Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Агаева Замира Ахмедовна

Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова
<
Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Агаева Замира Ахмедовна. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Махачкала, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:04-10/1572

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Пейзажная лирика.теоретико-литературоведческий взгляд на проблему 14

1.1. Исторические пути развития пейзажной лирики 14

1.2. Формы присутствия пейзажа в дагестанской дореволюционной литературе 28

Глава 2. Природа в творчестве расула гамзатова

1. «Природная» символика, пейзажная картина, их роль и значение в лирических произведениях 37

2. Функции пейзажа и пейзажных образов в эпических произведениях 96

Глава 3. Поэтический «пейзажный мир» расула гамзатова .

1. Основные «пейзажные»мотивы 132

2. Пейзажная деталь 159

Заключение 178

Библиография 187

Введение к работе

Расул Гамзатов - один из крупнейших поэтов своего времени, и вполне естественно, что его личность и творчество вызывает большой интерес не только массового читателя, но и многочисленных критиков и литературоведов. Его поэзия получила общенародное признание. И до Гамзатова в Дагестане были известные поэты и ашуги, но Расулу Гамзатову выпала самая счастливая доля - стать ярчайшей звездой современной дагестанской поэзии. Как поэт, как художник большого таланта он волею судьбы оказался наследником прекрасных традиций народной поэзии и культуры новейшего времени.

Актуальность темы исследования.

Стихи Расула Гамзатова верны древней мудрости и традициям горцев. Образы ярки и отчеканены. Каждый стих - глубокое обобщение жизни. Слова в творчестве Гамзатова наполнены глубоким содержанием, они просты и благозвучны. Из затерянного в горах маленького аварского аула Цада несет он в необъятный мир свою великую любовь к человеку, матери, к женщине, детям. Поэт впитал в себя не только мудрость своего малочисленного народа, но и Древнего Востока и Европы. Книги Расула Гамзатова стали неотъемлемой частью духовной жизнью миллионов читателей. Поэт завоевал своим пером право говорить с большим миром от имени многоязычного Дагестана.

Расул Гамзатов пишет о людях. Он хочет видеть полнокровную и счастливую жизнь людей и, как истинный талант, не отгораживается от действительности. Человек в понимании поэта высшее совершенство, и поэтому в его творчестве все связано с человеком, с его жизнью. Долететь до высоких звезд-людей - это для Гамзатова значит понимать человека во всей полноте его жизненных связей, разделять его радость и горе, сострадать, сочувствовать, соучаствовать.

Поэзия Расула Гамзатова - поэзия общенародного, общенационального значения, без дешевого пафоса, глубоко и ясно запечатлевшая все проблемы

человеческого бытия, современное состояние человека, глубину насущных нравственных проблем, движения души. Все стихи Расула Гамзатова являются выражением той глубинной сути, которую способен достичь человеческий ум на поэтической ниве. Именно этот уровень глубинно поэтического мышления выдвигает поэта в ряды лучших представителей дагестанской и советской поэзии.

В настоящее время общий тираж книг Гамзатова даже трудно сосчитать. Его поэзия стала фактом дагестанской, российской и мировой литературы. Творчество поэта являет собой образец такого художественного текста, подлинный смысл которого имеет тенденцию возрастать с течением времени и каждой эпохе представать теми своими сторонами, до постижения которых она доросла.

Сила поэзии Расула Гамзатова в его удивительно тонкой лирике, обнаженности души, в той высокой правде, которая излучает свет добра, счастья, любви. В его стихах пламенеет родной очаг, присутствует тепло материнских рук, её голос, горят звезды детства и родного неба; его стихам необходимы песнь матери и сказка отца, запахи и краски отчей земли, её рассветы и сумерки, цветы, дерево, камень - всё, что дорого нам на милой земле.

Творчество поэта характеризует непривязанность к той или иной апробированной жанровой форме, свобода перехода от одной стилевой манеры к другой в поисках адекватного воплощения замысла. Гамзатов пишет в широком творческом диапазоне, продолжая, развивая, обновляя национальные традиции в области поэтических форм и наряду с этим используя достижения общелитературного мирового процесса для обогащения национальной поэтической культуры в целях расширения её художественного потенциала, для освоения средствами поэтического слова современной ему действительности.

Током высокого напряжения является для поэта его родной Дагестан. Это своего рода тема, в художественной разработке которой заключено стремление осмыслить такие понятия, как родина, родной народ. Вот как пишет об этом сам поэт: «Дагестан - ты мое лицо. Я запрещаю трогать тебя.

Дагестан - ты мать для меня. Пусть помнят об этом все, кому придется со мной ссориться. Можно обидеть меня любым обидным словом - все стерплю. Но не трогайте моего Дагестана.

Дагестан - моя любовь и моя клятва, моя мольба и молитва. Ты один -главная тема всех моих книг, всей моей жизни» (11.147, с. 104).

«С чем же я сравню тебя, мой Дагестан? Какой образ найду, чтобы выразить свои мысли о твоей судьбе, о твоей истории? Может быть, потом я найду лучшие и достойнейшие слова, но сегодня я говорю: «Маленькое окно, открытое на великий океан мира». Или ещё короче: «Маленькое окно на великий океан» (11.147, с.87).

Всю жизнь Р. Гамзатов нес в себе и отстаивал со всем упорством свое высокое представление о Дагестане. Без чувства истока не может быть полноценного чувства страны и мира - такова философия творчества поэта. Стихи Гамзатова верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Они не терпят суеты. Поэту чужды напыщенная риторика и легковесная лирика, его стихи очень самобытны и глубоко национальны. «Тепло родного очага теплей потому, что в нем живет живая действительность родовой человеческой традиции... Потому что вокруг очага отец и мать, братья и сестра. Потому что в соседней сакле возле него деды и внуки, сестры и братья. Потому, что так было всегда. Эту проницательность, эту способность схватить в материальном образе его дух воспитывает в поэте исторический и эстетический опыт его народа. Традиция Дагестана: история неотделима от современности. Тут корни таланта и творчества Расула Гамзатова. Здесь отправная точка.» - пишет Л.Б. Антопольский (1.9, с. 8).

«Творческий мир» Гамзатова очень объемен и многогранен. Многие критики, литературоведы пытались и пытаются разобраться, вникнуть в суть и природу этого феномена - «творческого мира» поэта. Многие авторы приходили к мысли о том, что постичь его поэзию обычным аналитическим умом невозможно, потому что этим феноменом является сам поэт в своей творческой стихии, создающий удивительный по цельности поэтический

мир. Гамзатов покоряет своей содержащей чудесное видение мира поэзией. Как пишет В.Ф. Огнев, «есть счастливые дарования, кому по силам сама диалектика жизни, передача полноты живой жизни с её болью утрат и тревогой рождений, с радостью приятия нового и глубокой верой в мудрые основы чего-то непреходящего. Это счастливые дарования, так как в их стихах встречаются три времени, а только ощущение движения и полноты жизни, чувство историзма рождают большое искусство. Расул Гамзатов принадлежит к последнему типу художников» (1.85, с. 137).

Прекрасная поэзия Расула Гамзатова широко изучена, ей посвящено много книг, статей, очерков. Однако вот что отмечает К.И. Абуков: «Разумеется, многогранное творчество выдающегося аварского поэта, обретшего мировую известность, не обделено вниманием критики и литературоведения. Тем не менее, обзор научно-критической литературы, посвященной творчеству Расула Гамзатова, оставляет впечатление разрозненности, фрагментарности, более того - бессистемности исследовательских ориентиров. И в этой устоявшейся бессистемности проглядывает некая ущербная система: изучение многомерного творческого мира поэта происходит преимущественно по двум параметрам - тематическому и жанровому» (1.3, с. 7).

Актуальность данного научного исследования состоит в том, что несмотря на большое внимание, оказываемое творчеству Р. Гамзатова, в его наследии остаются неизученные моменты, которые ждут своих исследователей. В частности, таким «белым пятном» мы считаем отсутствие полноценного труда, характеризующего его как поэта-пейзажиста.

Степень изученности темы исследования.

Никак нельзя сказать, что пейзажное творчество поэта находится в полном забвении со стороны литературоведов. Картины природы и пейзажная символика являются неотъемной частью лирики Гамзатова. И ряд исследователей это в своих работах отмечают. Однако характеристика роли пейзажа дается эпизодически, фрагментарно, в основном в общем ключе анализа по-

этического наследия. Отдельного монографического исследования, посвященного функции и роли пейзажа в поэзии Гамзатова нет.

Давно и активно изучает творчество Р. Гамзатова литературовед СМ. Хайбуллаев, который в своих работах рассмотрел самые различные аспекты лирики поэта, в том числе и некоторые особенности пейзажной лирики. В 1964 году им была опубликована статья «Природа в поэзии Р. Гамзатова» (1.128). Это первая и удачная попытка проследить мастерство поэта в изображении родной природы в его ранней поэзии.

В этой работе автор исследует пейзажную лирику с точки зрения тематики, останавливается на характерных для пейзажной лирики Гамзатова изобразительно-выразительных средствах, на роли пейзажа в композиции произведений и психологической характеристике героев. Но статья по объему небольшая и не охватывает весь возможный пейзажный материал из творчества Гамзатова.

В некоторых своих работах СМ. Хайбуллаев отмечает, что фольклор оказал большое влияние на поэзию Расула Гамзатова. Поэт в своих работах часто использует приемы и методы, заимствованные из горской поэзии, например, обращение к птицам, цветам. Но это просто констатация факта, свидетельствующая, что на ранних этапах своего творчества Гамзатов использует лучшие традиции устного народного творчества. Автор не ставил задачу глубокого анализа использования Р. Гамзатовым пейзажных картин и пейзажных символов во всей его поэзии.

В книгах «Поэзия высокого накала» (1.127), «Наследие и открытия» (1.125), «Художественный строй аварской народной лирики» (1.129) СМ. Хайбуллаев анализирует изобразительно-выразительные средства, используемые Гамзатовым для показа родной природы во всем её многообразии, во множестве оттенков. Также в этих книгах рассматривается композиционная роль пейзажа в некоторых произведениях поэта.

Но необходимо заметить, что вышеназванные публикации отображают данный вопрос в общем контексте изучения аварской поэзии.

В плане изучения различных аспектов творчества Р. Гамзатова интерес представляют работы Ч.С. Юсуповой: «О современной аварской лирике» (1.142), «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (1.141), «Три десятилетия аварской поэзии» (1.144), «Поэзия» (1.143), которыми автор внесла значительный вклад в историю изучения поэзии вообще, поэзии Гамзатова в частности. В них анализируются стихи различного тематического содержания, в том числе и пейзажные. Творчество Р. Гамзатова рассматривается соотносительно с другими аварскими и дагестанскими поэтами в плане оценки и вклада в общую копилку дагестанской литературы.

Ч.С. Юсупова констатирует, что толчком к развитию и формированию пейзажного творчества у дагестанских поэтов, в том числе и Гамзатова, явилось устное народное творчество, разного рода переработка готовых фольклорных текстов, сюжетов, образов. Она уделяет внимание роли пейзажа в некоторых произведениях Р. Гамзатова, но эти произведения рассматриваются в гражданском или философском аспекте и пейзаж не выделяется как один из важных стилеобразующих моментов творчества поэта.

Одну из лучших книг о творчестве Расула Гамзатова написал Л.Б. Анто-польский. В книге «У очага поэзии» (1.9) он раскрывает многообразие лирики поэта, её глубокий философский смысл. Автор прослеживает также исторические и нравственные истоки поэзии Гамзатова. К анализу творчества поэта Л.Б. Антопольский подходит, скорее, с философских позиций, считая, что «его (Гамзатова) человек современности, человек сегодняшнего миропонимания братается с человеком вселенским. Проблемы сиюминутные скрещиваются с вопросами широчайшими, всеохватывающими, не разрешаемыми одним сознанием» (1.9, с. 165).

В книге выделена важная, с точки зрения критика, тематика мотивов творчества Расула Гамзатова. Некоторые из них - пейзажные. Однако Антопольский не останавливается на динамике мотивов, ограничившись легким их касанием.

С одной точкой зрения известного литературоведа (Л.Б. Антопольского) мы позволим себе не согласиться. Он пишет: «Пейзажной лирики в привычном понятии у Гамзатова нет. Нет снимков, гравюр, рисунков ущелий и кряжей, гранитных монолитов и водопадов, расчерченных мхами световых пятен и снеговых пиков. Есть существование Кавказа как самого близкого тела матери-природы, к соскам которой прильнул ребенок-народ» (1.9, с. 221). Привычное, современное понятие пейзажной лирики включает наличие не только описаний ущелий или кряжей, а целый комплекс показа пейзажных картин, деталей, пейзажной символики. И в этом понимании пейзажная лирика у Расула Гамзатова есть, и мы исследуем её в нашей работе.

Один из первых исследователей творчества дагестанского поэта В.Ф. Огнев в книге «Расул Гамзатов» (1. 85) отмечает, что природа в его произведениях играет большую роль, но развернутого анализа этой проблемы в его книге нет.

Изучая творчество Р. Гамзатова, анализируя его, литературоведы как бы мимоходом говорят о пейзажной окрашенности лирики поэта. Мы не заметили стремления дать глубокий анализ творчества Гамзатова с точки зрения своеобразия использования пейзажных элементов, чем поэт внес большой вклад в развитие пейзажной лирики в дагестанской литературе. Только фрагментарная отмеченность роли пейзажа у Гамзатова отличает критические статьи, очерки, книги о нем. К.Д. Султанов, говоря о поэме «Разговор с отцом», отмечает, что «до этой поэмы в дагестанской советской поэзии мы не видели высоких образцов пейзажной лирики. Их не было и в поэзии наших классиков, чьи стихи являли чудесный сплав глубоких мыслей и чувств. В поэме мы увидели и глубоко почувствовали природу Дагестана во всей её красе и разнообразии» (1.115, с. 75). Это одна из редких характеристик Гамзатова как пейзажиста, данная К.Д. Султановым, хотя у него много работ, посвященных его поэзии.

Творчеству Расула Гамзатова посвящены и работы В.В. Дементьева. В книге «Кавказская тетрадь» (1.50) творческий путь поэта рассматривается

сквозь призму его жизненного пути. Корни таланта Гамзатова автор ищет в корнях земли, которая дала миру великого поэта. Прослеживая некоторые вопросы, связанные с пейзажем в творчестве Расула Гамзатова, критик выделяет такие мотивы, как «горы», «сакля», «огонь», «очаг». В целом пейзажное творчество Гамзатова автор не рассматривает.

О Расуле Гамзатове писали много, но, как показывает наш обзор, системного анализа использования поэтом пейзажной символики в своем творчестве на сегодняшний день никто не дал.

Научная новизна диссертации определяется выявлением художественного своеобразия пейзажной символики, пейзажной картины в творчестве Расула Гамзатова. Это первое монографическое исследование, посвященное роли и художественной функции пейзажа в творчестве одного поэта, рассмотренное в контексте исторических путей и форм развития пейзажной лирики. При этом показан новаторский подход Гамзатова к изображению природы в свете тенденций развития пейзажной поэзии в дагестанской литературе.

Объектом исследования в нашей работе является поэтическое творчество Расула Гамзатова, его лиро-эпические поэмы и прозаическая книга «Мой Дагестан». Все источники используются в переводе, поскольку исследователь не ставил перед собой задачу изучения языковых особенностей пейзажной лирики Расула Гамзатова.

Предмет исследования - пейзажная картина, „пейзажные мотивы, пейзажная деталь.

Цель и задачи исследования состоят в концентрации диссертантом внимания на путях и формах развития пейзажной лирики в литературе вообще, в дагестанской в частности. На основании исследования этих моментов предполагается показать своеобразие и новаторство в использовании пейзажной символики в поэзии Расула Гамзатова. Также обозначается роль поэтических традиций народа и фольклорных истоков в становлении пейзажной лирики Р. Гамзатова. На основе анализа всего присутствующего в поэти-

ческой системе художника набора пейзажных элементов делается попытка раскрыть и определить систему пейзажных приоритетов Р. Гамзатова.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:

раскрыть теоретические аспекты развития пейзажной лирики;

обозначить формы присутствия пейзажной символики в дагестанской литературе;

проследить функцию природоописаний в лирических произведениях Р. Гамзатова;

определить роль пейзажа в его эпических произведениях;

выявить своеобразие использования Р. Гамзатовым пейзажных мотивов;

исследовать художественную функцию пейзажной детали как важного элемента создания пейзажной картины.

Таким образом, цель нашей работы состоит в выявлении концепции Ра-сула Гамзатова в использовании элементов пейзажа как важнейшего компонента в создании определенного художественного образа. Пейзаж, пейзажная картина, пейзажный элемент присутствуют в творчестве поэта как необходимое условие выражения гражданственности, глубокой внутренней эмоциональности и самобытности.

Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в её социально-историческом развитии: историко-литературный, аналитический и культурно-исторический. Ракурс избранных методов продиктован исследовательской задачей проследить теоретические аспекты возникновения проблемы и выявить особенности её преломления в творчестве дагестанских дореволюционных поэтов и в произведениях Расула Гамзатова.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор диссертационного исследования опирается на

работы зарубежных, русских, советских и дагестанских литературоведов, рассматривающих проблемы пейзажной лирики с исторической, сравнительной, жанровой и эстетической позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы Б.Е. Галанова - «Живопись словом», Г.Д. Гачева -«Национальные образы мира», Д.С. Лихачева - «Поэтика древнерусской литературы», В.Ф. Огнева - «У карты поэзии» (1968), К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство» (1966, 1972), А.А. Потебни - «Теоретическая поэтика» (1990), Г.Н. Поспелова - «Лирика среди литературных родов» (1976), Т.И. Сильман - «О лирике», Б.М. Эйхенбаума - «О поэзии» (1982), М.Н. Эпштейна - «Природа, мир, тайник вселенной» (1990), К. Хорвата - «Романтические воззрения на природу» (1973) и др.

Наряду с указанными фундаментальными исследованиями известных литературоведов в области поэзии, в частности пейзажной лирики, наша работа базируется на научных трудах и монографиях известных исследователей дагестанской и северокавказской литературы, среди которых работы Л.Б. Антопольского - «У очага поэзии» (1972), З.Н. Акавова - «Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности» (1996), С.Х. Ак-биева - «Подвижники духа» (2000) и «Истоки» (1994), К.И. Абукова - «Расул Гамзатов: особенности философской лирики» (2003), A.M. Вагидова - «Современная дагестанская поэзия» (2000), 3.3. Гаджиевой - «Аварская элегическая лирика» (1999), В.Ф. Огнева- «Расул Гамзатов» (1961), К.Д. Султанова - «Расул Гамзатов», СМ. Хайбуллаева - «Наследие и открытия» (1983), «Поэзия высокого накала» (1990) и др., Ч.С. Юсуповой - «Три десятилетия аварской поэзии» (1998) и др.

Методологической базой исследования явились научное мировоззрение и понимание изучаемой проблемы, освещенные в трудах Б.Е. Галанова, Г.Н. Поспелова, М.Н. Эпштейна, К.В. Пигарева, В.А. Никольского, В.Е. Хализева, Н.А. Гуляева, СМ. Хайбуллаева, Ч.С Юсуповой, М.А. Палкина, Е.Н. Себи-ной и др., в которых ученые очерчивают основные проблемы становления и развития пейзажной лирики.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена неизученностью в полной мере пейзажного творчества Расула Гамзатова, несмотря на большое количество критической литературы о нем. В этой литературе глубокому анализу подвергались все его произведения с точки зрения жанра и тематики. Ценность данной работы, по мнению исследователя, определяется тем, что в ней на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы своеобразия преломления чувства природы в лирике Р. Гамзатова. Аналитические данные и общие теоретические данные могут быть использованы в трудах, посвященных творчеству поэта. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества, в том числе пейзажного, Расула Гамзатова в учебных вузах республики.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в «Вестнике научных работ преподавателей ДГУ», в сборнике «Гуманитарной науки и новые технологии», в сборнике Международной конференции в г. Тамбове, а также в сборниках «Научное обозрение». По материалам диссертации опубликовано 6 работ.

Структура и объем диссертации определены состоянием разработанности выбранной темы, целью и задачами, поставленными во «введении».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Исторические пути развития пейзажной лирики

Тема избранной диссертационной работы требует определения положений, которые будут взяты за основу исследования в качестве основных принципов. Поэтому мы считаем, что прежде чем приступить к основной цели работы, необходимо осветить теоретические основы вопроса, дать анализ понятия «пейзажная лирика», проследить истоки и исторические пути развития пейзажа в поэзии, определить его роль в ряду других литературоведческих понятий.

Специальных исследований, посвященных пейзажной лирике, немного. Литературно-художественный пейзаж в ряду таких понятий, как метод, жанр, стиль, сюжет и т.п., занимает сравнительно скромное место. В то же время нельзя считать, что он находится в забвении. В энциклопедиях, словарях различного назначения о пейзаже даются краткие статьи; в монографических работах о творчестве отдельных писателей пейзажу отводятся соответствующие страницы, даже целые главы, есть и содержательные, серьезные научные статьи по общим вопросам пейзажа; имеются и диссертации, отдельные разделы которых освещают различные функции пейзажа.

К наиболее значимым трудам, где много внимания уделяется проблемам пейзажной лирики и на которые мы рассчитываем опираться в нашей исследовательской работе, относятся научные исследования следующих литературоведов и теоретиков литературы: Б.Е. Галанов («Живопись словом», 1974), Г.Н. Поспелов («Лирика среди литературных родов», 1976), К.В. Пигарев («Русская литература и изобразительное искусство», 1966, 1972), М.Н. Эп-штейн («Природа, мир, тайны вселенной», 1990), К.Н. Григорьян («Пейзаж в русской живописи и поэзии», 1982), В.А. Никольский («Природа и человек в русской литературе XIX века», 1973), СМ. Хайбуллаев («Наследие и открытия», 1983; «Поэзия высокого накала», 1990), Ч.С.Юсупова («Три десятилетия аварской поэзии», 1998), Т.И. Сильман («Заметки о лирике», 1977) и других.

В справочно-филологических источниках указывается, что «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» ; «пейзаж - описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» ; «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы»3; «изображение естественных природных видов»4. Если же отвлечься от частностей, то в целом можно выделить приемлемую общность в одном моменте: пейзаж - это «описание» или «изображение» природы в искусстве, литературе. В самом деле: если поле, море, небо, горы, леса, реки и т.п., в реальной действительности воспринимаемые нами вне искусства, - это именно природа, то те же поле, море, небо, леса, реки в искусстве, в художественной литературе - это уже пейзаж. Понятие «природа» не является литературоведческим понятием или термином, а «пейзаж» стал таковым (хотя и через искусство живописи). От изданий справочного характера на все возникающие вопросы требовать полных ответов нельзя. Но есть общее: пейзаж - это художественная природа. Но что понимать под «природой» применительно к литературе, искусству? Те же философские, энциклопедические, толковые словари, справочники указывают на неоднозначность этого слова как термина, понятия. «Окружающий нас материальный мир», «Земля», «органический и неорганический мир», «совокупность естественных условий существования» и т.п. - всё это не однозначно с понятием «пейзаж». В принципе, нет никакой сферы материального мира, природы, которая в той или иной форме, мере не отражается в произведениях художественного творчества. Но, скажем, дом - не пейзаж, а дом на берегу реки - пейзаж; конь - не пейзаж, а всадник, скачущий по извилистой горной тропинке - пейзаж; цветы на столе в вазе - не пейзаж, а цветы на деревьях в весеннем саду - пейзаж и т.д. Но и этого условия мало. Пейзаж начинается только с того момента, когда через природу выражается состояние души человека, когда «внешнее» и «внутреннее» становится неразрывным.

А вот А.Н. Бенуа включал в понятие «пейзаж» «всё, что не человек, все, что мир вообще, всё, что не обладает человеческим разумом, его страстями и душой» (1.18, с. 11). Однако литературоведы не были склонны с ним согласиться. Результатом многих споров и утверждений было мнение, что пейзаж начинается тогда, когда через природу выражается внутренний мир человека. «Внешняя природа не могла бы сделаться символом человеческой души, -говорит Альфред Визе, автор исследования «Историческое чувство развития природы», - если бы не существовало тесного сродства между внутренним миром человека и внешним миром природы, если бы перед нами во всей природе не обнаруживался скрытый в ней дух, который внятно говорит нам и близко связан с нашим собственным духом» (1.19, с.8).

То есть пейзаж - продукт субъективного художнического творчества, иначе говоря, он пронизан своеобразием индивидуального, философского, эстетического, мировоззренческого восприятия. Такое понимание пейзажа мы взяли за основу нашей исследовательской работы.

Но в основе пейзажа всё-таки природа. Природа есть фундамент для возникновения, формирования и развития человеческой культуры, науки и искусства, для всей жизнедеятельности и творчества. Справедливо отмечает А.А. Потебня, что «искусство имеет своим предметом природу в обширном смысле этого слова, но оно есть не непосредственное отражение природы в душе, а известное видоизменение этого отражения. Между произведением искусства и природою стоит мысль человека; только под этим условием искусство может быть творчеством» (1.99, с.30).

Говоря о пейзаже в литературе, мы будем иметь в виду пейзаж в поэзии, так как он является объектом нашего исследования.

Во избежание некоторых вопросов необходимо привести и одно высказывание В.Д. Сквозникова, автора раздела «Лирика» в книге «Теория литературы» (1964): «Мы настолько привыкли в обиходе к излишнему сближению лиризма со всякого рода поэтичностью, душевной проникновенностью, про-чувствованностью вообще, если они запечатлены в стихах, да ещё к тому же в певучих стихах, что понятия лиризма и поэтичности стали почти синонимичны, а «лирика» и «поэзия» равнообъемными» (1.112, с. 232). В работе мы не будем настойчиво разграничивать эти понятия. Тем более, что истоки пейзажа в лирике и поэзии одни и те же. Объединяет их то, что «и тут и там находит выражение художественное восприятие природы» (1.95, с. 5).

Ещё в античную эпоху эстетическая мысль пыталась уяснить соотношение, существующее между поэзией и изобразительным искусством. Древнегреческому поэту Симониду приписывается определение живописи как «немой поэзии», а поэзии как «говорящей живописи». Пейзажу, воспроизведенному средствами искусства слова, и пейзажу, запечатленному кистью живописца, свойственна каждому своя специфика, что не исключает возможности типологических соотношений между ними, а порою и непосредственного воздействия друг на друга.

Среди литературоведов идет спор о том, является ли пейзаж в литературе самостоятельным жанром. К.В. Пигарев пишет: «Основное отличие живописного или графического пейзажа от пейзажа литературного заключается в том, что первый представляет собой самостоятельный художественный жанр, тогда как второй обособленным жанром не является, входя в качестве составного элемента в произведения различных прозаических и стихотворных жанровых форм (роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение)» (1.95, с. 6). Подобный взгляд на проблему наиболее распространен, он закреплен и в энциклопедиях, словарях.

Формы присутствия пейзажа в дагестанской дореволюционной литературе

Несмотря на то, что отечественная литература многонациональна, каждая национальная литература сохраняет свою самобытность. Обусловлено это национальным языком, бытом, особенностью тех или иных черт национального характера, хотя внутри национальной литературы и наблюдается разнообразие тематики творческих индивидуальностей, жанрово-стилевых течений. Все национальные литературы народов Дагестана в своем развитии пережили практически одни и те же процессы и этапы становления. Поэтому в них легко обнаруживается сходство тем и мировосприятия, близость образных систем, а также одинаковое эстетическое влияние фольклора и мировой литературы.

В течение нескольких веков в литературе народов Дагестана ведущим, определяющим видом творчества была поэзия. Именно в поэтическом творчестве наиболее полно и ярко выразился духовный потенциал дагестанского народа. Это многожанровая, содержательная, самобытная поэзия, которая, как отмечает С. Хайбуллаев, «"шагала" вместе с жизнью, улавливала тенденции её развития, обобщала пройденные этапы, намечала пути дальнейшего продвижения вперед, создала развернутую многоцветную картину мира и эпохи в их многообразии и сложности» (1.128, с. 6).

Поэты Дагестана широко опираются на достижения своих предшественников. Из поколения в поколения передавались лирические стихотворения, полные разных чувств: любви, мужества, силы и отваги. Г.Г. Гамзатов в своих работах указывает на преемственность связей современной поэзии с устным народным творчеством. Он утверждает, что «народное творчество, как вся совокупность культурного наследия народа, - отнюдь не мертвое отложение прошлого, не архаическая неподвижность, а живая и действенная духовная реальность, находящаяся в постоянном саморазвитии и реализующаяся в сознании и деяниях каждого нового поколения, становясь бесценным достоянием всего общества и возвышаясь до уровня растущих эстетических запросов современного человека» (1.37, с. 10).

Творчески осваивая опыт родного фольклора и литературы, русской и мировой культуры, современные дагестанские мастера слова расширяют тематику, жанровую палитру и образную систему родной поэзии. В неё вливаются новые темы, идеи, образы, и это не стирает национальное своеобразие дагестанской поэзии. Но именно фольклорные истоки, устное народное творчество, поэтические вершины предшественников являются для них опорой и источником вдохновения.

Пейзаж в устном народном творчестве имел такие же тенденции полного отсутствия, как и вообще в мировой древней литературе.

Г.Д. Гачев пишет, что в фольклоре «природа выступает как одежда антропоморфических божеств, т.е. не сама по себе, а пронизанная человеческой жизненностью. Представления о природе были поэтому крайне абстрактные, односторонние, субъективные, мерялись на человеческий узкий аршин, а не объективной мерой самих природных явлений» (1.38, с. 189).

Факт отсутствия пейзажа в дагестанском устном народном творчестве подтверждается в работах дагестанских исследователей.

«Дореволюционная поэзия Дагестана не знала пейзажной лирики в традиционном понимании этого жанра» (1.141, с. 164); «старая дагестанская поэзия в своих описаниях не знала пейзажа» (1.58, с. 31); «пейзажная лирика в фольклоре и традиционной поэзии бытовала лишь в первоначальном зачаточном виде. Краски природы чаще всего выступали в качестве символов, сравнений, эпитетов, антропоморфной поэтизации и носили формальный характер» (1.119, с. 86). Эти наблюдения дагестанских литературоведов показывают, что в XIX - начале XX века в дагестанской дореволюционной литературе пейзажной лирики не было. Появление картин природы, а затем пейзажа - явление более позднее, свидетельствующее о развитии поэтической культуры, об усложнении личности, о движении поэзии к изобразительности, к всестороннему воссозданию бытия человека.

Но старая поэзия, фольклор всегда подчеркивали связь человека и природы. Природа никогда не изображалась вне жизни и деятельности человека. И в тяжелую минуту, и в час радости горец всегда обращался к родным рекам и горам, к цветам и птицам. Природа в народных песнях олицетворялась, наделялась сочувствием к человеку, она всегда откликалась на его обращение. Но тем не менее в дореволюционной поэзии очень мало произведений, посвященных непосредственно описанию картин природы - пейзажу; природа была скорее фоном, аккомпанировала чувствам и переживаниям героя.

А.Г. Гусейнаев пишет, что «красоты родных мест в народнопоэтическом творчестве находят крайне скромное отражение. В нем родной пейзаж обнаруживается лишь отдельными чертами и штрихами, дается скупо и условно. Но это настоящий горный пейзаж: тур на утесе, голубки на скале, мутный поток под мостом, серебристая роса на траве» (1.47, с. 146).

Исследователь даргинской литературы Ф.О. Абакарова первые зачатки пейзажной литературы обнаруживает в даргинской литературе внутри любовной лирики, которая была доминирующей в устной и письменной литературе даргинцев начала века. Особенно много пейзажных символов в творчестве О. Батырая, который, следуя восточной традиции, создавал поэтический портрет с помощью различной «природной» символики.

Любовные песни Батырая изобилуют сравнениями, эпитетами, аллегориями, параллелизмами. Возлюбленная у него и «солнце южное», и «месяц ясный», и «двухнедельная луна», и «аравийский голубок», и «золотой ягненок», и «беззаботная пчела», и «семицветный цветок». Глаза у любимой «точно яхонты», они «черны», как «цудахарский горох», лоб «точно светлый летний день».

В качестве символов горцы брали из окружающего мира все, что наиболее ярко бросалось в глаза и поражало особым качеством. Как правило, символы сопровождаются поэтическими эпитетами, которые углубляют их художественную значимость. О. Батырай следовал в использовании природной символики народным песням. Например, он сравнивал любимую с «восходящим из морей» солнцем, движение тела с жеребёнком, походку лёгкую - с бегом лани. А иногда образ любимой ассоциируется с обликом согнутого тростника или с драгоценной лозой.

Как видно, для создания яркого неповторимого образа поэт прибегал и к романтическим образам-символам, и к реалистической детали.

Характерны для поэзии О. Батырая обращения и к образам птиц, которые олицетворяют свободу, к силам природы, например к ветру. Этот прием он использует для раскрытия героических черт в характере героя. Такой прием тоже заимствован из фольклора и усиливает романтические краски.

«Природная» символика, пейзажная картина, их роль и значение в лирических произведениях

Расул Гамзатов - выдающийся поэт, один из основоположников современной дагестанской литературы. Литературный процесс современного Дагестана сформировался под эстетическим знаменем Р. Гамзатова, человека, судьба которого слита с литературой как всего многонационального Дагестана, так и каждого отдельного дагестанского народа.

Расул Гамзатов стал своеобразным олицетворением эпохи в истории дагестанской литературы, того отрезка пути, который соединяет нашу литературу от фольклора до современного состояния. Это период становления литературы вообще в истории любого народа. Сама эпоха потребовала такой талантливой личности, которая владела бы до тончайших нюансов художественным мастерством своего народа и способна была бы аккумулировать художественные традиции мировой литературы.

Если учесть, что литература каждого дагестанского народа до появления на литературной арене Расула Гамзатова была еще не на самом высоком уровне развития, то понятно, что такая задача по силам только крупной личности, избраннику судьбы. Расул Гамзатов явился в дагестанской литературе такой личностью. Его смелые поиски и новаторские стремления поднимают на новый эстетический уровень не только аварскую, но и всю дагестанскую литературу.

Расул Гамзатов объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национальной художественной традиции, другие были представлены опытом мирового литературного процесса. Удачно трансформировавшись, инонациональные формы гармонично вписались в систему его художественной культуры и воспринимаются как горские народные песни, изобразительно-выразительные средства, используемые народными поэтами в своих песнях и стихах, явились теми соками, которыми питалось творчество Гамзатова. Он обращается ко всем жанрам народного творчества, но не конкретизирует их. Напротив, происходит определенная эволюция, ломаются стереотипы, жанры трансформируются, традиционные формы становятся ёмкими и легкими, приобретая общечеловеческое содержание, тематика расширяется. В этом новаторство поэзии Расула Гамзатова.

Мы ставим своей задачей изучение роли природных деталей и природных мотивов в творчестве дагестанского поэта, функций и структуры пейзажа в лирических и эпических произведениях. Уже отмечалось, что дореволюционная поэзия Дагестана не знала пейзажной лирики в общелитературном понимании этого жанра. Только развитие поэтической культуры, усложнение личности и усложнение осмысления личностью восприятия мира, движение поэзии к изобразительности, к всестороннему воссозданию бытия человека должно было привести человека к развитию чувства природы.

Расул Гамзатов явился новатором в развитии пейзажной лирики в дагестанской поэзии. Одушевление природы с помощью метафорического языка, сравнения, поэтические параллелизмы из мира природа - всё это составляло .. достоинство горской лирики и в полной мере представлено в творчестве Гамзатова. Фольклорная традиция в его поэзии наполняется новым содержанием: одушевление переходит в размышление, мысль соединяется с изображением, с природой, обретая неведомую до сих пор пластику, зрительность, живописность воссоздания. Этим достигается единство душевного состояния человека и картин природы. Сам Гамзатов пишет: «Текут многочисленные реки и ручейки, то широкие, то узкие, то шумные, то спокойные. Различна их глубина, но все они берут начало из горных родников. Реки порой мутнеют, ручейки пересыхают, не дойдя до моря, но вечные и чистые воды горных родников не могут помутнеть. Сколько бы из них ни пили, они не иссякают. Народные песни - это горные родники, откуда берут начало ручейки и реки, сливающиеся в бурное море поэзии. И я завидую тем нынешним и будущим певцам моей страны, которые прибавляли к песням своего народа хоть одну свою песню» (1.147, с. 234).

Расулу Гамзатову изначальные народные представления о природе служили отправными точками, которые помогли ему выстроить свой поэтический мир. Пейзаж нередко воссоздается им по законам народной поэтики, но «психологическое» наполнение пейзажа проходит уже по законам собственного творчества. Обычные для лирики «психологические параллелизмы» играют в творчестве Гамзатова меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Очень часто он придает объектам природы свой смысл и свою индивидуальную лирическую окраску. «Гамзатов не дублирует прошлое; связанный с ним, он отходит от него; подоплёка его деятельности совсем иная. Гамзатов говорит так, как говорили до него горцы, говорили поэты Дагестана, но высказывает то, чего ни один из них сказать не мог. Его отношение к слову так же глубоко серьезно, цельно, как и отношение его народа к делу. Но творчество Гамзатова - явление принципиально новое, небывалое для Дагестана. Его стихи невидимо приобщили себе ферменты национальной среды, но резко превзошли их своим уровнем. Гамзатов творит в соответствии с духом своего народа, национальное бытие дает его слову подлинность. И чем глубже постигает он первооснову, тем яснее открываются ему горизонты жизни» - пишет Л. Антопольский (1.9, с. 96).

В одной из анкет на вопрос, кто его учителя в поэзии и за что он им благодарен, Р. Гамзатов ответил: «Три учителя в поэзии. Сейчас, сегодня, я это чувствую особенно. Если бы я это понял раньше!

Первый учитель - природа. Природа - вечный свидетель. Горы молчаливы, тихи, будто через пять минут они умрут. А люди суетятся, будто бы им ещё пять тысяч лет жить.

Тот, кто переводит язык природы на человеческий язык, тот поэт. Лучше природы нет живописца, музыканта, художника и архитектора. Поэзия состоит из мелодий и красок, данных природой, но становится поэзией, если она подчинена смыслу, имеет рациональное зерно. Поэт хорош тогда, когда он становится частью природы. Хотя бы листом дерева. Природа вечна, погода изменчива. И нельзя по погоде стихи писать.

Основные «пейзажные»мотивы

В литературно-энциклопедическом словаре «мотив» определяется как «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи».1

Выделение в творчестве Расула Гамзатова и исследование основных мотивов, связанных с природоописаниями, является целью данной главы нашей работы.

Самое совершенное художественное произведение бывает соткано из мотивов, которые возникли и в зародышевом неразвитом виде уже существовали в жизни. Эти мотивы получают первоначальное оформление в речи, в повседневных разговорах и спорах, в частной переписке, затем отчетливее звучат в публицистике, в очерках. Их чутко улавливает художник слова, проясняет и кристаллизует в своем сознании, воплощая в образы и сюжеты. Насколько глубоко и полно он сумеет отразить в художественных картинах свое время зависит от его таланта, мировоззрения и творческих принципов, которым он следует. Талант дается от рождения и совершенствуется литературным трудом. Взгляды на жизнь выковываются в горниле самой жизни. Творческие принципы вырабатываются писателем при усвоении или отвержении им литературной традиции.

Мотив соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишен относительно самостоятельной образности, эстетической завершенности. В лирике с её образными и философско-психологическими константами круг мотивов более отчетливо выражен и определен, поэтому изучение мотивов в поэзии позволяет выявить своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы. И как пишет И.Ф. Волков: «лирическое содержание в поэтических произведениях выступает в виде лирических мотивов, которые являются результатом расширенного художественно-творческого освоения характерных чувств и мыслей. И так же, как в эпическом произведении все средства художественной изобразительности подчинены раскрытию и развитию типических характеров и обстоятельств, в лирическом произведении все средства художественной выразительности подчинены раскрытию и развитию лирических мотивов» (1.31, с. 117).

Самым авторским у Р. Гамзатова мы назвали бы мотив «окна в мир». Поэт придает ему очень большое значение, вкладывая в него сокровенный, затаенный смысл. Он говорит, что поэтическое вдохновение, песня, «подобно утреннему лучу солнца, брызнувшего из-за горы, приходит ко мне в окно, едва я открою его утром». (1.147, с. 111)

«Окно» для Гамзатова - символическое окно в мир, в природу, в перво-зданность. За окном находится то, что всегда питало его воображение, то, что сделало его поэтом. Окно - это надежда, окно - это ожидание, свет в ночи и прибежище солнцу в жаркий день.

Мотив «окна» начинает выявляться уже в ранних стихах поэта: Встает заря над гребнем гор, Снега посеребрив. Подруга слышит птичий хор, Окошко растворив. («Утро», 1.146.1, с. 23)

Через окно герои произведений смотрят в мир. За окном - светлый, радостный день, вызывающий такое же настроение.

А вот другой характер - дочь лесника в стихотворении «Дочь лесника» (П. 146.2, с. 54), для которой окно - это мир, из которого она ждет любимого. Горящий свет в её окне - символ ожидания. На такой свет обязательно завер нет заблудившийся в ночи джигит, потому что свет в окне у Гамзатова - это манящее теплом ожидание хорошего: Луна не взошла, и в лесу темно, Одно лишь окошко освещено. Дочь лесника стоит у окна, — Коса у неё, словно полночь, черна. Коса, как темень, лицо, как свет, Как летний полдень... Светлее нет! (там же, с. 54) Рефреном через все стихотворение проходит фраза «дочь лесника стоит у окна» и «лицо, как свет». Освещенное окно ассоциируется с возможностью счастья ожидающей его девушке.

Через «окно» поэта пролетают зимы и весны, ночи и дни, радости и го рести, любовь и печаль. «Окно» - это глаз поэта. Этот глаз хочет видеть все и ничто не должно заслонять от него чарующий миг жизни: Эй, человек с широкой спиной, Там, в мире, - горы снежной белизны, Уйди, не стой перед моим окном, Там, в море, - парус в мареве дневном, Не заслоняй собою свет дневной, А мне видна лишь тень твоей спины, Уйди, не стой перед моим окном. Уйди, не стой перед моим окном. («Эй, человек с широкой спиной», II. 146.2, с. 25) Человек с широкой спиной - это тень, падающая на его «окно», на его жизнь, на его мир. Природные элементы символизируют великолепие его мира -внешнего и ассоциативно-внутреннего. Поэт не хочет, чтобы на его творчество падала чья-то тень, потому что «окно» поэта - это и «окно» в его душу.

В стихотворении «Дождь шумит за моим окном» (П. 146.2. с.20) за «окном» поэта природа бушует и это вызывает смятение у героя. Дождь у Гамзатова - тема уныния, и если он за окном - значит жди проблем: Дождь шумит за моим окном, Гром гремит за моим окном. Все в душе у меня слилось: Боль и радость, любовь и злость, (там же, с. 20) В «окне» - душе поэта - смятение и грусть. За его «окном» - ненастье, и в душе - трепетный беспорядок. А вот другое настроение, когда лучи солнца «ласкают» «окно» поэта: Когда для вас день начинается? В тот миг, когда вспыхнет заря И солнце окошка касается, Огнями на стеклах горя? («Когда для вас день начинается», П. 146.1. с. 142) Создается уже «преддверие» солнечного настроения, которое вливается в окно с ранней зарей. И далее: Л мой лишь тогда начинается, Когда, меня взглядом даря, Подруга моя просыпается, (там же, с. 142) Солнечный луч будит и подругу героя и заряжает самого героя энергией солнца и любви. Интересно интерпретирует Гамзатов мотив «окна» в стихотворении «Зима» (П. 146.1. с. 156). В холодный студеный день в окне своей московской квартиры герой «видит» свою родину. Это «окно» - беспокойство. Беспокойство за свое родное и близкое: Ужели там, где облака Бредут дорогою небесной, В безмолвъе, горная река Висит, застывшая над бездной? (там же, с. 156). Смотря в окно, поэт беспокоится за весь мир, потому что зима для него это лед, холод, стужа: Я взгляд бросаю из окна. Зима, но за её погодой Мне вся Абхазия видна С её изнеженной природой, (там же, с. 157) Из «окна» своей души с болью поэт смотрит на тех, кому холодно и жаждет поделиться своим теплом.

Звезды за окном оценивают поэта в стихотворении «Раздумье» (II. 146.1. с. 181). Перед природой, как в окне, проносится жизнь поэта, полная взлетов и падений, открытий, потерь и сомнений. Здесь как бы двойная роль «окна»: оценивающая и самокритичная. И если в первой части природа считает, что поэт ещё не состоялся, то в конце произведения уже сам поэт оценивает содержание своего «окна» - жизненного багажа.

Похожие диссертации на Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова