Введение к работе
Произведения Георгия Тедеева (1938-2002), осетинского писателя, посвящены самым различным проблемам современной жизни. В них органически объединяются прошлое, настоящее и будущее, они помогают человеку стать добрее, учат любви к родной земле. Рассказы писателя посвящены любви - этому великому Божьему дару, природе - «общему обиталищу человека и зверей, которому грозит опасность опустошения». Интересны также юмористические рассказы Г.Тедеева с анекдотическими и занимательными сюжетами.
Особенно ярко мастерство писателя проявилось в изображении картин родной кавказской природы. С огромной поэтической силой и непосредственностью он показал пленительную красоту и прелесть кавказского пейзажа. Для птиц, зверей, насекомых, цветов, трав, деревьев он находил точные и звучные, идущие из глубины души образы, старался понять тайны природы, воспевал ее красоту, утверждал мысль об органическом единстве человека и природы.
Однако творчество этого талантливого писателя до сих пор не являлось предметом литературоведческого анализа. До настоящего времени не выявлены жанровые формы произведений писателя, не исследован их образный строй, структура повествования, композиция, особенности архитектоники текстов, интертекстуальные связи, художественный хронотоп, не определена их эстетико-художественная значимость, не изучены особенности художественного метода Г.Тедеева и своеобразие его стиля. Сказанным обусловлена актуальность диссертационного исследования.
Объектом исследования являются циклы рассказов Г.Тедеева о природе, любви и юмористический цикл.
Предметом исследования послужила поэтика циклов рассказов о природе, любви и юмористического цикла, особенности художественного стиля писателя, его творчества, основные вехи биографии, а также понимание жизни и метод ее изображения, эстетические доминанты.
Цель исследования - на основе разноаспектного анализа рассказов Г.Тедеева изучить их идейно-художественные особенности.
Поставленной целью было обусловлено решение следующих задач:
исследовать жанровую проблематику рассказа в современном литературоведении;
изучить литературно-эстетические взгляды писателя;
определить жанровую специфику рассказов Г.Тедеева, проанализировать их композицию, образный строй текста, структуру повествования, способы выражения авторской позиции;
осуществить комплексный филологический анализ рассказов о природе;
выявить интертекстуальные признаки произведений Г.А.Тедеева;
определить основные характеристики художественного стиля писателя.
Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:
теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);
аналитический (анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);
сравнительно-сопоставительный (сравнение сходных фактов в анализируемых произведениях, а также сопоставление их с подобными явлениями в истории русской и осетинской литературы);
герменевтико-интерпретационный (анализ текстов как продуктов понимания);
комплексный филологический анализ (интеграция литературоведческого и лингвистического подходов).
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили основополагающие работы по различным вопросам литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений
в его разновидности, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающую основные эстетические категории. Это прежде всего работы классиков отечественного литературоведения-М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, А.И.Ревякина, Л.И.Тимофеева, Н.А.Гуляева, А.Ф.Лосева, Б.В.Томашевского, Б.А.Успенского и др., а также труды современных литературоведов - Ю.Б.Борева, С.Н.Бройтмана, Н.С.Болотовой, М.М.Гиршман, Ю.И.Левина, Е.А.Яблокова, Н.А.Кожевниковой, Н.Д.Тамарченко, О.И.Федотова, В.И.Тюпы, В.Е.Хализева.
Большую помощь в разработке диссертационного исследования оказали научные труды осетинских исследователей: В.И.Абаева, М.И.Исаева, Х.А.Ардасенова, А.А.Магометова, А.Х.Галазова, Т.А.Хамицаевой, А.А.Хадарцевой, Н.А.Дзуцевой, И.С.Хугаева., З.М.Салагаевой, Н.Г.Джусойты, С.Б.Сабаева, В.З.Гассиевой, Ш.Ф.Джикаева, Н.Д.Цховребова, ГА.Плиева, З.Н.Суменовой, С.Кабалоти, Л.Б.Келехсаевой, Р.Я.Фидаровой, И.В.Мамиевой.
Степень разработанности и изученности темы. Творчество ГТедеева является практически не изученным, за исключением небольшой статьи ТЮ.Кетоевой «Немеркнущая доброта таланта», опубликованной в 2007 году. В статье не намечены проблемы исследования творчества писателя, а лишь отмечены некоторые особенности прозы ГТедеева. Автор выделяет самую общую тематику произведений писателя: историческое прошлое Осетии, наши современники, вопросы экологии, тема любви.
Характеризуя рассказы писателя, ТЮ.Кетоева отмечает образность и эмоциональность повествования, указывает на использование в рассказах различного вида тропов, на мастерство писателя в раскрытии характеров своих персонажей: авторские характеристики, размышления героев, их внутренние монологи. При этом утверждается, что рассказы писателя обретают философско-нравственное звучание, а каждый пер-
сонаж рассказа индивидуален и неповторим. Определенное внимание уделено в статье изобразительно-выразительным средствам Г.Тедеева: эпитетам (особенно цветовым), сравнениям, афористичности, но все это не столько исследовано, сколько лишь обозначено.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринято литературоведческое исследование произведений Г.Тедеева. Кроме того, впервые осуществлен комплексный филологический анализ цикла рассказов о природе талантливого осетинского писателя, внесшего весомый вклад в развитие осетинской литературы: изучено мировоззрение писателя и определены его литературно-эстетические взгляды; выявлена специфика рассказов Г.Тедеева о природе, любви, юмористических рассказов и определены их жанровые особенности; произведен анализ архитектоники рассказов писателя, исследован их образный строй, структура повествования, художественный хронотоп, способы выражения авторской позиции, интертекстуальные связи, особенности построения сюжета, композиция, художественные средства.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что осуществлено литературоведческое и языковое исследование рассказов Г.Тедеева, выявлены основные художественные принципы автора и характерные для писателя художественные средства: приемы типизации, построение художественного времени и пространства, способы выражения авторской позиции. Полученные результаты могут стать теоретическим обоснованием для изучения творчества других осетинских писателей.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по современной осетинской литературе, при создании учебников и учебных пособий, при написании истории осетинской литературы и составлении учебной программы к ней.
На защиту выносятся следующие положения:
1) отбор, обобщение, оценка и изображение жизненных явлений осуществлены ГТедеевым на основе реалистического метода с элементами романтизма;
особенности художественного стиля писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользовался, коррелируют с содержанием его рассказов;
специфика поэтики Г.Тедеева проявляется в своеобразии структуры рассказов, композиции образов, сюжета, художественного хронотопа, модальности автора и персонажей;
характерной чертой автора рассказов является объективность художественного повествования при отсутствии публицистической заостренности;
мощные интертекстуальные связи свидетельствуют о включении писателя в русское и мировое культурно-семиотическое пространство.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы в национальной школе (2009). Основные положения и результаты исследования были изложены на итоговых научных конференциях Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова (2006, 2007, 2008 гг.), а также опубликованы две статьи в научных реферативных журналах: «Известия РГПУ им.А.И.Герцена», «Вестник ГОУ ВПО «СОГУ». Отдельные этапы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы в национальной школе. По материалам диссертации опубликовано 6 работ.
Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации.
Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 136 наименований.