Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова Щанкина Юлия Ивановна

Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова
<
Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щанкина Юлия Ивановна. Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Щанкина Юлия Ивановна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Саранск, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1513

Введение к работе

На современном этапе, когда проблема осмысления духовной жизни нашего общества заняла одно из центральных мест, в художественно-эстетическом процессе многонациональной российской литературы естественно возникает настоятельная потребность в изучении принципиальных изменений мировоззренческих установок в жизни человека

Глобальность самой проблемы, связанной с раскрытием нравственного потенциала современника, предполагает различные подходы и аспекты исследования, одним из которых, по нашему глубокому убеждению, является то, что в последние годы российское общество все активнее обращается к культурному наследию предшествующих эпох

Советская литература всегда была чрезвычайно богата национальными резервами, воистину неограниченные ее возможности заключены в том, что жизненный, культурный, духовный опыт многих и разных народов вливался в единое русло многонациональной культуры Национальные литературы, пройдя в своем идейно-эстетическом развитии этап учебы у более опытной русской классической и советской литературы, сегодня на равных активно участвуют в творческом диалоге культур страны

Однако в наше время, отмеченное заменой идеологической парадигмы и сменой социокультурной формации, крайне стремительная И интенсивная переоценка литературного наследия советской эпохи, к сожалению, имевшая место в отечественном литературоведении, зачастую была лишена достаточных методологических обоснований и скорее напоминала традиционную дань постсоветского культурного сознания некоей интеллектуальной моде, когда погоня за мнимой новизной приводила к утрате многих художественных достижений, а имена известных в свое время литературных деятелей поспешно предавались забвению

В мордовском литературоведении подобные нигилистические ноты по отношению к литературе советского периода, к счастью, звучали значительно реже. Пафос многих критических выступлений в ней направлен на сохранение пересматриваемого художественного наследия XX века, изменение очертаний которого, вызванное введением «задержанных» пластов, сменой исследовательских акцентов, доминант, концептуальных установок и др, все чаще осуществляется в рамках объективных оценок роли того или иного писателя в литературном процессе Мордовии

При этом плюрализм точек зрения, взглядов и концепций для восприятия литературного процесса XX века в его национальном преломлении является ведущим подходом, поскольку только при этом условии достигается более полная и объективная картина минувшего литературного столетия

Данный подход, на наш взгляд, довольно успешно осуществляется мордовским литературоведением, которое, освободившись от идеологического давления, стереотипов и клише, не только не утратило бережного отношения к литературному наследию, но и значительно упрочило свои позиции по ряду вопросов, связанных с изучением исторического пути развития

мордовской национальной литературы, с выявлением накопленных ею художественных традиций и обогащением ее национальной самобытности

Вместе с тем в мордовской литературе немало писателей, чье творчество нуждается в серьезном культурно-историческом и теоретическом осмыслении, так как оно до сих пор не было объектом пристального внимания исследователей В этой связи несомненный научный интерес представляет художественное наследие И Кишнякова, которое созвучно нравственным и эстетическим исканиям прозы Мордовии 1950-70-х годов Оно пронизано стремлением через показ духовного, нравственного смысла труда как деяния художественно воссоздать облик своего современника, его духовное здоровье, нравственную цельность, которые, по твердому убеждению писателя, не передаются механически любому человеку, а осваиваются каждым в течение всей жизни.

Произведения И Кишнякова демонстрируют публицистический темперамент и гражданственность, лиричность, широкий жанрово-тематический диапазон, помогающие передать духовное напряжение жизни

Об этом убедительно свидетельствуют исследования ведущих литературоведов Мордовии А В Алешкина, А И Брыжинского, В В Горбунова, Г И Горбунова, Г С Девяткина, Б Е Кирюшкина, В М Макушкина, В Е Соколовой, Н И Черапкина, Е И Чернова и др.1

Однако, несмотря на выход ряда обзорных критических статей, отзывов и рецензий о творчестве И Кишнякова, нередко противоречивых, отличающихся идеологизированным подходом, в мордовском литературоведении до настоящего времени не осуществлен глубокий монографический анализ творческого наследия И Кишнякова в целом, не дана объективная оценка роли писателя в контексте литературного движения в Мордовии 1950-70-х годов, не прослежена эволюция его творчества

Больше того, роман-дилогия «Вешендьса эсь тяштезень»(«Ищу свою звезду», 1979) и «Монь тяштезе-менельсь» («Моя звезда-небо», 1982) остался практически на периферии исследовательского интереса.

Таким образом, актуальность диссертационной работы нам видится в выявлении места И Кишнякова как писателя в литературном процессе Мордовии 1950-70-х годов, в современном осмыслении авторской концепции человека в контексте кардинальных изменений в социокультурной сфере на рубеже веков, повлекших за собой переосмысление духовных и нравственных ориентиров как отдельно взятой личности, так и общества в целом

Алешкин, А В Роман обстоятельства и характеры / А В Алешкин // Современная мордовская литература 60-80-е годы - Саранск Мордов кн изд-во, 1991 - Ч 1 - С 120-133, Брыжинский, А И Рассказ о войне [О рассказах И Кишнякова] / А И Брыжинский - Саранск Мордов кн изд-во, Горбунов, В В История мордовской советской литературы / В В Горбунов, Б Е Кирюшкин, В М Пискунов T 2 - Саранск Мордов книжн изд-во, 1971 - 420 с, Горбунов, Г И Морально - этические проблемы в современной_мор-довской прозе / Г И Горбунов//На пути роста -Саранск Мордов кн изд-во, 1969 -С 147-174, Девяткин, Г С Мордовский рассказ / Г С Девяткин -Саранск Мордов кн изд-во, 1987 -213 с , Кирюшкин, Б Е Мордовский советский роман / Б Е Кирюшкин -Саранск Мордов кн изд-во, 1965 - 183 с,Макушкин, В М Обретение зрелости / В М Макушкин -Саранск Мордов кн изд-во, 1984 - 224 с , Черапкин, Н И В братском содружестве / Н И Черапкин -Саранск Мордов кн изд-во, 1969 - 384с, Чернов, Е И Годы и конфликты/Е И Чернов -Саранск Мордов кн изд-во, 1987 -152с

Актуальность приобретает и адекватное осмысление идеологических взглядов писателя, нашедших отражение в тех произведениях, которые ранее или вообще не упоминались, или рассматривались лишь в контексте тех или иных конкретных исследовательских задач В такой ситуации анализ идейно-художественных особенностей произведений писателя явно необходим.

Своеобразие творчества И Кишнякова, его тематика, проблематика и поэтика заслуживают отдельного монографического рассмотрения, тк это поможет выявить наиболее существенные черты не только национального своеобразия писателя, но и типологической общности литературного процесса в Мордовии с процессами в других молодых литературах России.

Целью диссертации является обстоятельное научное исследование творческого наследия И Кишнякова, позволяющее с современных позиций проследить авторскую концепцию человека через показ его нравственно-духовного мира.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть литературную деятельность писателя в конкретном историческом контексте времени на фоне «хрущевской оттепели» 1950-70-х годов, выявить позицию автора в изображении переломных событий, определить общественно-культурную и идейно - художественную значимость личности и творчества И Кишнякова;

проследить эволюцию авторского творческого метода познания действительности через художественное осмысление духовно-нравственных основ характера современника,

раскрыть своеобразие художественной манеры И. Кишнякова - прозаика, особенности движения жанров очерка, рассказа, повести и романа в его творчестве, проследить расширение и углубление сферы нравственной проблематики в них

Основной методологический принцип настоящего исследования -концептуальный подход к анализу идейно-художественной сути произведений через осмысление морально-этических основ характера героя.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных историков и теоретиков литературы, важнейшие достижения отечественного литературоведения. Изучение творческого наследия И. Кишнякова базируется на современных аксиологических критериях литературоведения и критики, послуживших исследовательской основой рассмотрения литературно-художественной концепции И Кишнякова-прозаика

В диссертации учтены теоретические и методологические идеи М М Бахтина, В Г. Белинского, В С Библера, И Ф Волкова, А. Б Есина, В В. Кожинова, И К Кузьмичёва, Е Н. Кулреяновой, Д. С. Лихачева, Ю М Лотмана, Г. Н Поспелова, Б В. Томашевского, В. Е. Хализева, М Б Храпченко и др ,

— исследования мордовских литературоведов и критиков, посвящен
ные проблемам становления и развития национальной литературы в регионе,

выявлению динамики литературного процесса- А В Алешкина, А И Брыжинского, В В Горбунова, Г С Девяткина, В И Демина, Е А. Жиндеевой, Б Е Кирюшкина, В М Макушкина, М И Малькиной, В Е Соколовой, Н И Черапкина, Е И Чернова и др.,

— отдельные журнальные и газетные публикации мордовских критиков и литературоведов Г. И. Горбунова, С С. Конкина, Ю. Ф Кузнецова, К Т Самородова, А П Тяпаева и др

В диссертационной работе использованы описательный, сравнительно-исторический, биографический, конкретно-исторический методы исследования. Совмещение данных методов с культурологическим подходом позволило осуществить цель и задачи исследования

Предмет исследования составили наиболее значимые художественные произведения И Кишнякова различных прозаических жанров, романы, повести, пьесы, рассказы, очерки на мордовском-мокша и русском языках, выходившие в периодической печати Мордовии и России, в коллективных сборниках Мордовского книжного издательства и центральных издательств, а также отдельными изданиями Это произведения, отличающиеся многообразием тематики, остротой постановки нравственных проблем, богатством художественных средств и способов создания образа современника

Научная новизна данного исследования определяется как самим материалом, который еще недостаточно изучен, так и принципами подхода к творчеству И. Кишнякова - стремлением рассмотреть своеобразие художественного воплощения им морально-этической сущности героя через его характер Кроме того, новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые прослежена эволюция и жанровая динамика прозы И Кишнякова в контексте как творчества писателя, так и литературного процесса Мордовии середины XX века

Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов, теоретических положений и конкретного материала учителями-словесниками при изучении национальной литературы в общеобразовательных школах, преподавателями вузов при чтении курсов лекций, при разработке курсов по выбору, факультативных курсов, связанных с проблемами национальной литературы, при написании учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении учебных программ для вузов и общеобразовательных школ, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ

Основные положения, выносимые на защиту;

1 Творчество талантливого и самобытного писателя И Кишнякова пришлось на один из весьма сложных и противоречивых периодов в жизни нашей страны, центральным событием которого стал XX съезд КПСС, где прозвучало выступление Н С Хрущева с докладом «О культе личности, и его последствиях» Этот период, получивший название «оттепель», привлек пристальное внимание к разработке новой концепции человека и личности в мордовской литературе данный подход был ориентирован на воссоздание нравственных сторон характера человека труда Одним из первых к осмыслению и

художественному воплощению данной проблемы обратился И Кишняков Это обстоятельство во многом предопределило творческую судьбу автора

2 Комплексный анализ проблемной основы, типологических признаков,
художественно-эстетических особенностей произведений И Кишнякова, их
национальное своеобразие, публицистический темперамент и гражданствен
ность, лиричность, широкий жанрово-тематический диапазон, помогающие
художественно воссоздать духовное напряжение жизни 1950-70-х годов

  1. Эволюция творчества писателя, своеобразие его художественного мышления, мировоззрения, метода изображения героев и событий Стремление через показ духовного, нравственного смысла труда как деяния художественно воссоздать облик своего современника, его духовное здоровье, нравственную цельность

  2. Взаимодействие между эстетическими и этическими сторонами сознания и деятельности людей и их художественное осмысление как ведущий творческий принцип воссоздания действительности прежде всего через характер

Апробация работы проходила на кафедре литературы Мордовского госпединститута имени М Е Евсевьева, где сообщения соискателя обсуждались на заседаниях кафедры и методологического семинара По результатам проведенного исследования прочитаны доклады на научно-практических конференциях в Мордовском госпединституте (2003, 2004, 2005, 2006 гт) Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 11 публикациях научных изданий, одна из которых - «Влияние национальной литературы на нравственное становление личности (на примере творчества И Кишнякова)» - опубликована в научном журнале «Вестник Чувашского университета» (2007, № 1)

Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников Общий объем машинописного текста составляет 176 страниц

Похожие диссертации на Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова