Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Иванова Елена Михайловна

Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
<
Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Елена Михайловна. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04.- Москва, 2007.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/324

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ теоретических и методологаческих подходов к изучению чувства юмора 9

1. Анализ терминологии 9

2. Комическое как философская категория 11

2.1 Классификации теорий комического 11

2.2 Анализ классических теорий комического 14

Аристотель о комедии 14

Мотив превосходства в теории Гоббса 16

Декарт смех как удивление 17

Мотив неоправдавшихся ожиданий в теории Канта 20

Субъективность комического Теория Гегеля 22

Мотив несоответствия в теории Шопенгауэра 23

Мотив видимости в теории Чернышевского 25

Механистичность как основа комического Теория Бергсона 28

Влияние подсознания, а также энергетический аспект смеха в теории Фрейда 32

2.3 Современные теории комического 34

Мотив отклонения от нормы в теории Дземидока 34

Комическое как особая эмоционально насыщенная критика Теория Борева 36

Индуктивный метод исследования Проппа 40

2.4 Сопоставление рассмотренных мотивов комического 42

3. Культурологический, исторический, социологический подходы 44

3 1 Смеховая культура 44

3.2 Черный юмор 48

4. Антропологический подход 50

5. Лингвистика юмора 51

6 Психология юмора 57

6 1 Психофизиологические аспекты чувства юмора 57

6 2 Чувство юмора как психическая функция 60

6.3 Юмор как психологическая защита 66

6 4 Чувство юмора как черта личности 70

6 5 Исследования чувства юмора в клинической психологии 78

Глава 2 Эмпирическая часть 85

1. Постановка проблемы 85

2. Цель и задачи исследования 90

3. Объект исследования 90

4 Гипотезы 92

5. Методики 92

5.1 Патопсихологическое обследование 92

5.2 Опросник депрессии Бека 93

5.3 Метод портретных выборов 93

5.4 Рисунок несуществующего животного 95

5.5 Методика исследования самоотношения 97

5.6 Выделение юмористических фраз 97

5.7 Методика оценки предпочитаемых приёмов остроумия 99

6. Частные гипотезы исследования 101

7. Процедура 101

Глава 3. Результаты эмпирического исследования 102

1. Нарушение узнавания юмора 102

2. Анализ предпочтений тех или иных приемов остроумия 109

2.1 Анализ смеховых реакций 109

2.2 Анализ оценок анекдотов 113

2.3 Зависимость смеховой активности и оценивания анекдотов от аффективных нарушений 116

3. Идентификация с высмеиваемым персонажем 119

4. Содержательный анализ анекдотов 121

4.1 Предпочтения анекдотов пяти факторов в разных группах испьпуемьк 130

4 2 Влияние нарушений мышления 132

4.3 Влияние аффективных нарушений 134

4.4 Влияние процессов идентификации 135

4.5 Влияние некоторых личностных черт 136

4.6 Промежуточные итоги 137

5. Количество знакомых анекдотов 140

6. Тематический анализ 142

Обсуждение результатов 146

Выводы 156

Заключение 158

Список литературы 161

Приложения 175

Введение к работе

Актуальность проблемы

Исследование комического, традиционное для философии и лингвистики, в современной науке становится всё более междисциплинарным. Юмор постепенно выделяется в самостоятельный предмет изучения, о чём свидетельствует появление тематических ассоциаций, таких как Американская ассоциация по изучению юмора (American Humor Studies Association) и Международное общество изучения юмора (International Society for Humor Studies). Такое внимание к юмору связано с представлением о его значении для развития культуры. По мнению М. В. Бороденко (1995), «комическое есть средоточие контрзнаков, сотворяющих неопределённость - расчищающих поле для нового смысла эпохи. Контрзнаки выполняют роль особых стимул-средств саморазвития культуры в индивидуальном и общественном сознании, обеспечивая динамику последнего к новым знаковым сущностям» (с.27). Создавая новые формы норм и ограничений, культура приводит к возрастанию потребности в символическом, игровом нарушении этих норм, т. е. в юморе.

В психологии накоплен большой объём теоретических и эмпирических знаний о комическом и чувстве юмора, однако, проблематичным представляется их сопоставление с данными других наук. Поэтому актуально соотнесение теоретических концепций изучения юмора, существующих в философии, лингвистике, антропологии, культурологии, социологии и психологии.

В психологии изучение чувства юмора и связанных с ним черт личности ведётся в рамках концепции позитивной психологии (McCullough, Snyder, 2000; Seligman, Csikzentmihalyi, 2000), которая акцентирует внимание на таких адаптивных чертах личности, как оптимизм, храбрость, чувство юмора и т. п. В связи с представлениями об адаптивном свойстве чувства юмора изучение нарушений этой функции у больных психическими заболеваниями становится актуальным.

Большинство клиницистов придерживаются мнения о том, что чувство юмора нарушается при психических заболеваниях. Многие психиатры в своей практике используют способность (или неспособность) больного адекватно реагировать на шутку в качестве диагностического критерия. В психотерапевтической практике также отмечается позитивная роль юмора в процессе терапии и высокая эффективность психотерапевтов, обладающих чувством юмора (Poland, 1994; Prerost, 1994). Однако психологическая диагностика и терапия с помощью юмора не имеют пока научного обоснования. Таким образом, настоящее исследование актуально с точки зрения клинической практики.

Предмет исследования

Нарушения чувства юмора у больных шизофренией и аффективными расстройствами.

Объект исследования

Больные с аффективными расстройствами, вялотекущей и приступообразно-прогредиентной формами шизофрении. Проводилось сравнение с контрольной группой здоровых людей.

Цель исследования

Изучение нарушений и специфики чувства юмора у больных шизофренией и аффективными расстройствами, а также их сопоставление с нарушениями других психических функций и личностными особенностями пациентов.

Задачи работы

Анализ теоретических подходов к проблеме психологического описания процессов восприятия и порождения юмора.

Анализ результатов эмпирических исследований, релевантных тематике работы.

Разработка методического комплекса для изучения различных аспектов чувства юмора у больных аффективными расстройствами и шизофренией.

Эмпирическое исследование нарушений и специфики чувства юмора у больных аффективными расстройствами, вялотекущей и приступообразно-прогредиентной шизофренией, в сравнении с чувством юмора здоровых людей.

Анализ нозологической специфики чувства юмора у больных аффективными расстройствами, вялотекущей и приступообразно-прогредиентной шизофренией.

Основные гипотезы исследования I. Существует нозологическая специфика нарушений чувства юмора при

аффективных расстройствах и шизофрении. П. Существуют различия между больными аффективными расстройствами

и шизофренией и группой здоровых испытуемых по выраженности

смеховых реакций.

  1. Для больных приступообразно-прогредиентной шизофренией характерно нарушение способности к узнаванию юмора.

  2. Чувство юмора больных аффективными расстройствами и шизофренией имеет специфику, которая определяется предпочтением ими определённых видов юмора.

Частные гипотезы исследования

  1. Нарушение способности к узнаванию юмора у больных психическими заболеваниями связано с нарушениями мышления и не связано с депрессивным синдромом.

  2. Интенсивность смеховой активности негативно коррелирует с выраженностью депрессии.

  3. Соответствие позитивной оценки анекдота и смеховой реакции при его восприятии в контрольной группе выше, чем в экспериментальных.

  4. Количество знакомых анекдотов отрицательно связано с наличием аутистических черт и выраженностью нарушений мышления у пациентов.

5. Для больных аффективными расстройствами и шизофренией

характерна склонность к идентификации с высмеиваемым персонажем

при восприятии юмора.

Научная новизна работы о В работе представлен новый подход к анализу нарушений чувства

юмора при психических заболеваниях, предполагающий

нозологическую специфику нарушений чувства юмора. о Впервые выделяются такие параметры анализа чувства юмора, как

способность к узнаванию юмора в контексте неюмористической

информации, специфика предпочтений определённых видов юмора. о Разработаны новые методические приёмы исследования,

использовались оригинальные методики, о Получены новые данные о специфике нарушений чувства юмора у

больных аффективными расстройствами и шизофренией.

Теоретическое значение работы

В настоящей работе представлен междисциплинарный подход к
исследованию чувства юмора. Намечены тенденции взаимовлияния
исследований юмора, смежных с психологическим (философских,
лингвистических, антропологических, культурологических,

социологических).

В эмпирической части работы представлен такой подход к нарушениям чувства юмора у больных психическими заболеваниями, который учитывает нозологическую специфику нарушений при аффективных расстройствах и шизофрении.

Полученные результаты позволили сформулировать теоретическую модель связи между паранойяльными тенденциями и нарушением способности к узнаванию юмора у больных приступообразно-прогредиентной шизофренией.

Практическое значение работы

По результатам исследования сделан вывод о том, что нарушение способности к узнаванию юмора может быть использовано в качестве диагностического критерия при дифференциации вялотекущей и приступообразно-прогредиентной шизофрении. Описана нозологическая специфика предпочтений определённых видов юмора, что может иметь практическое значение при диагностике превалирующих у пациентов нарушений в интеллектуальной или эмоциональной сфере. Положения, выносимые на защиту I. Нарушения чувства юмора при аффективных расстройствах и

шизофрении имеют нозологическую специфику. II. Выявлены пять содержательных факторов восприятия анекдотов, предпочтение/отвержение которых различается у больных шизофренией, аффективными расстройствами и здоровых людей:

a. юмор нелепости

b. неприличные анекдоты

c. юмор, дискриминирующий противоположный пол

d. цинично-пессимистические анекдоты

e. юмор, основанный на противоречии-разрешении противоречия

  1. Для больных приступообразно-прогредиентной шизофренией характерно нарушение способности к узнаванию юмора, обусловленное нарушениями мышления по типу искажения процессов обобщения. Специфика чувства юмора этих больных определяется предпочтением анекдотов, основанных на разрешении противоречия - в частности, на парадоксе.

  2. Для больных аффективными расстройствами характерна подавленная смеховая активность при восприятии юмора, обусловленная депрессивными переживаниями. Специфика чувства юмора этих больных определяется предпочтением юмора, основанного на смешении стилей или совмещении планов, и цинично-пессимистического юмора, а также неприятием неприличных анекдотов.

V. Характер нарушений чувства юмора у больных вялотекущей шизофренией определяется выраженностью у пациента депрессивного синдрома, с одной стороны, и нарушений мышления по типу искажения процессов обобщений, с другой. Для этих больных не характерно нарушение способности к узнаванию юмора в контексте неюмористической информации.

Анализ терминологии

Одной из методологических проблем, возникающих при исследовании чувства юмора, является отсутствие единой терминологии. В отечественных работах категория «комического» или «смешного» традиционно используется как наиболее общая, включающая в себя юмор, остроумие, сатиру, иронию и др. (Борев, 1970; Лук, 1977). В то же время, например, 3. Фрейд (1991) выделяет юмор в отдельную категорию, наравне с остроумием и комическим.

А. Н. Лук (1977) различает «остроумие» и «чувство юмора» по преобладанию в них эмоционального или интеллектуального компонента. Б. Дземидок (1974) говорит о континууме проявлений комического от юмора к сатире через иронию в качестве промежуточного феномена.

А. В. Дмитриев и А. А. Сычёв (2005) дают следующие определения основных понятий: «...смешное - категория, обозначающая свойства и отношения событий и ситуаций, вызывающих смех; комическое - категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное, включая редуцированные его формы (сатиру, остроумие и т. п.); смеховое - общая категория, объединяющая разнородные проявления смешного и комического; смеховая культура - часть общечеловеческой культуры, рассматривающая социальную действительность сквозь призму смеха; юмор (в широком смысле) - способность человека или социальной группы воспринимать комическое во всём его разнообразии; комизм -объективная способность явлений и ситуаций вызывать смех» (с. 205).

А. Г. Козинцев (2002а) использует понятие «юмор» так, как это принято в современной междисциплинарной науке о смехе на Западе, т. е. в максимально широком смысле. А М. Т. Рюмина (2006) в том же смысле использует термин «смех».

Ван Цзиньлин проанализировал существующие определения видов комического и сформулировал ряд их общих признаков (Ван Цзиньлин, 2003): 1) активность либо пассивность субъекта, когда активность субъекта определяется словом «шутить», а пассивность — понимать смешное; 2) доброе или злое отношение к объекту, когда добродушное отношение обозначается как юмор, злое — насмешка; 3) степень сложности юмора: простая бесхитростная шутка, либо остроумие, игра интеллекта; 4) прямое или косвенное выражение насмешливого отношения к объекту: обычная шутка или ирония; 5) жанровая фиксация смешного в тексте устном либо письменном: шутка, анекдот, комедия, бурлеск, скетч и др.

В данной работе мы сохраняем за комическим значение наиболее общей категории, которая включает в себя юмористический и сатирический комизм в качестве основных форм или видов. Чувство юмора трактуется как способность понимать юмор, а остроумие - как способность шутить, создавать юмор. Понятие «смешное» в данной работе синонимично комическому и означает нечто, вызывающее смех. «Чувство смешного» означает специфическую эмоциональную реакцию, возникающую при восприятии юмора, которая обычно скрывается за своим внешним проявлением - смехом. 2. Комическое как философская категория

В философском словаре комическое определяется как «категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил» (Философский словарь, 1972). Таким образом, данное определение содержит указание на то, что комическое, во-первых, является категорией эстетики, во-вторых, связано с некоторым несоответствием и, в-третьих, принципиально носит социальный характер. Это наиболее общие черты комического, являющиеся более или менее общепризнанными. Тем не менее, различные авторы делают акцент на тех или иных факторах комического.

Анализ классических теорий комического

Т. Гоббс одним из первых определил причиной смеха субъективное переживание превосходства. «В общем, - пишет он, - смех представляет собой внезапное чувство собственного превосходства над другими людьми с присущими им недостатками. Внезапность является при этом безусловно необходимым условием» (Гоббс, 1964, с. 252). Тот, кто полагает, что выделяется от других в каком-либо отношении, склонен к смеху. Однако Гоббс делает тонкое замечание: недостатки близких людей не смешны. Для того чтобы недостаток вызвал смех, человек должен считать его чужим. Недостатки родственников воспринимаются почти как свои собственные. Таким образом, Гоббс выделяет 3 условия возникновения смеха: 1) наличие недостатка, 2) восприятие недостатка как чужого, 3) внезапность проявления недостатка.

Далее Гоббс обсуждает следствия, вытекающие из его теоретических положений. Больше всего смеются люди, у которых чувство собственного достоинства основывается на восприятии чужих ошибок. Другими словами, чувство юмора оценивается довольно негативно. Плач противопоставляется смеху: больше всего плачут женщины и дети, т. е. те, кто надеется больше на других, чем на себя.

Теория Т. Гоббса основывается на мотиве превосходства, но учитывает и мотив внезапности, неожиданности. Кроме того, появляется идея о том, что комический недостаток должен быть чужим (смех исключительно над другими). Возможно, за этим положением скрыт мотив отсутствия положительных эмоций (назовём его так). Ведь условие чужого недостатка предполагает отсутствие симпатии к объекту осмеяния. Интересно, что, в отличие от Аристотеля, Гоббс трактует превосходство, скорее, как субъективный фактор, поскольку он говорит о большей или меньшей склонности людей надеяться на себя или на других, т. е. речь идёт о большей или меньшей значимости для человека чужих недостатков. Поэтому теорию Гоббса можно отнести к субъективистским.

Декарт: смех как удивление

Для теории комического Р. Декарта характерен крайний физиологизм. «Смех, - пишет он, - состоит в том, что кровь, идущая из правой полости сердца через артериальную вену, внезапно наполняет лёгкие и заставляет воздух, содержащийся в них, несколько раз сжиматься; этот воздух стремительно выходит через горло, где производит нечленораздельный сильный звук...» (Декарт, 1950, с. 654). Однако, несмотря на физиологическую направленность, Декарт описывает тонкие психологические изменения, связанные с восприятием комического. Он считает, что смех вызывает умеренная радость, когда к ней примешано немного удивления и злобы. «Хохот...всегда связан со злобой или удивлением» (Декарт, 1950, с. 656). Декарт замечает, что после продолжительного хохота обычно наступает печальное состояние. По его мнению, это связано с движениями различных видов крови от селезёнки к сердцу.

Смех, сопровождающий негодование, - обычно искусственный. Естественный же смех связан «с радостью, происходящий от сознания того, что незаслуженное зло не может повредить» (там же). Смех может быть и от удивления при неожиданности этого зла. Тогда одновременно проявляются радость, ненависть и удивление. Смех может появиться без радости, благодаря только чувству отвращения. Эта мысль, к сожалению, остаётся у философа без пояснений.

Декарт выделяет два вида комического: 1) осмеяние или насмешка; 2) «скромная шутка». При осмеянии радость смешана с ненавистью и удивлением. В каком-нибудь человеке мы замечаем зло (испытываем ненависть ко злу), мы считаем данного человека заслуживающим этого зла (радость), мы замечаем зло в человеке внезапно (удивление). Декарт подчёркивает, что зло должно быть незначительным, иначе трудно посчитать, что человек заслужил его. Эта ремарка вызывает критику, поскольку непонятно, кто должен определить меру зла. Но наиболее интересно представление комического переживания как смеси различных эмоций.

«Скромная шутка» с пользой подмечает пороки и представляет их в смешном виде, но без ненависти к кому бы то ни было. По мнению Декарта, скромная шутка представляет собой не страсть (не эмоцию), а «свойство порядочного человека, в котором проявляется весёлость его нрава и спокойствие его души» (Декарт, 1950, с. 685). Это признак «остроумия, выражающегося в уменьи придать приятную форму тому, что осмеивается» (там же). Можно интерпретировать его слова так, что, в отличие от насмешки, скромная шутка основана не столько на эмоциональном состоянии, сколько на интеллектуальных способностях и личностных особенностях. Кроме того, впервые подчёркивается, что комическое может заключаться не только в содержании, в предмете, но и в самой форме выражения мысли. Эту идею в дальнейшем разрабатывает Фрейд.

Итак, для объяснения комического эффекта Декарт прибегает к анализу сложной эмоциональной реакции, возникающей при восприятии юмора. Основой комического переживания является радость, причём радость умеренная (определённой интенсивности). Другими необходимыми компонентами являются ненависть и/или удивление. Многие авторы подчёркивают значимость неожиданности, внезапности при восприятии комического. Но Декарт обращает внимание на эмоциональную реакцию, возникающую в ответ на эту неожиданность, - удивление. Декарт выделяет два вида комического по наличию или отсутствию эмоции ненависти. Несмотря на то, что понятие «скромной шутки» определено не очень точно, подобное деление комического на «негативный» и «позитивный» виды признаётся многими современными авторами (например, Борев, 1969). Декарт также показывает, что комизм может быть связан не только с эмоциями, но и с интеллектуальными способностями и с особенностями личности. Делаются первые указания на стадиальность комического переживания: за радостным смехом может следовать печальное настроение.

Нарушение узнавания юмора

При создании данной методики предполагалось, что контрольная группа выделит как юмористические одни и те же фразы, а именно те, которые были взяты из юмористических сборников; как неюмористические -фразы, отобранные как неюмористические, а афоризмы могут вызвать неоднозначные оценки. В группах больных аффективными расстройствами и вялотекущей шизофренией предполагались единичные отклонения от выборов нормы, а в группе больных приступообразно-прогредиентной шизофренией - существенные отличия.

Полученные результаты в основном подтверждают эти гипотезы. В таблице 1 представлена согласованность оценок фраз по группам. Согласованность оценок получена внутри каждой группы, при этом в контрольной группе она выше, чем в экспериментальных, т. е. в этой группе мнения по поводу юмористичности той или иной фразы совпадали больше, чем в экспериментальных группах.

Интересно, что среди экспериментальных групп согласованность ответов существенно выше в группе наиболее тяжёлых больных, а в группе больных вялотекущей шизофренией она выше, чем в группе больных аффективными расстройствами.

Было посчитано евклидово расстояние между усреднёнными оценками фраз в каждой из групп (таблица 2).

Отмечается близость расстояний между оценками групп больных аффективными расстройствами, вялотекущей шизофренией и контрольной группы. Оценки же группы больных приступообразно-прогредиентной шизофренией располагаются дальше от всех остальных групп. При этом ближе всего к ним располагаются оценки группы больных вялотекущей шизофренией. Результат достаточно предсказуемый, но интерпретировать его можно по-разному. Действительно группа больных приступообразно-прогредиентной шизофренией сильно отличается от остальных по тяжести нарушений. Однако данные различия могут быть обусловлены нарушениями как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной сферы. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что у больных испытуемых при оценке фраз отклонение от нормы (на основе выбора контрольной группы) коррелирует с нарушениями мышления и не коррелирует с наличием депрессивной симптоматики.

Для определения связи между отклонениями оценок фраз от нормы с одной стороны и нарушениями мышления с другой использовался однофакторный дисперсионный анализ, где в качестве независимой переменной фактора выступала выраженность искажения процессов обобщения в интеллектуальной сфере (0 - нет нарушений, 1- единичные соскальзывания, 2 - искажение процессов обобщения). В качестве отклика (зависимой переменной) выступало отклонение оценок фраз от нормы, которое высчитывалось по формуле: где п, - среднее выбора фразы по норме, at - выбор фразы і респондентом а, w, =1/с„ і изменяется от 1 до 17.

Результаты убедительно демонстрируют наличие связи (график 1). Чем больше выраженность искажения процессов обобщения у испытуемого, тем больше его оценки фраз отличаются от оценок нормы (р 0,05).

Интересно, что отклонение оценок у испытуемых с единичными соскальзываниями небольшое, в то время как отклонение оценок у испытуемых с выраженным искажением процессов обобщения существенное. Таким образом, различия в оценках фраз между больными приступообразно-прогредиентной шизофренией и остальными группами объясняется большей выраженностью у них нарушений мышления.

Как и ожидалось, значимой связи между депрессивным синдромом (по опроснику Бека) и отклонением оценок фраз от нормы обнаружено не было. Это согласуется с клиническими наблюдениями. У депрессивных пациентов нет настроения шутить, но при отсутствии когнитивных нарушений они легко узнают юмор и даже могут засмеяться в ответ.

С помощью критерия Стьюдента был проведён анализ того, какие именно фразы оценивались в разных группах как юмористические, неюмористические и неоднозначные.

Как видно, во всех группах, кроме группы больных приступообразно-прогредиентной шизофренией, фразы оценивались одинаково с высокой значимостью. При этом юмористическими были названы фразы, взятые из юмористических сборников, неюмористическими - фразы, отобранные как неюмористические. Единственное исключение составляет фраза №6 (Какая я вам мама! Я вам в бабушки гожусь!), которая оценивалась испытуемыми всех групп неоднозначно. В более раннем нашем исследовании мы сталкивались с подобной ситуацией (Иванова, 2003). Некоторые фразы, которые нельзя назвать юмористическими в полном смысле слова, воспринимались шутливо.

Практический психолог Д. Тэмблин противопоставляет целенаправленные шутки игре (Tamblyn, 2006). Подавляющее большинство современного развлекательного юмора (например, творчество профессиональных юмористов) представляет собой шутки, специально придуманные с целью вызвать смех. Шутки, не вызывающие смех, воспринимаются как неудачные, провальные. Иначе обстоит дело с комической импровизацией, целью которой является не столько смех, сколько игра и получение удовольствия от самого процесса.

Основываясь на идеях Д. Тэмблин, можно проинтерпретировать полученные результаты следующим образом. Шутки, придуманные специально для того, чтобы вызывать смех, в норме безошибочно распознаются в качестве юмора, причём это узнавание относительно независимо от контекста восприятия. В противовес шуткам, юмор игры связан с контекстом настолько тесно, что вне его трудно понять, является ли реплика юмором или сказана всерьёз. Фраза №6 (Какая я вам мама! Я вам в бабушки гожусь!), по-видимому, относится к последним.

Предпочтения анекдотов пяти факторов в разных группах испьпуемьк

Одной из основных задач настоящего исследования было выявление специфики нарушений чувства юмора у больных разных нозологических групп. Поэтому, прежде всего, нас интересовали различия в предпочтениях испытуемыми разных групп выделенных пяти факторов. Анализ данных по критерию Стьюдента позволил выявить следующие закономерности.

Оценки юмора нелепости не имеют значимых различий между нозологическими группами. По-видимому, восприятие юмора нелепости больше зависит от контекста и настроения человека, нежели связано с психическим заболеванием.

Неприличные анекдоты меньше нравятся больным вялотекущей шизофренией, по сравнению с больными приступообразно-прогредиентной шизофренией (р 0,1) и здоровыми испытуемыми (р 0,1). Этот результат подтверждается клиническими наблюдениями. В рамках вялотекущей шизофрении широко распространён синдром навязчивых состояний, связанный с выполнением правил приличия и гигиены. Эти пациенты часто относительно критичны к своему заболеванию, в связи с чем испытывают стыд, что нередко приводит к депрессии. Вероятно, неприличный юмор актуализирует переживания стыда и собственной нечистоплотности у этих больных, т. е. становится ранящим. Больные приступообразно-прогредиентной шизофренией, как правило, характеризуются более низким уровнем критики к собственному состоянию, следовательно, менее склонны к переживанию стыда. Для этих больных более распространённым является эмоциональное уплощение, нежели депрессивные расстройства. Поэтому они не столь чувствительны к неприличным анекдотам, как больные вялотекущей шизофренией. И очевидно, что здоровые испытуемые не воспринимают неприличные анекдоты как ранящие, поэтому оценивают их выше.

Анекдоты, дискриминирующие женщин, больше нравятся больным приступообразно-прогредиентной шизофренией, чем больным вялотекущей шизофренией (р 0,01) и аффективными расстройствами (р 0,05). Выше был сделан вывод о том, что анекдоты, дискриминирующие противоположный пол, скорее, имеют целью не столько критику, сколько установление отношений между полами, флирт. Аффективное расстройство и вялотекущая шизофрения часто имеют сходные клинические проявления - депрессивный синдром, при котором снижается сексуальный интерес, интерес к общению и к жизни вообще. Проблема установления отношений с женским полом для депрессивных больных оказывается если не ранящей, то, как минимум, не актуальной.

Цинично-депрессивный юмор здоровым испытуемым нравится меньше, чем больным аффективными расстройствами (р 0,1) и вялотекущей шизофренией (р 0,05). Данный вид юмора выражает депрессивный взгляд на мир: негативное отношение к событиям в прошлом, разочарование в настоящем и пессимизм в отношении будущего, что является одним из критериев клинической депрессии.

Анекдоты с разрешением противоречия значимо больше нравятся больным приступообразно-прогредиентной шизофренией, чем здоровым испытуемым (р 0,05). Этот результат подтверждает наблюдения клиницистов, которые свидетельствуют о том, что больные шизофренией часто обладают специфическим, особо интеллектуальным чувством юмора. Поскольку для шизотипического мышления характерно объединение далёких, разнородных объектов, данный вид юмора основывается на развитой у этих больных способности. Поэтому логично, что больные шизофренией предпочитают такой юмор. Интересно, что оценки больных вялотекущей шизофренией, для которых характерен тот же когнитивный стиль, только в меньшей степени выраженности, не дали значимых различий с контрольной группой по данному фактору. Можно предположить, что эмоциональные нарушения у этих больных оказывают большее влияние на восприятие юмора, чем интеллектуальные.

Различение относительно интеллектуального и относительно эмоционального видов юмора привело к предположению о том, что пациенты с нарушениями мышления должны воспринимать и оценивать эти анекдоты не так, как здоровые испытуемые и пациенты без нарушений мышления. Поэтому был проведён однофакторный дисперсионный анализ, где в качестве независимого фактора выступила степень нарушения мышления (0 - нет нарушений, 1 - единичные соскальзывания на латентный признак, 2 - искажение процессов обобщения).

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Анекдоты, дискриминирующие женщин, нравились испытуемым тем больше, чем больше выраженность нарушений мышления у этих больных (график 2, р 0,1).

Похожие диссертации на Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах