Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Карданова Светлана Адамовна

Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат
<
Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карданова Светлана Адамовна. Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Карачаевск, 2004 159 с. РГБ ОД, 61:05-10/1054

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ
МАЛЫХ ЖАНРОВ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР 20

ГЛАВА II. МАЛЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ
АДЫГСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ 49

ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕВЫХ И СЮЖЕТНО-
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАТ ЧЕРКЕССКОГО РАССКАЗА
60-90-х ГОДОВ XX века. ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В
ЕГО ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

БИБЛИОГРАФИЯ 148

Введение к работе

Актуальность диссертационной темы «Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат» проистекает из недостаточной изученности проблем формирования и развития литературной жанровой системы в адыгских литературах. Научное осмысление вопросов, связанных с типологией стилевых и сюжетно-повествовательных координат, с формированием малых жанров — рассказов, новеллы, очерка в контексте повествовательных традиций адыгов-черкесов все еще остается актуальной задачей национального литературоведения.

Актуальными представляются выдвинутые в диссертации вопросы, связанные с генетическими истоками жанров малой прозы, с изучением роли опыта русскоязычных адыгских писателей-просветителей в создании литературных образцов - очерка, рассказа и новеллы с опорой на национально-художественные традиции фольклора.

Актуальным является избранный методологический принцип исследования, базирующийся на принципах целостного восприятия материала исследования, который обеспечивает учет контекстов, типологию стилевых и сюжетно-повествовательных координат, дает возможность постановки вопроса «фольклор и литература» на новом методологическом уровне.

Таким образом, исследование проблем, связанных с динамикой развития тех или иных жанров литератур, начавших свой путь развития в 20-30-х годы XX столетия, в настоящее время является назревшей литературоведческой задачей. Это обусловлено в некоторой степени молодостью науки о литературе, которая формируется как национальное литературоведение, начиная с50-60-х годов. Тем не менее, появился целый ряд работ, в которых осмысливаются отдельные аспекты формирования и развития малых жанров адыгских литератур - черкесской, кабардинской и адыгейской.

О неослабевающем интересе к исследованию процессов жанрового развития адыгских литератур, в первую очередь эпических, свидетельствуют

4 монографические труды: Л. Бекизовой (От богатырского эпоса к роману. 1974), А. Мусукаевой (Северокавказский роман: художественная этнокультурная типология. 1993), Р. Мамий (Вровень с веком. 2001), Ю. Тхагазитова (Эволюция художественного сознания адыгов. Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман. 1996), X. Хапсироков (Пути развития адыгских литератур. 1968), (Жизнь и литература. 2002), К. Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. 1978) и другие труды северокавказских литературоведов, в которых исследуются отдельные вопросы поэтики и стилистики эпических жанров, преимущественно романа и повести.

Исследователи касаются проблем поэтики и стиля малых жанровых форм - рассказа, очерка и новеллы, явившихся существенным звеном формирования эпического сознания художественной культуры адыгов. В очерках истории черкесской, кабардинской и адыгейской литератур уделено значительное внимание развитию литературных эпических традиций, определению места малых жанров в этом процессе. В связи с поставленными задачами, авторы рассмотрели отдельные аспекты, касающиеся художественной природы малых прозаических жанров в адыгских литературах. В данной диссертации впервые предпринята попытка исследовать поэтику и структуру жанров малой прозы на материале черкесской литературы, рассмотреть эти проблемы в контексте родственных по языку кабардинской и адыгейской литературы.

Проблема жанрового развития в младописьменных и новописьменных литературах Северного Кавказа дает возможность проследить плодотворность, результативность процессов взаимодействия литератур в XX столетии, в общероссийском контексте исследовать опыт формирования в них новых эпических традиций, зарождение эпических форм повествования, в первую очередь малых жанров прозы, с которых начинается история развития литератур. Важно отметить, что рассказ, как и новелла, является в адыгских литературах и в фольклоре широко распространенной жанровой формой прозы. Типологические черты рассказа в черкесской литературе нами характеризу-

5 ются с учетом принятого определения этого жанра эпической прозы как небольшого повествовательного произведения с естественно развивающимся сюжетом и новеллы как небольшого эпического произведения с острой, отчетливо выраженной фабулой и действием.

Причиной успешного развития малых жанров прозы, в первую очередь рассказа и новеллы, является их сравнительно небольшой объем, возможность изображения жизни народа в политическом, социальном, экономическом и нравственном аспектах, а также оперативно решать важные проблемы, касающиеся жизни и судьбы народа. Ясно одно, что без учета факторов, определяющих историческое формирование жанровых структур, установления жанровых типологий невозможно создать объективную характеристику динамического развития литературного эпоса.

Как известно, литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются. Это дает возможность понять процесс исторического формирования тех или других жанровых форм, исследовать систему жанровых типологий, уяснить специфику развития литературы в свете последовательной смены жанровых систем. Анализ конкретных путей формирования новеллистических жанров в адыгских литературах на разных этапах их развития дает возможность исследовать их функции в рамках художественного постижения действительности. Необходимо в этой связи сказать о природе жанра, уяснить его функции в историко-литературном процессе. Понятие жанра как категории получило свои характеристики в трудах целого поколений ученых, начиная от Аристотеля и кончая современными историками литературы и теоретиками. Но до сих пор еще не найден ответ, что свидетельствует о сложности проблемы. Эта проблема усложняется в особенности тогда, когда речь идет о литературах новописьменных, в которых реалистическое освоение жизни средствами художественной литературы началось лишь в начале XX столетия. Необходимо учесть и то, что адыгские литературы создавали литературную жанровую систему в ходе освоения опыта развитых литератур,

под воздействием русской литературы. Типологические черты рассказа, его жанровая природа могут быть охарактеризованы в свете жанровых определений, выдвинутых русскими учеными-литературоведами, в частности, Г.Н. Поспеловым.

Его определение, помимо традиционного разделения литературы на три рода - эпический, лирический и драматический, устанавливает еще один параллельный ряд родового разграничения литературных произведений.

Пытаясь осуществить типологический подход, он выделяет «мифологическую», «историко-национальную» (героическую), «нравоописательную» и «романтическую» группы жанров, охватывающих собой все многообразные жанровые формы. В нашем случае наиболее близким жанровой природе первых очерковых рассказов является предлагаемый Г. Поспеловым вариант историко-социальной концепции. Положительной стороной концепции Г. Поспелова является то, что он признает взаимопереходность жанровых групп и возможность промежуточных образований. В основе принятой нами классификации лежит принцип содержательности форм.

Для выяснения поэтики жанров малой прозы черкесов (адыгов) большое значение имеют труды фольклористов, исследовавших повествовательные традиции, поэтику новеллистических жанров фольклора несказочной прозы в частности. Речь идет о работах Ш. Хута, в частности его статье «О поэтике адыгских бытовых новеллистических сказок»[47;68], о фундаментальной работе А.А. Ципинова «Народная историческая проза адыгов» [133] и др., в которых рассматриваются общетеоретические положения, связанные с жанром, сюжетно-тематическим составом, персонажами, поэтико-стилистическими особенностями и выразительными средствами, преданиями и другими жанровыми формами. Разобраться в поэтике современного рассказа, в стилевых его особенностях нам помогут и труды адыгских писателей-просветителей: Ш. Ногмова, С. Хан-Герия и др. В ходе решения поставленной задачи мы опирались на труды отечественных литературоведов и фольк-

7 лористов, на изыскания северо-кавказских ученых. Нами учтены труды А. Гадагатля, Р. Унароковой, Ш. Хут, А. Ципинова, М. Мижаева и др.

В устной прозе наибольшее место занимают жанры - сказка, притча, тхыда, хабар. Это дает возможность проследить динамику формирования малых жанров прозы, исследовать их генетические истоки, охарактеризовать поэтику жанра, осмыслить изображение человека, проследить переход от информационности к описанию, охарактеризовать образ рассказчика, с помощью которого из устной прозы вычленялась индивидуальная традиция, обретение рассказом элементов художественности и художественных форм повествования.

В диссертации осмыслены социальные и художественные предпосылки становления очерка, рассказа, новеллы на различных этапах их развития. Жанрово - стилевые формы современного рассказа не были до настоящего времени предметом самостоятельного исследования. Заявленная диссертационная тема «Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно - повествовательных координат» должна восполнить существующий пробел.

Анализируя идейно-нравственные основы и жанрово-стилевую эволюцию адыгской прозы второй половины XX века, Р. Мамий обратил внимание на то, что жанрово-стилевой состав адыгской прозы как целостно-эстетической системы мало разработан и требует конкретного изучения. Особенно это касается малых форм. Далее он подчёркивает, что жанр очерка и рассказа фактически выпадает из поля зрения исследователей.

В данной диссертации исследован процесс формирования малых жанровых форм в черкесской литературе в типологическом контексте развития повествовательной традиции адыгских литератур - черкесской, кабардинской и адыгейской. Поэтапно исследован процесс складывания реалистической повествовательной традиции младописьменных литературах с учетом содержательности форм, специфических особенностей поэтики малых жанровых форм — новеллы, рассказа, очерка. Особое внимание уделено вопросам

8 поэтики, художественным формам, генетически связанным со сказовой традицией адыгов, а также с усвоением литературного опыта, сложившегося в процессе взаимодействия с русской и другими литературами России.

В своих суждениях о жанровых формах черкесского рассказа мы отталкиваемся от имеющихся научных определений жанра.

Рассказ характеризуется как малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.

В.Г. Белинский отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести. Известно, что в XIX в., когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широкое развитие, сложилось мнение, что жанр очерка всегда документален, рассказы же создаются на основе творческого воображения. Рассказ отличается от очерка конфликтностью сюжета, а очерк - в основном описательное произведение. Одной из разновидностей малых прозаических жанров является новелла. В литературном энциклопедическом словаре подчеркивается мысль о том, что «...правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного). Очеркового типа рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общест-ва»[35;318].

В этом же словаре под новеллой подразумевается «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует взгляд на новеллу как разновидность рассказа), но отличающийся острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью» [35;248]. Словарь характеризует очерк как разновидность малой жанровой формы эпической литературы, как отличное от другой формы, рассказа (и

9 тем более от новеллы), отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько становление характера личности, ее конфликты с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях), и обладает большим познавательным разнообразием [35;263].

Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике. Очерк часто бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте.

Авторы энциклопедической статьи об очерке подчеркивают мысль, о том, что расцвет очеркового творчества в истории национальных литератур обычно возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом старых общественных отношений, возникновением новых укладов жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы.

Существует общеадыгская терминология жанров несказочной прозы, которая употребляема всеми адыгами в контексте адыгского фольклора. Этим обусловлена и общность характерных черт, жанровых особенностей поэтики и стилистики, таких определений как «таурих», «хабар», «хабариж», «тхидеж», «хиш».

А. Ципинов в ходе жанровой характеристики несказочной прозы в книге «Народная историческая проза адыгов» (2000) дает классификацию «народной терминологии». По его мысли, народная терминология в области несказочной прозы представляет собой дифференцированную систему. Это термины, употребляемые всеми адыгами, и термины, известные только носителям адыгейского языка. К первым относятся: «таурих», «хабар», «хабариж». Ко вторым: «тхидеж», «хиш». Таурих (каб.-черк.; адыгейск. таурыхъ) -из араб, tawarik, tarik - хроника, летопись, история.

Нам важно отметить соотношение реального и вымышленного в этих жанрах и подчеркнуть, что лексема «таурых» является синонимом хабар,

10 употребляемым, как подчеркивает А. Ципинов, для обозначения слуха, молвы, вести, известия. О синонимичности этих понятий свидетельствует и тот факт, когда сказитель прибавляет к слову таурых - таурых пэж, реальное, достоверное сказание. Тем самым можно заключить и сделать вывод о том, что сказитель различает сказку с элементами вымысла и рассказ о реальном событии. Иногда встречается название таурых в отношении нартских сказаний, когда таурых и хабар становятся синонимами. И здесь таурых терминологически соответствует хабару, которым обозначаются произведения несказочной прозы. Отличительной стороной жанров несказочной прозы, которые оказались ближе всего к литературным, в которых вырабатывался опыт воссоздания действительности в правдивости является то, что уже в них предпринимается попытка изображения человека и его среды. В реальность содержания таурых, хыбар, тхыдэ слушатели верили как в имевшие место факты и события. В хабарах различаются древние хабары, старинные хабары, хабарыж.

К старинным народ относит нартские хабары, нарт хабар. Для нас представляет интерес народная терминология как тхидэж - «старинная история».

А. Схаляхо считает, что тхидеж - это сказки с исторической основой, но с элементами фантастики. С. Хан-Гирей называл преданиями все, «что от предков изустно перешло к потомству» [113;69]. Он делит их на три рода: 1. песни (уэрэд), 2) старые сказания (тхидаж), 3) старые вымыслы. Как пишет А. Ципинов: «Исходя из этого, можно заключить, что под «тхидежами» С. Хан-Гирей понимает все рассказы, передаваемые от предков к потомству и в действительность содержания которых верили»[133].

X. Хапсироков также выделяет в области несказочной прозы два жанра: «Сказания об исторических событиях и исторических деяниях выдающихся представителей народа; новеллы, в которых события или сам предмет изображения часто достигает реалистической достоверности»[129].

Фольклорист Шамсудин Хут дает наиболее полную характеристику жанровым разновидностям несказочной прозы - преданиям, сказаниям, легендам, новеллам, притчам [132;83-124]. Все жанровые разновидности преданий, сказов, таурыхов отличаются формой бытования, степенью удаленности событий от рассказов о них. Герой, совершающий значительный подвиг, запечатлевает и воплощает народное восприятие событий, жизненную философию народа. Подобный опыт, нашедший выражение в традиционной сказовой традиции, явился основополагающим подспорьем в процессе формирования поэтики и стилистики литературных жанров малой прозы - рассказа, новеллы, художественного очерка и т.д.

К.В. Чистов, обозревая устную прозу с точки зрения функций различных жанров, свидетельствует, что она «резко делится на две части - группу жанров с отчетливо выраженной эстетической функцией (все разновидности сказки, небылица, притча); и группу жанров, в которых какая-либо внеэсте-тическая функция (или функции) играют безусловно первостепенную роль. Произведения этой последней функции: предания, легенды, сказания, сказы, побывальщины, устные рассказы - рассказчиками, слушателями обычно не воспринимаются. Они служат практической цели передачи исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений или новостей» [134;5].

В центре нашего исследования определённое место занимает проблема исторических взаимосвязей литературы и фольклора, предопределивших закономерности развития жанров малой прозы, особенности художественного восприятия человека и окружающего мира. Верное понимание совокупности проблем фольклоризма в литературе дает возможность уяснить проблемы традиций и новаторства, национальной самобытности и народности, выраженные в тех или иных жанрах, в данном случае, в малых жанровых формах, в формировании которых основополагающую роль сыграли национально-художественные традиции адыгов. Нами учтены работы, в которых исследованы отдельные аспекты, касающиеся роли фольклора в формировании лите-

12 ратурных жанров адыгской прозы. Это работы Л. Бекизовой, Л. Кашежевой, А. Мусукаевой, Р. Мамий, М. Сокурова, А. Схаляхо, X. Теунова, Ю. Тхагази-това, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, Е. Шабановой, К. Шаззо и др.

Придерживаясь методики типологического анализа, опираясь на истории национальных литератур - «Очерк истории адыгейской литературы» 2002, «Очерк истории кабардинской литературы» 1968, «Черкесская советская литература», 1964 - и на другие работы, касающиеся жанрового развития адыгских литератур. В соответствующих главах исследуются национальные истоки малой жанровой прозы адыгских литератур, прослеживаются сказовые традиции фольклора, рассматривается роль фольклора и этнокультурных традиций в формировании поэтики жанров малой прозы - очерка, рассказа, новеллы, исследуется поэтика и стилистика первых жанровых форм - рассказов, очерков, новелл 20-40-х годов XX века, динамика развития жанров малой прозы на последующих этапах развития литературы, выявляются особенности поэтики индивидуального творчества писателей и их достижения в реалистическом изображении жизненного материала, создании характера литературного героя. В разработке всего ряда проблем, связанных с поэтикой, с реалистическими принципами освоения действительности и героя, с писательским мастерством, автор опирался на труды теоретиков литературы: В.Г. Базанова, Н.Г. Джусойты, З.С. Кедриной, Г.И. Ломидзе, Н.С. Надьярных, И.Г. Неупокоевой, З.Г. Османовой, М.Б. Храпченко и др.

Адыгские просветители неоднократно говорили о том, что фольклору принадлежит роль летописца истории народа, его духовных и нравственных исканий. Фольклор имел огромное значение в формировании художественной мысли народа, в развитии его художественного сознания. Фольклор выполнял своеобразную роль печати в жизни народа, имел большую общественную силу. Известные адыгские ученые: Л. Бекизова, А. Гутов, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитов, X. Хапсироков - подчеркивают значение фольклора как основного духовного истока национальных литератур.

Л. Бекизова в своем исследовании «От богатырского эпоса к роману» 1974, заявляет основополагающую мысль о том, что в адыгской прозе «господствовали и фольклорные способы обобщения действительности, отбор и распределение материала, характеристика персонажей. Это был период учебы у фольклора, период, когда от фольклора бралось больше, чем «отдавалось» в результате усвоения» [60; 144]. Но не только отсутствие развитой традиции вынуждало писателей обращаться к фольклорным истокам. Для того, чтобы исследовать закономерности взаимодействия фольклора и литературы в ходе формирования тех или иных жанров, необходимо уяснить причинные связи фольклорных и литературных жанров, которые обнаруживаются в ходе формирования литературных жанров прозы в адыгских литературах.

Анализ фольклорных жанров малой прозы даёт возможность установить их взаимосвязь с литературными не только на уровне содержания, но и национального своеобразия формы. Журнал «На подъеме», издававшийся в ту пору, когда закладывались основы национального своеобразия, когда у бесписьменных народов появилась возможность их изучения и осмысления, рекомендовал «использовать начинающему писателю форму народного творчества, наряду с использованием форм очерков, зарисовок и заметок, как наиболее возможную и целесообразную» [169;84]. Несмотря на то, что в эти же годы прозвучал и другой призыв - рассмотреть и другие, сугубо массовые традиции под социальным углом зрения - влияние фольклора и национальной художественной традиции на литературу было весьма ощутимым на всем пути развития литературной жанровой традиции в адыгских литературах.

Осознанный, более результативный уровень использования фольклорных традиций народа, его эстетического наследия мы имеем в адыгских литературах 1960-90-х годов.

Новый методологический поворот в исследовании эпических жанров, в том числе и малых, наметился в трудах: Л. Бекизовой, 3. Налоева, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, Ш. Хута, X. Хапсирокова, К. Шаззо, рассматри-

14 вающих художественное сознание народа адыгского этноса как целостное явление. Для нас это имеет принципиальное значение, так как мы в своем анализе поэтики и стилистики повествовательных жанров малой прозы черкесской литературы в контексте адыгских литератур исходим из методологически важной мысли об единых истоках, о целостном единстве духовного наследия адыгов, о типологии жанрового развития черкесской, адыгейской и кабардинской литератур. Этим предопределяется и типологическая общность поэтики развития жанров. В контексте целостности этно-национальных основ в диссертации рассмотрено творческое наследие сказителей (хабарчи), вычленявшихся из устной повествовательной традиции, осмыслено их значение в развитии жанров малой прозы как индивидуальных творцов.

В ходе определения синтеза двух начал русской и национальной художественной традиции, формирования литературной жанровой системы, эволюции жанров даются характеристики архитипа адыгского сознания и мироощущения, выявляются генетические истоки литературных жанров.

На первом этапе развития жанров письменной литературы адыгов в 1920-30-е годы обозначилась общность идейно-эстетических истоков адыгской литературы, общность тематики и проблематики, поиски изображения в литературах нового человека. Недостаточная разработанность выдвинутой темы определила проблематику диссертации, ее цели и задачи. В поле зрения диссертанта оказались в этой связи методологические положения, освещение которых применительно к младописьменным адыгским литературам позволит решить ряд проблем, обусловленных своеобразием и типологией развития жанров малой прозы на материале черкесской и типологически близких адыгейской, кабардинской литератур.

Решение этих задач стало возможным благодаря теоретическим трудам общеметодологического характера М. Бахтина, Р. Бикмухаметова, Н. Воробьевой, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Османовой, М. Храп-ченко, Л. Якименко, а также северокавказских литературоведов, исследовавших различные аспекты формирования эпических жанров, в том числе и ма-

15 лых жанровых форм. Это труды Л. Бекизовой, А. Гутова, Р. Мамий, А. Мусу-каевой, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, А. Ци-пинова, которые послужили опорой в создании диссертационного труда.

Цель диссертационной работы видится в изучении закономерностей становления малых жанровых форм как важнейшего звена эпических жанров адыгских литератур. Типология развития жанров малой прозы адыгских литератур рассматривается в диссертации на фоне развития прозы многонациональных литератур страны.

Цели и задачи состоят в том, чтобы

исследовать процесс формирования малых жанровых форм в черкесской литературе, начиная с первого этапа их развития в 20-30-е годы до 90-х годов.

проследить преемственность повествовательных традиций на уровнях: фольклор и литература, литература и национальная действительность. Уяснить национальную специфику малых жанров прозы как на уровне идейно-эстетическом, так и структурном, с учётом формообразующих факторов.

изучить закономерности становления малых жанровых форм как важнейшего звена эпических жанров адыгских литератур.

- исследовать поэтику и национальные основы малых жанров прозы в творчестве русскоязычных адыгских писателей - просветителей как первопроходцев, заложивших основы литературных форм повествования.

Автором диссертации исследован, прежде всего, процесс складывания реалистической повествовательной традиции на материале малой прозы в черкессой литературе с учётом содержательности форм, особенностей поэтики и стилистики новеллы, рассказа и очерка.

Методы исследования

В диссертации использованы сравнительно-типологический и истори-ко-функциональный методы исследования.

Объект исследования составили малые жанры черкесской прозы, рассмотренные в контексте адыгских литератур, очерки, рассказы и новеллы

адыгских прозаиков 20-40-х., 50-60-х., 80-90-х годов, а также рассказы, новеллы и очерки адыгских писателей - просветителей XIX и XX века.

Научная новизна работы состоит в проблемном осмыслении процессов становления малых жанров прозы в черкесской литературе с учётом типологического контекста адыгских литератур. Подобный принцип рассмотрения динамики формирования литературных жанров в означенных литературах как целостного явления предпринимается впервые в качестве монографического исследования.

Впервые исследуются национально-генетические основы малых жанров прозы, а также выявляется роль опыта развитых литератур, советской многонациональной в первую очередь, в овладении реалистическим письмом.

Методологической основой диссертационного исследования являются труды теоретиков литературы, исследовавших художественную природу эпических жанров. Это труды Ю. Андреева, М. Бахтина, Ю. Барабаш, Л. Выготского, Ч. Гусейнова, В. Жирмунского, Ф. Кузнецова Д. Лихачёва, Г. Ло-мидзе, Н. Надъярных, В. Оскотского, М. Пархоменко, М. Храпченко, Л. Якименко; а также труды ученых - кавказоведов А. Алиевой, Л. Бекизовой, Х.-Г. Бакова, А. Гутова, Н. Джусойты, X. Малкандуева, Р. Мамий, А. Мусукаевой, У. Панеша, К. Султанова, А. Схаляхо, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Ха-куашева, Р. Хашхожевой, X. Хапсирокова, Ш. Хут, А. Ципинова, К. Шаззо, Т. Эфендиевой и других.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она будет способствовать познанию путей формирования литературной жанровой системы, уяснению национальных особенностей поэтики малых жанров прозы в черкесской литературе, рассмотренной в сравнительно - сопоставительном плане с генетически родственными адыгскими литературами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её выводы и основные положения найдут применение в научной и педагогической практике, она может быть использована в курсах «История литератур народов

17 Российской Федерации», «История литератур Северного Кавказа», а также при чтении лекций по фольклору и черкесской литературе, при создании школьных и вузовских учебных программ и учебных пособий, при написании дипломных и диссертационных работ, при проведении спецсеминаров и спецкурсов.

Апробация работы: диссертационная работа в ее концептуальной части была обсуждена на научно-практическом семинаре (Алиевские чтения, г. Карачаевск, 2004), а также на совместном заседании кафедр русской литературы и кафедры черкесской и абазинской филологии КЧГу (февраль, 2005) и рекомендована к защите. Основные положения и выводы отражены в статьях, опубликованных в журналах и трудах: Художественное сознание адыгской прозы 20-30-х годов и жанровые тенденции // сб. Алиевские чтения, Карачаевск 2004; Поэтика новеллистических жанров в русскоязычной прозе адыгских просветителей // ж. «Наука. Образование. Творчество» - Армавир, 2004. - №6; Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат адыгского (черкесского) рассказа (60-80-х гг. XX в.) // Социальные и гуманитарные науки / Межвузовский сборник. - М., 2004. - №6.

Основные положения работы были изложены на заседании научного семинара Института филологии КБГУ «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации».

Структура работы определена проблематикой диссертационного исследования, её целями и задачами. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, а также библиографии.

Во введении обосновывается новизна и актуальность избранной темы, определяется степень ее научной разработанности, обозначается методология исследования, характеризуется вклад ученных в разработку проблем, связанных с формированием и развитием жанров малой прозы. Мотивируется теоретическая необходимость исследования выдвинутых задач.

В первой главе исследуются национально-художественные истоки малых жанров адыгских литератур, осмысливается проблема генетических ис-

18 токов жанров малой прозы, характеризуется поэтика малых жанров фольклора, а также ряд других вопросов, дающих возможность проследить динамику развития жанра от фольклорных форм к литературным в их преемственных связях. В главе анализируются устные рассказы, приписываемые Казаноко Жабаги как фактор индивидуального творчества, вызревающий из фольклорной традиции. Опыт Казаноко Жабаги рассматривается как важное звено в формировании адыгской художественной традиции. Анализируется поэтика и стилистика фольклорных жанров малой прозы. Указывается на малые жанровые разновидности и на их терминологические обозначения.

В главе делается вывод о том, что поэтика новеллистической фольклорной прозы свидетельствует, что уже в недрах фольклора были заложены предпосылки возникновения литературной эпической традиции.

Во второй главе исследуется проблема поэтики малых жанров в русскоязычной прозе адыгских писателей-просветителей Х!Х века, даётся анализ произведений Ш.Ногмова, С.Хан-Гирея, С.Казы-Гирея. Ю.Кази-Бека (Ахметукова), А.Кешева, которые свидетельствуют о фольклорных истоках и освоении реалистических традиций русской литературы, сказавшихся на формировании авторского творчества на пути к реализму. Конкретный анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что обращение писателей к осмыслению тем и проблем, связанных с историческим опытом народа, отраженных в фольклорных жанрах, дает возможность уяснить особенности процессов, формирование литературной жанровой системы, постичь особенности взаимодействия фольклора и литературы на различных этапах художественного развития.

В третьей главе исследована типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат черкесского рассказа 60-90-х годов XX века. В главе рассмотрена динамика становления литературных жанровых форм рассказа, очерка и новеллы. На основе принятых определений жанров малой прозы ведется структурный анализ поэтики и стилистики очерка, рассказа и новеллы, исследуются проблемы традиций и новаторства, анализируются ка-

19 тегории реализма, историзма мышления, творческих индивидуальностей, выявляется роль русской литературы в формировании нового уровня художес-венного сознания адыгских писателей на различных этапах литературного развития.

В главе исследуется динамика развития литературных жанров, начиная с 20-30-х годов, затем 40-60-х, 60-90-х годов. Дальнейшее освоение художественной концепции человека и окружающего мира в малых жанрах черкесской прозы, как и в других адыгских литературах, связано с событиями Великой Отечественной войны, с осмыслением героико-эпической темы. В этой связи жанр обретает новые качества художественности. Это подтверждено анализом произведений военной темы X. Гашокова, А. Кешокова, А. Охтова, 3. Налоева и других.

В конце главы сформулирована мысль о том, что качественный рост национальных литератур, выход на новый уровень художественности в 1960-90-е годы является существенной типологической особенностью развития жанров малой прозы. Малые жанры адыгских литератур исследованы в ее генетическом и типологическом аспектах.

В заключении сделаны выводы и обобщения, вытекающие из анализа, конкретного материала и конкретных произведений.

Похожие диссертации на Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат