Содержание к диссертации
Введение
Первая глава. Публицистическая и издательская деятельность Ш.Мухаммедова
1. Публицистика и ее идейная направленность 21
2. Журнал "Карчыга" ("Ястреб"): его основная проблематика 48
Вторая глава. Литературная деятельность Ш.Мухаммедова
1. Художественное своеобразие прозаических произведений Ш.Мухаммедова 77
2. Особенность поэтических произведений 114
Заключение 135
Библиография
- Публицистика и ее идейная направленность
- Журнал "Карчыга" ("Ястреб"): его основная проблематика
- Художественное своеобразие прозаических произведений Ш.Мухаммедова
- Особенность поэтических произведений
Введение к работе
Писатель, издатель, общественный деятель Шакир Мухаммедов (1865-1923) является одним из тех представителей, которые сыграли значительную роль в развитии татарской литературы начала XX века. Его творчество стало яркой страницей в истории татарской литературы и на протяжении долгих лет притягивало к себе внимание литературоведов и критиков. Интерес к творческому наследию писателя особенно возрос в 30-е годы прошлого столетия, когда изучение его творчества включили в программу средней школы.
Состояние изученности и актуальность исследования. Первые исследовательские работы о жизни и творческой деятельности писателя связаны с именем С.Байкова. В статье, опубликованной им в 1939 году в газете «Чкаловская коммуна»1 (Чкалов — так назывался тогда город Оренбург - В.Г.), С.Байков дает характеристику творчества Ш.Мухаммедова. В 1940 году в журнале «Совет эдэбияты»" («Советская литература») он подробно описывает биографию писателя и кратко анализирует его произведения «Ж эпалэт яхут Галиэкбэр ага» («Невежество или дядя Галиакбер»), «Яфрак асты яхут Мэкэржэ ярминкэсе» («Под листком или Макарьевская ярмарка»), «Яца Бэдэвам» («Новый Бадавам»), «Урал буе - Татар туе» («Приуралье -Татарская свадьба»).
Автор статьи акцентирует внимание на том, что эти сочинения соединяют в себе черты критического реализма и свойства просветительской литературы. В частности, о сочинении «Под листком или Макарьевская ярмарка» он пишет: «В этом произведении автор методом критического реализма раскрывает и высмеивает рыночные отношения в условиях капитализма. ...Автор не призывает к ликвидации капитализма или к ведению революционной борьбы против буржуазии, а высказывает мысль о том, что общественное богатство, находящееся в руках отдельных людей, надо использовать для просвещения и развития народа, для воспитания сирот...» .
С.Байков в своей публикации сообщает о творческих исканиях писателя и в драматическом жанре. Констатируется факт, что начатая им в 1913 году пьеса, к сожалению, так и осталась незавершенной (название не указано, позднее М.Гаинуллин восстанавливает по рукописям название пьесы - «Гайни бай» («Богач Гайни») - Г.В.).
В статье также освещается и издательская деятельность TIT .Мухаммедова.
Таким образом, С.Байков акцентирует внимание на художественном методе и идейно-тематическом своеобразии произведений Ш.Мухаммедова. В завершении автор статьи подчеркивает, что творческое наследие писателя должно, несомненно, занять достойное место в истории татарской литературы.
Следует отметить, что в процессе работы над данной диссертацией было обнаружено письмо сына Ш.Мухаммедова - Ф.Ш.Мухаммедова, написанное 2 февраля 1940 года В.Х.Хазиеву. На наш взгляд, в данном письме открываются несколько интересных фактов изучения (исследования) творчества Ш.Мухаммедова: во-первых, упоминается, что С.Байков начал работу над диссертацией по биографии и творчеству Ш.Мухаммедова; во-вторых, часть материалов из личного архива Ш.Мухаммедова была передана его родственниками (женой и сыном) в Союз писателей Тататарской АССР М.Джалилю; в-третьих, к научно-исследовательской работе и популяризации творчества Ш.Мухаммедова приступил и В.Х.Хазиев, научный сотрудник Татарского Научно-исследовательского института Языка и литературы (ныне Институт языка литературы и исскуства им. Г.Ибрагимова АН РТ), которому и было адресовано данное письмо.1
Эти же данные подтверждаются письмом С.Байкова, адресованным А.Х.Шабанову (на то время являвшемуся директором Татарского Научно-исследовательского института Языка и литературы) и отписанным им В.Х.Хазиеву."
Работа С.Байкова и В.Х.Хазиева была прервана в связи с началом Великой Отечественной войны.
В 1947 году вышел в свет учебник-хрестоматия для вузов3. В нем говорится, что Ш.Мухаммедов в своих произведениях впервые охватил никем не затронутую ранее в татарской литературе тему — протест приказчиков, конторщиков, направленный против эксплуататоров. Авторы указанной хрестоматии пишут: «Центральная тема его произведений -разоблачение невежества, глупости, плутовства консервативных татарских богачей и торговцев»4.
В учебном пособии помещена повесть «Япон сугышы, яки Доброволец Батыргали ага» («Японская война, или Доброволец Батыргали ага») и три его сатирические миниатюры, дан краткий анализ произведения «Японская война или Доброволец Батыргали ага»; освящена деятельность журнала «Карчыга» («Ястреб»), указано время существования данного печатного органа, определена тематика и проблематика его содержания.5 В журнале печатались и байты и стихотворения политического содержания. В качестве примера в учебнике-хрестоматии приводится стихотворение «Куз яше» («Слеза»). Отмечается, что данный журнал отличался от предыдущих тем, что шел впереди издаваемых в свое время на татарском языке сатирических журналов.
Здесь впервые, как последнее из увидевших свет произведений Ш.Мухаммедова, упоминается рассказ «Хан кызы» («Дочь хана»), приводится перечень сочинений, изданных при жизни автора в виде отдельных книг.
В последующие годы изучение творческого наследия Ш.Мухаммедова тесно связано с именем известного литературоведа М.Х.Гайнуллина. Именно он внес огромный вклад в изучение жизни и творческой деятельности Ш.Мухаммедова, и, издав сборник избранных сочинений писателя, сделал их доступными для широкой массы читателей.
Книга «Избранные произведения»1 написанная на основе многолетних поисков материалов в архивах Оренбурга и Казани, была издана в 1958 году. В ней подробно описана жизнедеятельность и творческий путь писателя, помещено множество его произведений, сгруппированных по жанрам. Издание снабжено богатыми комментариями к произведениям.
Имя Ш.Мухаммедова неоднократно упоминается и в книге литературоведа И.Нуруллина «Татарская литература начала XX века»". Во ведении книги автор анализирует литературу XX века, описывает творческую среду данного периода на примере некоторых писателей. В частности о Ш.Мухаммедове он пишет: "В вводной части произведения «Яда Бэдэвам» («Новый Бадавам», 1903), «болезнью» нации Ш.Мухаммедов называет ее безграмотность и утверждает следующее: «Лекарство от безграмотности, конечно же, просвещение, образование и знания...»3. Продолжаем цитирование из данной работы ученого: «Писатели, пришедшие в литературу в 1905-е предреволюционные годы с демократическими взглядами, своими общественно-политическими и литературно-эстетичскими позициями, а в особенности, пониманием задач литературы, принципиально не отличались от просветителей. Это мы видим в пьесах Г.Камала «Бэхетсез егет» ("Несчастный юноша") и «Оч бэдбэхет» («Три негодяя»), в повестях Ш.Мухаммедова «ЗКэпалэт яхут Галиэкбэр агай» («Невежество или дядя Галиакбер») и «Яфрак асты яхуд Мэкэрж,э ярминкэсе» («Под листком или Макарьевская ярмарка») и в рассказах З.Хади «Бэхетсез кыз» («Несчастная девушка») и «Официант» .
Необходимо отметить, что в данном издании И.Нуруллин впервые, хотя и очень кратко, дает характеристику стилистической особенности произведений Ш.Мухаммедова. В частности, он пишет: «Во-первых, писатели этого периода стали выдвигать вперед литературный язык. Во-вторых, - что особенно важно, - пришедшие в литературу данного периода писатели, как никогда до этого, стали обращать внимание на художественные детали, на жизненные мелочи, окружающие человека, на обстановку, пейзаж и портрет».
В одной из своих других работ И.Нуруллин, характеризуя деятельность просветителей, пишет, что: «...особенно второе поколение в лице Ш.Мухаммедова, Р.Фахретдинова, З.Хади, Г.Камала, М.Гафури, огромное внимание уделяло воспитанию и основной задачей литературы считало исправление нравов».
Следует отметить, что автор также высказывается о различных аспектах творчества Ш.Мухаммедова. В частности, он выявляет своеобразие образов его произведений, анализирует язык и стилистические особенности текстов, их жанровую сущность, особое внимание заостряет на сатире. Особо подчеркивает, что «Великолепным образцом сатиры, возрождающейся в этот период, является повесть Ш.Мухаммедова «Японская война или Доброволец Батыргали ага». В ней писатель, пользуясь приемом гиперболы и гротеска, сумел создать удачный сатирический образ купца первой гильдии, торгующего мануфактурой и кожно-шерстяным сырьем».1 По мнению И.Нуруллина, в области прозы сатирические традиции Ш.Мухаммедова были подхвачены и подняты на новую ступень Ф.Амирханом.
В 1964 году вышла в свет книга Р.Нафигова «Формирование и развитие передовой татарской мысли». Обратим внимание на то, что в данном издании в тех или иных главах часто упоминается имя Ш.Мухаммедова и как писателя-сатирика, и как издателя журнала «Карчыга» («Ястреб»).
Таким образом, имя Ш.Мухаммедова, заняло достойное место в татарской литературе XX века, встав в один ряд с Г.Камалом, З.Хади и другими.
Также в 1964 году в «Кратких сообщениях Института народов Азии» увидела свет объемная и весьма содержательная статья М.Гайнуллина «Творческое наследие Шакира Мухаммедова». В данной публикации автор, основываясь на личные архивные данные самого писателя, параллельно с его биографией описывает творческий путь, характеризуя литературные произведения и публицистическую деятельность Ш.Мухаммедова.
В 1965 году, в связи со столетним юбилеем Ш.Мухаммедова, внимание к его творчеству и к его личности заметно усилилось. На страницах периодической печати были опубликованы статьи о его биографии и литературной деятельности, в некоторых из них были освещены отдельные новые факты. В частности, интерес вызывают две статьи, опубликованные в журнале «Совет эдэбияты» («Советская литература») в мае 1965 года, авторами которых являются М.Гайнуллин и Т.Сабитов". Более подробная информация об этом отражена в наших ранее вышедших докладах3.
В своей статье Т.Сабитов приводит интересные факты дружбы и сотрудничества Ш.Мухаммедова с Х.Ямашевым. В частности, он пишет о том, что это оказало большое влияние на издательство журнала «Карчыга», упоминает, что в этой работе ему так же помогала жена писателя Суфия ханум и их дочь Хазар Кашаева.
Далее автор приводит интересные сведения по поводу начатого в 30-е годы прошлого столетия научного исследования творчества писателя: «...Доцент Оренбургского педагогического института Галим Айдаров, достаточно успешно работая над творчеством Ш.Мухаммедова (1936), был арестован и стал жертвой культа личности. А материалы о Ш.Мухаммедове и его рукописи были утеряны» .
Т.Сабитов касается истории материалов из личного архива Ш.Мухаммедова: «в 1939 году часть материалов взял Султан Байков, который при Оренбургском педагогическом университете хотел написать диссертацию о творчестве Ш.Мухаммедова. В 1940 году по просьбе Союза писателей Татарстана многие материалы о Ш.Мухаммедове (два больших чемодана) были переданы М.Джалилю. С большой благодарностью взяв эти материалы, он не успел довести их до широкой массы читателя, так как вскоре началась Вторая мировая война, и С.Байков и М.Джалиль погибли, а материалы снова затерялись.
В 1945 году приехавший в Оренбург от имени Казанского филиала Академии наук СССР Латыйф Заляй забрал выбранные им материалы. Но они тоже не увидели свет. В 1956 году последние материалы, собранные уже под шкафами, из макулатуры, и отданные профессору Мухаммеду Гайнуллину, наконец-то, вышли в свет отдельной книгой»1.
Следует отметить, что в мае 1965 года к столетию со дня рождения писателя М.Гайнуллин выпустил ряд публикаций на татарском и русском языках в различных периодических изданиях, например, таких как: «Совет эдэбияты» («Советская литература»), «Азат хатын» («Свободная женщина»), в газетах «Социалисток Татарстан» («Социалистический Татарстан»), «Советская Татария»2.
Публицистика и ее идейная направленность
Оренбургский край был одним из важных центров развития татарской журналистики и литературы еще в дореволюционное время. Предреволюционные годы были временем активного развития журналистики в самом Оренбурге и некоторых городах Оренбуржья. Своеобразным литературным «гнездом» в предреволюционное десятилетие был и город Троицк, входивший тогда в Оренбургскую губернию. Там жили и занимались творческой деятельностью такие татарские поэты как Акмулла, М.Гафури, Ш.Бабич. Многие из них встречали Октябрьскую революцию в Оренбурге, стали активными участниками строительства новой жизни, укрепления молодой, многонациональной литературы. Одним из таких был и татарский писатель Ш.Мухаммедов, который в те годы жил и работал в Оренбурге.
В результате наших исследований были обнаружены некоторые публикации Ш.Мухаммедова, о которых до сих пор в литературоведческих источниках не упоминалось. К настоящему времени нами установлено более пятнадцати таких его статей, вышедших в периодических изданиях с 1903 по 1915 годы. Они были опубликованы в газетах «Шэркый Рус» («Восточная Русь»), «Казан мехбире» («Казанские ведомости»), «Вакыт» («Время»), «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»). Следует отметить, что большинство из них увидели свет в 1904—1907 гг.
Необходимо отметить и то, что в архиве Института языка литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранятся письма Ш.Мухаммедова, многие из которых до сих пор нигде не были опубликованы. Они в основном адресованы им своим друзьям, родителям и родственникам, и как нам представляется, вызывают несомненный интерес в изучении жизни и деятельности писателя. Среди них также имеются несколько писем, адресованных редакторам газет «Шэркый Рус» («Восточная Русь»), «Казан мохбире» («Казанские ведомости»). Из их содержания мы узнаем о том, что Ш.Мухаммедов вел активную публицистическую деятельность: выписывал все современные периодические издания, отправлял свои публикации в различные печатные органы, посредством которых стремился высказать свою точку зрения по отношению к напечатанному материалу и происходящим событиям в жизни общества.
Вот, к примеру, отрывок из письма, адресованного редактору газеты «Шэркый Рус» («Восточная Русь»): «Уважаемый господин редактор! Шестого ноября в правление вашей газеты посылал семь рублей и просил выслать все номера с начала ноября до конца года. Но... ни одного экземпляра «Шэркый Рус» так и не пришло. В чем причина? Почему другим приходит, а мне нет? В чем моя вина? ... Отправлял два письма, для публикации в газете «Шэркый Рус», но и о них известий нет. Можно напечатать или нет?...»
Как видно из вышеприведенных строк, Ш.Мухаммедов старался с помощью печатных изданий донести свои мысли до читателей, хотя это было не так просто.
О своем желании тесно сотрудничать с изданием «Казан мехбире» («Казанские ведомости») Ш.Мухаммедов в письме редактору газеты пишет следующее: «Уважаемый господин редактор! С этим письмом высылаю три рубля денег, на данную сумму прошу высылать мне газету «Казан мехбире» с первого января 1906 года до начала июля, то есть полгода.
Также с этим письмом высылаю еще два рубля. На эти два рубля прошу вас на четвертой странице газеты «Казан мехбире», напечатать нижеследующее объявление. Было бы хорошо, если бы выходило один раз в три-четыре дня.
«Если хотите посмеяться, спрашивайте». Вышел рассказ, под названием «Японская война», написанный на казанском языке о приключениях торговца по имени Батыргали, добровольно ушедшего на войну, спрятавшись от жены и раненого на войне татарского солдата. Книга иллюстрирована, и понравится солдатам, вернувшимся с войны. Одна - 20 копеек, десять штук -1 рубль 50 копеек. Будет отправлено по почте. Распространителям дешевле. Адрес, г. Оренбург, дом Кукушкиной».1
Татарская пресса сыграла огромную роль в развитии национальной культуры, в литературных процессах, в расширении и углублении интернациональных взаимоотношений. Печать, как организатор масс и основной источник пропаганды прогрессивных идей была необходима народу, поэтому, четко понимая ее значимость, Ш.Мухаммедов стремился на страницах передовых печатных изданий донести до сознания народа свои мысли и чаяния, дать оценку происходящему, объяснить свою позицию.
Публицистическая деятельность Ш.Мухаммедова началась еще до революции 1905 года. Но по причине отсутствия периодических изданий на татарском языке, он вынужден был публиковать свои статьи в других тюркоязычных изданиях. Одним из таких изданий стала газета «Шэркый Рус» («Восточная Русь»), выходившая в г.Тифлисе на азербайджанском языке, редактором которой являлся литературный деятель Мамедкулизада . Этот факт подтверждается и в письмах Ш.Мухаммедова: «...Отправлял в редакцию газеты «Шэркый Рус» статью с подписью «Татар углы» («Сын татарина»), напечатали в 96-ом номере. Еще одну статью отправил, надеюсь опубликуют».
В результате наших исследований, в газете «Шэркый Рус» за 1903-1904гг. были найдены более десяти публикаций Ш.Мухаммедова. Большинство из них подписано псевдонимом «Татар углы» («Сын татарина»), а некоторые его настоящим именем. О том, что псевдоним «Татар углы» принадлежит Ш.Мухаммедову, стало известно из писем автора, адресованных редакции газеты.
Необходимо отметить, что все статьи автора выходили одной рубрикой «Уз мохбиребездэн» («От нашего корреспондента»), что, таким образом, еще более подчеркивало значимость его публикаций и их регулярную периодичность.
Первая из таких статей была опубликована в 1903 году в 96-ом номере газеты1. В данной публикации под заголовком «Письмо из Оренбурга» Ш.Мухаммедов пишет о том, что: «С появлением уважаемой газеты «Шэркый Рус» в ней начали опубликовываться известия о положении мусульман России, Туркестана, Сибири и других регионов, в которых авторы высказывают жалобы на существующее положение. Так как я пишу из Оренбурга, хочу сообщить вам об Оренбургских мусульманах, в надежде на то, что данному письму найдется место в одном из номеров уважаемой «Шэркый Рус»". Продолжая, автор обращает внимание читателя, на то, что в Оренбурге имеется семь соборных мечетей, много мусульман, но они разделились на две группы: одни являются сторонниками метода "ысул кадим", другие - сторонники «ысул джадид». Преверженцы, хотя и не все, старого метода обучения, придерживаясь слов мулл и баев, оспаривают необходимость владения знаниями и определенной профессией...
Журнал "Карчыга" ("Ястреб"): его основная проблематика
«Карчыга» («Ястреб») - именно под таким необычным для периодики названием в сентябре 1906 года в Оренбурге вышел первый номер сатирического журнала под редакцией Ш.Мухаммедова. Второй номер увидел свет в ноябре того же года. Таким образом, журнал начал выходить раз в месяц. За время его издания вышло всего девять номеров, три номера в 1906 году и шесть номеров в 1907 году. Существующие официальные власти в июле издание запретили, в результате чего оно полностью прекратило свое существование.
Тем не менее, за сравнительно короткий срок выхода журнал успел осветить на своих страницах очень многие актуальные проблемы для своего времени.
В начале XX века Оренбург был одним из татарских культурно-просветительских центров. С 1905 года по 1917 год в городе существовали три татарские типографии, издавалось девять журналов и девять газет на татарском языке, такие как «Вакыт» («Время»), «Кармак» («Крючок»),
«Урал», «Шура» («Совет»), «Дин вэ мэгыйшэт» («Религия и жизнь»), «Чикерткэ» («Саранча»), «Икътисад» («Экономика») и другие публицистические издания. На их фоне журнал «Карчыга» отличался своей острой сатирической направленностью. Его публицистика и сатира тесно связана с общественно-политической тематикой. В эпоху коренного перелома общественного сознания она превратилась в арену политической борьбы.
На титульной странице первого номера журнала, хотя и было отмечено: «сатирический журнал с картинками», уже первые его статьи представляют достаточно серьезное содержание. Например, в открывающей журнал статье «Максат» («Цель»), как видно уже из ее заголовка, редакцией четко определена основная цель данного издания. В частности, узнаем, что: «Карчыга» ставит своей целью защиту интересов рабочего народа, приказчиков и конторщиков, живущих своим трудом, и их непримиримую борьбу против капитализма... Все несправедливые действия против деревенских жителей будут сатирически изображены и нарисованы...».1
В следующей статье, также помещенной на первой странице, того же номера, выражается недовольство существующим положением в обществе. Она опубликована под заголовком «Хэзерге хэллэр» («Нынешнее положение»), начинается риторическим вопросом «Кто ответит за...?», тем самым, заостряя внимание читателя на актуальных проблемах тех дней.
Далее следуют статьи сатирического характера. Всего в первом номере, состоящем из двадцати шести страниц, опубликованы такие двадцать две единицы печатного материала, как памфлеты, фельетоны, очерки, статьи информационного характера, объявления и т.д. Большинство из них не подписаны авторами, лишь под некоторыми указаны разные псевдонимы.
В данном же номере журнала в статье информационного характера под заголовком «Издания, напечатанные в текущем году в Казани» приводится перечень изданных за 1906 год книг, классифицированный по содержанию: учебники, художественная литература, религиозные книги с указанием их тиража.
В рубриках «Эчке хэбэрлэр» («Внутренние новости») и «Тышкы хэбэрлэр» («Внешние новости») в сатирической форме сообщается о событиях, происходящих в близлежащих городах и в зарубежном мире.
Вызывают интерес и публикации политического содержания, вышедшие под заголовками «Безгэ насыйб булыр микэн курергэ?» («Суждено ли нам увидеть?») и «Татарларга бирелэчэк ж,ирлэр» («Земли, которые будут отданы татарам»). Автор первой статьи не указан, а под второй — стоит псевдоним «Ъед-Иед» . В публикациях освещены такие актуальные вопросы современности, как: отношение торговцев мануфактур к своим рабочим, оплата их труда, многоженство, убийство невинных людей, разврат среди богачей, необходимость строительства мечетей.
В отдельных публикациях журнала затрагиваются вопросы образования, просвещения и культуры. Примером одной из таких является статья «Театр пэм музыка» («Театр и музыка») без указания имени ее автора. В частности, в ней говорится: «...в театр могут прийти и русские, знающие татарский язык. По новым законам Государственной Думы в театр на равных правах с мужчинами могут прийти также и женщины -мусульманки».2
На последних страницах журнала напечатаны небольшие по содержанию и объему рубрики: «Игъланнар» («Объявления»), «Соцгы хэбэрлэр» («Последние новости»), «Газитэ идарэсенэ» («В правление газеты») и другие.
Следует отметить, что в этом номере журнала можно увидеть пять рисунков-карикатур , изображающих эпизоды из современной жизни. Некоторые из них сопровождаются пояснительными записями в виде реплики, что явилось одним из способов выражения критической сатиры.
Таким образом, с первого же номера журнал заявил о себе как сатирическо-политический печатный орган. Это издание смело обозначило и осветило многие остро актуальные проблемы того времени, предприняло попытку объяснить широкому кругу простых читателей всю правду существующего положения дел в обществе и призвать народ к объединению и последующим действиям.
Второй номер журнала, вышедший в ноябре 1906 года, открывает статья достаточно серьезного содержания под заголовком «Хэсрэтле кеннэр» («Печальные дни»). В начале ее автор описывает реальную картину жизни общества. Он сетует на то, что «С 1905-го года Россия изменилась до неузнаваемости: тонут в реках крови рабочие, борющиеся за свои права; нуждающиеся в земле, деревенские жители; стали жертвами невинные молодые люди, защищающие права народа...» .
В завершении публикации все-таки высказываются оптимистические мысли о том, «...что основа старой жизни сегодня-завтра рухнет, народ поднимется и займет свое место, увидит свет жизни».2
На второй странице журнала напечатано стихотворение «Куз яшьлэре» («Слезы») в котором автор выражает свое отношение к происходящему. Из подписанного под ним псевдонима «Кайгылы» («Печальный»), узнаем, что его автором является Ш.Мухаммедов.
Далее в номере помещены сатирические произведения, а так же рубрики сатирического характера. Например такие, как «Яца теш тэгъбире» («Новое толкование снов»), «Судта» («В суде»), «Газитэ идарэсенэ» («В правление газеты»), «Телеграммалар» («Телеграммы»). В первой из них, например, подписанной псевдонимом «Торна»4 («Журавль»), освещены социально-политические проблемы современности. В ней автор выражает свое отношение к происходящему и предостерегает читателей от возможных последствий.
Художественное своеобразие прозаических произведений Ш.Мухаммедова
Творческая деятельность Ш.Мухаммедова охватывает период с 1900 по 1915 годы. За это время он написал четыре повести, около пятнадцати поэтических произведений, более пятидесяти сатирических новелл и фельетонов и одну пьесу. Известно, что произведения писателя, в основном, были изданы отдельными книгами в Казани и Оренбурге при его жизни1. В журнале «Карчыга» («Ястреб»), издателем и редактором которого был он сам, публиковались аннотированные сведения о каждом его произведении. Например, в первом номере (1906) говорится, что «Батыргали ага» - очень смешной и иллюстрированный рассказ; «Яца Бэдэвам» («Новый Бадавам») -очень интересный мелодичный рассказ из жизни татар. Недавно издана «Урал буе - Татар туе» («Приуралье - Татарская свадьба»). Эта книга о тех беспутных детях богачей, которые растрачивают деньги, доставшиеся им от свадеб, проводимых чрезмерными расходами их отцов, на местах творят разврат, а затем слоняются не найдя себе пропитания» .
Далее на обороте обложки пятого номера (1907) журнала читаем: «Годовым подписчикам будут подарены прекрасный рассказ «Хан кызы» («Ханская дочь») и смешной рассказ «Батыргали агайныц Думага сайлануы» («Избрание Батыргали ага в Думу»). Также сообщается, что в редакции журнала имеются в продаже «Яца Бэдэвам» («Новый Бадавам»), «Батыргали ага», недавно изданное «Урал буе - Татар туе» («Приуралье - Татарская свадьба»).
Хотя творческое наследие писателя сравнительно невелико по своему объему, тем не менее, оно занимает достойное место в истории татарской литературы. Многие его произведения опубликованы на страницах издаваемого им сатирического журнала «Карчыга». Более полное собрание его сочинений увидело свет, к сожалению, лишь спустя долгие годы после смерти автора, в 1958 году, составленное известным литературоведом М.Гайнуллиным.
Его жизненный путь совпал с самыми бурными периодами истории России. При этом необходимо отметить что, он с честью выдержал общественные перемены и волнения, и на фоне разочарования тех политических событий автор создает свои сатирические произведения. Ш.Мухаммедов в них с гневом освещает политику теснения власти того времени в отношении собственного простого народа. Поэтому особое внимание в его произведениях привлекает сатирическое обличение капиталистической эксплуатации и царского деспотизма, они проникнуты идеями народного демократизма, разоблачают татарскую торгово-промышленную буржуазию.
Революционные события 1905-1907 годов оказали благотворное влияние на творчество писателя. Он осознает, что непримиримая борьба между низшими и высшими слоями общества исторически неизбежна. В эти годы Ш.Мухаммедов живет интересами трудящихся. Он приветствует даже незначительные успехи революционных сил и искренне переживает тяжесть поражения борцов. Писатель был одним из самых активных сторонников движения приказчиков и конторщиков. Если на ранней стадии творческого пути Ш.Мухаммедов иногда высказывал некоторую надежду на возможность привлечения татарских богачей к общественно полезной деятельности, то позднее он понял бесполезность таких ожиданий. «Я прекрасно знаю нутро татарских баев, - писал он, - их нельзя уже образумить лишь одними газетными заметками. Даже если им на лоб поставить клеймо с надписью "Этот бай пьет кровь своих приказчиков», и то они не скоро образумятся»1.
Добротным фундаментом эстетике произведений Ш.Мухаммедова служило идейно-художественное наследие татарской просветительской литературы. В творчестве писателя легко угадывается просветительство как исходная позиция. Он близок к демократическим просветителям рубежа XIX-XX веков - З.Хади, З.Бигиеву. Ш.Мухаммедов стремился к разнообразию форм и способов своего повествования, он обращался к разным жанрам, кроме прозы писал стихи, пробовал силы и в драматургии.
Свою первую повесть «Ж эпалэт яхут Галиэкбэр агай» («Невежество или дядя Галиакбер») Ш.Мухаммедов написал в 1900г., работая в Харбине. В 1901 году она была издана отдельной книгой в Казани. В данном произведении автор изображает жизнь и быт татарской торговой буржуазии. С первых строк произведения автор как-бы расставляя основные акценты, обращает внимание на два значимых момента: «В последние годы как Сибирская железная дорога повлияла на развитие торговли, так и открытие новых школ повлияло на развитие образования и искусства». Таким образом автор дает понять, что далее речь пойдет о развитии торговли и прогрессе в сфере образования. Затем автор описывает город в котором и произойдут события. Общий фон представлен автором в оптимистических, положительных картинках: «С одной стороны плавание пароходов, с другой стороны ...железная дорога наполняли надеждами жителей города.
Расположенный у подножья горы, окруженный садами город, смотря со стороны города С, выглядит очень красиво. ...Расположенные вдоль горы, на окраине города большие-большие фабрики, заводы и мельницы, издали красиво смотрятся. Начавшая свою работу два года тому назад, суконная фабрика, возвышающаяся одним пятиэтажным большим зданием, придает особенную красоту городу...»1. Между этими строками мы видим положительное отношение автора к тем изменениям, которые произошли в последнее время, то есть, к развитию промышленности. Железная дорога, пароходы, заводы и фабрики - все это символы прогресса, которые являются доказательством реальных изменений в обществе.
Развивая тему торговли, автор говорит о том, что среди купцов есть и мусульманские баи. Некоторые занимаются продажей кожи, масла и сахара, другие мануфактурами, среди них есть и крупный купец Галиакбер Салимов. Вот как далее характеризует своего героя автор: «Дядя Галиакбер с детства начав заниматься торговлей, остался неграмотным, но продвинувшийся в сфере торговли, заслужил репутацию "бай" или "миллионер", сорокалетний, среднего роста, толстобрюхий, чернобородый, узкоглазый, с острым носом и тонкими губами, указывающими на его хитрость. У Галиакбера две жены, старшая жена - дочь купца, а младшая - дочь одного хазрата. От старшей жены дочь, а от дочери хазрата есть сын Минлебай...»
«Двухэтажный дом Галиакбера находится в центре города, близко к базару. Торгует он кожей, маслом, чаем, сахаром и мануфактурой. С развитием дел, с увеличением числа приказчиков и служащих, для конторы пристроил еще одно двухэтажное здание...
Особенность поэтических произведений
Революцией были выдвинуты талантливые сатирики татарских и других тюркоязычных народов, например, такие как Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Шакир Мухаммедов, Галиаскар Камал, Алекбер Сабир, Джалил Мамедкулизаде и другие, которые оружием смеха бичевали косный, застойный быт, показывали истинную сущность политики власть имущих и самодержавия, утверждая тем самым передовые идеалы века.
До первой революции попыток открытой критики и сатирического бичевания «всесильных мул», ишанов, национальной буржуазии, а также царизма среди тюркоязычных народов не было. Сатирическое творчество народа и писателей в течение долгого периода находилось в загоне. Приход в национальные литературы талантливых сатириков и появление сатирико-юмористических изданий наносили ощутимые удары по мусульманскому укладу жизни, догмам ислама и укрепляли смех в своем праве. Возникновение сатирической литературы у татар было явлением знаменательным. Для того времени это было довольно смелым шагом, гражданским подвигом. Передовые общественные силы тюркоязычных народов посредством смеха выражали свой протест против социального угнетения.
Одним из ярких представителей татарской сатирической литературы начала XX века был Ш.Мухаммедов. Он проявил себя как выдающийся сатирик, говоривший от имени своего народа на языке иронии и сарказма, гнева и печали. И в прозе и в поэзии ведущим началом его творчества была сатира. Она была его главным оружием борьбы против несправедливого общественного строя. Сатирическое творчество Ш.Мухаммедова характеризуется широким охватом явлений действительности, глубиной идейного содержания, разнообразием и совершенством художественной формы. В нем отражаются самые насущные и животрепещущие вопросы исторической эпохи; содержится призыв к народу, чтобы тот проснулся от вековой спячки, побуждение к просвещенному и национальному прогрессу.
Как пишет в одной из своих статей Р.Ахметов: «Поэзия во все времена была наиболее мобильным жанром литературы, чутко и оперативно реагируя на малейшие изменения в умах и настроениях людей, она выполняла роль своеобразного камертона эпохи». Вероятно, именно по этой причине в 1905-1907 гг. Ш.Мухаммедов активно работает в жанре сатирической поэзии.
Многогранна сатира Ш.Мухаммедова по жанрам: в ней находим жгучие памфлеты, язвительные эпиграммы, разящие фельетоны, стихотворения, поэмы, сатирико-юмористические новеллы, острые пародии, байты и марсельезы. Сатирическое дарование проявляется и в образах, в художественных приемах: веселой шутке, искристом юморе, тонкой иронии, гневном обличении, едком сарказме и карикатуре. Каждая форма смеха строго и точно соответствует внутренней сути изобличаемых явлений.
Как отмечает в одной из своих работ Р.Ганиева: «Сатира, как специфический способ изображения действительности, существовала, в татарской литературе и до Г.Тукая. Особенно богато сатира была представлена в устном народном творчестве. Как и в письменной литературе, народная сатира была направлена против отрицательных явлений в быту и в общественной жизни.
Особой популярностью в народе пользовались сатиро-юмористические песни, байты, сказки, остроумные анекдоты-новеллы. Именно в них более полно и ярко выражен народный протест против существующих ненавистных ему порядков, социальной несправедливости, произвола господствующих классов, косных нравственных устоев шариата, религии; высмеивались отрицательные явления быта, различные человеческие пороки.
На рубеже XIX-XX веков среди татар широко распространяются сборники анекдотов-латифа о восточном острослове мудреце Ходже Насретдине.
Сатирические мотивы широко проявились в поэзии и в прозе XIX века, особенно в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы, К.Насыйри, З.Бигиева, Ф.Халиди, З.Хади. Значительное место в создании ярких сатирических картин из жизни татарских баев в период подготовки первой русской революции принадлежит писателю Ш.Мухаммедову».1
Ш.Мухаммедов превыше всего ставил интересы народа. Автор обогатил своими произведениями татарскую литературу острой сатирой, утвердил жанр реалистической поэмы. В своих произведениях он обличает пороки социального строя, консервативные формы жизни и сознания, отражает революционную действительность России начала XX века.
Развенчание пороков, рассматриваемых как отступление от истинных свойств человеческой натуры, и возвеличивание добродетелей, а в конечном счете — раскрытие природных качеств человека явно свидетельствует о реалистических тенденциях в творчестве Ш.Мухаммедова. В них же находятся корни критики социальных обстоятельств и устройства общества, его правящих верхов.
Социальная критика становится важным достижением татарской поэзии, и она преимущественно развивалась по двум направлениям.
В первом направлении поэты видели сплошной обман, карьеризм и стяжательство в социальной среде, то есть в среде духовных лиц, и стремились восстановить истинное значение духовности и подлинное назначение духовного лица. Такая критика усиливала значение поэзии, актуальной темой которой было изображение антогонизма между образованностью и невежеством, талантом и бездарностью, прибавляя поэтическим произведениям жизненную силу, давала конкретную направленность борьбе, ведь системой просвещеия руководили лица, далекие от науки, молодое поколение воспитывали невежды и лжецы. Именно таких конкретных лиц и критиковали в своих произведениях А.Каргалы, Х.Салихов, Г.Чукрый, М.Акмулла, Б.Ваисов и многие другие.
С течением времени критика становилась острее, все сильнее звучали мотивы переживания за судьбу общества. Если в первой половине XIX века в творчестве поэтов были заметны просветительские иллюзии, часто они уповали на божественную мощь, то позднее критика окружающего мира приобретает бескомпромиссный характер.
Обратим внимание, что эта критика ведется не с атеистических позиций, поэтами руководит боль за судьбу человека, за его нравстенное и духовное состояние. Как отмечает А.Сибгатуллина: «Главным была концепция просвященного человека, основу которой составляло его этическое совершенство, достигаемое благодаря религиозным знаниям и светским наукам» .
Убедительной силы обобщения в обличении корыстолюбия, алчности начальников разных отраслей достигает в своем творчестве Ш.Мухаммедов. Действительно, многие вопросы и проблемы, затронутые в поэтических произведениях автора, имеют под собой реальную почву, ведь он сам работал в одной из бухгалтерских контор города Оренбурга, и в своих произведениях стремился отразить социальные аспекты состояния общества.
В своих поэтических произведениях Ш.Мухаммедов поднимает проблему возрождения нравственности путем просвещения. Например, в вводной части книги «Яца бэдэвам китабы» («Новый Бадавам») он пишет: «Наша нация больна... Болезнь ее заключается в невежестве. Лекарство от невежества, конечно, наука, просвещение и чтение... Эй, Ахмадулла агай, откажитесь от своих порочных дел, оказывайте помощь бедным и нуждающимся, приближается месяц Рамазан».1