Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Демидова Екатерина Викторовна

Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода
<
Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидова Екатерина Викторовна. Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.21 / Демидова Екатерина Викторовна; [Место защиты: ГОУВПО "Тюменский государственный университет"]. - Тюмень, 2008. - 238 с. : 15 ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Основы контр адиктно-синергетического исследования поэтических смыслов

1.1 Особенности контрадиктно-синергетического подхода 12

1.2 Поэтический смысл как сущность поэтического текста 15

1.3 Соотношение понятий «смысл», «значение», «содержание» 21

1.4 Проблема смысловой организации текста 29

1.4.1 Многоплановость текстовых смыслов 29

1.4.2 Поэтический план как фактор креации поэтического смысла 31

1.5 Универсум поэтических смыслов 35

1.5.1 Факторы духовной энергии в лингводинамике поэтического текста 35

1.5.2 Духовность как основание горизонтали поэтических смыслов 38

1.5.3 «Духовное» и «душевное» как основа вертикали.поэтических смыслов 44

1.6. Факторы звукосмысловой энергии в лингводинамике поэти

ческого текста, 51

1.6. Г Звукосмысловая энергия как вид текстовой энергии 51

1.6.2. Проблема выявления единиц звукосмысловой энергии 56

1.6.3. Система синестетических коррелятов звуков языка как источник первичной звукосмысловой энергии

1.6.3.1 Предметно-ситуативные корреляты 68

1.6.3.2 Гедонистические и оценочные корреляты 72

1.6.3.3 Цветовые корреляты 78

1.6.4 Семантизация звуковой субстанции в тексте как источник приращенной звукосмысловой энергии

1.7. Звукосмыслообраз как единица поэтического смысла 91

1.7.1 Образ как интегральное смысловое образование 91

1.7.2. Определение понятия «звукосмыслообраз» 98

ВЫВОДЫ 101

Глава II Актуализация поэтических смыслов в звукосмыслообразе текста

2.1. Проблема моделирования фазового пространства текста в структурном и семантическом аспектах

2.1.1. Моделирование семантической матрицы поэтического текста 104

2.1.2. Применение метода позиционного анализа для моделирования метроритмической матрицы текста 113

2.2. Звуковые средства актуализации поэтического смысла 122

2.2.1. Звуковая частотность как квантитативное и структурное сред ство актуализации поэтического смысла 122

2.2.1.1. Роль повышенной частности звуков в реализации целевого устремления текста

2.2.1.2. Структурное неупотребление звуков 131'

2.2.2. Поэтическое благозвучие / неблагозвучие в реализации целевого устремления текста 137

2.2.3. Поэтическое звукоподражание и образоподражание 142

2.2.4. Анаграмма в поэтическом тексте 148

2.3. Методика контрадиктно-синергетического моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста

2.4. «Гармония-хаос» как поэтический метасмысл 163

2.4.1. Состояние внутреннего покоя как идеал душевной гармонии 165

2.4.2. Отсутствие прекрасного в абсолютной гармонии 173

2.4.3. Социальная дисгармония и социоприродный хаос 177

2.4.4. Переживание душевной дисгармонии 186

Выводы 191

Заключение 195

Библиография

Введение к работе

Настоящая работа посвящена изучению смысловой динамики поэтического текста, а именно аспектам анализа, моделирования и интерпретации порождения поэтических смыслов, выявлению роли энергии звуковой субстанции в динамике поэтического текста. Решаемые в диссертации вопросы относятся к теории текста, прикладной лингвистике, синергетической лингвистике.

Проблема смысла является одной из актуальнейших проблем языкознания. Смысл изучается как ментальное образование, функция или образующая сознания (Г.И. Богищ А.А. Брудный, Л.С Выготский, НА. Зимняя, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, АОР. Лурия, И.А. Новиков; Р.И. Павиленис, Г.П. Щедровицкии и др.), как многоуровневая иерархическая структура (А.Э. Бабайлова, Ю.Б. Борев, В.В: Виноградов, В.Г.Гак, И.Р.Гальперин, К.А.Долинин, А.А. Залевская, М.Н. Кожина, E.G. Кубрякова, Л:ВіКушнина, Н.Л. Мышкина и др.).

Новый этап в исследовании смысла.связан с появлением нового направления исследований - синергетической лингвистики. В настоящее время синерге-тическая? лингвистика недостаточно близко подошла, к обобщенно-теоретическому определению своего специфического объекта. Сегодня, к области синергетической лингвистики можно отнести работы по проблемам^ структурной организации и самоорганизации текста (К.И. Белоусов, Г.Г. Москальчук, И.Ю.Моисеева), текстосимметрики (А.Ю. Корбут), лингвосинергетике (А.И. Герман), психопоэтике (В А. Пищальникова, Э.Е. Каминская), лингводина-мике (Н.Л. Мьшжина). Также этому направлению принадлежат вопросы синер-гетического моделирования иконического пространства языка (Н.В. Дрожащих), разработки синергетической концепции континуума-переводческого пространства (Л.В. Кушнина). и др. Развитие синергетической^ лингвистики привело к появлению нового взгляда на текст как открытую синерге-тическую систему, обладающую способностью к организации и самоорганизации (К.И. Белоусов, И.А. Герман, А.Ю. Корбут, Г.Г. Москальчук, И.Ю. Моисеева,

B.A. Пищальникова и др.) и способностью к спонтанной активности (Л.В. Кушнина, Н.Л; Мышкина).

Изменение представлений о природе текста во-многом связано с разработкой контрадиктно-синергетического подхода (Н.Л. Мышкина), в рамках которого смысл трактуется как энергетическая сущность текста (И.А. Богданова, М.Н. Ельцова, Л.В. Кушнина, Н.Л. Мышкина, Е.Л. Словикова и др.). Положение об энергетической природе смысла является исходным в нашем исследовании.

Несмотря на широкое изучение смысла, многие аспекты энергетического бытия смысла поэтического текста остаются малоизученными.

Актуальность работы определяется, таким образом, недостаточной изученностью природы поэтического смысла и недостаточной разработанностью проблемы моделирования процессов его порождения с позиций контрадиктно-синергетического подхода. Теоретического и научно-методического осмысления требуют вопросы типологии поэтических смыслов, и коэволюции звуковой и смысловой субстанций поэтического текста. Малоизученными остаются вопросы фазового развития поэтического текста.

Объектом исследования выступает смысловая динамика поэтического текста.

Предметом исследования являются средства актуализации поэтических смыслов.

Цель работы - выявить закономерности креации поэтического смысла.

Выдвинута гипотеза о том, что звуковая и смысловая субстанции поэтического текста коэволюционируют в процессе развития текстовой системы благодаря слиянию их энергий в целевом устремлении, текста. Если разработать методику моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста на принципах контрадиктно-синергетического подхода, то можно выявить закономерности коэволюции звуковой-и смысловой субстанций при реализации разных типов поэтических смыслов.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. рассмотреть поэтический текст как духовно-эстетическое явление, обладающее многоплановой семантической структурой;

  2. обосновать применение контрадиктно-синергетического подхода для изучения поэтических смыслов;

  3. изучить и описать факторы звукосмысловой энергии в смысловой динамике поэтического текста, обосновать разграничение первичной и приращенной звукосмысловой энергии, определить единицы ее анализа, моделирования и интерпретации;

  4. выделить единицы анализа поэтического плана как плана поэтических смыслов, разработав с этой целью типологию поэтических смыслов;

  5. разработать методику контрадиктно-синергетического моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста;

6) построить модели фазового портрета лингводинамики поэтического
текста и проследить закономерности их реализации в зависимости от
типа порождаемого в нем поэтического смысла;

  1. выявить и описать средства актуализации поэтических смыслов и закономерности их порождения в процессе коэволюции звуковой и смысловой субстанции

  2. описать поэтический метасмысл «гармония — хаос» как сущностное свойство поэтического текста и определить структурно-динамические и звуковые средства реализации данного метасмысла.

Материалом для диссертационного исследования послужили-500 поэтических текстов на русском язьже, извлеченных из изданий «Русская поэзия. XX век. Антология» (1999), «Поэзия второй половины XX века» (2002), а также из печатного издания «Новый мир» и электронной версии данного издания (), электронных ресурсов «Антология русской, поэзии» () и национального сайта современной русской поэзии «Стихи ру» ().

Использование разнообразного материала позволяет нивелировать особенности идиостиля и выявить наиболее общие средства и закономерности креации поэтических смыслов.

Теоретическую базу исследования составили работы известных представителей лингвистики, литературоведения, психологии и философии по проблемам смысла (Г.И. Богина, В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, ЮМ. Лотмана, А.И. Новикова, Л.С. Рубинштейна, Т.И. Сильман, Р. Якобсона и др.), синергетической лингвистике (К.И. Белоусова, И.А. Герман, А.Ю. Корбут, И.Ю. Моисеевой и др.), фоносемантике (СВ. Воронина, А.П. Журавлева, Л.П. Прокофьевой, D. Bolinger, J.R. Firth, I. Fonagy, M. Magnus, S. Newman, I.K. Taylor, M.M. Taylor, R. Tsur и др.). Проблема изучения энергоСмысловых свойств звуковой субстанции как ведущая в настоящей работе рассматривалась на основе концепции внутренней жизни (энергожизни) текста, представленной в работах Н.Л. Мышкиной.

Обеспечению достоверности результатов служит применяемый в работе комплексный подход, определяющий принципы переосмысления представлений и понятий, характерных для одной области знаний, применительно к другой области и обеспечивающий возможность использования в работе данных, полученных исследователями в других областях (Б.С. Мейлах, Н.Л. Мышкина, Ю.Г. Нигматулина и др.).

Исходя из задач диссертационного исследования и специфики материала, в работе используется комплекс методов и приемов современной лингвистики. Помимо общенаучного индуктивно-дедуктивного метода, в работе применяются метод моделирования, метод позиционного анализа, метод функторного и интерпретационного анализа текста, интроспективный метод, метод анализа словарных дефиниций, метод статистического анализа, а также разработанная нами методика контрадиктно-синергетического анализа становления звукосмыслообраза поэтического текста.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. впервые определены принципы и особенности применения контрадиктно-синергетического подхода для изучения креации поэтических смыслов в поэтическом тексте как явлении духовно-эстетического характера;

  2. впервые предложено в целях описания особенностей процессов креации поэтических смыслов в поэтическом тексте и в развитие концептуального аппарата контрадиктно-синергетического подхода использовать понятия «первичная и приращенная звукосмысловая энергия», «звукосмыслооб-раз», поэтический метасмысл «гармония-хаос»;

  3. доказана правомерность выделения поэтического плана текста как области аттракции поэтического текста и раскрыта роль звукосмысловой энергии и факторов духовной энергии в его формировании; описана основная единица поэтического плана - звукосмыслообраз;

  4. впервые разработана типологическая модель Универсума поэтических смыслов на основе критериев «духовное» и «душевное»;

  5. построены модели семантической матрицы, отражающей лингводинамику поэтического текста, и выявлены устойчивые корреляции между ТИПОМ' модели и типом поэтического смысла, реализуемого данной моделью;

  6. выявлены и описаны механизмы коэволюции звуковой, и смысловой субстанций, выступающие средствами актуализации поэтических смыслов в звукосмыслообразе;

  7. разработана оригинальная методика контрадиктно-синергетического- моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста;

  8. доказано, что поэтический метасмысл «гармония-хаос» является сущностным свойством поэтического текста, актуализации которого служат структурно-динамические и звуковые средства поэтического текста.

Теоретическая ценность настоящей работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие концепции энергожизни текста, что может способствовать решению проблем синергетической лингвистики. Полученные данные о динамической интегральной природе звукосмыслообраза как единицы поэтических смыслов дополняют существующие в лингвистике

представления о закономерностях смысловой организации поэтического текста как открытой динамической системы.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее теоретические положения и практические результаты могут найти применение в лекционных университетских курсах по прикладной лингвистике, общему языкознанию, лингвистике текста, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по фоносемантике поэтического текста и синергетической лингвистике.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Поэтический смысл — это энергетическая сущность поэтического текста, развитие которой обусловлено факторами духовной и звукосмысловой энергий и проявление которой происходит во взаимодействии пяти смысловых планов — предметно-ситуативного, гедонистического, оценочного, интеллектуального, поэтического.

  2. Универсум поэтических смыслов поддается типологизации и модельному представлению в виде системы, обладающей вертикально-горизонтальной структурой, задаваемой факторами духовной энергии. Горизонтальная проекция поэтического универсума задается множеством поэтических смыслов духовно-эстетического характера. Вертикаль поэтических смыслов определяется критериями «духовное» и «душевное».

  3. Звукосмысловая энергия, обусловленная семантикой звуков, участвует в лин-гводинамике поэтического текста и креации поэтических смыслов. Источником первичной звукосмысловой энергии в поэтическом тексте выступают синесте-тические корреляты звуков {предметно-ситуативные, гедонистические, оценочные, цветовые). Источником приращенной звукосмысловой энергии является семантизация звуковой субстанции под воздействием семантики языковых единиц.

  4. Взаимодействие факторов духовной и звукосмысловой энергии формирует поэтический план текста, образующий область аттракции поэтического текста, в которую втягиваются смысловые компоненты других планов. Развитие поэтического плана определяет коэволюцию и гармонизацию звуковой и смысло-

вой субстанций, обусловливает становление звукосмыслообраза как единицы поэтического смысла.

  1. Звукосмыслообраз есть интегральное смысловое образование, которое формируется в результате синергии звуко- и смыслообраза, основанной на действии коэволюционных механизмов взаимодействия звуковой и смысловой субстанций поэтического текста (звукоподражание, образоподражание, звукосим-волизм, анаграмма) и проявлении организующей функции текстового аттрактора. Звукосмыслообраз является одновременно и единицей анализа поэтического текста, и единицей интерпретации синергии самодвижений поэтического текста, и единицей поэтического смысла.

  2. Инструментом изучения процесса порождения поэтических смыслов является методика контрадиктно-синергетического моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста, которая предполагает моделирование фазового пространства текста в виде семантической и метроритмической матриц, выявление целевых и спонтанных устремлений текстовой системы, оценку роли звукосмысловои энергии в лингво динамике текста: Данная методика, позволяет выявить корреляции между типом поэтического смысла и строением семантической матрицы.

1. Поэтический метасмысл «гармония - хаос» является сущностным свойством всех поэтических текстов, который актуализируется всем взаимодействием всех уровней и планов поэтического текста.

Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на шести научно-практических конференциях: V Всерос. науч.-практ. конф. «Формирование гуманитарной среды и внеучеб-ная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь, 2003), П Междунар. науч.-практ. конф. «Слово, высказывание, текст'в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2003), VII Науч.-практ. конф. «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь, 2005), Междунар. науч.-практ. конф. «Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков» (Пермь, 2005), Междунар. науч.-практ.

конф. «Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводи-дактики» (Екатеринбург, 2006), VHI Всерос. науч.-практ. конф. «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и внеучебная работа в вузе» (Пермь, 2006), Междунар. конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов 2006).

Структура и объем работы определяются поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 422 источника, трех приложений. Общий объем диссертации составляет 234 страницы.

Во введении определяется общее направление диссертационного исследования, дается обоснование его актуальности, формулируются цель и задачи работы, определяются ее научная новизна, теоретическая ценность и практическая значимость, описываются материал и методы исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Основы контрадиктно-синергетического исследования, поэтических смыслов» рассматриваются проблемы определения поэтиче- ского смысла (ПС) как сущностного свойства поэтического текста (ПТ), обосновывается возможность его исследования с позиций контрадиктно- . синергетического подхода (КС-подхода), рассматриваются проблемы, смысловой организации текста, дается обоснование поэтического плана как доминанты . ПТ, разрабатывается типология поэтических смыслов, описываются факторы духовной и звукосмысловой энергии в лингводинамике ПТ, вводится понятие звукосмыслообраза как единицы поэтического смысла.

Во второй главе «Актуализация поэтических смыслов в звукосмысло-образе текста» рассматриваются проблемы моделирования фазового пространства ПТ в семантическом и пространственно-временном аспектах. Представлена контрадиктно-синергетическая методика моделирования и интерпретации лингводинамики ПТ. Описаны средства актуализации и закономерности креации поэтического метасмысла «гармония - хаос».

Заключение содержит выводы, основанные на результатах проведенного исследования, и перспективы дальнейшей работы.

Поэтический смысл как сущность поэтического текста

Значительную трудность в изучении смысла представляет многозначность самого термина «смысл», на которую указывают многие ученые. «Смысл относится к тем загадочным явлениям, которые считаются как бы-общеизвестными, поскольку постоянно фигурируют как в научном, так и в обыденном общении. На самом деле он не только не имеет сколько-нибудь строго общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое» (Новиков 1999: 68; см. также: Долинин 1994; Нестерова 2005:42 и др.). В этой связи любопытным представляется тот факт, что в ЛЭС вообще отсутствует статья «смысл» (ЛЭС 2002; см. также Языкознание. БЭС 2000).

Существующие подходы к проблеме определения смысла можно, на наш взгляд, подразделить на две группы. К первой группе относим подходы, основанные на ставшей уже традиционной точке зрения, разделяемой многими исследователями, согласно которой смысл есть ментальное образование, функция или образующая сознания (А.Ю. Агафонов; Г.И. Богин; Л.С. Выготский; И.А. Зимняя; А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев; А.Р. Лурия; Н.М. Нестерова; А.И. Новиков; Р.И. Павиленис и др.).

Большинство сторонников этрй точки зрения обращают внимание на соотнесенность и взаимозависимость смысла и понимания. «.. .Понятие смысла и понимания являются соотносительными и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Смысла также нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла» (Гусев 1985: 42). Отметим, что отечественные исследования процессов понимания текста базируются на фундаментальных концепциях Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии.

В последние годы разрабатывается множество концепций понимания смысла текста, реализующих различные подходы к трактовке смысла как ментального образования. В рамках герменевтического подхода понимание смысла текста трактуется как пробуждение рефлексии. Сторонники данного подхода солидарны в том, что без рефлективной деятельности реципиента нет смысла (Богатырев 1996; Богин 2001; Галеева 1999а, 19996; Колодина 1997; Перелыгина 1998; Widdershoven- 1999а и др.).

С позиций логико-лингвистического подхода понимание смысла предстает как система рассуждений, основанная на знании правил получения вывода и соблюдении принципиальных прагма-семантических постулатов аргументации (Васильев 1999).

Ряд авторов, исследующих смысл, опираясь на принципы психолингвистического подхода, трактует понимание смысла текста как построение проекции текста. Под проекцией текста понимается ментальное образование (концепт текста / смысл текста), продукт процесса смыслового восприятия текста реципиентом, в той или иной мере приближающийся к авторскому варианту проекции текста. Обзор имеющихся публикаций по данной проблематике можно найти в работах (Залевская 2001; Сорокин 1991, 1998). Психопоэтика рассматривает художественный текст как «представление личностного смысла в конвенциональных языковых единицах» (Пищальни-кова 1999: 38), поэтому понимание смысла текста трактуется как выявление личностного смысла.

И.Э. Клюканов, разрабатывая интегративную теорию межкультурного общения в рамках системно-семиотического подхода, следует идеям Ч. Пирса, Р. Якобсона, Ю.М. Лотмана, У. Эко и трактует понимание текста как внутриязыковой перевод, который состоит в интерпретации знаков. При этом происходит переход от традиционного понимания знака как статичной сущности к более динамичному объединению репрезентанта, объекта и интерпретанта в одно качественно иное целое - коммуникативное событие (Клюканов 1998).

Существуют и другие концепции понимания, в рамках которых получают изучение те или иные аспекты смысла, отражающие его сущностные свойства и определяющие его трактовку. Общим для всех этих концепций является способ определения смысла через различные аспекты «внешней жизни» текста, т.е. в рамках триады «продуцент - текст - реципиент» (в последние годы «внешняя жизнь» текста также изучается в рамках отношений -, «текст - интертекст / интертекстуальное пространство»).

Ко второй группе относим КС-подход, в основе которого лежит пред- І ставление об энергетической сущности смысла (И.А. Богданова, М.Н. Ельцова, Н.Л. Мышкина, Е.Л. Словикова и др.), а сам текст трактуется как явление действительности (Н.Л. Мышкина; ср. аналогичное понимание текста как «природного объекта» у К.И. Белоусова, Г.Г. Москальчук , И.Ю. Моисеевой, Н.А. Манакова). Кроме того, в эту группу правомерно, на наш взгляд, включить концепции, в которых отстаиваются синергетические процессы в семантике языка, происходящие во взаимодействии семантики и формы в диахронии на фонологическом уровне (Н.В. Дрожащих) и на лексическом уровне (Н.В. Пятаева). Важно для нас и то, что текстовая энергия получает широкую трактовку как смысловое движение, как динамика смыслов.

Проблема выявления единиц звукосмысловой энергии

Понятие энергии играет ведущую роль в самых различных мировоззренческих направлениях. Доказательством значимости категории энергии для современной науки является признание за этой категорией системообразующих фундаментальных функций в физике (А. Акимов, И. Пригожин, Г. Хакен, Г. Шипов), химии (Г. Кобозев, В. Оствальд), молекулярной биологии (Э. Бауэр, Г. Дриш), археологии и палеонтологии (П. Тейяр де Шарден), геологии (В. Вернадский). Понятие энергии вошло и в лингвистику (Мышкина 1999).

Широкое использование понятия энергии в различных науках, в частности лингвистике, повлекло переосмысление данной категории. Значительную роль в этом сыграло формирование синергетического направления исследований, в фокусе которого оказываются процессы самоорганизации и самодезорганизации, в открытых системах (Князева, Курдюмов 2005), в т.ч. и тексте (Герман 1999,2000; Москальчук 2003; Моисеева 2003; Мышкина 1998, 1999 и др.). Отдельные аспекты языковой синергетики отражены в работах по лингвосинергетике (И.А. Герман, Н.В. Дрожащих, В.А. Пищальникова), лингводинамике текста (М.Н. Ельцова, Н.Л. Мышкина, Е.Л. Словикова), теории перевода (Л.В. Кушнина). Общие понятия синергетической системы, структурной са моорганизации текста, динамической системы, интегративных процессов фигурируют в исследованиях (Белоусов 2006; Герман 1999,2000; Дрожащих 2006; Кушнина 2003; Москальчук 2003; Моисеева 2003; Мышкина 1998,1999 и др.)

Вместе с тем, понятие энергии, введенное в лингвистический оборот Н.Л. Мышкиной при разработке КС-подхода, является не вполне освоенным, что делает актуальным уточнение данного термина. При этом для разграничения естественнонаучного и лингвистического понимания энергии мы будем пользоваться термином «текстовая энергия».

В традиции, заложенной Н.Л. Мышкиной, общая характеристика текстовой энергии дается на основе принятого в естественных науках определения энергии как общей количественной мере всех видов движения, на основе философской трактовки энергии как источника всего сущего и философского понятия «энтелехии», а также на основе существенных признаков понятия энергии («напряжение/напряженность», «сила», «интенсивность») (Мышкина 1998, 1999). Для нашего исследования важнейшим показателем текстовой энергии является смысловое движение (т.е. лингводинамица). Напомним, что отдельные аспекты лингво-динамики текста уже рассматривались ранее, в частности, мы установили, что смысл есть энергетическая сущность текста (параграф-1.2), которая проявляется, в разных видах движения, в т.ч. спонтанных и целевых устремлениях. Синергия-влияние) последних обусловливает становление интегрального смысла текста.

Стоит сказать, что «синергия» в некоторых исследованиях трактуется как «слияние, взаимодействие энергий» (Кушнина 2003; Мышкина 1998, 1999), в других же понимается как способность к самоорганизации (Базылев 1999, 2000; Герман 2000; Герман, Пищальникова 1999 и др.). Мы разграничиваем явления самоорганизации и слияния энергий, трактуя последнее как «синергию», т.к. это в большей степени согласуется с этимологией слова, происходящего от греческого «synergeia» - «совместное действие» (Крысин 2006: 642).

Напомним также, что главным источником текстовой энергии являются излучения (иррадиации) функторов, обусловленные многоуровневой семантикой. В известных нам исследованиях в качестве функтора рассматриваются лексические единицы (Гребенкина 2002; Мышкина 1998, 1999; Словикова 2003, 2004 и др.). Вместе с тем, проведенное нами исследование показало, что элементы звуковой субстанции могут обладать функторными свойствами, что позволяет говорить об особом виде текстовой энергии — звукосмысловой энергии.

Насколько нам известно, вопрос о звукосмысловой энергии, т.е. энергии звуковой субстанции текста, подробно в лингвистических исследованиях не рассматривался, а сам термин не использовался. Однако указание на наличие энергетических свойств у звуковой субстанции текста,, в частности поэтического, находим в работе Н.Л. Мышкиной, которая утверждает, что «музыкально-речевая стихия энергетически присутствует в любом тексте» (Мышкина 1998: 80).

Применительно к звукам понятие «энергии» (в классическом смысле) используется фонетикой, изучающей звуки речи как колебательные периодические движения, обладающие физической энергией. К акустическим показателям энергии звуков можно, на наш взгляд, отнести длительность и интенсивность, а к артикуляционным - силу экспирации (выдоха).

Одним из первых, кто отметил иную сторону звуковой энергии, не связанную с их волновой? природой; был В: фо№ Гумбольдт, считавший, что-«язык - это объединенная духовная;энергия І народа; чудеснымюбразом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через; взаимосвязь своихг звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерноюдинако-вую энергию» (курсив наш - Е.Д.) (Гумбольдт 1985: 349): Подчеркивая энергетическую природу языка, Гумбольдт отмечает особую роль звуковой субстанции в становлении и воздействии этой энергии. Особенно значимым для нас является то, что звуки, по Гумбольдту, выступают носителями именно духовной энергии, а значит, могут способствовать креации ПС.

В пользу наличия энергетических свойств звуковой- субстанции языка говорят высказывания писателей, поэтов, ученых о магии звука, благозвучии и звуковой семантике (т.н. фоносемантике). Отметим, что термин «фоносе-мантика» остается неоднозначным.

Применение метода позиционного анализа для моделирования метроритмической матрицы текста

Одной из актуальнейших проблем современной синергетической лигвисти-ки и теории текста является проблема гармонии как фактора текстопорождения и текстовосприятия, текстового формо- и смыслообразования. Общие понятия «гармонии», «гармонизации», «симметрии / асимметрии» используются в рамках нового направления исследований, которое мы характеризуем как синергетиче-ская теория текста, объединяющая лингвосинергетическое- (Герман 1999, 2000, Пищальникова 1999, http://librarv.krasu.ru/ft/ft articles/0070463 .pdf) контрадиктно-синергетическое (Кушнина 2003, 2004; Мышкина 1998, 1999) и симметрико-синергетическое (Белоусов 2006; Блазнова 2000, 2002; Корбут 2002; Москальчук 1999; Моисеева 2003, 2006, 2007а, 20076;) исследование текста Эффективность симметрологического аспекта в изучении текста обусловлена всеобщностью принципа симметрии (Иванов 1978).

Наиболее изученным, по всей видимости, воплощением гармонических законов является пропорция золотого сечения, выступающая атрибутом динамической симметрии, т.к. «отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого-к большей части» (Васютинский 1990: 4). В фокусе исследований оказывается.значимость золотого сечения как для смысловой (Абрамов, Волошинов 1999; Васютинский 1990; Волошинов 1997; Гринбаум 2000; Замашанская 2006 и др.), так и формальной (мет-рико-ритмической) (Блазнова 2000, 2002; Корбут 2002; Москальчук 1999 и др.) организации текста.

В частности исследователи поэзии связывают точку золотого сечения текста с моментом кульминации текстовых событий, моментом смыслового перелома (Абрамов 1999; Васютинский 1990; Волошинов 1997; Гринбаум 2000; Сильман 1977 и др). Вероятно, это явление в определенной мере свойственно и прозаическим произведениям: по данным Н.А. Васютинского, совпадение кульминационных моментов в произведениях прозы у А.С. Пушкина с золотой пропорцией удивительно близкое, в пределах 1-3 строк (Васютинский, 1990:206).

Согласно М.А. Абрамову и А.В. Волошинову, изучавшим проявление гармонических законов в творчестве А.С. Пушкина, гармонические структуры коррелируют с душевным состоянием поэта. Исследование, выполненное на материале 792 стихотворений (1813-1837 гг.), показало, что гармонические структуры, в т.ч. золотое сечение, являются «спутниками светлых тональностей в пушкинском творчестве», а резкое снижение их количества, наоборот, приходится на периоды, отмеченные глубокими внутренними потрясениями, из чего авторы сделали вывод: изучение гармонических закономерностей в творчестве приоткрывает сложную зависимость между гармонией души и гармонией стиха в творчестве, требующего особого душевного состояния (Абрамов, Волошинов 1999).

К вышесказанному добавим, что соблюдение симметрийных законов, в тексте свидетельствует о художественной ценности произведения, а значит, и одаренности его автора (Васютинский 1990).

Одним из методов, позволяющих изучать текст в симметрологическом аспекте, является метод позиционного анализа (Москальчук 1998,2003), который базируется на идее изоморфизма кодов всех гармонических структур и на постулате о единых принципах формообразования текста и объектов природы и искусства, в качестве которых выступают пропорции золотого сечения (А.В.Волошинов, А.Н.Деев, Ф.В.Ковалев, В.И.Коробко, О.С.Разумовский, Э.К. Розенов, Н.В. Черемисина, И.Ш. Шевелев).

Сущность метода состоит в позиционировании интересующих исследователя языковых единиц в линейном ряду всех единиц текста. Поскольку текст имеет границы (начало и конец), постольку начало принимается за «0», а конец за «1» независимо от размера текста. В ряду (от 0 до 1) линейно расположены все языковые элементы данного текста. Основой, описания структурного порядка является метроритмическая матрица — лингвистический суперконструкт, включающий набор позиции, позиционных зон, позиционных интервалов: абсолютное начало (Абс. Н.) и абсолютный конец (Абс. К.), между которыми находятся гармонический центр текста (ГЦ, расположен на расстоянии 0,618 от начала текста, что соответствует пропорции золотого сечения), гармонический центр зоны начала (ГЦн - 0,236 от начала текста), зачин (0,146 от начала текста), абсолютно слабые позиции (расположены на расстоянии 0,236 вправо и влево от ГЦ текста). Между этими позициями находятся интервалы {зачин, пред-ГЦн, пост-ГЦн, пред-ГЦ, пост-ГЦ, конец), в которых полагается качественная однородность происходящих процессов.

Метроритмическая матрица текста Главным достоинством метода считаем универсальность шкалы, которая позволяет применять метод для разнообъемных и разножанровых текстов, сопоставлять сценарии развертывания языкового субстрата разной природы.

На метроритмической матрице базируется теория сильных позиций текста. «Сильные позиции» трактуются в рамках данной теории как закрепленные в пространстве-времени текста фрагменты языковой материи, для. которых характерно сопряжение формальных, функциональных и прагматических параметров текста. (К.И. Белоусов, Н.А. Блазнова, Г.Г. Москальчук, И.Ю. Моисеева). По полученным данным, к сильным позициям текста относятся, прежде всего, ГЦн и ГЦ - это два относительно стабильных участка текста, которые являются точечными аттракторами, между ними возникает область господства асимметрии как продленный креативный аттрактор (Моисеева 2007). Креативный аттрактор в рамках данной научной традиции понимается как область наибольшего сгущения информационного поля текста, в концентрированной форме передающая основные параметры этого поля. Область локализации максимального числа креативных аттракторов имеет тенденцию размещаться в интервале пред-ГЦ. К слабым позициям текста относятся АСП1 и АСП2, они трактуются как точки информационного «разряжения» (К.И. Белоусов, Г.Г. Москальчук и др.).

Методика контрадиктно-синергетического моделирования и интерпретации лингводинамики поэтического текста

Термин звукоподражание, несмотря на свою кажущуюся семантическую прозрачность, носит весьма неоднозначный характер и может иметь более широкую и более узкую трактовки.

Явление звукоподражания проявляется на разных уровнях языка: S на уровне отдельных звуков: например, глухой фрикатив Ш и близкие ему С и Щ в силу своих акустических характеристик (преобладание шумового компонента + отсутствие голоса в производстве) имитируют тихий шум (шорох, шепот, шипение и пр.), а дрожащий Р в силу своей артикуляции, в основе которой лежит вибрация, и выраженности голосовой составляющей, приспособлен к имитации громкого вибрирующего звука (грохот, гром и т.д.). Безусловно, на уровне отдельных звуков нельзя говорить о полноценном звукоподражании, вероятно, более корректно говорить о звукоподражательном потенциале звуков, который реализуется на других уровнях языковой системы — уровне слова и текста; S на уровне отдельных слов - звукоподражательных слов (ономатопов). В этом случае звукоподражание( (ономатопея) есть «закономерная не произвольная- фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в-основе номинации звуковым (акустическим) признаком денотата (мотивом)». (Воронин 1990:5-6). Близкую трактовку находим и в работах (Гумбольдт 1984: 93-94; Magnus 2002: 6-8). S на уровне текста.

Именно звукоподражание на уровне текста является предметом рассмотрения в данной части нашей работы. G этой точки зрения интерес представляет мнение F. Импости,,чтозвукоподражание есть сложное явление и «следует отличать внеязыковое подражание естественным звукам, от звукоподражания-языкового - ономатопеи» (Импости2000: 470). В этой-связи-автор выделяет два типа звукоподражания: (1) «репродукция естественного звука, которая может быть прямой, или, по метонимическому сходству определять действующее лицо или само действие»; (2) «репродукция синестетических ассоциаций (как, например, «звуковые жесты» Поливанова)» (там же: 470-471);

По нашему мнению, первый тип звукоподражания-соответствует традиционному его пониманию, когда звукоподражание рассматривается как один из видов-звукописи, «использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений» (Тимофеев, Венгров 1963: 53). Второй тип звукоподражания; выделяемый F. Импости, в большей степени близок тому, что А.А. Леонтьевым обозначено как «образо-подражание», т.е. «воспроизведение средствами стиха тех или иных особенностей действия», иначе «моторных характеристик действия» (Леонтьев 1997: 205-208). Таким образом, Г. Импости расширяет понятие звукоподражания и относит к его области не только имитацию звучаний, но и воспроизведение в звуке различных действий, впечатлений и ощущений через так называемые звуковые метафоры, звуковые жесты и т.п.

Подобное расширенное толкование звукоподражания встречаем и в работах отечественных исследователей. В.К. Иванов описывает такой пример ономатопеи: «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» («Мне не спится, нет огня...») как бы предназначены самим поэтом для произнесения шепотом: из шепота и чуткого прислушиванья к ходу часов и стуку сердца, к неуловимым ночным шорохам и шелестам возникли они и при посредстве как ритмического приема (пэонических замираний трохаической диподии), так и фонетической окраски (шипящих, шепотливых согласных в сочетаниях уч, ч, шъ, чу прерываемых то трепетным, тревожным тр, то тающим нь, то роковыми грозящими ра, ар, ро, ор) — изображают самыми звуками и «спящей ночи трепетанье» и перебои сердца, угнетаемого жутью непроницаемой, но таинственно оживленной тьмы, и усилия- одиночествующего сознания отстоять в этой борьбе между я и не я себя и свой человеческий смысл перед безликим разоблачением сбросившего маску явлений темного мирового хаоса, не соизмеримого с личным сознанием (Иванов, http://feb-web.ru/feb/pushkin/cri tics/pfk/pfk-262-.htrrO.

В свете вышесказанного можно говорить о том, что звукоподражание является важным элементом смысловой динамики и способствует становлению не только предметно-ситуативного плана, но и гедонистического интеллектуального, поэтического планов. В пользу этого говорят в том числе и звукоподражания, связанные с передачей эмоциональных переживаний, выделенные в вышеприведенных наблюдениях В.К. Иванова.

Это подтверждается и наблюдением Ю.Н. Тынянова: «...И звукоподра-жание, и звуковая метафора ощущаются не в качестве какого-то придатка; они - не масло, плавающее на воде, а вступают в определенное соотношение со значениями слов». В результате подобного взаимодействия возможно «деформирование семантики», которое может быть настолько сильным, что «заслонит» специфическую характеристику звукоподражания или звуковой метафоры Данное положение иллюстрируется примером звукоподражания: Катится эхо по горам/Как гром, гремящий по громам (Пушкин, «Сказка о царе Салтане»). Анализируя данный пример, Ю.Н. Тынянов пишет: «Характерный момент здесь не только в повторении определенной звуковой группы, но и в повторении основы одного и того же слова; вся группа, таким образом, представляет собою звуковой повтор при единстве вещественной часта слов, что, несомненно, усиливает эту вещественную часть, так, что "звукоподражание" является в данном случае сложным комплексом: действием эмоционального качества звуков и усилением значения вещественной части слова, причем усиление этого значения идет наряду и в зависимости от синтаксического соотношения слов с одной основой» (Тынянов 2002: 128-130).

Похожие диссертации на Моделирование динамики поэтических смыслов с позиций контрадиктно-синергетического подхода