Введение к работе
Динамично развивающаяся картина отечественной музыкальной культуры рубежа XX-XXI веков ставит множество вопросов, требующих исследовательского внимания. Малоизученным часто остается самобытное и яркое творчество композиторов-современников, живущих вдали от культурных центров, но включённых в общий поток музыкально-творческих процессов, формирующих художественно-стилевой облик нашей эпохи. В их числе не только ушедшие авторы, чье наследие приобрело очертания законченности для обобщающих исследовательских выводов, но и ныне живущие композиторы, музыка которых рождается на наших глазах, а творчество пребывает в становлении, развиваясь по своим внутренним законам
Среди таких композиторов, обращающих внимание исследователей неординарностью творческих достижений, выделяется фигура Виктора Платонова Его творчество уже второе десятилетие является неотъемлемой частью музыкальной жизни Рязани При этом сочинения композитора звучат в Москве, Санкт-Петербурге, Литве, Испании, Германии, Франции, Голландии, Италии, различных регионах нашей страны На Международном фестивале современной музыки «Московская осень» с большим успехом были исполнены Трио для кларнета, фортепиано и скрипки (2004) и хоровая сюита «Игрища на Скоморо-шинской» для женского хора, подготовленного рояля, флейты и кларнета (2006).
Камерные и хоровые сочинения В Платонова всё активнее используются в педагогической и концертной практике в Рязани, других регионах нашей страны и за рубежом. Фортепианные пьесы звучат на различных конкурсах. В их числе Международные конкурсы пианистов - «Music without limits» (Дру-скининкай, Литва), «Donostra farm - audad de San Sebastian» (Сан-Себастьян, Испания), «International Piano Competition for Young Musicians» (Энсхеде, Гол-
ландия), «Citta Di Sulmona» (Сульмона, Италия), имени Н Рубинштейна (Париж, Франция), имени А Артоболевской (Москва), конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра» (Санкт-Петербург), Открытый региональный конкурс имени В Калинникова (Орел)
Художественное кредо Платонова - «оставаться самим собой» в познании и отражении глубинных философских сторон бытия. Во всех жанрах, к которым обращается композитор - от инструментальных миниатюр до крупных циклических форм - ему удается найти свое неповторимое конструктивно-звуковое решение. Глубокий художественный замысел, высокий интеллектуальный заряд, напряженная экспрессия и яркость образов, техническое мастерство композиций характеризуют каждое музыкальное сочинение В Платонова Но главную особенность творческой индивидуальности композитора составляет многогранность его творческой личности, совмещающей, наряду с сочинением, исполнительскую деятельность (В Платонов является лауреатом Международных конкурсов пианистов, концертмейстером, активно сотрудничающим с ведущими хоровыми коллективами Рязани), поэтическое и художественное творчество Такая творческая разносторонность находит отражение в каждом опусе композитора, а взаимодействие музыкального, живописного и поэтического дарований В Платонова образует художественную целостность, требующую всестороннеї о, комплексного исследования
Ощущая себя достаточно уверенно в различных творческих ракурсах, наиболее полно свое авторское кредо В Платонов позиционирует в музыкальном творчестве в жанрах камерной музыки, которые в условиях региональной культурной среды оказываются наиболее востребованными и мобильными в исполнительском плане, позволяя реализоваться одновременно двум музыкантским ипостасям автора - композитора и пианиста. Именно в этой сфере наиболее активно развивается композиторский стиль В Плаюнова. Обращение к образно-смысловому анализу наиболее разработанной сферы творчества будет способствовать достижению наибольшей полноты в раскрытии творческого метода неординарно одаренного композитора
Осмысление данного художественного явления в диалектике общего и индивидуального представляется актуальной проблемой музыкознания, разрешение которой способствует воссозданию целостной картины развития современной отечественной музыкальной культуры, ибо открытие новой художественной вселенной актуально во вес времена Достаточно вспомнить имена великих музыкантов-романтиков Р Шумана и Ф Листа, музыкально-критическая деятельность которых была направлена на открытие новых дарований, что способствовало утверждению новой романтической культуры в умах современников Данная позиция актуальна в настоящее время в отношении музыкального творчества композиторов «культурной периферии», творчество которых не получает широкого резонанса и должного признания.
Объект исследования -творчество Виктора Платонова.
Предметом исследования являются особенности композиторского метода в выражении образно-смыслового содержания в камерных произведениях. Охват значительного отрезка творческой биографии В Платонова (1977-2009) позволяет исследовать эволюцию композиторского стиля в его становлении и динамичном развитии
Цель диссертации - выявление через анализ образно-смыслового мира камерной музыки особенностей творческой индивидуальности В Платонова на фоне общих тенденций развития музыкального искусства второй половины XX - начала XXI века В связи с этим выдвигаются следующие задачи исследования*
рассмотреть эпохальные тенденции развития музыкального искусства, в контексте которых формировался творческий стиль автора;
определить особенности творческой эволюции автора,
изучить аспекты проявления духовного мироощущения автора в драматургии музыкальных сочинений,
выявить механизмы взаимодействия живописной, музыкальной и поэтической составляющих композиторского мышления, как важных компонентов образного содержания музыкальных сочинений,
охарактеризовать исполнительский облик В Платонова,
определить основные тенденции в развитии камерного творчества композитора.
Поскольку наиболее активно композиторский стиль В Платонова формировался и развивался именно в жанре камерной музыки, основной материал исследования составили камерные сочинения композитора, созданные в период с 1977 по 2009 год. На данный момент они представляют не единственную, но все же большую часть его наследия, во многом определяющую творческий облик композитора. Это миниатюры и сонаты для фортепиано, вокальные циклы, сочинения для инструментальных составов - Трио для кларнета, скрипки и форгепиано, «Метаморфозы» для двух скрипок, «Маленькие вариации» и др Использование в аналитическом контексте работы некоторых сочинений, выходящих за рамки камерных жанров, необходимо для более полного представления о стиле композитора и особенностях его творческого метода
Кроме нот сочинений, зафиксированных в нотографическом списке, материалы исследования дополняют аудиозаписи различного формата, указанные в общем списке дискографии, видеоматериалы, фрагменты эпистолярного наследия из личного архива автора, а также комментарии композитора к своим сочинениям, застенографированные автором диссертации. Особую часть материала составили стихи и коллекция рисунков и картин В Платонова Важным материалом исследования стали также сочинения отечественной и зарубежной музыки авангардного и поставангардного периодов, необходимые в связи с выявлением общих закономерностей в развитии современного музыкального искусства
Научная новизна диссертации определяется тем обстоятельством, что, несмотря на существующий интерес музыковедов к творчеству В.Платонова, оно не становилось ранее объектом целостного научного изыскания Впервые в научное исследование вводятся материалы, связанные с творчеством В Платонова в области живописи и поэзии с целью выявления принципов взаимосвязи различных граней творческой личности композитора, характеризуются
этапы творчества и тип творческой эволюции В.Платонова, формируется источниковедческая база для изучения творчества композитора
В качестве научной гипотезы исследования выдвигается идея единства и целостности бытия творческой личности. Обозначенный феномен определяется общностью эстетических основ композиторского, художественного и литературного творчества В Платонова, взаимопроникновением различных граней творческой личности в композиторском творчестве
Методологическая основа, источники исследования. В работе используются различные современные исследовательские подходы В их числе биографический, культурно-исторический, стилистический, текстологический, аналитический, источниковедческий
В многочисленных исследованиях последних лет значительно расширился круг проблематики, связанной с различными аспектами анализа композиционных методов, типологией индивидуальных особенностей композиторского творческого процесса как одного из важнейших компонентов, формирующих авторский стиль Учитывая широчайший круг стилевой проблематики современной музыки, очень перспективным представляется путь сочетания психологического и музыкально-текстологического подходов, обращение к рукописям как к материалу, раскрывающему этапы становления текста и личность композитора Тем более, что подобные традиции в изучении творчества композиторов-классиков существуют и дают несомненный аналитический прогресс1
Важнейшее влияние на формирование исследовательской концепции диссертации оказали работы М Бахтина, М Араповского, посвященные особенностям творческого процесса, а также концепционный подход Л Казанцевой, базирующийся на «теории автора» и нацеленный на поиск единых основ творческого бытия художников, проявляющих себя одновременно в различных сферах искусства.
Ценными с методологической точки зрения оказались труды
1 Фишмач, Н Эподы и очерки по Бетховениане [Текст] / Н Фишман - М, Музыка, 1982 -263 с и др
В.Ландсбергиса и В Федотова, изучающие феномен взаимопроникновения художественного и музыкального методов в творчестве М Чюрлениса Это позволило использовать в диссертационном исследовании важнейший прием историко-литературного и искусствоведческого анализа - метод сравнительных аналогий, помогающий выявить индивидуальные ракурсы в созвучных друг другу творческих исканиях композитора-художника М Чюрлениса и композитора, художника, поэта В Платонова Поскольку специфическим направлением данной работы стало изучение проявлений синестезии как сущностного свойства художественного мышления композитора, в диссертации были использованы теоретические разработки Б Галеева и И Ванечкиной.
Погружению в исторический контекст художественно-стилевых тенденций развития музыкального искусства второй половины XX - начала XXI веков помогло изучение работ Ю Холопова, В Ценовой, В Холоповой, А Соколова, Г Григорьевой, Е Долинской, А Демченко, Е Трембовельского, Н Маньковской Отдельную область ознакомления составили работы, посвященные исследованию творчества композиторов XX века, например И Стравинского, Э Денисова, С Губайдулиной, А Шнитке и др, что помогло вхождению в проблематику проявления композиторской индивидуальности в условиях широкой панорамы современного отечественного искусства В ходе работы была также использована важная для исследования современной музыки информация, содержащаяся в некоторых авторских публикациях западных и русских композиторов XX века Ч Айвза, П Булеза, Л Ноно, А Шнитке, Э Денисова и др
В подготовке аналитических разделов диссертации особую методологическую значимость имело обращение к фундаментальным музыкально-теоретическим трудам ведущих музыковедов Всестороннее исследование композиторского метода потребовало концентрации на проблемах структурного и семантического анализа и структуре музыкального текста (труды М Арановского, Л Шаймухаметовой), жанра и стиля (работы Е Назайкинского, М.Михайлова, МЛобановои, Г Григорьевой), полифонического письма XX века (работа И Кузнецова), анализа вокальных сочинений (труды В Васиной-
Гроссман, И Степановой) Значительное внимание было уделено исследованиям аспектов драматургии, как в литературоведении (работы М.Бахтина, Б.Томашевского, У Эко), так и в музыковедении (работы В Бобровского, Л Мазеля, В Холоповой, Т.Черновой), а также фундаментальным трудам, посвященным проблемам музыкального формообразования (исследования В.Бобровского, Л Мазеля, В Холоповой, В Цуккермана, Г Григорьевой).
Существенное влияние на формирование методологических принципов оказали философско-эстетические труды Т Адорно, Д Лихачёва Дополнительная информация была почерпнута из научных работ литературоведов, лингвистов и культурологов, Ф де Соссюра, Б.Томашевского, Е.Петрушанской, Э Безносова, и др Сведения из других областей знания, используемые в диссертации, обеспечили более глубокое погружение в художественную и интеллектуальную среду музыкального творчества композитора
В ходе подготовки диссертации были изучены источники, посвященные анализу музыкального творчества В Платонова. В их числе работы Л Сысоевой, рассматривающей вопросы образности и стилевые приемы в «Концерте для женского хора и подготовленного фортепиано на стихи японских поэтов», Е Яковлевой, анализирующей проблемы восприятия и исполнительской интерпретации современной ансамблевой музыки на примере произведений В Платонова - детского ансамбля «Веселая электричка» и Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, И Нестеровой, изучающей связи поэтики русского фольклора с современной академической традицией в хоровой сюите В Платонова «Игрища на Скоморошинской» Уникальной возможностью для исследования стало непосредственное общение с композитором, «живое слово» которого служило своеобразной путеводной нитью в работе над диссертацией
Теоретическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов при исследовании явлений регионального компонента русской музыкальной культуры рубежа ХХ-ХХІ веков - обширной, но на сегодняшний день недостаточно освещенной сферы отечественной истории музыки, а также при изучении специфических проблем индивидуального компо-
зиторского мышления
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов в учебных курсах по истории современной музыки высших и средних профессиональных учебных заведений Существенную пользу данная работа может принести педагогам и исполнителям - интерпретаторам современной музыки, в том числе и музыки В Платонова, так как в ней конкретизированы важнейшие смысловые моменты художественного мира композитора
Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения на кафедре истории и теории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им С В Рахманинова и рекомендована к защите
Отдельные положения диссертационного исследования были изложены на научных конференциях В их числе: международные научно-практические конференции «Художественный текст его автор и исполнитель» (Уфа, Башкортостан, 2006); «Музыка в современном мире наука, педагогика, исполни-іельство» (Тамбов - 2006, 2007, 2008, 2009), «Music without limits» [«Музыка без границ»] (Друскининкай, Литва, 2006, 2008, 2009), «Есенин и мировая культура» (Москва - Рязань - Константинове, 2007), Международная педагогическая конференция «Музыкальное образование и развитие творческой личности» (Руза, 2009), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного музыкального образования» (Рязань, 2009), Межвузовская Интернет-конференция «Д Шосгакович и музыка XX века» (Тамбов, 2006), Всероссийская конференция «Отечественная культура 1960-80-х годов XX века» (Рязань, 2006)
Часть исследовательских материалов вошла в лекционные курсы по «Методике обучения игре на фортепиано» для средних и высших профессиональных учебных заведений, введенные в ГОУ СПО «Рязанский музыкальный колледж им Г и А Пироговых» и Рязанском заочном институте (филиале) Московского государственного университета культуры и искусства
Структура работы. Диссертация содержит Введение, три главы, Заключение, библиографический список, приложения