Содержание к диссертации
Введение
2. ГЛАВА I. На пути к роману «территория» 11
3. ГЛАВА II. Роман «территория» 44
4. ГЛАВА III. Роман «правила бегства» 91
5. Заключение 135
4. Библиография (список использованной литературы) 138-145
Введение к работе
Олег Михайлович Куваев (1934-1975) - яркий представитель русской литературы 60-70-х годов XX века.'Его творчество в художественной форме отразило жизнь народов Северо-Востока России, процесс исследования и освоения этого полярного края. Писатель называл Чукотку своей второй родиной и "крестной матерью". В своих произведениях он сумел передать духовную атмосферу того времени, создать образ героя, воплотившего характерные черты людей той, "бравурно-романтической", эпохи покорения и освоения сурового северного края. '
Творчество Олега Куваева получило признание и высокую оценку в критике и литературоведении. А.Шагалов, например, в начале 80-х годов писал: "...по прошествии лет его произведения остаются очень свежими и яркими. Мы продолжаем быть свидетелями устойчивого интереса к его творческому наследию...И в этом немаловажную роль сыграл тот редкостный сплав личной и творческой биографии, который проявился во всех без исключения книгах О.Куваева"1.
О.Куваев написал сравнительно немного, однако, по мнению В.Дробышева, этого вполне хватило для того, чтобы "...завоевать признание и любовь читателей, а также занять вполне самостоятельное и определенное место в современной литературе - певца полярной темы, темы мужественного человека, навсегда влюбленного в свой труд и считающего свою работу самым главным предназначением в жизни".2 В.Новиков утверждал, что в своих произведениях О.Куваев удачно находит в каждой описываемой ситуации то пересечение обстоятельств и действий героев, которые делают их типическими, неповторимо своеобразными, что, бесспорно, сви-
1 Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. М., 1984. С.15.
2 Дробышев В. Главное - это работа //Куваев О. Территория: Роман и повести. М., 1984. С.7.
детельствует о таланте автора3.
Творчество Олега Куваева - это сочетание художественности и научности, которое представляется нам как особый куваевский способ познания. "Познающее мышление, - утверждал Ю.Андреев, - будь оно научное или художественное, развивается по общим законам. Следовательно, если нам удастся хотя бы в самом сжатом виде проанализировать соотношение художественного и научного познания в их эволюции, то мы получим возможность глубже осознать специфику художественного познания, которая при сравнении с научным познанием выступит особенно рельефно".4
Творчество О.Куваева привлекало внимание Ю.Бондарева, Б.Василевского, О.Гуссаковской, В.Крупина, Г.Маркова, А.Мифтахутдинова, Н.Наволочкина, Б.Некрасова, Г.Остапенко, В.Христофорова и других писателей, современников О.Куваева. Он был лично знаком с некоторыми из них, поддерживал творческие связи, вел переписку. О.Куваеву посвящены разделы в монографиях, статьи, очерки и отдельные издания работ литературоведов и критиков: Г.Анджапаридзе, Ю.Андреева, В.Викторова, И.Дедкова, И.Золотусского, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, А.Метченко, Николаева, В.Новикова, В.Огрызко, А.Шагалова, Ю.Шпрыгова, В.Харченко и других. Некоторые аспекты творчества писателя рассматривались в диссертационных исследованиях на соискание ученой степени кандидата филологических наук С.Алибаевой, П.Казаченок, О.Каширина, Н.Масловой, Н.Минина, А.Михайлова, Т.Швец, М.Юриной5.
3 Новиков В. Движение истории - движение литературы: Наследие и стилевое богатство современной советской
литературы. М., 1979. С.301.
4 Андреев Ю. Советская литература: Её история, теория, современное состояние и мировое значение. М, 1988.
С.5.
5 Например: Минин Н. Проза Олега Куваева: (Истоки. Проблематика. Поэтика) //Диссертация на соискание
ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983; Швец Т. Проблема характера в современной произ
водственной прозе и художественные традиции 30-х г.г. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата
филологических наук. Л., 1981.
Исследователями неоднократно анализировалось раннее творчество прозаика (его очерки, рассказы и повести), большое количество научных и критических работ посвящено роману «Территория». Однако в нашем литературоведении недостаточно исследованы романы Олега Куваева в их духовной и художественной взаимосвязи между собой и с ранним творчеством, свидетельствующей о нравственной и эстетической эволюции писателя. До сих пор нет обобщающего монографического исследования жизни и творчества писателя, в котором был бы сделан акцент именно на романном творчестве О.Куваева, на идейно-художественной и нравственной цельности литературного пути сочинителя, его последовательности, прогрессивности, хотя такие попытки предпринимались в работах И.Литвиненко, Н.Минина и А.Шагалова. Почти неизученным до настоящего времени остается его роман «Правила бегства».
Тема данной диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук - "Романы О.Куваева «Территория» и «Правила бегства» (история создания, духовное и художественное своеобразие)". Она выполнена на кафедре литературы Северного международного университета (г. Магадан) в период с 1997 по 1999 годы под научным руководством доктора филологических наук, профессора Ю.М.Шпрыгова.
Разрабатывая концепцию и методологию работы, автор учитывал основные положения сравнительно-исторического и биографического методов, эстетические взгляды А.Веселовского, Ш.Сент-Бева, В.Жирмунского, Н.Пиксанова и позиции современных исследователей: Ю.Андреева, И.Дедкова, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, Г.Ломидзе, А.Метченко, В.Новикова, А.Шагалова, Ю.Шпрыгова и других.
Основным объектом исследования являются романы Олега Куваева «Терри-
6 тория» и «Правила бегства». Цель - анализ духовного и художественного своеобразия романов О.Куваева «Территория» и «Правила бегства». Для достижения этого решаются следующие задачи:
систематизация сведений о жизненном пути, духовных и творческих исканиях О.Куваева, истоках и мотивах его обращения к прозаическим жанрам;
краткий анализ раннего творчества писателя как начала его духовной и эстетической эволюции;
исследование и анализ романов «Территория» и «Правила бегства» в аспекте избранной темы;
осмысление вклада О.Куваева в литературу народов Северо-Востока, в духовную и художественную культуру России.
Научная новизна и актуальность работы заключается в том, что это первое диссертационное монографическое исследование романного творчества О.Куваева. Впервые на уровне диссертационного исследования в отечественном литературоведении анализируется роман «Правила бегства». В научный оборот вводятся новые факты биографии и литературного пути писателя, творческой истории его произведений. В исследовании представлен разнообразный литературный, литературоведческий, документальный и художественный материал. Использованы материалы из архива О.Куваева, архива Магаданского отделения Союза писателей России, архива Магаданской областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина и личных архивов некоторых частных лиц6.
Данная работа является частью темы комплексного совместного научного исследования Университета штата Аляска (США) и Северного международного уни-
6 Автор диссертационного исследования пользовался материалами личных архивов писателя А.Мифтахутдино-ва, геолога В.Белого, геолога М.Городинского, поэта А.Пчелкина.
верситета (Россия).
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и публикации по теме исследования в некоторой мере закладывают научную основу для дальнейшего изучения творчества О.Куваева. Материалы диссертации и публикации по теме исследования могут быть использованы в научной и научно-методической работе со студентами Северного международного университета. Данные этого исследования могут быть полезны для создания научных исследований и учебных пособий по истории литературы и культуры народов Северо-Востока России. Автором диссертации подготовлена программа специального курса по литературе "Творческий путь О.Куваева", в курсе «История русской литературы XX века» разработана и прочитана лекция "Роман О.Куваева «Территория»".
Результаты данного исследования апробированы в докладах на региональных, аспирантских научных и научно-практических конференциях. Содержание различных частей диссертации изложено в работах, опубликованных в научных и научно-методических сборниках.7
Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Такая структура работы обусловлена эволюцией творческого пути писателя и логикой поэтапного его изучения.
7 Роман О.Куваева "Территория" в современной критике //Идеи, гипотезы, поиск... (Сборник эссе по материалам IV научной конференции аспирантов и молодых исследователей МПУ). Вып. IV. Магадан, 1997; Тема освоения Северо-Востока России в романе О.Куваева "Территория" //Северо-Восток России: Проблемы экономики и народонаселения (Расширенные тезисы докладов региональной научной конференции "Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее"): В 2 т. Магадан, 1998. Т.2; История одной любви //Мир Севера. 1998. №5-6; История одной любви: Драма //Литературная Россия. 1998. 25 сентября; Визит в страну безмолвия: Начало судьбы //Литературная Россия. 1998. 20 ноября; История романа О.Куваева "Территория" //Идеи, гипотезы, поиск... (Сборник эссе по материалам V научной конференции аспирантов и молодых исследователей Северного международного университета). Вып. V. Магадан, 1998; Судьба творческого наследия О.М.Куваева //Магадан: Годы, события, люди (Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 60-летию г. Магадана). Магадан, 1999; Образ коренного жителя Чукотки в романе О.Куваева "Территория" //Сохранение национальных культур в условиях диалога (Материалы научно-практической конференции учителей русского языка и литературы). Магадан, 1999; Роман О.Куваева "Правила бегства" (к проблеме творческой истории) //Идеи, гипотезы, поиск...: Филология (Материалы VI научной конференции аспирантов и молодых исследователей Северного международного университета). Вып. VI. Магадан, 1999; Золотая лихорадка: История романа
В первой главе - "На пути к роману «Территория»" - представлен обобщенный взгляд на первый период творчества О.Куваева, анализируются некоторые ранние его произведения, основные духовные и эстетические тенденции, отчетливо проявившиеся в них и оказавшие существенное влияние на формирование прозаической манеры писателя, приводятся сведения о литературных дебютах писателя, определяется роль первого творческого периода в становлении литературного метода О.Куваева, влияние его геологической профессиональной деятельности на формирование творческих взглядов и писательской позиции, приводится хронологически выстроенный материал о стадиях многолетнего сбора материала и написания романа «Территория». В главе прослеживается художественное становление писателя от первых газетных и журнальных публикаций до романа «Территория». Проанализировано влияние Севера на формирование личности О.Куваева. Отмечается и комментируется пристальное внимание критики к первым произведениям О.Куваева (конца 50-х - начала 60-х г.г.). Приводятся и комментируются различные точки зрения на работы начинающего прозаика. Анализируется развитие его творческого метода: от малых эпических форм - к большим. Особое внимание в первой главе уделяется исследованию личностного формирования О.Куваева, изучению изменений его взглядов как человека и как писателя.
Во второй главе - "Роман «Территория»" - сделана попытка проблемно-эстетического анализа данного произведения, активная работа над которым открыла второй, зрелый, период творческой эволюции художника. Проанализированы наиболее спорные вопросы содержания и формы романа, образной структуры произведения, стиля. Представлены и прокомментированы различные точки зрения исследователей и литературоведов в контексте духовного и художественного свое-
//Литературная Россия. 1999. 24 апреля; От судьбы не убежишь: История одного романа //Литературная Россия. 1999. 1 октября; другие работы.
образия романа. В аспекте раскрытия проблемы личности в произведениях О.Куваева проанализированы морально-нравственные позиции главных героев романа (Чинкова, Баклакова, Турина и др.). Особое внимание уделено философской и социальной проблематике сочинения. Отмечена связь произведения с традициями отечественной и зарубежной литературы. Духовные и художественные особенности романа «Территория» рассмотрены также в аспекте состояния и развития нашего общества 50-70-х г.г., современного взгляда на социальные и литературные процессы того времени. Впервые отмечено символическое значение "золотоведческо-го" материала в романе. Представлен взгляд автора диссертации на региональный компонент содержания романа. Впервые проанализирован образ чукотского пастуха Кьяе (спасителя Баклакова), при разработке которого О.Куваев попытался изобразить и осмыслить особенности жизни и быта народов Чукотки, их мировоззрения, философии человека, представителя коренного населения осваиваемой русскими первопроходцами суровой древней земли. Определены место и роль романа О.Куваева «Территория» в современном литературном процессе.
В третьей главе - "Роман «Правила бегства»" - дан анализ этого произведения. Особое внимание уделено философскому и социальному его аспектам. Исследована проблема личности на примере героев романа: Рулева, Возмищева, Се-верьяна, Поручика и др., поставленная автором произведения; проанализировано изменение взглядов прозаика на трактовку данной проблемы от ранних произведений и романа «Территория». Возникновение замысла романа и его реализация рассмотрены в контексте зрелого периода творческой эволюции художника. Высказано предположение об идейно-художественной завершенности произведения. Определена особая роль произведения в литературном творчестве О.Куваева. Произведение проанализировано в общем идейно-тематическом аспекте, а также в частных -
жанровом, композиционном, сюжетном - аспектах реализации авторского замысла. Высказаны предположения о связи романа О.Куваева «Правила бегства» с произведениями его раннего творчества и с романом «Территория». Приводится утверждение автора исследования о писательском и личностном росте О.Куваева периода написания романа «Правила бегства».
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Даются выводы о роли О.Куваева и его произведений в литературном и историко-культурном процессах на Северо-Востоке России, месте его творчества в современном литературном процессе, значении его произведений в истории культуры народов Российской Федерации.
На пути к роману «территория»
"Раннее творчество О.Куваева... можно рассматривать как школу литературного мастерства, как период духовного и нравственного возмужания писателя, формирования его личности, становления художественного метода"1, - писал Ю.Шпрыгов. Критик К.Николаев также считал, что у Куваева был период ученичества, отразившийся в его первых произведениях.2 Однако это не означает, что его раннее творчество явилось "затяжным периодом ученичества ..., в литературу он вошел как-то сразу, стремительно",3- утверждал писатель А.Мифтахутдинов. Ю.Андреев предположил, что уже первые произведения Куваева "... вели его к романному творчеству... столь велик был потенциал, заложенный в пробах".4 С отзывами и рецензиями на некоторые куваевские сочинения выступили: А.Аронов, Ю.Васильев, Б.Воробьев, С.Григорьянц, О.Гуссаковская, А.Клитко, А.Курилов, Е.Леваковская, М.Лисичкина, Г.Ломакин, Н.Наволочкин, Ю.Попков, Е.Рысс, В.Шапошников и другие. Сам факт внимания критики к ранним произведениям О.Куваева, бесспорно, свидетельствует о том, что уже тогда, в начале 60-х годов, его повести и рассказы представляли немалый интерес для читателей и специалистов. Поток так называемой "молодежной прозы" 60-х годов не вытеснил О.Куваева. Писательский талант уже тогда не позволил Олегу Куваеву "затеряться" среди многих прозаиков, появившихся в те годы.
"Молодежная проза" 60-х г.г. была представлена писателями, многие из которых объединились вокруг журнала "Юность". "Основным проблемным стержнем произведений В.Конецкого, Ю.Казакова, В.Аксенова, А.Битова, В.Лихоносова и других стал процесс становления человеческой личности. Скрытый драматизм повествования сочетался с лиризмом, ассоциативностью, проникновением в сознание героев".5 Этими же характерными чертами была отмечена и проза молодых писателей Колымы и Чукотки.
Северо-Восток России конца 50-х - начала 60-х годов входил в пору развития своей литературы. В это время начинает работать областное книжное издательство (1954 г.); налаживается выпуск литературно-художественного альманаха "На Севере Дальнем" (первый номер вышел весной 1955 г.). На его страницах публиковались произведения А.Вахова, И.Галченко, А.Семенова и других северных писателей; была создана областная писательская организация (март 1960 г.). На Чукотке (в Певе-ке) образовалось литературное объединение (1961 г.), в которое входили В.Португалов, В.Ятыргин, А.Пчелкин, С.Дорохов, В.Курбатов, М.Эдидович и другие. На литературной карте Северо-Востока появляются новые имена. Печатаются произведения В.Леонтьева, Ю.Васильева, И.Гарающенко, Б.Василевского, Г.Остапенко, О.Гуссаковской, Н.Козлова, А.Мифтахутдинова. Тогда же начинал свой писательский путь и О.Куваев. Свой первый рассказ «За козерогами»6 О.Куваев написал в 1957 году, будучи студентом Московского геологоразведочного института. Публикации он не придал особого значения, хотя его сестра, Галина Михайловна Куваева, позднее полагала, что это было начало литературной деятельности ее брата.7 Летом 1956 года ему суждено было побывать сначала на Алтае, а затем в верховьях Амура, в старом золотоносном районе с почти выработанными рудниками, освоенном и заселенном...
Тему дипломной работы, связанную с исследованиями Чегитунского нагорья и залива Креста (на Чукотке), выбрал "случайно". В комнате студенческого общежития висела карта СССР. "Моя кровать, - писал Куваев, - стояла так, что, когда я лежал на спине, взгляд мой непременно упирался в правый верхний угол карты... Длительные размышления на спине привели меня к выводу, что дипломный проект мне надо писать о Чукотке".8
15 февраля 1958 года О.Куваеву присвоили квалификацию горного инженера-геофизика. Вскоре свершилась его заветная мечта - работать на Чукотке. Он "очутился" в Певеке, на берегу Чаунской губы, где незадолго до его приезда было открыто промышленное золото. Молодой геофизик оказался в гуще событий. В Ча-унском районном геологоразведочном управлении Северо-Восточного геологического управления, куда он был принят на работу в апреле того же года в качестве начальника геофизического отряда, и в самом поселке жизнь била ключом.
В октябре 1958 года успехи в работе О.Куваева были отмечены переводом на должность инженера по массовым поискам Чаунского районного геологоразведочного управления. Его назначили начальником геофизической партии, которая провела успешные рекогносцировочные исследования в Чаунской низменности, на острове Айон и в районе Чаунской губы. В октябре 1961 года О.Куваев уехал в Москву. К этому времени, в 1960 г., он был принят в члены Союза журналистов как автор профессионально подготовленных публицистических и художественных материалов и постоянный внештатный сотрудник ряда изданий. После увольнения из геологического управления около года работал в качестве журналиста. Он попытался взвесить все, что произошло. "В общем-то, это были, пожалуй, стандартные размышления о смысле жизни. В результате я самостоятельно додумался до апробированного поколениями вывода, что главное - это работа..."9 В свою записную книжку он внес следующее: "Кроме работы меня сейчас должны интересовать три темы: 1).Живопись. 2).Философия. 3).Стиль 20 века"10. В 1962 году им было послано заявление на имя директора Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института (СВКНИИ) Н.А.Шило с просьбой дать согласие о зачислении его в число сотрудников института. И получен положительный ответ.
В приказе директора института сказано: "Назначить тов. Куваева О.М., прибывшего по приглашению института, на должность младшего научного сотрудника геофизической лаборатории... с окладом 170 руб. в месяц".11 Так О.Куваев стал ученым-исследователем. Работа в институте ему нравилась. В ней он сочетал приобретенный в геологическом управлении опыт и тот юношеский романтический задор, который так необходим для любых открытий. Большую часть времени он провел в "поле", проводил исследования на острове Врангеля, на льду Восточно-Сибирского моря и на северном побережье Чукотки. Были получены интереснейшие геофизические материалы. Однако занятия литературой становились для него чем-то вроде второй профессии. Потребность писать забирала все большую власть. Пришлось оставить работу, несмотря на перспективную область исследований.
Роман «территория»
Впервые оценка романа О.Куваева «Территория» была дана на пленуме правления Союза писателей России в мае 1974 года. В докладе Ю.Бондарева, посвященном развитию российской прозы начала 70-х годов, ее основным проблемам тенденциям, было сказано: "...его роман по накопленному опыту, по знанию реальных коллизий, по воплощению жизни в единстве мысли и формы - явление весьма и весьма заметное и тем более радостное, что Олег Куваев неповторим и в выборе нестереотипных героев, и в комплексе средств выражения. Молодой и прозрачный стиль его будто наполнен незагрязненным озоном - от него как бы веет апрельской последождевой свежестью, чистотой и здоровьем".1
Критика откликнулась на появление «Территории» в печати. При анализе романа наряду с высокими оценками и весьма точными характеристиками исследователями давались порой противоречивые оценки произведению. В некоторых работах говорилось о сложности или невозможности дать роману строгие определения идеи, темы, жанра2. Дискуссионными можно считать некоторые вопросы духовного содержания (в широком значении термина) и формы романа. Из целого комплекса проблем, связанных с изучением «Территории», выделим следующие вопросы, связанные с жанровым, идейным, тематическим, проблемным, сюжетным, образным и стилевым определением романа. В данной главе диссертационного исследования проанализируем эти вопросы и по результатам анализа попытаемся определить духовное и художественное своеобразие романа. Наиболее спорным (спустя более четверти века после опубликования сочинения) остается вопрос определения жанра романа.
Давая жанровое определение роману О.Куваева, будем опираться в первую очередь на традиционное представление о жанре как исторически сложившейся, устойчивой разновидности художественного литературного произведения, подразумевающей единство специфических свойств его формы и содержания. Причем наряду с этим учтем и то, что для искусства XX века характерен интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров; и то, что в литературе собственно жанр определяется на основе принадлежности произведения к литературному роду, что обусловливает наличие своеобразных идейно-эстетических качеств, объема произведения и способа построения образа, преобладающей тематики.3 Следовательно, попытки определить идею и тему романа «Территория» также помогут нам разобраться в жанровом своеобразии произведения. Кроме этого, учтем и общекультурное определение значимости жанра романа. По мнению некоторых современных исследователей, "...роман стал крупнейшим достижением литературной культуры Нового времени ... Эволюция романа вобрала в себя историю литературы как развитого, автономного и общепризнанного социального института".4
В «Территории», цельном, завершенном - в художественном отношении - сочинении, довольно сложно выделить единую, ярко выраженную, самостоятельную мысль, к которой бы вело всё повествование и по которой, как по единому основному параметру, можно было бы точно определить жанр произведения. Хотя сам автор высказался, что роман написан ради одной фразы: "...зачем мы все, ребята, живем?"5 Но нельзя не согласиться, что это скорее упрощенное определение темы «Территории» и для литературоведческого анализа интересно только как дополнительная авторская информация, которая, без сомнения, будет учтена в данном исследовании при анализе философско-психологического аспекта произведения. Вероятно, имеет смысл говорить о комплексе идей, перенесенных автором из собственного сознания в текст произведения. В этом смысле роман представляет собой "автогенерирующую сущность"6, подобную человеческому мозгу, беспрестанно продуцирующему новые идеи. Два тематико-стержневых начала романа: утверждающее и порождающее интеллектуально-душевные загадки - ставят произведение особняком в русской литературе.
В «Территории» можно обнаружить сплавленные воедино основные черты романтической и реалистической прозы. Споры о строгой жанровой принадлежности «Территории» весьма условны. Даже согласившись, что это роман, мы не придем к четкой определенности, ведь в нашем литературоведении традиционный ракурс в исследовании романа является, по сути, возрождением восходящей к В.Белинскому7 традиции осознавать роман как жанр, "плодотворно сотрудничающий с реализмом".6 Романы различны по своим критериям. Произведение О.Куваева определялось и как "роман исторический и философский" (К.Николаев), и как "героическая проза, усиленная элементами современного мифотворчества" (В.Бондаренко), и как "героическое предание в форме романа-монолога с психологическими законами" (О.Салынский), и как "роман приключенческий" (Ю.Андреев), и как "производственный роман" (Д.Викторов, Г.Гоц, Г.Любацкая, Б.Некрасов, А.Шагалов, В.Шапошников), и как "роман-баллада" (Н.Минин), и как "социально-психологический роман" (Ю.Шпрыгов). Как не согласиться с В.Курбатовым: "«Территория», как всякое подлинно глубокое произведение, шире подобной сугубо тематической классификации".9 Выходя за рамки такой классификации, можно сказать, что О.Куваев рассказал нам не только о золотоносной провинции, о стране эпохи 50-х годов и её людях, но смело вторгся на самую важную территорию - духовный мир личности.
«Территория» содержит в себе некоторые признаки романа философского, социального, героического, приключенческого, психологического, исторического, производственного. Но не принадлежит ни к одному из этих типов. Более того, его нельзя расчленить на философские, приключенческие, сугубо научные и прочие "куски". Литературовед Ю.Шпрыгов дал, на наш взгляд, наиболее емкое определение куваевского произведения: "...роман социально-психологический, хотя он, несомненно, имеет и производственную проблематику, и документальную историческую основу; в нем отражены реальные события, позволяющие достоверно судить и о времени, и о месте действия"...10
Сложность заключается в том, что «Территория» - сочинение романтическое, / но имеющее все-таки некоторые явные признаки реалистического произведения, что затрудняет выбор единого жанра для определения романа даже по доминанте описания: действительное проникновение в суть документальной проблематики освоения золотых запасов Чукотки, стремление к диалектическому познанию смысла этих явлений, воссоздание тонкостей характера труда, определенная историческая достоверность.
Роман «правила бегства»
Роман О.М.Куваева «Правила бегства» является почти неизученным произведением. Отдельные его главы публиковались на страницах альманаха "На Севере Дальнем" (1976. №2) и газеты "Магаданская правда" (1976. 25 марта). Роман впервые увидел свет в 1980 году в Магаданском книжном издательстве. В 1988 году он был включен в двухтомное собрание сочинений писателя. Четырежды публиковался за рубежом: на финском, чешском, словацком и болгарском языках. Публикации произведения О.Куваева не привлекли должного внимания критиков и литературоведов. В начале 80-х годов появилось всего несколько критических работ об этом произведении1.
Чтобы глубже понять мотивы прозаика, взявшегося за сложнейший философский и социально-психологический материал, проследим движение куваевской мысли в процессе формирования замысла романа, обратившись к его переписке тех лет с друзьями и родственниками, а также к пометкам в записных книжках романиста. Большая часть этого материала ранее не публиковалась.
Замысел произведения возник в начале 70-х г.г. во время активной работы О.Куваева над романом «Территория». В записных книжках писателя 1971 года содержалась информация к этому сочинению. Однако ещё с 1962-1963 г.г. прозаик занес в свои записи так называемые "Сцены пивного бара": темы, основные проблемы, емкие выражения разговоров, невольным слушателем которых он являлся "в самой похабной магаданской пивнушке"2 на ул. Дзержинского в городе Магадане, куда, по воспоминаниям друга писателя, А.Н.Федотовой, "часто ходил с друзьями после работы пропустить кружечку колымского пива".3 Это "сцены" должны были послужить, по задумке литератора, тематической основой для произведения об опускающихся людях, алкоголиках, живущих на Дальнем Севере. Однако в середине 60-х г.г. ни в записных книжках О.Куваева, ни в его письмах того времени нет упоминания, что об этом будет написан именно роман, поэтому возникновение замысла относим к началу 70-х годов. Перелистнув несколько страничек из этих записей (середины 60-х г.г.), встречаем такое выражение: "...пьянство - это проявление двойственной сущности человека: человека-бога и человека-скота ... вот о чём бы написать..."4 Но и здесь не встречаем никаких сведений о романе. Видим лишь, что сама тема писателя заинтересовала, он начал "болеть" ею.
К 1970 году прозаик задумал создать роман (первое упоминание о масштабном эпическом жанре)5, основной сюжетной линией которого стали бы мытарства главного героя, принимающего и отстаивающего философию бродяжничества после тяжкого периода беспробудного пьянства, но не опустившегося до конца человека, сохранившего какие-то нравственные понятия, нуждающемуся в человеческой помощи, сочувствии, сострадании, чтобы встать на ноги, найти выход из морального тупика. В 1971 году романист определил примерное идейно-тематическое направление будущего произведения, считая, что материалы повести «Дом для бродяг»6 станут программными, открывающими "большую книгу".7
Примерно в это же время (но, вероятно, несколькими месяцами позже) появилось и рабочее название для романа - «Взгляни в зеркало», и подобран эпиграф: "Взгляни в зеркало - оно источник мужества" (Огдеи).8 Сужается, конкретизируется и предположительная тема: "О маленьком человеке, получившем власть. Излом времени, выводящий маленького человека наверх. "Ибикус". Удивительная цепкость, которую он обнаруживает. Ему есть что терять. Поэтому он дерется за место".9 Мотив алкоголизма, пьянства должен был выполнить трагическую функцию в раскрытии характеров действующих лиц произведения.
В сентябре 1972 года художник сообщал в письме к В.Курбатову: "...будущей осенью думаю двинуть на Омолон, на всю зиму. Если всё будет правильно, по итогам будут две книжки: роман №2 и очерковая книга про лес и зверюшек...".10 Видим, от предыдущего названия прозаик отказался. Замысел стал объемнее.
Куваев пытался изобрести некую принципиально новую романную форму. Традиционный, "поступательный", по его выражению, сюжет, связанный с определенным жанром, не устраивал писателя. Уже на стадии формирования замысла романа он отказался от традиционной фабулы, задумав создать своеобразный поток текстуальной информации. Вспомним, что Куваев был ещё и сценаристом, сотрудничал с киностудиями "Мосфильм", "Беларусьфильм", "Таджикфильм". Знание тонкостей сценарной работы - это очевидно - натолкнуло писателя на предварительный выбор нетрадиционного построения предполагаемого сочинения.
Он считал, что в книге необходимо особым шрифтом набрать "отбивку" - "Киноизображение" - и всё произведение уподобить некому фильму со сменой эпизодов, связанных в сюжет лишь контекстуально. (Впоследствии О.Куваев отказался от такого, по его выражению, "авангардного"11 усложнения романного жанра.) Предполагалось вместе с тем основную сюжетную линию свести к типичному несчастному современному герою-пьянице, ведущему монолог от первого лица, а его размышления построить как поток болезненного воспаленного сознания. И идею романа автор предполагал связать с мыслью о вере в существование во Вселенной неопровержимого закона справедливости - как выявление героем "пограничной ситуации" в понятии экзистенциалистов: границы между бытием и смертью, освобождающей человека от условностей, от "всеедства" - "как все".12
Было разработано и примерное сюжетно-тематическое начало романа: "...берег и березки на станции Яуза. Косогор и электрички. Ранний конфликт героя -несоответствие идеалов обыденной жизни. Школа - дом. Дом - двор". Появилось ещё два варианта названия - «Последний охотник» и «Уход». Предполагалось, что героем произведения станет опустившийся "типаж", страдающий алкоголизмом, но оказывающийся в итоге подлинным Человеком. В августе 1971 года О.Куваев в записной книжке указывает: "Бичи бывают лесные, поселковые и тундровые". Героем романа должен был стать бич.13