Введение к работе
Актуальность темы. Обращение к данной теме вызвано іажнейшей ролью, выполняемой мугамом в художественной кизни азербайджанского народа в прошлом, настоящем и, надимо, в будущем. В культуре каждой национальности есть галение, художественно-эстетическая ценность которого имеет іепреходящее значение. Именно к таким явлениям относится лугам - распространеннейший жанр в азербайджанском музы-сальном искусстве, корнями своими уходящий в далекое про-ллое, но живущий поныне в художественном сознании нации. Мугамы пользуются неизменным успехом у слушателей, а их исполнители - любимцы народа. Тайна такого глубокого увлечения - в высоком музыкально-импровизаторском мастерстве народных исполнителей, которые отображают простые человеческие чувства - горе и радость, печаль и восторг. Литературной основой творчества певца-ханенде являются ли-рические стихи - газели, рубай корифеев восточной поэзии Хафиза и Хайяма, Низами и Физули, Насими и Хагани, а также творения современных поэтов: Вахида, Самеда Вургуна и многих других.
Актуальность темы определяется еще и тем, что мугамы служили и остаются неисчерпаемым источником для "творческих исканий азербайджанских композиторов прошлого и настоящего. Это подтверждает история первых образцов национального оперного жанра (1907 - «Лейли и Меджнун» и прочие оперы Уз.Гаджибекова, М.Магомаева и других), названных «мугамными операми» , а также созданием шедевра азербайджанского оперного искусства «Кероглы» Гад-жибекова (1937). Мугамы вдохновили азербайджанских компо-зиторов на творческое открытие еще и жанра симфонических мугамов (1948 - «Шур» и «Кюрди-Овшары» Ф.Амирова, 1949 - «Раст» Ниязи) - нового слова в мировой инструментальной музыке.
Актуально изучение мугама как ладовой основы азербайджанской народной музыки, которое постоянно находится в центре внимания наших музыковедов. Классический труд Уз.
Гаджибекова (1945) составил лишь крепкий фундамент для дальнейших разработок в этой интереснейшей области теории музыки.
Мугамами занимались многие исследователи. Несмотря на [теоретические изыскания, анализы их отдельных сторон, все-таки не хватает обобщающего труда, освещающего принципы композиции, музыкального развития этого явления. Естественно возникает необходимость создания единой теории формы народного мугама и его симфонической интерпретации. Для этого в настоящее время накопилось достаточно материала, включая описание исполнительских стилей, характерных для /современных мугамистов-импровизаторов, - отсюда вытекает --' задача данной диссертации. Понятно, что одна работа не может исчерпать все проблемы такого объемного художественного феномена, существующего на протяжении многих веков и продолжающего жить в настоящем. В этом заключается идея данной диссертации, включающей весь материал азербайджанских мугамов, форм его исполнения и способов симфони-зации.
Научная новизна заключается в том, что впервые излага-іется теория азербайджанского мугама в совокупности всех Составных частей, характеризующих композицию мугама, как іединого целого. Теоретически объясняются важнейшие принципы музыкальной композиции мугама, его крупных разделов, их соотношение друг с другом, установление ладовых функций в развитии мелодической линии. Тем самым, раскрывается логика развития мугама, движение к кульминационной области и возвращение к первоначальному ладовому устою. Такое объяснение музыкальных процессов, охватывающих весь мугамный цикл осуществляется впервые. Теоретические положения направлены на раскрытие драматургического процесса, который отчетливо ощущается слушателем и вызывает у него художественное впечатление от исполнения мугама, делает его как бы соучастником мугамной импровизации. Таким образом, культура мугама предстает как великое достояние азербайджанского народа от ее древних образцов до
современного претворения в широкой симфонической форме, созданной композиторами симфонистами(Ф.Амиров, Ниязи и др.). Диссертация ставит целью всесторонне исследовать следующие проблемы:
классифицировать существующие в художественной практике мугамы и их разновидности, что необходимо для глубокого понимания роли и значения мугама в системе народно-музыкальных жанров и форм азербайджанского искусства;
раскрыть особенности строения мугамного цикла и его крупных частей (разделов);
характеризовать формы мелодического движения мугама, типы интонационного опевания и другие приемы импровизационного развертывания мугамной мелодии;
определить устоявшиеся структуры мугамной импровизации, существующие в практике народного исполнения (му-гамные периоды, регулярно-секвентное построение, трехкратная повторность);
совокупность всех названных выше элементов воплощена в подробном анализе народного варианта «Раст», как образца одного из крупных явлений азербайджанского мугамного искусства;
в развитии анализа народного мугама «Раст», рассматривается симфонический мугам «Раст» композитора Ниязи, показывающий возможности симфонической интерпретации современными композиторами.
Завершением диссертации является исследование других симфонических мугамов в интерпретации выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова (Шур, Кюрди-Овшары, Полистан Баяти-Шираз).
Практическая значимость предлагаемого исследования состоит во введении его положений в учебные курсы консерваторий, музыкальных академий и училищ: анализа музыкальных произведений, народного музыкального творчества, истории азербайджанской музыкальной культуры и другие. Кроме того эта работа дает материал для сравнения азербайджанских мугамов с иными национальными вариантами общевосто-
чного мугамного искусства - узбекский и таджикский шаш-ма ком, иранский дестгях, уйгурский мукам, арабский макам. ] то же время настоящий труд может служить источником све дений для изучающих и интересующихся вообще ВОСТОЧНО] музыкальной культурой.
Апробация работы протекала на протяжении ряда лет н; кафедре теории музыки Московской консерватории, теории і истории музыки военно-дирижерского факультета той же кон серватории. Материалы отдельных глав представлялись в вид докладов и сообщений на научной конференции, проводимо] в Азгосконсерватории (Баку), на международном симпозиуме посвященном профессиональной музыке устной традиции на родов Ближнего, Среднего Востока и современности. Некото рые работы автора по теме диссертации («К вопросу о клас сификации азербайджанских мугамов», «Мастер мугама Ахме; Бакиханов», «Симфонические мугамы Ф.Амирова» и другие включены в список для изучения в курсе Азербайджанской народного музыкального творчества (см. издание Программь по этому курсу, Баку, 1984). Статья на тему «Музыкальна; форма мугама», а также составленный автором сборнш «Азербайджанские народные лирические песни» (М., 1965. 124 с.) введены в «Библиографические и нотографические ука затели изданий по традиционной музыке республик Советского Востока», (М., 1987).
Структура диссертации состоит: из введения, трех частеі (10 глав) и заключения, библиографии и нотографии.