Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе Ляшенко Анна Васильевна

<
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ляшенко Анна Васильевна. "Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе : ил РГБ ОД 61:85-10/93

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Русская биографическая литература, ее традиции в творчестве М.Шагинян . 17

П. Глава вторая. На основах интернационализма (к истокам замысла книги "Тарас Шевченко") .. 51

Ш. Глава третья. Связь времен как структурообразующий принцип историко-биографического повествования М.Шагинян 81

ІУ. Глава четвертая. Проблема типизации характера в книге "Тарас Шевченко" 119

У. Заключение 146

УІ. Библиография 159

Русская биографическая литература, ее традиции в творчестве М. Шагинян

Создавая свою книгу о жизни и творчестве великого украинского поэта, М.Шагинян опиралась на богатый опыт своих предшественников как в области создания научных жизнеописаний, так и в области беллетризованных повествований о великих людях.

То, что относится сейчас к биографической литературе, включает в себя неисчислимое множество сочинений, принадлежащих и к научным исследованиям, и к популярным публицистическим произведениям, и к собственно художественной литературе. Основным признаком, позволяющим объединять их в одну типологическую общность, является единый для всех объект - жизнь выдающегося деятеля. Конечно, ученый историк или литературовед, публицист и художник этот объект отразят по-разному, обратив внимание на разные стороны человеческой личности и осветив их, используют каждый свои средства. Для ученого определяющим будет показ новых и существенных фактов, раскрывающих значение выдающейся личности в истории; для публициста - главным станет соотнесение деятеля прошлого с современностью, для художника - создание яркого образа. Но то, что возникало в одной области биографической литературы, оказывало влияние на другую: художественной на научную и публицистическую. Происходило и обратное влияние. А в целом и художественная, и публицистическая, и научная литература сыграли свою роль в генезисе методологических принципов биографической литературы иэволюции социально-нравственного типа ее героя.

Современное советское литературоведение изучает отдельные разновидности биографических произведений, рассматривает каждый вид изолированно от другого вида. В настоящее время наиболее изученными являются историко-биографический роман1, литературный портрет2, мемуарные документально-художественные3 и научно-художественные произведения4. В отличие от имеющихся работ, в главе делается попытка рассмотреть в единстве различные типы биографической прозы (художественной и научной, публицистической и мемуарной).

На основах интернационализма (к истокам замысла книги "Тарас Шевченко")

В литературе, даже в творчестве одного писателя, говорил К.Паустовский: "почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, "как рождается замысел", надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью" . "Тарас Шевченко" М.Шагинян имеет свою неповторимую историю возникновения. Как же рождался замысел этой книги? Это является предметом исследования данной главы.

"Тарас Шевченко" посвящается прошлому - истории культуры XIX в., жизни и творчеству великого поэта Украины. До ее создания М.Шагинян была известным автором романа о современности -"Гидроцентраль" и очерков о социалистическом строительстве. После них появление произведения о поэте может представиться несколько неожиданным, а обращение к прошлому - уходам от действительности. Между "Гидроцентралью", опубликованной в 193I году, и книгой о Шевченко, вышедшей в 1941, прошло десять лет. Художественные поиски писательницы этого периода менее всего освещены нашей критикой. В современном советском литературоведении есть много работ о многонациональном характере нашей литературы, но в них нигде не отмечена деятельность М.Шагинян в области литератур народов СССР. Знакомясь с другими произведениями автора "Гидроцентрали" Cl93l), созданными в последующее I Паустовский К. Собр. соч. в восьми т., М., 1967, т. Ш, с. 317десятилетие, можно установить, что в "Тарасе Шевченко" не прерывалась связь ее творчества с современностью.

М.Шагинян относится к художникам, которые умеют постигать ведущие тенденции своего времени. Она была в числе тех, кто сумел оценить и осознать значение социалистического строя для народов разных национальностей нашей страны. И в этом плане все ее творчество тридцатых годов художнически и публицистически было направлено на отражение жизни нашей страны как многонационального государства.

Связь времен как структурообразующий принцип историко-биографического повествования М. Шагинян

Удивительно разнообразно, жизненное содержание книги М.Шаги-нян "Тарас Шевченко". В ней есть реальное прошлое, которому посвящено произведение, и текущая современность, в которой оно создается. История и современность, каждая в отдельности, составляют самостоятельные аспекты ее содержания. Но история и современность не оторваны друг .от друга, они гармонически сочетаются в произведении. Современность пронизывает историю, история повернута в сторону современности. Историческое повествование сменяется картинами .советской действительности, описание жизни современного автору общества органически включается в воссоздаваемую шевченковскую эпоху.

Изучение того, как сочетается в книге М.Шагинян история и современность входит в задачу данной главы. В главе выявляются научно-теоретические основы изображения истории и средства отражения современности в произведении "Тарас Шевченко".

В подходе к истории и исторической личности, как считал Ю Смолич, "во взглядах автора, в способе воспроизведения фактов, в трактовке явлений, одним словом, в позиции художника обязательно проявятся приметы его времени - идеи, запросы, устремления, все движение современности"1. Авторское мировоззрение определяло изображение прошлого в советской литературе. Значение понимания личности в ее связи с эпохой для этой литературы объяснял АДуначарский "...только марксизм дает возможность подойти к биографиям как следует..., личность мы воспринимаем не как нечто случайное или таинственное, а именно как узел течений, сил, принципов данной эпохи в их-соприкосновении и в их борьбе, впервые дает возможность вскрывать подлинную сущность личности" К Роль социальной-среды для реалистического изображения личности.в.советской литературе отметил А.Толстой: "Марксизм углубляет искусство, .вводя,социальную среду, определяющую бытие личности, и труд, как высшую моральную ценность. Мы более не можем брать человека изолированно, в бесплотном пространстве и для объяснения некоторых "загадочных" движений души посматривать на небо, как это делали романтики. Мы разгадываем загадки, находя, причины-. в окружении личности, в действии на нее извне социальных сил"2, В таких высказываниях критиков и писателей разрабатывались материалистические принципы изображения личности в художественной литературе об историческом прошлом. Для М.Шагинян вопрос об овладении новой методологией стоял особенно остро. Хорошо известно, что после Октября ее философские и эстетические взгляды-претерпели коренные изменения.

Проблема типизации характера в книге "Тарас Шевченко"

В этой главе исследуется типичность образа Шевченко и средства его создания.. "Образ очень сложен, трагичен, необычайно жизненен, глубоко обусловлен" - такой представляется писательнице личность ее героя /297/.

Пути анализа литературного типа с хрестоматийной ясностью определены нашим литературоведением. Известно, что построение типичного образа тесно взаимосвязано со всем содержанием произведения. То же наблюдается и в книге М.Шагинян. Центральная проблема ее творчества =- сумма трех слагаемых: личность -народ - история. Их постепенное накопление можно проследить в общих чертах по отдельным произведениям. "Своя судьба" - роман об индивидуально творимой жизни, но зависимой от психологического микроокружения. "Приключение дамы из общества" и "Перемена" - это уже книги об истории, властно вторгнувшейся в.жизнь индивидуума и меняющей его судьбу.. "Гидроцентраль" - роман, где отразилась судьба народная, новая история масс. И вот - "Тарас Шевченко". В содержании этойлшиги соединяются в общее прежние представления писательницы о.двух силах истории - личности и народе. В произведении закрепляется пришедшее к М.Шагинян за годы преобразований в стране понимание роли масс, а идею народа как решающую силу истории она воплощает в образе одного героя.

В биографии и творчестве самого Т.Шевченко все прямо соотносится с жизнью народа. "История моей жизни составляет часть истории моей, родины" , - говорил ТХ.Шевченко. А родина и народ были, для.него.едины.-"Хотя бы глянуть на народ порабощенный, на. мою, Украину",,-. писал .-.он в далекой ссылке. Под словом "народ" он.понимал.всех...угнетенных в царской России" ...от молдаванина, до..финна".,-Их.доля.волновала и тревожила поэта больше .собогвшшо& .В. произведении МЛатинян "Тарас Шевченко", естественно, становилась основной проблема "поэт и народ".

Народность облика поэта оказывалась исходной в построении социально-психологического портрета героя. М.Шагинян пишет: "Господствующей чертой" личности Шевченко было сознание себя сыном своего народа... И Шевченко не мог забыть этого никогда и ни на одно мгновение не мог... отделить собственную свою судьбу от страшной судьбы своего несчастного народа. Сознание, что его "выкупили" из рабства, еще сильнее и крепче связывало и его чувства, и его мысли с теми "невыкупленными" миллионами, из среды которых он вышел /334/.

Похожие диссертации на "Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе