, охвату широкого ареала музыкальных традиций как в синхронном (регионально-еографическом), так и диахронном (историческом) параметрах, учения Е>араби и Ибн Сины составляют единое, взаимодополняющее, ізаиморазвивающее целое. И поэтому, изучение их как единой "классической еории музыкального ритма", исследование ее научного, художественно-стетического содержания и определение ее -роли и места в истории сеобщей, в частности, средневековой Восточной музыкальной науки тавится ' ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ настоящей диссертации. Исследование юнов- классической теории ийкаъ осуществляется путем решения следующих юнкретных задач:
1. выявление художественно-эстетических предпосылок, определение
пецифики музыкальной культуры, типа музыкального творчества и других
эакторов формирования классической теории ийкаъ;
2. изучение научно-теоретических истоков и источников теории,
арактеристика отношений Фараби и Ибн Сины к древнегреческой
юнцепции ритма;
3. исследование методологических основ, общефилософских
[огических установок в подходе авторов теории ийкаъ к проблеме ритма и
удожествешюго времени вообще;
4. системный анализ элементарных основ теории ийкаъ, основных
сефишщий музыкального ритма и его понятийно-терминологического
япарата;
5. выявление классификационных критериев, методов анализа системы
«итмических образований, а также изучение основных и производных
іитмоструктур;
-
определение характера подходов Фараби и Ибн Сины к фундаментальной проблематике взаимодействия арузных и музыкальных іитмоструктур;
-
экспериментальный показ научно-практических возможностей лассической теории ийкаъ как методологической установки в .налитическом осмыслении ритмики традиционной узбекской музыки;
-
определение места, значения и путей' дальнейшего развития этассической теории ийкаъ в истории музыки народов Востока.
Материалом исследования послужили средневековые письменные юточники, трактаты по музыке на арабском, староузбекском и персидском [зыках, а также специальная литература по теме на английском, немецком, французском и русском языках. Среди них имеют особую значимость факсимиле манускрипта "Китабул-ийкаъат", "Китаб фи ихса ал-ийкаъат" &араби, любезно предоставлешше автору настоящего исследования Э.Нойбауэром, за что выражаем ему искренную признательность. В качестве музыкально-иллюстративного материала привлечены нотные издания «бразцов узбекской традиционной музыки.
Новизна исследования определяется введением і научный обиход целостной теории . восточного музыкальною ритма t материала трактатов по музыке Фараби и Ибн Сины, описанием, анализом і исследованием теории ийкаъ в контексте общей, интонационной теорш музыки, а также выявлением ее научно -методологической и практическоі возможностей в изучении ритмических основ и ныне бытующих форм ] жанров традиционной музыки Востока.
Практическая ценность исследования заключается ; том, что оно содержит системный анализ теории ийкаъ Фараби и Ибн Сины который может быть использован в последующих разработках проблемі ритмики восточной традиционной музыки. Основные выводы и результаті диссертации в качестве материала могут быть применены на лекционны занятиях в высших и средних специальных музыкально-учебных заведения по . курсам "История узбекской музыки", "Анализ музыкальны произведений", "Основы макомов", "Теория монодии", "Музыкальны традиции- стран Зарубежного Востока", "Источниковедение Музыкально] культуры Центральной Азии".
Общеметодологическое значение диссертациі заключается в том, что ее основные результаты позволяют получит целостную, научно-аргументированную систему знаний в області классической теории музыкального ритма Фараби и Ибн Сины, а такж уточнить и значительно скорректировать подходы к проблематике восточно! музыкальной науки.
Методика исследования основана на принципа системного, сравнительно-сопоставительного анализа художествешгы явлений, а также общей теории систем. При этом активно использован] также методики текстологического, историко-культурологическог исследований духовного и научного наследия. Изучение классической теори ийкаъ осуществлено на базе общепринятых методических норм узбекског музыкального востоковедения, сложившихся за 1970 - 1990 гг. (Й.Р.Раджабої Ф.М.Кароматов, Т.С.Вызго). Значительное место в диссертации нашл применение методики феноменологического анализа в отношени концепции Фараби музыкально-виртуального времени "ал-Ан"
Апробация работы. Основные положения, выводы результаты исследования изложены в монографии, ряде статей выступлений на научно-теоретических конференциях /Берлин, 1992; Алмать 1994; Ташкент, 1992, 1995). Диссертация обсуждалась на расширенно заседании Отдела истории музыкальной культуры НИИ искусствознани им.Хамзы, на совместном заседании кафедр "музыкальное востоковедение "теория музыки", "история музыки" Ташгосконсерватории им.М.Ашрафі кафедры "история и теория музыки" Ташкентского института культур: им.А.Кадыри, а также на совместном заседании кафедр "музыкальны дисциплины", "режиссура РТВ" Ташгосинститута искусств им.М.Уйгура была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, тр« глав, Заключения и списка использованной литературы.