Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Осипов Николай Николаевич

Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова
<
Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипов Николай Николаевич. Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Чебоксары, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-10/1652

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Художественное своеобразие очерковой прозы Л. Агакова

1.1. Концепция личности и ее художественное воплощение в малой прозе Л. Агакова раннего периода 12

1.2. Взаимодействие концепций личности и действительности в военной очеркистике Л. Агакова 42

ГЛАВА 2. Поэтика сатирико-юмористической прозы Л. Агакова

2.1. Идейно-художественные особенности фельетонов Л. Агакова 63

2.2. Жанровое своеобразие рассказа-фельетона в сатирическом творчестве Л, Агакова 90

2.3. Эстетическая природа комического и сатирического в рассказах

Л. Агакова 105

ГЛАВА 3. Художественное своеобразие рассказов Л. Агакова

3.1. Идейно-художественные особенности рассказов Л. Агакова для детей 133

3.2. Поэтика рассказов и новелл Л. Агакова 145

Заключение 170

Список использованной литературы 175

Введение к работе

Актуальность темы. Развитие национальной литературы и появление ярких творческих индивидуальностей - явления взаимообусловленные, ибо литература стимулирует развитие писательского таланта, а без писательской личности невозможно движение национальной литературы. По мнению крупного исследователя чувашской литературы Г. И. Федорова, чрезвычайно актуальной становится проблема изучения национальной природы художественной литературы, наиболее выдающихся представителей словесности. Одним из таковых явлений в чувашской словесности является, несомненно, Леонид Яковлевич Агаков (1910-1977), известный чувашский публицист и прозаик, творчество которого еще не стало объектом пристального и глубокого внимания исследователей-литературоведов.

Проработав в литературе на протяжении более пятидесяти лет, Л. Агаков преемственно продолжил художественные традиции чувашской литературы, внес заметный вклад в дело дальнейшего развития и обогащения ее национальных традиций.

Объектом данной диссертации является малая проза писателя. Но малая проза изучается не только сама по себе как фактор национальной прозы, она исследуется в плане того, как в ней проявляются тенденции, которые привели к созданию романтико-приключенческих повестей, романов, рассказов и новелл. Генезис творчества Агакова рассматривается в аспекте становления его приключенческих повестей. Она также ставит цель выявления специфики образного мира, важнейших особенностей стиля писателя. Актуальность темы обусловливается также слабой изученностью своеобразия некоторых жанров и жанровых форм, порой определяющих целый этап в художественной эволюции прозаика, становление его творческой манеры: как он постепенно развивал тенденцию создания ярких детективно-приключенческих повестей, где таятся истоки романов.

Степень изученности. Литературную творческую деятельность Л. Агаков начал в 1928 году и не покинул это дело до последних дней своей жизни. Критиками и литературоведами о Л. Агакове написано очень мало исследований. В основном это небольшие предисловия и рецензии к сборникам его произведений, газетные и журнальные публикации. Некоторые попытки проникновения в суть его творческой манеры сделаны в друдах Г.Я. Хлебникова «Современная чувашская литература» (Чебоксары, 1971); «Чувашский роман» (Чебоксары, 1980) и В. П. Никитина «Современный чувашский рассказ» (Чебоксары, 1970). Г.Я. Хлебников отмечает: «В последнем десятилетии писатель плодотворно работал в жанрах сатиры в прозе... «Разговорный стиль, хорошее знание особенностей просторечия и разных жаргонов, умение создавать интригующий сюжет и живое ощущение комического - все это делает сатиру Агакова довольно популярной» [131, 89]. Крайне мало сказано, как происходило становление творческого мышления писателя. Об этом впервые заговорил ученый-литературовед Г. И. Федоров. Ученый утверждает, что чрезвычайно важно изучение особенностей сатирической прозы, художественных функций очеркистики, ранних рассказов и т. д.

Одним из первых исследователей, кто обратил внимание на существенную роль сатирической прозы в становлении творческих принципов Л. Агакова, был Г1. Я. Хлебников. В книге «Современная чувашская литература» он дает краткий анализ сатирических и юмористических рассказов прозаика, вышедших в свет в 1960-е годы. В рассказах и фельетонах писателя критик обращает внимание на комизм ситуации и комизм слова.

В 1984 году вышла в свет книга А.С. Артемьева «Жизненная правда и писательское мастерство». В ней, поставив цель осмыслить творчество писателя, А,С. Артемьев отмечает: «Сатирик вправе показать отрицательные темные стороны действительности даже в нарочито подчеркнутом, преувеличенно комичном виде, благодаря чему выступает их отталкивающая уродливость, неприемлемость их в жизни. Тем самым сатирические образы вызы-

вают негодование, отвращение к изображенным отрицательным явлениям и зовут на борьбу с ними» [21, 56]. В этих рассказах отчетливо видно авторское отношение к изображаемым отрицательным типам и явлениям. По сравнению с Хлебниковым Артемьев обратил внимание на другую сторону сатирической прозы, а именно на гротескирование.

О значимости произведений Л. Агакова говорит и П. Н. Метин. В своих работах «Актуальные проблемы чувашской комической литературы» (Чебоксары, 1997), «Комическое в чувашской литературе» (Чебоксары, 2000) исследователь, проанализировав сатирические и юмористические рассказы, написанные писателем в годы Великой Отечественной войны, обратил внимание на то, какое воздействие оказывали произведения прозаика на читателя. «В своем литературном творчестве в годы войны Л. Агаков предпочел жанры фельетона и сатирико-юмористические рассказы, где он едко и зло обличал образ жизни немецких офицеров и их нравы. В фельетоне «История одного лба», в рассказе «Жизнь и смерть Фрица Миллера» повествуется о пристрастиях немецких солдат к пьянству, дебоширству, бандитизму и т.д.» [90, 141].

Обратим внимание на творческий портрет Л. Агакова в книге Г.И. Федорова «Чувашская литература 1945-1985 гг.» (Чебоксары, 2004). В разделе «Художественный мир Леонида Агакова» исследователь дает многогранную характеристику деятельности писателя, но основное внимание здесь уделяет определению места и значения его в чувашской литературе, выявлению особенностей, прежде всего в становлении и развитии крупных и средних жанров, которые практически выросли из рассказов. Рассказы эти способствовали выработке приключенческо-детективного мышления. Это позволяет сделать определенный вывод о том, что создание произведений малых жанров помогло формированию детективно-приключенческого мышления Л. Агакова.

Среди исследований следует упомянуть работу Н. С. Дедушкина «Писатель-солдат» (1974 г.). К этой теме в той или иной степени обращались Г. Алендей, В. А. Долгов, В. Я. Канюков, Ф.Е. Уяр, Г. Н. Краснов, И. Д. Кузнецов и др. Самым полным остается исследование творчества писателя в монографии Г. И. Федорова «Чувашская литература 1945-1985 гг.», изданной в 2DD4 году. В ней дай творческий портрет Л. Агакова. Отдельные статьи и брошюры В. Киданова, А. Михайлова, С. Павлова, В. Садая, М. Юрьева, С. Аслана В. Абрамова, М. Савировой таюке представляют собой интересные образцы анализа агаковской прозы.

Однако в течение последних двадцати лет творчество Л. Агакова редко становилось предметом пристального исследования, особенно в плане становления творческих принципов художественного исследования мира. Такая ситуация сама по себе удивительна, поскольку этот писатель всегда был популярен у наших читателей. Изучение его новеллистки не может не обогатить наши представления об индивидуальности и своеобразии этого периода развития чувашской литературы.

Цель диссертационного исследования - создание целостной картины зарождения и развития творческой эволюции художественной системы Л. Агакова; выявление особенностей литературного мастерства писателя с учетом жанро-стилевого, идейно-тематического и художественно-эстетического своеобразия малой прозы на различных этапах творчества; выявление места и роли художника в диалоге культур Поволжья, так и России в целом.

Для достижения данной цели автору диссертационного исследования необходимо было решать следующие задачи;

выявить своеобразие основных этапов творчества Л. Агакова и определить роль малых жанров в становлении творческой системы писателя;

проследить многообразие идейно-тематических и жанрово-стилевых форм малой прозы прозаика;

уяснить особенности идейно-эстетической новизны творчества писателя;

определить основные векторы взаимосвязи творчества Л. Агакова с общим ходом развития чувашской литературы, а также выявить вклад мастера слова в чувашскую литературу.

Материалом исследования послужили произведения малой формы Л. Агакова на чувашском и русском языках, опубликованные на страницах литературных журналов и альманахов Чувашии и России, коллективных сборниках Чувашского книжного издательства, вышедших отдельными книгами и

др.

В процессе работы к исследованию привлекались также материалы из его личного архива, размышления и воспоминания писателя.

Исследование выполнено на основе оригиналов произведений, однако в отдельных случаях приводятся примеры и из их переводов на русский язык. В русскоязычном переводе рассказы и очерки писателя опубликованы в книгах «Узел четырех дорог» (Чебоксары, 1947), «Всерьез и в шутку» (Чебоксары, 1961), «Солдатские дети» (Москва, 1971).

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым опытом монографического изучения малой прозы Л. Агакова в аспекте формирования основных свойств его творческого мышления. В ней впервые в чувашском литературоведении исследовано, как малые жанры способствуют созданию адекватной, художественной концепции личности и действительности в средней и крупной прозе писателя. Новым является и то, что автор работы рассматривает поставленную перед ним проблему в контексте развития различных художественных процессов в чувашской литературе и литературах народов Урала и Поволжья.

В своей работе автор уделяет внимание прежде всего тем произведениям, которые были актуальны не только в свое время, но не утратили своего значения, общечеловеческого звучания и в нынешнее время. Очерки и рас-

сказы писателя рассматриваются с высоты достижений современной литературоведческой науки, не признающей стереотипов, готовых схем, идеологических и политических клише. Практически впервые прослежен процесс постепенного перехода особенностей малого жанра в структуру повестей и романов. Это повести «Однажды весной», «Золотая цепочка», «Партизан Мурат», «Солдатские дети», романы «Самое дорогое» и «Надежда» и др.

На основе анализа фактического материала нами впервые выявляются взаимосвязи и параллели творчества Л. Агакова с художественными традициями предшествующей и современной литературы, осмысливаются новаторство художника, национальные особенности его поисков. Впервые предпринята также попытка анализа художественно-документальной прозы Л. Агакова, чему в чувашском литературоведении до сих пор не уделялось должного внимания.

Осмысление и оценка творческого наследия писателя строится с учетом последних достижений литературно-критической мысли, а также с учетом современных научных воззрений.

Хронологически рамки исследования охватывают 1920- 1960-е годы. В работе диссертант использует такие методы, как принцип сравнительно-сопоставительного и типологического исследования материалов; важное место занимает метод культурно-исторического изучения жанров очерка, фельетона и рассказов писателя и метод изучения литературы в контексте чувашской литературы и словесных культур народов Урала и Поволжья.

Теоретической и методологической основой данного исследования явились современные концепции развития культурологических процессов среди народов России, наметившиеся в последние годы, работы известных литературоведов, критиков и историков русской литературы: М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, П.С. Выходцева, В.Я. Проппа, Л.Ф. Ершова, Н. Николаева, Л.И. Тимофеева, М.Б. Храпченко, А.С. Бушмина. Большим подспорьем в деле создания теоретической базы послужили труды чувашских литературове-

дов и критиков: Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, В .Г. Родионова, Г.И. Федорова, П.Н. Метина; татарских исследователей: М. Гайнуллина, И. 3. Ну-руллина, Ф. Хатипова, Н. М. Валеева; удмуртских литературоведов: В. М. Ванюшева, А, Г. Шкляева, А. С. Зуевой и др.

Жанры очерка, фельетона и рассказа в российском литературоведении в теоретическом плане изучены достаточно глубоко и всесторонне. Рассказ, наряду с новеллой, очерком, относится к разряду так называемой «малой прозы», выявлены его специфические особенности, в том числе в сопоставлении с более крупными прозаическими формами, такими, как повесть и роман. И поэтому выявление всех характерных свойств жанра рассказа, очерка и т.п. не является нашей задачей; эта тема слишком обширна, в связи с чем нами акцентируется внимание лишь на некоторых наиболее важных из них. Но к отдельным поэтическим качествам мы будем все же апеллировать в ходе настоящего исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей национальной литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, при подготовке учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении программ, создании монографий, хрестоматий, написании обзорных работ по чувашской литературе для вузов и общеобразовательных школ. Значимость исследования заключается также в развитии и уточнении представлений о национальном своеобразии этнопо-этических особенностей малой прозы Л. Агакова. Выводы и заключения данной диссертации могут быть использованы также при написании учебников, учебных пособий по чувашской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ.

Исследование малой прозы Л. Агакова дает возможность обозначить эволюцию идейно-тематических, художественно-стилевых характеристик как

собственно жанров рассказа, очерка и фельетона, так и всей чувашской литературы 1920 - 1970-х годов.

Поставленные цели и задачи определили структуру диссертационной работы. Основное содержание диссертации подразделяется на введение, три главы: «Художественное своеобразие очерковой прозы Л. Агакова», «Поэтика сатирико-юмористической прозы Л. Агакова», «Художественное своеобразие рассказов Л. Агакова», заключение и список использованной литературы.

Апробация материалов исследования. Материалы диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на межвузовских, международных научных конференциях. Диссертация по частям и в целом была обсуждена на заседании кафедры чувашского и сравнительного литературоведения, факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Март, 2006).

По теме диссертационной работы опубликованы 5 статьей в периодической печати и научных сборниках.

  1. Осипов Н.Н. Аста сатирик //Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. №1(3).- Чебоксары, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2004. - С. 93- 97.

  2. Осипов Н.Н. Л. Агаков как писатель-сатирик (приемы и средства создания комического) //Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. №2(6).- Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2005. - С. 39-43.

  1. Осипов Н. Я. Тематическое многообразие и художественное своеобразие фельетонов Л. Агакова. //Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. № 2(49).- Чебоксары, ЧГПУ им И. Я. Яковлева. 2006. - С. 132-139.

  2. Осипов Н. Н. Реальная действительность и ее художественное воплощение в очерковой прозе Л. Агакова// Цивилизация народов Поволжья и

Приуралья. Том III. Проблемы языка и этноса на рубеже веков: Материалы Международной научной конференции «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья».- Чебоксары, ЧГПУ им И. Я. Яковлева. 2006. - С, 262-276.

  1. Осипов Н. Н. Художественная структура очерков Л. Агакова. Чувашский язык и литература. Теория и методика Выпуск четвертый- Чебоксары, ЧГПУ им И. Я. Яковлева. 2006.- С. 80-89.

  2. Осипов 1-І. Н. Жанровое своеобразие рассказа-фельетона в сатирическом творчестве Л. Агакова// Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этические. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть VI - Чебоксары, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2006.-С. 165-169.

Концепция личности и ее художественное воплощение в малой прозе Л. Агакова раннего периода

Наиболее активной житейской формой чувашской прозы, как известно, является очерк. Чувашский очерк как литературно-художественный жанр берет начало в конце XIX- начале XX века. Однако его истоки уходят к концу XVTTT века. «Один из первых чувашских очерков написал сын чувашского священника, семинарист Казанской духовной академии Н. Бичурин, через несколько десятилетий ставший знаменитым китаеведом, - отмечает профессор чувашской литературы В. Родионов [112, 49]. С этого времени и берет свое начало жанр очерка в чувашской литературе.

В первой половине 30-х годов XX века происходит «взрывное» развитие чувашского очерка и рассказа. Свидетельством тому служат сборники очерков «На стройке» (1931), «Комсомолия» (1933), «Сегодня я также вступаю в колхоз» (1933), «Радостный труд» (1934), «Горячие дни» (1935), «Обновленная деревня» (1935), «Знатные люди» (1935), «Будь на страже» (1935).Многие из этих очерков интересны читателю и сейчас, через десятки лет после их опубликования. Среди множества авторов особо выделяются М. Уйп, Л. Агаков, В. Алагер, В. Дмитриев, А. Таньков, А. Талвир, А. Золотов, С. Лашман, В. Митта, С. Эльгер, С. Фомин, Н. Шубоссини, Г.Савгай, К. Чул-гась, М. Данилов-Чалдун, С. Шпчк, С. Ялавин, М.Трубина, И.Моис, А. Федоров, И. Думилин, М. Юман, М. Еник и др.

Художественный чувашский очерк получил особенно широкое развитие во второй половине XX века. Откликаясь на требования времени, очерки писали не только прозаики, но и поэты и драматурги. Всерьез Агаков обратился к этому жанру еще в довоенный период. Вышедшие в этот период очерковые его произведения свидетельствовали об умении автора с новых позиций, через новые жанровые формы успешно решать поставленные временем задачи осмысления бурных процессов времени. Обращение к прозе через очерк в творчестве Агакова-лрозаика, как подтвердилось впоследствии, нашло свое плодотворное и благотворное творческое продолжение.

Отдельные очерковые произведения писателя начинают выходить с начала 1930-х годов, они в последствии составят первую книгу его очерков «Волонтёр коммунан пурнадё» [«Жизнь коммуны «Волонтер»]. Выход этих художественно-документальных произведений совпал с характерным для чувашской литературы процессом активного показа простого человека, рабочего или крестьянина. Художественно-документальные произведения Л. Агакова, достойно продолжающие лучшие традиции чувашских очеркистов В. Митты, И. Смирнова-Тубаха, А. Федорова, В. Дмитриева, Ф. Уяра, были замечены и тепло встречены литературной общественностью. Л. Агаков, будучи активным журналистом, откликающимся на все новое, конечно, оказался в центре наметившихся тенденций аналитического подхода к художественному исследованию действительности и активного участия автора в этом процессе.

Его творческое наследие как очеркиста, к сожалению, не привлекло большого внимания литературоведов и критиков и осталось почти неизученным. Об этом, в частности, свидетельствуют работы такого литературоведа, как Г.В. Краснов. В своей кандидатской диссертации «Типология художественного очерка в чувашской литературе 20-30-х годов XX века» (2003) он лишь констатировал наличие этого жанра в творчестве Л. Агакова, а литературовед Г. Я. Хлебников в книге «Современная чувашская литература», анализируя процесс развития чувашской прозы, драматургии и поэзии в период 1955-1970 гг., вообще не упоминает об Агакове-очеркисте и останавливается лишь на его повестях. Практически ничего не сказано об Агакове как очеркисте и в «Истории чувашской литературы» (1978г.).

Все это склоняет исследователей внимательно присмотреться к малым жанрам Л. Агакова, что послужит, конечно, подспорьем в деле изучения поэтики и эстетики малых жанров во всей чувашской прозе.

Роль художественно-документальных жанров Л. Агакова в формировании чувашской литературы исследуется в книге Г И. Федорова «Чувашская литература 1945-1985 гг.» [123, 171-172]. Также уделяется немало внимания очерковому творчеству Л. Агакова в книге Н. С. Дедушкина «Писатель-солдат». Но здесь он акцентирует свое внимание только на военных очерках писателя,

В 1940 - 1950-е годы Л. Агаков, надо отметить, довольно успешно осваивает большинство разновидностей этого жанра: путевой очерк, проблемный, портретный, военный очерки и т.д. В творческой эволюции писателя очерк все же является неким связующим звеном между журналистикой и его литературно-художественной деятельностью, не теряя при этом и самостоятельной жанровой специфики. Он (очерк) является образной основой формирования и развития рассказов и новелл как жанра. В итоге Л. Агаков становится творчески богаче, поскольку и то, и другое помогло оттачивать художественное его мастерство, усиливало пристальное внимание к современности, к насущным проблемам его бытия, к внутреннему миру героев и их социальной значимости. Можно предположить, что именно очерки и другие произведения малого жанра прозаика, такие, как фельетон, рассказ и новелла, стали тем строительным материалом, на основе которого художник создал свои первые сюжетные произведения, а именно: повести «Однажды весной», «Партизан Мурат», «Золотая цепочка» и многие другие. Связь очерков и фельетонов Агакова с его рассказами и повестями очевидна. Многие герои, ситуации, формы и приемы, приведенные в очерках и фельетонах, встречаются в рассказах и в повестях, но уже в новом, переработанном виде.

Взаимодействие концепций личности и действительности в военной очеркистике Л. Агакова

Художественное осмысление героизма народа в Великой Отечественной войне является одной из главных задач, которую на протяжении уже более полувека решает многонациональная российская литература, в том числе и чувашская. Эта тема сформировала богатейший цикл произведений. Основными формами прозаических произведений эпохи Великой Отечественной войны стали очерки и фельетоны, адекватно отражающие действительность.

Литература периода войны характеризуется общим пафосом укрепления единства народов страны в борьбе с врагом, прославления красоты и величия подвига воинов-победителей. Основная тема произведений тех лет -это воинская отвага и смекалка, неутомимая жизнерадостность и оптимизм советских солдат, их испепеляющая ненависть к фашистам и безграничная любовь к родной земле и народу. Проблема гуманизма занимает в них центральное место, мотивы героизма и подвижничества звучат сильно и неподдельно. Герои этих очерков глубоко сознают свою миссию освободителей близких людей и родных земель от фашистского ига, они идут в бой, движимые великой любовью к жизни, к родной земле, к народу. Гипотетически их общей особенностью стало изображение реальной действительности в ее национальных и исторических связях, обостренного чувства патриотизма, которое, однако, не уводило писателей от решения насущных интернациональных задач, не вело к национальной самоизоляции. Проблема гуманизма ставилась и разрабатывалась применительно к новому витку истории, к новым событиям, имеющим всемирно-историческое значение, она становилась новой действительностью в новых, кризисных условиях. Приобретала расширенное значение также тема дружбы народов, которая была представлена как тема братства всех людей, сражающихся с фашизмом. Словом, новая действительность имела самые различные стороны, и это находило идентичное выражение и в литературе.

В данном разделе мы попытаемся исследовать художественно-документальные очерки Л. Агакова о Великой Отечественной войне в более полном объеме и со стороны тех реалий, которые они освещали. Документальные произведения о событиях Великой Отечественной войны имеют особые качества: это-правдивость самых поразительных подробностей, это-достоверность самого невероятного сюжета и поворота изображаемых перипетий. Здесь факты дороже и значительнее любых смелых фантазий, а иногда любого героя. Основной интерес обращен здесь к бытию человека, героя повествований. Авторы очерков о войне сознательно ограничивают рамки вполне законного литературного домысла и прибегают к нему лишь с тем, чтобы восстановить утраченные звенья в цепи событий, восстановить картину кризисной реальности. В свете выработанной исторической концепции война в очерках воспринималась как труднейшее препятствие, с помощью которого фашизм стремится завоевать мир. Понятие патриотизма, включающее в себя гуманистическое содержание, раскрывалось в ту пору во всех многонациональных литературах.

Если пафосное дыхание в очерках о производственном человеке (30-х годов) порой было ложным, то военные события все это перевели в другой регистр, действительность острокритически заметно усилила убедительность и достоверную правдивость обсуждаемых событий.

Тематика военных очерков Л. Агакова весьма разнообразна. Во многих из них на первый план выступает описание мужества и героизма, боевого духа бойцов Красной армии, походов, батальных сцен, событий тыла. Характеры раскрываются в самых острых драматических ситуациях. Это очерки «Двадцатилетний капитан», «Убийца», (1942 г.). «Снайпер Федотов» (1943 г.) «Борьба за жизнь», «Заслуженная награда», «Мужественный комиссар» (1944 г.), «Отважный сын чувашского народа», «Двое храбрых», «Ми нометчик Выборное», «Орденоносец Табачников», «Кавалер великого ордена», «Слава разведчика»(1944 г.) и многие другие. При всей важности образа рассказчика или повествователя в таких очерках герой не может оставаться главным лицом, определяющим всю образную структуру очерка, как то, например, было в 30-е годы очень часто. Он не способен уже оставаться и наедине с самим собой, военное лихолетье требует тщательного анализа кризисных ситуаций, сгущенной реальной действительности. Вот почему образная концепция действительности в такой очеркистике занимает одно из главных мест.

В период Великой Отечественной войны сформировалось особое сознание читателя и писателя, и сформировалось оно под влиянием предельно сокращенной дистанции между литературой и действительностью, читателем и героем произведения, участником событий, автором и его аудиторией. А это, в сущности, привело к размыванию жанровых границ, к синтетизму их форм. Грань между документальными и художественными очерками того времени была чрезвычайно зыбкой. Очерки, построенные на документальном материале, под пером профессиональных писателей становились по-настоящему художественными. Особенно велико было значение того, что иногда суровые условия войны предъявляли писателям жесткие требования. Так, например, необходимость соблюдения военной тайны диктовала авторам очерков жесткие требования, приходилось лишать документальный очерк характерных для него точных наименований частей, географических пунктов. По этой причине материал становился больше похожим на художественный, что привело к стиранию грани между документальными и художественными очерками. На фронте, будучи сотрудником дивизионной газеты, Агаков своими глазами видел бесчинства немецко-фашистских захватчиков, о которых писал короткие, но правдивые очерки: «По следам зверя», «Убийцы», «Фашисты не люди, они людоеды!».

Идейно-художественные особенности фельетонов Л. Агакова

Успех Агакова как писателя большинство критиков связывают с выходом в свет повестей «Однажды весной» (1940), «Партизан Мурат» (1947), «Золотая цепочка» (1948). Но это не означает, что в его творческом багаже не было других удачных находок, смелых решений. В агаковские рассказы и повести вошла вся эпоха, вся сатирическая и героико-романтическая биография России и Чувашской Республики, в частности революция, гражданская война, годы НЭПа и индустриализации, Отечественная война, послевоенные восстановительные годы во всей многонациональной стране и др. Агаков взрослел вместе со своей страной, набирался опыта и знаний.

Писатель начинал свою литературную деятельность с журналистики. Начиная с середины 20-х годов его заметки и маленькие статьи начали печататься в газетах «Канаш», «Молодой крестьянин», «В нашей деревне» и многих других. Он опубликовал в разных изданиях более полусотни фельетонов, выпустил несколько сборников сатирических рассказов и фельетонов. Основное направление работы писателя в конце 20-х годов - сатирическая публицистика, излюбленный жанр - фельетон. Вот что пишет Агаков о своем первом опубликованном фельетоне: «В 1927 году в журнале «Капкан» был напечатан мой первый фельетон. Из-за этого фельетона я чуть не пострадал - я написал его о преподавателе нашего техникума. И он начал меня притеснять - невозможно терпеть, на последнем экзамене в конце учебы ворча чуть не поставил «неуд.». Однако тот фельетон очень понравился Ивану Мучи. Когда я с ним увиделся в первый раз, он мне сказал: «твое перо остро, талантливо, видно, что умеешь критиковать, постоянно пиши для «Капкана». Я считаю, что этот теплый разговор поставил меня на путь сатиры и юмора» [244, 411]. И после этого его сатирические произведения - фельето ны - начали периодически печататься на страницах чувашских газет и журналов. Вот некоторые из них: «Илья-пророк и муж председателя сельсовета», «Работающие вслепую», «Подожди, заведующий в отпуске» (1928), («После парадных дней», «Святой отец», «Кирук борется...» (1929)-и многие др.

Чувашская сатирическая литература начала XX века отличалась удивительным жанровым многообразием. В своем стремлении увлечь читателя и в то же время отобразить в произведениях происходящие события в нужном свете, писатели обращались к различным сатирическим жанрам: сказке, эпиграмме, пародии, анекдоту, рассказу, памфлету и другим. Далеко не последнее место во всем этом многообразии занимал фельетон.

По утверждению Л.Ф. Ершова, «фельетон необходимо рассматривать, прежде всего, как особый принцип отображения жизненного материала, как жанр, возникший в результате огромных социальных сдвигов и создавший определенные художественные особенности этого отображения» [61, 98]. Фельетон как особый художественно-публицистический жанр четко определился к 50-м годам XIX века. Достойный вклад в развитие жанра внесли Ф,М. Достоевский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. В их фельетонных произведениях содержались картинки быта, критические описания нравов эпохи, поэтические и философские наблюдения над действительностью. В 60-70-ые годы к фельетону проявился длительный интерес со стороны революционно-демократических писателей (М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Добролюбов и др.). Они противопоставили разоблачительный фельетон легкому, развлекательному,

У истоков фельетона в чувашской литературе стояли М. Акимов, Тайр Тимкки, Н. Шелеби, Т. Николаев. В 1906 году в г. Казань начали издавать первую чувашскую газету «Хыпар» («Вести»). Там впервые получили развитие такие ярко выраженные сатирические жанры, как фельетон, памфлет, басня. Таким образом, «Хыпар» на своих страницах впервые объединил во круг себя талантливых сатириков, что явилось хорошей школой для будущей сатирико-юмористической литературы» [91, 69].

В 20-30-е годы к жанру фельетона обращаются поэты, писатели того времени Т.Л. Абрамов, Таванъялсем Сергей, И. Тхти, Т, Тал-Мрза (Зайцев), М. Сеспель, С. Фомин, П. Митта, С. Шпчк, Ф. Уяр, И. Мучи и, конечно, молодой Леонид Агаков. Для чувашской школы фельетона были характерны два основных эстетических принципа: умение возвысить конкретный факт до типического обобщения и насыщенность произведения сатирической экспрессией. Действительно, наиболее талантливые фельетонисты умели отбирать характерные факты современной им действительности и обобщить их по фельетонному с сильным элементом сатирической образности, придавать им острое социальное звучание, высокий гражданский пафос.

Агаковский фельетон 30-40гг. - это чаще всего небольшая миниатюра, построенная на конкретном факте. В обработке факта преобладают публицистические приемы. Факт и его сатирическая трактовка далеко не всегда связываются воедино агонически. Чаще всего факт вообще выносится за пределы сюжетной конструкции фельетона, как это делается в фельетоне-комментарии. Вовлечение же факта в развитие действия подчас носит чисто механический характер. Так, во многих фельетонах писателя, опубликованных в «Канаше», «Капкане», наблюдаются легко распадающиеся составные части - собственно факт и «пристрочи» - вымысел, который окружает данный факт, но не составляет с ним единого неделимого целого. Л. Агаков во многих случаях успешно преодолевает эту кажущуюся несовместимость факта и вымысла. И достигает этого фельетонист с помощью широкого использования приемов, характерных для художественной прозы.

Широкое использование Агаковым беллетристических элементов в фельетонах было отнюдь не формальным приемом. Публицист стремился создать в своих сатирических миниатюрах тот эффект обобщения, без которого немыслима настоящая сатира. Он старался за конкретным фактом уви деть масштабную общественную проблему. В этом принципиальное отличие агаковских фельетонов. Так, значительное место в творческом наследии писателя занимают фельетоны, в которых автор разносторонне показывает чиновничество, отмечает новые черты этой части общества, то, что оно приобрело в новую эпоху, что было сообщено советским строем. Особенно показательны созданные в газетных фельетонах типы советских чиновников. Характерной особенностью становится изображение сатириком чиновников среднего звена.

Идейно-художественные особенности рассказов Л. Агакова для детей

Неоценимо богатое наследство оставил чувашской детской литературе Л. Агаков, формировавшийся как писатель-публицист. Он внес в чувашскую детскую литературу свежую струю, подняв ее на новую ступень. Прозаик написал ряд рассказов и повестей для детей. Но многие произведения, хотя они специально и не адресованы детскому чтению, с большим вниманием читались детьми и юношеством и вошли в число любимейших ими книг. Из произведений прозаика, получивших широкую популярность у детей и юношеского читателя, следует отметить прежде всего рассказы «Лесной отряд», «Последняя сказка», «Тетки», «Мои друзья», «Медаль», «Душа солдата», повести «Однажды весной», «За родную кровь», «Дети войны» и др., которые вошли в сборники рассказов для детей, опубликованные в Чувашии и за ее пределами.

Первыми оригинальными произведениями для детского чтения, с которыми знакомился писатель, были рассказы, повести, дидактические сказки, стихи и песни чувашских писателей и поэтов С. Фомина, М. Трубиной, Н. Шелеби и др. «Основными темами в литературе для детей в начальный период ее развития выступают жизнь и быт чувашских детей в дореволюционное и пореволюционное время», - пишет исследователь чувашской детской литературы В. Я. Канюков [72, 89].

30-е годы - время развития чувашской детской прозы, куда органически вошли такие молодые писатели, как С. Эльгер, Ф. Уяр, Л. Агаков и др. Этот период отличается многообразием художественных поисков, разносторонним стилем; заметным расширением и углублением тематики художественных произведений для детей. Появляется новый жанр детской прозы

- повесть; развивается также жанр очерка. К жанру художественного очерка в своем творчестве обращались Ф. Уяр, С.Эльгер и многие другие.

Л. Агаков увлекся детской литературой в годы учебы в Ядринском педтехникуме. В 1924 году в газете «Канаш» печатается его первая заметка, в 1928 г. в газете «Молодой коммунист» публикуется рассказ «фшёччи». И рассказ, и газетные очерки начинаются с ярких образов, изображающих красоту природы. Это означает, что автора с детства привлекают яркие цвета, но он осознает и наличие темных сил, и то, что надо решительно бороться против них.

Творческий путь писателя тернист и богат. За свою жизнь он написал около сорока книг для взрослых и детей. Произведения Л. Агакова по проблематике можно разделить на следующие группы: 1) о жизни во время гражданской войны и о борьбе и героизме моло дежи в послевоенные годы; 2) об учебе, жизни и борьбе детей в период организации колхозов; 3) о героизме советских солдат, партизан и школьников, мужественно боровшихся против врага во время финской и Великой Отечественной войн; Опыт прожитой жизни (тягот гражданской войны, тяжелого времени создания колхозов, военных трудностей финской и Великой Отечественной войн) вдохновил писателя на создание остросюжетных рассказов и повестей. Уже в первые годы творчества Л. Агаков пишет героические и приключенческие произведения. Детям нравится, когда в произведении быстро меняются события и картины. Зная об этом, Л. Агаков уже в начале творчества стремился писать увлекательные для молодого читателя зарисовки и рассказы. В большинстве случаев он стремился увеличивать динамику событий и картин короткими повторами, расположением глаголов в начале или в конце предложения. Вот как развиваются события с помощью этих приемов в рассказе, написанном автором еще в восемнадцатилетнем возрасте: «Не жалеет тепла солнце, снег, изо всех сил разрыхляя его, превращает в ручеек. Грачи прилетели! Оживилась деревенская жизнь. У всех начинается работа, уже нужно спешить. Все радуются приходу весны, и стар, и млад ее ждал. Теперь не пропадем, недалеко и до зелени. Как раз заканчивается корм для скотины. Недалек и сев. Все необходимо, все нужно готовить. Работа начинается» , 4].

В начале творчества Л. Агаков больше пишет о возникновении в чувашских деревнях первых пионерских организаций («Молодец», «Помогли», «Лесной отряд», «Последняя сказка», пьеса «Обман»). В большинстве из них действие развивается по единой схеме, конфликт разрешается упрощенно.

В рассказе «Последняя сказка» пионеры представлены читателям как маленькие герои, борющиеся со старой верой чувашей. Вожатый отряда Павел и его помощник Петька с книгами в котомках возвращаются из города с собрания. За три версты до деревни располагаются отдыхать под дубами. Под одним деревом Петька находит деньги, соломенные куклы, сахар, яйца. Оказывается, это жертвенный дуб, Мальчик думает, что это сделала бабушка Ухвар, и раскидывает вещи. В этой зарисовке нет не только уважения пионера к древним обычаям народа, но нет и уважения к старому человеку. Ведь в школе учат, что древняя вера вредная, с нею надо бороться.

После отъезда Павла в город в совпартшколу вместо него отрядом начинает командовать Петька. Пионеры принимают решение: «Устроить колхоз. Купить и начать разводить голубей, породистых кур. Силами отряда обучить грамоте 15 человек. Весной устроить на школьном огороде образцовый участок»[140, 7]. Как видно, на подростков возлагаются большие социальные и политические обязанности. Однако на эти дела необходимо сорок рублей. Пионеры не смогли собрать больше трех рублей. Тогда Петька забирает пионеров рубить жертвенные дубы. Помогать им приходят учитель и три комсомольца.

Похожие диссертации на Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова