Введение к работе
Выдаицийсн швейцарский пианист, дирижер, педагог Едвип &ипер (1666 - ІУ""Л) представляет поколение музыкантов, с од-юЯ стороны, связанное о культурой XIX века, с другой стороны, .тавшеє свидетелем революционных изменения в искусстве XX весе и находившееся у потоков новых течений в пианизме.
Первая половила XX веха - время расцвета фортепианного ісполнительства. Как центр мировой музыкальной культуры toft юры особенно выделялся Берлин. Насыщенная концертная жизнь ородв позволяла познакомиться с искусством крупнейших мувы-:антов разных стран. Вокруг нх концертов разгорались споры о утях развития музыкального исполнительства. После отщумевпшх баталиЯ" манду вагнерааяцами я брамсистами внимание прнвлака-а разтоланпя Ф.Бузони, подводившего итоги пройденного эапад-оезропеЯской музыкой пути, пытавшегося сформулировать ношо одачи.
В исполнительстве обозначилась потребность критического змысленяя стилей, рожденных поздним романтизмом. В Борлино не элько «Ь.Бузони, но а К.Коахкм, воспитавший несколько поколе-яЯ цузыкоптов, способствовали зароздеяию интереса к музыке Ш - Х7ІІІ вехов и развитию в исполнительстве тенденций к эоклясскцизму. ідвин Фишер - г.мслитель, музикант, педагог -fpaasm в своем творчестве некоторые особенности перехода от >мантиэмя к искусству классицистскн ориентированному.
Актуальность Усследования. Развитее пианизма порзо!1 полоты хХ река исследовано недостаточно полно. Открытым остается іпрос о формировании принципов "новой немецкой пиallиcтичecкof, юли". Овчяпно мо отчасти и с тем, что до сих пор остается
мало исследованным творчество таких ей представителей, как В.Компф, В.Бакхауз, В.Гизекинг. В данной работе предпринята попытка через анализ исполнительских и педагогических щшнцш-пов, интерпретаторского стиля Зивина Фишера получить более точное представление об упомянутой школе.
Актуальна ета работа и тем, что впервые в отечественном музыкознании наследуются принципиально важные для исполнительства первой половины XX века теоретические положения, опирающиеся ва философию романтизма. Размышления Завина Фишера о прароде исполнительства, о назначении художника в обществе представляет собов богатый материал для наблюдений н обобщений, помогающих уточнить историческую картину развития немецкого пианизма. Это вахно для понимания путей формирования различных национальных школ, оказавшихся иод влиянием одного из оашх значительных течение в немецком пианизме последнего столетия, воздействие которого заметно и в настоящее время.
Цель работы - выявить, уточнить особенности формирования исполнительских и педагогических принципов Завина Фишера. Специальной задачей было показать преемственность тех или иных принципов от искусства XIX веха, воскрешение Фиворбм идеЯ раннего романтизма. Природа нового немецкого пианизма раскрывается через найденную Заводом Фишером систему философских взглядов на музыкальное исполнительство.
Предметом исследования явилось исполнительское и литературное творчество Здвина Фишера. БогатыП материал для наблюдения предотавлята, сделанные швеПцарокнм артистом, записи исполнений в качестве пианиста и дирижера. БольвоЯ интерес предотав-ляют книги и лекции З.Фишера, вышедшие в разные годы. Допол-
няют сведения об особенностях музыкально-исполнительского мышления музыканта его редакции произведения И.С.Баха.
Научная новизна диссертации заключается в следующем. I. Впервые на русском языке выдающемуся швейцарскому пианисту Эдвину Фишеру посвящено монографическое исследование, разносторонне тооладупцае его наследие. 2. Впервые анализируется жизненный творческие путь Э.Фишера в контексте немецкой культуры первой половины XX века; проводится сравнение с творческими достижениями предшественников и современников. 3. Впервые в ыуаыковедческои литературе дается попытка определить стилистическую принадлежность исполнительства Э.Фишера и на его примере внести дополнения в теорию формирования исполнительских отшюЯ. 4, В отечественной методической литературе впервые проводится исследование педагогических принципов Э.Фишера, раскрывается их генеалогия. 5. Впервые в музыкальной педагогике рас-снагрявашел взгляды швейцарского пианиста на взаимосвязь манду типами темпераментов, конституциональными особенностями человека и учет их в педагогической практике. G. Рассматривают-оя фишеровские редакции инвенций И.С.Баха, благодаря чему возникает новое представление о Фиторе-педагоге. 7. В диссертации анализируется оиотема философских взглядов Эдвина Филера, по-озоляпщая понять ах принципиальное значение для современного иополнотедьства. в. Впервые рассматривается этика благоговения перед искусством, занимающая особое место в музыкальной философия пианиота.
Практическая значимость работи. Основные положения дис-оертации могут найти применение в курсах истории и теории фор-тепишшого искусства, курса методики обучинил игре на Форю-
пиано. Эти положения могут быть использованы дли дальнейшего изучения истории и теории немецкой, а также других национальных исполнительских школ.
Апробация работы. Отдельные положения работы освещались на научно-теоретических Всероссийских конференциях в Самаре (Куйбышеве), Новосибирске, Ёарнауле. Цикл лекций по материалу диссертации прочитан на ФСК Самарской области для преподавателей музыкальных школ. Тагов лекции были прочитаны на ФОК, проводимом кафедрой фортепиано СГОДК для преподавателей КПУ России. Результати исследования обсуждались на кафедре теории, критики и практики музыкального искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Структура диссертации. Материал диссертации излагаэтся в трех главах: первая - "Формирование творческого облика Зорина Фишера"; вторая - "Принципы интерпретации и педагогики Зивина Фишера"; третья - "Особенности музыкального мировоззрения Завила Фишера". Предшествуют главам Введение, вывода кратко подыто-at иваит диссертацию в Заключении. Библиография использованных источников подразделяется на: I. литературу на русском языке; 2. литературу на иностранных языках. В зарубежной литературе можно условно выделить три группы: рецензии, некрологи, исследовательские работы. Рецензии посвящены как работам самого Э.Фишера, так и публикациям о нем.