Введение к работе
Актуальность теми. Диссертация обращена к наследии, одного из основополоаниксз азербайджанского композиторского стиля Муслима Иагсиааза.Творческая биография настера неотделима от сложных процессов становления и разаитиа национала но г о котови-сорского искусства. Ставшая традиционной характеристика Uaroaae-за как сподвижника великого Узеира Гадаабвкова указывает па объэктивную общность их худоЕзственно-зстегкческой платформы. Суть ев - в достикэнии органичного синтеза основополагающих качеств азербайджанской музыки устной традиции и европейского композиторского творчества. Виесте с тзы,глубоко усзоив худогэ-стзенные открытия Гаддибекова.Магоиаев "прочертил" в национальной цузике сзиобытцуа художественную стези.
Цель исследования - обосновать индивидуальность художественного вклада Ыагомаава в ваербайд: энское оперное творчестяо-гыра - азербайджанскую иузыку в целоа. Избрание в качестве объекта изучения опер композитора - "Иах Исмаил " и "Нэргиз" - обусловлено приоритетной их ролью в творческом наследии Магоиаева, Последнее, в слою очередь, продуцируется исключительной оргакач-нсстьа данного канра в контексте азербайджанской цузыки. Taieiii образом, d исследовании наиечавтся три уровня обобщений: авторский стиль -национальная, опера - национальное коклозиторскоз искусство в леи. Предоставляется таккэ возможность вихода аа актуальную проблему синтеза евроиене-ого «внеевропейского.
В работо анализируются ез только окончательные вариант цагоцаевскях опер, но и процесс из создания. С это!! целью к исеяе-довакн» привлекается ебяпрлып пассив архизшх документов. Псторп-ко-архизкэя,текстологическая направленность диссертации отражает
возросший в последние годы интерес к теории художественного творчества(эвралогии). В данной работе шряду с фуцдаиентальшш ракурсом текстологического метода ( исследование лабораторного процесса автора), частично "задействован " и прикжадноИ(речон-струкция художественного текста).Расшифровываются и привлекаются к анализу рукописи ранее не исследованных опусов Магонаева.
Нзучнап новизна работы. Труды о Магоыаеве.составляют сравнительно небольшую часть азербайджанского музыковедения. Несмотря на наличие обстоятельных исторических,теоретических иэысканий.их проблематика ограничивается обзором творческой деятельности художника, анализом его наиболее значительных сочинении. В настоящей диссертации :
- впервые изучаются обшестилевне установки шгоыаевского опер
того творчества,обосновывается индивидуальность его художествен
но-эстетического кредо ;'
-ыьувые текстологический ракурс подключается к исследованию стиля композитора ;
- на основе архивных изысканиГ: обнаруЕен новый фактологический
материал ;
-впервые затрагивается проблема творческого метода Ыагомаева.
Для достинзния цели исследования потребовалось разрешить ряд конкретных задач :
рассмотреть оперы - тире - сферу аудиовизуальных искусств,представленную в творчестве ьагоиаева ,в контексте социокультурных реалий ;
осввтить историю создания опер композитора в свете общей типологии творческого процесса ;
- установить основные принципы дра-атургии, музыкального нзика
опер, ооозначить их эволюции ;
проанализировать сензни:"ескув структуру опер ;
выявить ведущие тенденции освоения композитором различных образцов азербайджанской музыки устной традиции ;
определить пути ассимиляции цитат из своих к чуаих сочинений.
Материалом исследования послукіда литературные и музыкальные документы из архива Магомаева.хрзнлщзгосл в Институте Рукописей Академии Наук АзербзйдяанскоЛ Республики(фонда 25,14). Литературный фонд включает автокомментарии к творческой работе (дневники.воспоминания .письиа,заметки), в также сценарний либретто цузыкально-сцзничоских сочинений. Музыгалышй фонд содержит сотни эскизов, ряд клавиров, дирекционов, партитур, сборники народных иелодай. Больпинство архивных источников-автографы композитора.
Практическая значимость диссертации определяется тен.что ее результаты ногут найт., применение в курсах истории азербайджанской музыки, анализа нузыкзльных произведений. Выводы исследования могут быть учтены в работе по редактированию опер, а такке при подготовке магоыаевских рукописей к публикации.
Апробация работ;.!. Диссертация была обсуадена на заседании кафедры истории музыки Азербайджанской Государственной консерватории ии.ї.Г'ад?.аібекова. Отдельные положения исследования изложены в статьях, выступлениях на научных конференциях.
Структура работы< Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения. Имеется приложение, которое включает библиографию, список документальных источников, таблицы, нотные примеры и ряд авторских факсимиле.
/j.