Введение к работе
Основной вехой в истории развития осетинской литературы явилось творчество выдающегося общественного деятеля, поэта, художника, писателя и публициста К Л Хетагурова, уникальный стиль произведений которого лег в основу литературного осетинского языка На примере его публицистических произведений можно отчетливо проследить синтез мотивов осетинского народної о творчества и культурного опыта как русской, так и мировой литературы
Исторический момент, пробудивший к жизни многогранный талант Хетагурова, был переломным в судьбе как Российского Государства, так и Кавказского региона Стремительный переход от патриархально-родового строя к капиталистическим отношениям на рубеже ХІХ-ХХ веков обусловил ряд кардинальных изменений во всех сферах жизни населения Терской области Как отмечает В И Абаев, «значение Хетагурова не только в том, что он пробудил национальное самосознание народа Его великая заслуга в том, что он дал этому сознанию определенную идейную направленность Любовь Коста к родной Осетии < > была насыщена глубоким и прогрессивным социальным содержанием Будучи одним из передовых людей своего времени, воспитанный на идеях русской революционной демократии, сам демократ до мозі а костей, Коста распознал, что содержанием национальной жизни является не патриархальная идиллия, а жестокая борьба И в этой борьбе он, не колеблясь, занял свое место с трудовым народом - против его yi нетателей Любой народ, чтобы стать с достоинством в ряду друїих народов, нуждается в том, чтобы иметь людей, которые могли бы быть его национальным символом До Коста у осетин не было такого человека-символа Таким человеком и сіал Коста»1
Абаев В И Коста Хсгагуров и сю время - Тбилиси, 1961 -С 53
Статьи Хетагурова, помимо того, что всесторонне и объективно освещают сложившуюся ситуацию нл территории края, являются своеобразным отражением внутреннего мира автора и системы его ценностей, обусловивших мировосприятие и мировоззренческие позиции публициста Изучение ценностной иерархии Хетагурова, системы его убеждений и принципов способствует более полному определению побудительных причин его активной общественной деятельности и того громадного влияния, которое оказал Хетагуров на развитие Осетии на рубеже XIX-XX веков Сложившаяся социокультурная ситуация всецело отразилась в ігублицисгическом наследии Хеіагурова, которое по праву считается образцом газетного стиля
Актуальность данного диссертационного исследования связана с необходимостью рассмотрения творчества Хетагурова в свете аксиологии Эго обусловлеьо іребованием времени, поскольку в современной научной мысли наблюдается растущая тенденция к синтезу литературоведения и аксиологии [см работы К Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы», 2001, В Е Хализева «Ценностные ориентации русской классики», 2005] Более того, аксиологический подход к историческим ц художественным явлениям прошлого и настоящего способствует формированию ценностного сознания современного человека, что является насущной проблемой нашего времени и позволяет осмыслить фундаментальные основы его мировоззрения
Ценностный потенциал публицистики Хетагурова огромен Выявление его является актуальной задачей гуманитарных наук, и в первую очередь - литературоведения Изучение ценностных ориентации в публицистическом наследии Хетагурова позволяет осмыслить движущие силы, которые руководили творческой личностью в процессе общественной деятельности. Публицистика Хетагурова концентрирует иерархию духовных ценностей автора, г, которых этнический компонент связан неразрывными узами с русской и мировой культурой
Выявление ценностных ориентиров публициста особенно актуально, поскольку невозможно представить себе публицистический текст, в котором автор не выражал бы своего отношения ко всему, что послужило поводом для статьи А отношение всегда по своей природе аксиологично, «оно есть форма ценностного сознания»1 и проявляется в -змоциональной реакции, переживании, чувстве М М Бахтин видел «ценностное отношение», «эмоционально-волевую позицию» автора в каждом элементе текста «Эмоционально-волевая реакция автора выражается и. в самом выборе героя, и темы, и фабулы, в выборе слов для ее выражения, в выборе и построении образов и пр »7
Немачоважным преде і авляется также определение места христианских идеалов в сисіеме ценностей Хетагурова Эта область на сегодняшний день является малоизученной, поскольку до последнего времени в хетагу-роведснии бытовала устоявшаяся тенденция к выявлению исключительно атеистических взглядов публициста Данная позиция была обусловлена идеологическими требованиями недавнею прошлого и являлась значительной помехой в объективном рассмотрении поднимаемых в поэзии и публицистике Хетагурова вопросов веры и религии Дифференциация этих понятий вызвана необходимое і ьго определения как доминирующего положения образа Христа и базовых положений христианства в сознании публициста, гак и мотивации антиклерикальных выступлений, вызванных образом жизни священнослужителей
Объектом исследования является публицистическое наследие К Л Хетагурова, а также ряд его русскоязычных поэтических произведений
Предмет исследования — система ценностей К Л Хетагурова, опирающаяся на этнические приоритеты и социокультурные традиции русской и европейской мысли
1 Каган М С. Философия культуры -СПб Петрополис, і 996 -С 238
2 Бахтин М М Литературно-критические статьи - М Художественная
литература, 1986 -С 19-20
Основной целью данной работы является определение значимости ценностных ориентации в социокультурном и художественном сознании К Л Хетаїурова, что подразумевает решение ряда задач:
обозначить место аксиологии в системе гуманитарного знания и определи і ь схему применения аксиологического подхода в исследовании историко-литературного творчества К Л Хетагурова,
определить роль национального менталитета в формировании ценное гпого мировосприятия К Л Хетагурова,
охарактеризовать систему гражданских приоритетов публициста и обозначить место доминанты «свобода» в его общественно-литературной деятельности,
рассмотреть значение просвещения народа в системе ценностей К Л Хегаїурога,
определить место христианских ценностей в структуре приоритетов К Л Хегагуроьа,
рассмотреть особенность публицистических текстовКЛ Хетагурова на уровне художественной микростилнетики
Степень разработанности проблемы. Творческое наследие Хетагурова рассматривается в трудах таких ученых, как В И Абаев. Л П Семенов, В Б Корзуи, Г И Кравченко, Н Г Джусойты, А Малинкин, ЗП Цховре-боз Б А Капоев, С Ш Габараев, Г И Кусов, М С Тотоев, Н Цырульни-хов, ВН Цаллаюв, ВД Таказов, ВД Абаев, PC Кабисов, ХК Цаллаев, М Шагпнян, М И Серебряная К Е Гагкаев, 3 Н Ванеев, М И Гасанов, НП Гулуева, ТИ Джантиев, С.Мальцев, В К. Загиев, Н.Х Кулаев, Г В Натадзе, В М Никонов, И Н Луценко, В Д Горгадзе, А Р Раджабов, Э А Писаренко, Л Д, Стародубова, Л М Уруймагова, А Хадикова, Б Хозяев, Ю8 Хоруев ПР Хоружий, А И Олейникова, РЗ Комасва, РЯ Фидаро-ва. С Б Сабаев, 3 М Салагаева, С 3 Габпсова, Т Дзеранов, В А Блажко, ЗН Суменова, ГА Гуриев, В Д Таказов, Л Б Келексаева, С А Айларова, А Г Плиев, С С Таболов и др В работах этих исследователей отражены
основные темы и вопросы, которые поднимал Хетагуров на протяжении всей своей журналистской деятельносіи, проанализированы побудительные мотивы его выступлений в печати, очерчен круг проблем, которых он касался в большей или меньшей степени В ряде рабог рассмотрены некоторые художественные особенности публицистического стиля Хетагурова и проведены параллели с работами деятелей русской литературы первого ряда
Однако за всю историю хетагуроведения к творческому наследию выдающегося поэта и публициста не был применен аксгюпогический подход, ценностная система его мировосприятия не была четко структурирована, не был обозначен ряд приемов и средств образной выразительности в публицистике Помимо этого опускались вопросы веры и христианских идеалов, занимающие значительное место как в поэтическом, так и в публицистическом творчесівс Хетагурова Исключение составляет работа о Сергея Мальцева «Коста Хетагуров Духовная поэзия», относящаяся к религиозной литературе и констатирующая факт причастности поэта к идеям христианства
Научной новизной настоящего исследования является рассмотрение творческого наследия К Л Хетагурова в свеге аксиологии, выстраивание четкой иерархии ценностей, определение доминантных позиций в миропонимании публициста В работе рассмотрены причины, послужившие импульсом развития его творчества в определенном русле Описаны связи Хетагурова с христианскими ценностями русской литературы, обозначено место образа Иисуса Христа в системе доминант публициста, дифференцировано его отношение к вопросам веры и к положению священнослужителей, что ранее не разделялось Также описан ряд художественных особенностей публицистического стиля Хетагурова, которые ранее не были замечены К ним относятся такие средства художественной образности, как градация, детализированное описание, зарисовка, стилшация и др
Материалом для данного исследования послужили газетные статьи К Л Хстаї урона, которые условно можно разделить на несколько циклов в соответствии с тематикой
Обычаи осетин
Зиу (призыв о помощи)
Помощь пораженному молнией
Особа (Этнографический очерк) и др
Литературная деятельность и вопросы искусства
Письмо в редакцию газеты «СК»
Библиография
В последнее время у нас и др
Несправедливость со стороны представит елей власти
Письма иj Владикавказа
Не везет нам на старшин
Накануне
Неурядицы Северного Кавказа и др
Образование
Владикавказские письма
Избави Бог пас от этаких судей
3. Развитие школ в Осетии и др
Отклик на публикации
1. Владикавказские письма
Тартареи («В торах большого и малого Карачая»)
Учебник і еографии России Курс гимназический Составил Михаил Мостовский и др
Разное
Открытое письмо [65]
Мясной кризис [177]
Пути сообщения в горной полосе Кавказа [282] и др
Анализируется ряд русскоязычных сіихотворений, переводные и русскоязычные поэмы Центральная и наиболее объемная часть работы - публицистическое наследие Хегаїурова, наиболее полно отразившее гражданские идеалы, принципы и позиции автора
Меюдологическая и іеореіическан база исследования представляет собой системный подход, включающий основные принципы биографического, культурно-исторического, лингвистического и аксиологического методов анализа Последний является преобладающим Методологической основой аксиологического подхода являются труды М М Бахтина, Н А Бердяева, Н О Лосского, Д С Лихачева, М С Кагана, В Е Хализева, К Султанова, Е В Поповой и др
На защиту выносятся следующие положения:
Ценностный подход является необходимой составляющей исследования творческого наследия деятеля литературы
Этнические ценности составляю і гот фундамент, на который опирался К Л Хетагуров па всем протяжении своей творческой работы
Гражданские приори і еты Хетаї урова являются верхней ступенью его иерархии ценностей Выдвижение понятия «свобода парода» на передний план происходит за счсі принесения в жертву личных интересов, что позволяет говорить о гражданском подвиге К Л. Хетагурова
Просвещение -- важнейшая ценностная категория в мировоззрении К Л Хеіагурова, понимаемая как путь к свободе и необходимый залог перехода общества на качественно новый уровень развития
Христианские ценности занимают значительное место в мировосприятии Хетагурова Он является наследником христианской традиции русской литературы
6. Художественная образность, являющаяся отличительной чертой публицистики Хеіаіурова, выступает также средством выражения его гражданских позиции
Апробапия работы. Основные положения исследования отражены в пяти публикациях, а также на итоговых научных конференциях СОГУ 2006, 2007 гг
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая ценность данного исследования состоит в определении фундаментальных основ миропоннмаиич К Л Хетагурова, объяснения причин выдвижения таких понятий как «свобода», «равенство», «единение», «просвещение» на передний план Рассмотрены с современной точки зрения христианские ценности публициста и некоторые особенности его публмцисшческого стиля, чго является посильным вкладом в развитие хстагуровсдеиия Работа может быть использована как пособие в школьном и вузовском изучении творчества К Л Хеіагурова
Структура диссертации определяется целью и задачами работы Рабо-<а состой і из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 150 источников, включая список словарей, справочной литературы и список цитируемых источников