Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Жанровая специфика повестей Фазу Алиевой «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» 16
1.1. Нравственно-бытовые проблемы в повестях «Судьба» и «Родники рождаются в горах» 22
1.2. «Свой почерк» - социально бытовая повесть 58
Глава II. Композиционные особенности повестей Фазу Алиевой «Судь ба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» 77
2.1. Внесюжетные элементы как составляющие композиции повестей ...89
2.2. Особенности повествования 115
Заключение 133
Литература 1
- Нравственно-бытовые проблемы в повестях «Судьба» и «Родники рождаются в горах»
- «Свой почерк» - социально бытовая повесть
- Внесюжетные элементы как составляющие композиции повестей
- Особенности повествования
Введение к работе
Объектом исследования являются повести Фазу Алиевой 1960-1980-х годов: «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк», их жанровое своеобразие, тематика, проблематика, система образов, сюжетостроение и композиция. Исследование данных повестей позволяет показать динамику художественного мышления автора, ее метода и особенности самого жанра повести в творчестве Фазу Алиевой.
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью жанровых особенностей повестей Фазу Алиевой, отсутствием по этому вопросу фундаментальных специальных исследований.
В кругу проблем, исследуемых в современном литературоведении, жанровая классификация повести является одной из самых сложных и спорных. Повесть — постоянно движущийся и постоянно эволюционирующий жанр, что, естественно, приводит исследователей к существенным противоречиям при попытках определения ее жанрообразующих принципов.
В последние годы учеными сделано многое, чтобы раскрыть сущность повести, определить ее жанровые особенности, охарактеризовать основные этапы ее исторического развития. В настоящее время повесть определяется как эпическое произведение промежуточное между романом и рассказом с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Повесть принадлежит к наиболее сложным жанрам литературы. Трудность ее изучения как жанра заключается в том, что во многих текстах мы имеем дело с переходными случаями.
Возникновение повести в дагестанской литературе, в том числе и в аварской, связано со временем революции и гражданской войны. Повесть в дагестанской литературе, и, в частности, в творчестве Фазу Алиевой, будучи порождением социализма, отразила бурную эпоху 20 века - политические, идеологические и эстетические взгляды, мораль и этику, обычаи и быт этого времени. Менялось время, менялось и жанровое наполнение повестей. С этих позиций повести Фазу Алиевой анализируются впервые в реферируемой работе.
Работа призвана восполнить один из серьезных пробелов, имею-
щих место в аварской и дагестанской литературе.
Степень изученности. О Фазу Алиевой как талантливом поэте и прозаике, как яркой и одаренной личности написано Владимиром Тур-киным1, Олегом Добровольским2, Сулейманом Ахмедовым3, Натальей Катаевой, 3.3. Гаджиевой4, Анной Рудской5. Серьезной попыткой системного изучения творчества Фазу Алиевой в контексте дагестанского литературного процесса предпринята в монографиях A.M. Вагидова -«Фазу Алиева: очерк творчества. По страницам произведений, переведенных на русский язык»6, «Современный дагестанский рассказ»7 и «Дагестанская проза второй половины XX века»8. Исследования A.M. Вагидова стали отправной точкой и стимулом данного диссертационного исследования.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает жанровое своеобразие повестей Фазу Алиевой в ее связи с системой мотивов и обосновании их роли в реализации авторской концепции человека, мировоззренческих и эстетических позиций прозаика.
Целью диссертации является выявление и описание идейно-художественных и жанровых особенностей повестей: «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (1977) и «Свой почерк» (1987), сопоставительный анализ которых позволяет говорить о динамике художественного мышления Фазу Алиевой.
Попытка продемонстрировать наличие в изучаемых повестях методологической и жанровой динамики, содержательного и формального развития базируется на детальном анализе сюжетного и пространствен-
Туркин В. Дерево добра. // Ф.Алиева. Закон гор. Избранное. / Перевод с аварского; вступительная статья В. Туркина. /М.: Художественная литература, 1977. С. 3-7.
2 Добровольский О. Путь горянки. // Ф. Алиева Листопад. Романы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. С. 5-18.
Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. С. 180.
Гаджиева 3.3. Нравственная концепция человека труда как традиция советской литературы и ее отражение в прозе Ф.Алиевой. // Дагестанская литература во взаимодеиствіш с литературами народов СССР. Махачкала, 1985. С. 19.
Рудская А. Фазу Алиева. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. С. 1-32.
Вагидов A.M. Фазу Алиева: очерк творчества. По страницам произведений, переведенных на русский язык. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. С. 1-186.
Вагидов А.М. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000. С. 4-24. 8 Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005. С. 1-568. 4
но-временного построения, которое мы не можем рассматривать без его взаимосвязи с внешней композицией, системой образов и внесюжетны-ми элементами композиции.
В соответствии с поставленной целью решается ряд конкретных задач:
Выявление тематики и проблематики повестей.
Детальный анализ сюжетов и хронотопов повестей: «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк».
Описание авторской концепции человека и тесно связанной с ней концепции любви, их эстетической позиции в контексте времени.
Анализ композиции повестей.
Обозначение характерных черт индивидуальной манеры Фазу Алиевой с точки зрения выявления процесса освоения автором традиций устного народного творчества и традиций дагестанской и русской литератур.
Выявление социально-общественных, философских и эстетических доминант поэтики Фазу Алиевой в контексте дагестанской и советской литературы.
Обозначение и конкретизация художественных особенностей, способствующих определению динамики художественного мышления писательницы, отражающейся в методе.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическая основа диссертации определена принципами историзма в оценке основных направлений развития национальных литератур, ибо «исторический подход к искусству стал для современного человека чем-то гораздо большим, чем просто инструментом научного осмысления, - он сделался условием эстетического переживания»1. Как основной метод работы избран сравнительно-исторический анализ, позволяющий наглядно продемонстрировать динамику жанра и художественного мышления автора в названных повестях. Использован в диссертации и метод теоретического исследования, предполагающий восхождение от абстрактного научного знания к анализу конкретного литературного материала.
Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство. // Избранные статьи в трех томах. Т. III. Таллинн: «Александра», 1993. С. 316.
Применяется автором также аналитический и структуралистиче-ский методы исследования, ориентированные на изучение внутреннего и внешнего построения художественного произведения. Исследуя проблемы идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает повести Фазу Алиевой в социально-историческом, политическом и литературном контекстах эпохи, ибо «горизонты художественного образа и сферы его действия - это и современная жизнь человечества во всем ее многообразии, это и история с ее завоеваниями и драмами, это и будущее общество, в которое проникает человеческий взор, это мир бурного сопротивления новому, и горячее стремление людей к преобразованию социального порядка и самого себя, построение справедливого общественного строя»1.
Для решения поставленных задач автор опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению: ММ. Бахтина - «Литературно-критические статьи» (1986), А.Н. Веселовского - «Историческая поэтика» (1989), Ю.Н. Тынянова - «История литературы. Критика» (2001), Л.И. Тимофеева - «Основы теории литературы» (1971), В.Е. Хализева -«Теория литературы» (2002), ЮМ. Лотмана - «Анализ поэтического текста» (1972), «Избранные статьи в трех томах» (1993), СМ. Петрова -«Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм» (1975), М.Б. Храпченко - «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (1975), «Горизонты художественного образа» (1986), Ф.И. Буслаева - «Труды по истории литературы» (1999), В.И. Гусева - «Герой и стиль» (1983), Е.С. Добина - «Герой. Сюжет и действительность. Искусство детали» (1981), Б.В. Тома-шевского - «Теория литературы. Поэтика» (1925); выводы и заключения дагестанских ученых - литературоведов. Г.Г. Гамзатова «Дагестан: духовное и художественное наследие» (2004), «Дагестан: Историко-литературный процесс» (1990), С.Х. Ахмедова «Художественная проза народов Дагестана: История и современность» (1996), а также исследования, конкретно посвященные анализу творчества Фазу Алиевой.
Методы и приемы исследования опираются на принципы научной
1 Храпченко МБ. Горизонты художественного образа. М., 1986. С. 10. 6
объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность повестей Фазу Алиевой, их историзм, а также динамику развития жанра.
Научная новизна исследования. Фазу Алиева, в отличие от ее современников, не значится в числе тех, чье творчество привлекало пристальное внимание критиков. Критических работ о ее творчестве немного.
Многие статьи о творчестве Фазу Алиевой носят преимущественно обзорный характер, являясь откликом на очередной поэтический сборник или юбилей поэтессы. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней делается попытка изучения жанрового, проблемно - тематического и композиционного своеобразия повестей Фазу Алиевой, предпринимается также попытка характеристики концепции человека в указанных повестях. Если повесть «Судьба», в какой то мере, «проба пера», то повести «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» занимают значимое место в ее творчестве. По ним можно безошибочно определить ценностные ориентиры Ф. Алиевой, ее нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее выводы и основные положения могут быть использованы при научном изучении вопросов жанровой динамики дагестанских повестей, при целостном изучении творчества Фазу Алиевой, при написании обобщающих трудов по дагестанской литературе, при преподавании ряда вузовских дисциплин - истории дагестанской литературы, истории аварской литературы.
Апробация и публикации. Основные положения диссертации апробированы на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава ДГУ 2006-08 г.г. По теме диссертации опубликованы статьи, список которых приведен в конце автореферата.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
Жанр повести в дагестанской, в том числе аварской, литературе возник в результате приобщения ее к более развитой русской литературе в начале XX века.
Повести «Судьба» и «Родники рождаются в горах» являются произведениями соцреализма, в которых отразились нравст-
венно-бытовые проблемы, волновавшие дагестанцев в 60-е годы XX века.
Произведение «Свой почерк» следует отнести к социально-бытовым повестям, поскольку его героиня реализует свои потенциальные способности, свой талант, приобретает свой почерк вне зависимости от того, к какой социальной группе она принадлежит.
Произведениям Фазу Алиевой характерно пристальное внимание к теме любви. Любовь осмысляется писателем как величайшая ценность, и она выступает катализатором подлинных взаимоотношений мужчины и женщины и является средством воплощения нравственно-эстетического идеала писателя.
Сквозные мотивы в повестях играют роль скреп и работают на реализацию авторской концепции любви и тесно связанной с ней концепции человека.
В системе персонажей повестей превалируют женские образы: создана галерея образов горянок.
В композиции повестей значительное место занимают элементы лирической прозы: «обрамление» сюжета, многочисленные описания природы, лирические отступления и др. При всем этом мы можем говорить лишь о лиризме повестей Фазу Алиевой, так как они имеют четко очерченную канву сюжета и повествователя в своей структуре.
Менялось идейное содержание повестей, соответственно, менялось и его жанровое воплощение. В начале это нравственно-бытовая повесть («Судьба»), затем лирико-психологическая повесть «Родники рождаются в горах», отнесенная исследователями к повестям о Великой отечественной войне, и, наконец, «социально-бытовая повесть» («Свой почерк»). Нами обнаружена динамика жанра в сторону его явной лиризации.
Структура диссертации. Композиция работы подчинена требованиям, предъявляемым к оформлению диссертационных исследований. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Объем диссертации — 147 страниц машинописного текста.
Нравственно-бытовые проблемы в повестях «Судьба» и «Родники рождаются в горах»
«Сама народная жизнь, ее исторические судьбы, события и предания, ее противоречия, общественные отношения и столкновения, развитие человеческой личности, ее духовные богатства, т.е. различные стороны самой действительности «потребовали» формирования родов и жанров литературы» . Многообразие жизненных отношений вызывает к жизни и многообразие композиционных форм, отражающих это многообразие в литературе. Такой композиционной формой являются жанры и формы жанров (роды и виды). В них мы находим различные способы изображения человеческих характеров в наиболее типичных для них проявлениях - то в сложных жизненных обстоятельствах и противоречиях (большая эпическая форма), то в отдельном эпизоде человеческой жизни (малая эпическая форма).
«Темпы строительства нового строя в 1920-е г.г., необходимость изображения жизни молодой республики во всей ее сложности и противоречиях требовали больших жанров, чем рассказ. Таким жанром могла стать повесть, в которой в отличие от рассказа изображается ряд событий, освещается большой период жизни одного или нескольких персонажей, отображается жизнь в большей ее сложности. Поэтому появление повести как крупного эпического прозаического жанра в лезгинской литературе является естественным этапом в ее эволюционном развитии»2, - пишет исследователь лезгинской литературы Акимов К.Х.
«Жанровое становление дагестанской прозы проистекало в направлении от малых типов повествования к более емким, крупным. Если сказать сжато, вначале были очерк и рассказ. Зарождение повести, с одной стороны стало возможным благодаря уже накопленному опыту молодых литератур. В постижении реализма, и, с другой стороны, стимулировалось назревшей необходимостью более масштабного изображения динамичной действительности тех лет»1.
«Жанр не является категорией одной лишь литературной формы. На его характеристику и судьбу в немалой мере влияет и содержание относящихся к нему произведений, поэтому эволюция жанров, их подъем и падение, оказываются, в конечном счете, связаны с путем общественного развития, с социальными процессами своего времени. Жанры являются, как правило, достоянием не одной, а ряда литератур, взаимодействующих друг с другом. Жанр - важнейший путь, которым идет влияние одной литературы на другую»2. Анализируя кумыкскую прозу 20-30-х годов XX века, Гусейнов М. отмечает, что в ней «ярко проявляется взаимообусловленность художественного процесса общественным развитием: идеологическая заданность, социалистическая идейность предстают доминирующими ее признаками. Борьба только зарождающейся советской нови со старым, обличение дореволюционного «прежде» в сопоставлении (и- одновременном восхвалении) социалистического «теперь» стала магистральной .линией словесности»3.
В «Истории аварской советской литературы (1920-1950г.г.)» 3.3. Гад-жиевой и М.Х. Гаджиахмедовой аварская проза середины XX века характеризуется таким образом: «Молодая аварская проза представлена в 50-е годы почти всеми жанрами, и, хотя количество произведений невелико, то, что есть, имеет свое лицо. Естественно, тематика прозы, трактовка проблем вполне соответствует требованиям пролетарского, революционного искусства. При всей тематической разности, все жанры едины одинаковостью мировоззрения авторов, общностью идейной платформы, устремленностью фиксировать динамику движения социалистического общества. Установка на отрицание старого мира и утверждение нового строя; демонстрация его преимуществ формировали способ художественного исследования мира. Прозе, как и всему искусству, свойственна двучастность сюжета, деление прошлого мира на две группы — богатых и бедных, настоящего — на строителей и врагов нового мира, будущее же видится сплошь в достижениях»1. Таким образом, зарождение жанра повести в дагестанской литературе и ее тематика оказались социально обусловлены.
Каковы хронологические рамки, в которые укладывается история дагестанской повести? Наметить основные пути, которыми шла дагестанская повесть, указать на важнейшие этапы, наиболее значительные моменты ее развития не входит в задачу данной работы. В соответствии с этим, ограничимся лишь некоторыми важными для нашей темы заметками.
Ко времени своего появления в дагестанской литературе жанр повести уже имел многовековую и богатую историю. Авторы дагестанских повестей ощущали себя наследниками тех русских писателей, кто в чем-то существенном оказался им близок, кто помогал полнее, глубже выразить себя, свое время, чаяния своих современников. История дагестанской повести тысячами нитей связана с эволюцией этого жанра в русской литературе: «одно и то же явление может генетически восходить к известному иностранному образцу, и в то же время, быть развитием определенной национальной литературы»,-писал Тынянов, квалифицируя «иностранную традицию, «влияние» как «повод» для литературных явлений»". Динамика становления и развития повести в дагестанской литературе определяется как национальным литературным процессом, так и общими тенденциями общесоветской литературы.
«Свой почерк» - социально бытовая повесть
Сидрат постоянно рефлектирует, ощущает вину за совершенное (или за несовершенное) в далеком прошлом, казалось бы, всеми забытое. Но память не дает ей забыть, и возникает особое чувство - горечь, смешанная с виной. Это чувство особенно сильно проявляется при воспоминаниях о Субайбат -«...сердце ее сжималось от боли. Каким настоящим человеком была старая Субайбат. Правильно говорят, при жизни человека не ценим» (с. 9); о Рахи-мат - «... Сидрат и не могла назвать мачеху мамой, хотя знала, как страдает от этого Рахимат, как, не имеющая своих детей, ждет от нее этого слова. Знала и жалела Рахимат, как по-своему жалела и отца, и дедушку. Но ничего поделать с собой не могла» (с. 47); о своей матери.
В итоге воспоминание становится основным приемом раскрытия внутреннего мира Сидрат и главным композиционным приемом повести. В начале седьмой главы прямо заявлено: «Две жизни есть у человека. Настоящая и прошлая, та, которую хранит память. Воспоминания - это наша вторая жизнь. Она все время идет где-то рядом с первой, то затухая, то вспыхивая с новой силой. Так было и с Сидрат» (с. 84).
Сидрат, вспоминая то, что было, сопоставляет его с настоящим своим положением и с высоты этого положения дает явлениям оценку, во многом совпадающую с оценкой автора и повествователя: «Много старинных обычаев отмерло. И этот тоже. А ведь и правда - чем плохо играть свадьбу весной» (с. 7). Как следствие, в повести возникает временное противопоставление «раньше - теперь», обусловленное главной темой повести. Исходя из этого, все герои и персонажи повести подразделяются на две группы. К первой группе можно отнести тех, кто хочет, чтобы все было как раньше, тех, кто впадает в крайность, отстаивая традиции и обычаи предков. Они не задумываются о том, хорош или плох обычай, к каким последствиям он приводит. Так думают в основном представители старшего поколения: Омар, его родители и жена Рахимат. Доминирующим в этой группе является образ Омара, упрямого и ярого сторонника того, что было «раньше». Он любит повторять поговорку отца: «Только лист, сорванный с дерева, пляшет под ветер. Поэтому его и уносит, неизвестно куда» (с. 28). Создавая этот образ, Ф. Алиевой не удалось избежать традиционного схематизма, типичного для дагестанской литературы соцреализма 1940-60-х годов XX века, хотя автор и старается показать и положительное, и отрицательное в,чертах характера Омара. Многочисленные картины из семейной жизни используются автором как одно из средств психологической характеристики Омара. Омар груб, упрям, не идет на компромисс. Он разводиться с женой из-за беспочвенной сплетни, несмотря на то, что у них растет дочь, потому его человеком разумным назвать нельзя: «Еще ничего не понимая, Сидрат бросилась к матери и уткнулась лицом ей в подол. Но отец больно схватил ее за руки и оттащил. - И дочь тебе не нужна! Не видеть ее тебе как своих ушей, - крикнул он. - Омар! Ты погубил мою жизнь. Пожалей хоть ребенка, если меня не жалеешь. Отдай мне дочку, - тихо заплакала мать. - Нет у тебя больше дочери! Она для тебя умерла, как и ты для нас, -кричал Омар» (с. 21). Омар не состоялся и как отец: единственная его дочь Сидрат не получает от него понимания, доброты и ласки, хотя он ее любит - напротив, он губит счастье своей дочери: «Сидрат не слышала от отца ласковых слов. Он и не смотрел на дочь. А возвращаясь с гор, молча ел на веранде свой ужин, который также молча подносила ему бабушка, и уходил спать. ...Если же в доме он случайно натыкался на дочь, то смотрел на нее с упреком, словно хотел сказать: «Чего от тебя ждать? Куда прыгнет коза, туда и козленок» (с. 22). В нем типизировано то, что достойно,порицания в хорошем отце и муже.
Омар конфликтует со временем, он не понимает и не хочет принять время в некоторых проявлениях. Это один из характерных для дагестанской литературы конфликтов, ибо революционный переворот жизни поставил судьбу обычного человека перед лицом идеи революционного времени, в ходе которого побеждают те, кто осознал и принял его, и терпят крах те, кто не понимает или не принимает такого хода времени, таких законов истории. Омар относится к достаточно многочисленной группе героев дагестанской литературы, которые желают жить согласно своим принципам, а не по логике прогрессивного времени. Омар - хранитель старинных обычаев, традиций. Он честен, принципиален, храбр, вынослив и силен; относится к матери с заботой и уважением. Образ отца, стоящего на коленях перед своей матерью, положив на ее седые волосы свою грубую натруженную руку, Омар запомнил на всю жизнь, как и его слова: «Взрослый человек одалживает детям и отдает долг родителям» (с. 27).
Ко второй группе образов относятся те герои, кто активно включается в новую жизнь, кто потом и кровью добился того, что есть «теперь». А «теперь» Сидрат выучилась на врача и своим добросовестным трудом заслужила всеобщее уважение и любовь. Её дочь Роза и учитель Меджид женятся по любви. Молодежь обучается сначала в школах, затем в институтах и университетах. Больных кладут на лечение в больницу и оказывают им бесплатную медицинскую помощь. Еще множество других новых явлений жизни, характеризующих быт благоустроенных и счастливых людей, замечает автор. Острие критики Ф. Алиевой обращено против психологического догматизма, деспотизма, подобного омаровскому. Жизнь живая, она все время меняется, обновляется и эволюционирует. Меняются экономические и социальные условия проживания людей. Эти изменения необратимо влекут за собой изменения в миропонимании и мироощущении людей, в их психологии и культуре - менталитете. Процесс этот необратим и его отрицание бессмысленно. Самобытность сохраняется и работает в качестве потенциала в той мере, в которой она помогает модернизации, а в той мере, в которой мешает, традиция стирается или трансформируется.
Внесюжетные элементы как составляющие композиции повестей
Тогда мать погибшего воина поняла замысел старшего мудреца и поклонилась ему. С этого дня никто не слышал от нее жалоб. То ли она превозмогла боль, то ли научилась радоваться тому, что есть» (с. 113). Использование притчи мотивированно, и она органически вписывается в структуру повести, украшая и углубляя ее семантику. Самое главное — она возымела желанное действие на Асият.
«Слово притчи — слово авторитарное, провиденциально-назидательное, безапелляционное в своей логической императивности.... Притча творит универсальную и притом императивную картину мира. Ее герой субъект этического выбора перед лицом некоего нравственного закона (императива). ...В притче всегда случается такое, что должно было случиться (по тем или иным соображениям) и движущейся силой здесь является моральный императив»1.
Притча про нечистого на руку портного рассказана Сидрат в поучение Абидат. На ее возмущение по поводу завещанного Розе бабушкой Субайбат дома, Сидрат просто отвечает притчей. Так она демонстрирует свое умственное и нравственное превосходство над меркантильной и жадной Абидат, являющейся двойником портного из этой притчи.
В структуру пятнадцатой главы вставлены две легенды о Шамиле. Плач новорожденного Шамиля во время исполнения песни вызвал у собравшихся ассоциации с действиями исторического имама Шамиля, который в «годы горя, когда лучшие сыны Дагестана гибли за свободу и независимость своей страны» запретил петь песни и мужчинам ,и женщинам . «Он приказал бить палками того человека, который осмелится запеть. Сколько строчек в песне, пропетой им, столько и ударов,- пояснил белобородый старик, прадед новорожденного Шамиля» (с. 166). И старцы, собравшиеся за столом, расска зали две легенды об Имаме Шамиле. Легенда первая повествует о том, что возвращавшийся после неудачного боя Шамиль, проезжая мимо своего дома, услышал «печальное пение». Он, негодуя, приказал мюриду записать количество строк. Оказалось, что пела его мать. На вопрос Шамиля, почему она нарушила запрет и спела, мать отвечает: «...Если бы не песня, ты бы хоронил меня. Песня помогла мне выжить. Твоя сестра, моя дочь, со своими детьми прыгнула со скалы в кипящую реку, чтобы не достаться врагу. Сына твоего враг взял в залог. На твоем теле двенадцать ран, забитых тряпками» (с. 167). Ответ Шамиля лаконичен: «Ты, мать, не плачь. Одни погибнут - другие вырастут. Но свободы у нас не отнимет никто». И Шамиль несет кару вместо матери: «У меня нет права бить свою мать. Ее кару должен нести я. Бей восемьдесят три раза». Несмотря на тяжкие потери, для Шамиля свобода своего народа и законы своей страны - Имамата - превыше всего. И во всем он увлекал мюридов собственным примером. Подобная трактовка образа Шамиля соответствует исторической правде.
Вторая легенда о Шамиле является плодом авторского вымысла и призвана сказать, что ему (Шамилю - М.П.) несмотря на железную волю и непоколебимое мужество, не были чужды простые человеческие слабости. Он втайне от всех и пел песни, и плакал от горя. Гиперболический образ слез, расплавивших камень, призван подчеркнуть силу, тяжесть и глубину его горя.
«Мораль» этих преданий такова: все проходит: и хорошее, и плохое, только память священна, и она сохраняет подвиги великих героев в назидание и пример новым поколениям. Голос автора подытоживает легенды и притчи, вставленные в рамки повествования: «Старик замолчал, и гости молчали, подавленные величием людей, которые жили когда-то, смеялись и плакали, любили и давали жизнь детям.... А теперь от них остались только легенды». С этого момента автор сближает Сидрат и Гусейна, давая понять, что хватит жить воспоминаниями, что их поздней любви преград нет.
Фольклорная стихия, ее поэтика и традиционная символика, эпитеты, формы плача, причитаний, проклятий использована Ф. Алиевой для описания поминок Камиля в «Судьбе». Поэтическая образность и традиционные для фольклора приемы обращений к герою, его вдове и к его оставшимся сиротами детям, параллелизмы, эпитеты - все это используется здесь без особой трансформации:
Особенности повествования
В дагестанской литературе XX века средний эпический жанр — повесть - развивался, воплощая дух революционного времени, осмысливая события истории своего народа, вбирая в себя размышления о новой жизни. Периодом наиболее динамичного развития жанра повести в дагестанской литературе явились 50-е — 90-е годы XX века.
Творчество Фазу Алиевой расцвело в период развитого социализма. Она принадлежит к писателям, честно откликавшимся на самые злободневные проблемы своего времени. Повести Фазу Алиевой Ф. Алиевой «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (4977), «Свой почерк» (1987) проникнуты любовью к отчизне, в них отражаются ощущение радости бытия, торжества любви, ощущение величия человеческого труда, его значения для формирования гармоничной личности. Фазу Алиева убедительно и полно показала важнейшие социальные, морально - этические и философские проблемы, волновавшие наше общество со второй половины двадцатого века. Творчество Фазу Алиевой способствовало расширению тематического и жанрово-стилевого многообразия, обогатило жанровую систему дагестанской прозы. В представленном диссертационном исследовании нами с методологических позиций, базирующихся на научных трудах М.М. Бахтина, Ф.М. Буслаева, Веселовского и других дается анализ трех различных по жанровому содержанию повестей Фазу Алиевой, художественные особенности которых, по нашему мнению, демонстрируют динамику реалистического мышления писателя.
Мы рассмотрели проблемно-тематические и жанровые особенности повестей Фазу Алиевой, написанных в 60-е, 70-е и 80-е годы XX века, что позволяет выделить три этапа восприятия человека и действительности Фазу Алиевой и проследить динамику как процесс постепенного постижения и воплощения современного эстетического идеала в образной структуре литера турного произведения. Если в «Судьбе» на первом месте стоит изображение перестройки сознания горцев под влиянием социалистического строительства, то в повести «Родники рождаются в горах» встал уже вопрос об изображении нового человека, чьи черты характера сформировались в условиях строительства социализма и знаменуют собой новую стадию развития личности. Повесть «Родники рождаются в горах» имела в свое время исключительную значимость и актуальность, так как была посвящена злободневной и острой теме феодально-патриархальных взглядов на женщину, и стала подтверждением той мысли, что «переживая вместе с современниками эклектический гул времени, художник способен уловить и запечатлеть ключевые образы, сквозь которые он дает возможность «проговориться» самому ходу вещей»1.
В повести горянка обнаруживает высоту своего сознания, духовное богатство. Она изображается в широких связях с обществом, с эпохой, в решении больших проблем. В повести «Родники рождаются в горах» произошло углубление проблематики, заострение конфликтов и усиление драматизма. Но это не повлекло за собой резкого изменения жанрово-стилевых особенностей и художественной манеры писательницы.
В повестях Фазу Алиевой, как и в повестях большинства современных ей авторов («И судный день впереди» К. Абукова, к примеру), эстетически повышена роль концептуального времени. Время психологически переживается главными героями. Социально-исторические условия по-разному отражаются на его внутренней жизни, при этом художественное время обнаруживает многослойность, а исторический контекст создает контакт с современностью.
Художественный анализ повестей выявил ряд устойчивых мотивов в изображении человека, времени и любви - мотив утраченного детства, мотив переживания любви как катарсиса и переживания измены как предательства; мотив борьбы,
Как известно, объективная действительность находит свое отражение в любом художественном изображении, в самых фантастических образах и картинах. Но изображение делается реалистическим, «реализм начинается там, где само художественное познание становится адекватным действительности, где оно проникает не в мнимые, а в подлинные, доступные объективному художественному раскрытию закономерности жизни человека и общества и воссоздает ее бесконечно многообразные явления в присущих им реальных формах» . Художественное освоение действительности в ранних повестях Фазу Алиевой осуществляется на богатом материале народнопоэтического творчества: повествовательная ткань насыщена дагестанскими фольклорными мотивами, реминисценциями, изобилует малыми формами устного народного творчества пословицами, поговорками, притчами. Но, несмотря на это, рассматриваемые нами повести являются реалистическими произведениями, в них четко отслеживаются реалистические приемы типизации. В период 60-80-х годов XX заметной новаторской чертой в развитии прозы стало «зарождение нового и вместе с тем имеющего генетические корни в родной словесности лирико-романтического направления»2. В творчестве Фазу Алиевой 1970-1980-х годов это направление становится ведущим: «Свой почерк», «Роса выпадает на каждую травинку» - тому подтверждение. Известно, что романтизм возник и развивался в мировой литературе как направление, в той или иной степени выражающее неудовлетворенность существующей действительностью. Резкий разрыв идеала и действительности — общая черта романтизма. В произведениях Фазу Алиевой мы наблюдаем сплав реализма и устремленного вперед романтизма, благодаря которому они приобретают черты глубоко реалистические и романтически приподнятые.