Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена как недостаточной её изученностью, так и общим ситуативным положением, сложившиеся в настоящее время в некрасоведении и вообще в компаративистских исследованиях, посвященных взаимовлиянию русской и национальных литератур народов России, в которых, зачастую, преобладают различного рода стереотипы и идеологические схемы. Между тем, некрасовские образы стали неотъемлемой частью духовного мира россиян, в том числе и народов Дагестана. По мнению диссертанта, и в настоящее время, в эпоху девальвации многих нравственных ценностей и утраты духовных ориентиров, поэзия Некрасова, полная сострадания и любви к человеку играет большую роль в формировании духовного мира современника. В этом контексте обращение к некрасовским идеям и образам, которые повлияли на дагестанскую литературу, является оправданным и важным.
Вместе с этим, актуальность темы работы автор видит в необходимости рассматривать ее в более широкой методологической перспективе сравнительного литературоведения, позволяющему осмыслить произведения Н.А.Некрасова и поэтов народов России, в том числе и Дагестана и Северного Кавказа, по своим художественным особенностям, сюжетам и мотивам, персонажам, идеологическому содержанию и художественному стилю как явления интернациональные, в более узких или более широких культурно-географических рамках, определенных большей или меньшей близостью социального и культурного развития соответствующих народов и культурными контактами между ними. Поэтому они не могут рассматриваться в узких границах истории одной литературы или народа без учета аналогичных путей литературного и общественного развития и активного взаимодействия между различными его участками в рамках единого процесса социально-исторического развития человечества.
Степень изученности темы. В исследовании проблемы рецепции и влияния поэтических традиций Некрасова на дагестанскую литературу определенный вклад внесли литературоведы Р.Ф. Юсуфов, З.Н. Акавов, Г.Б. Мусаханова, Ф.О. Абакарова. В этом плане одним из ранних обращений к творчеству Н.А.Некрасова в контексте разрабатываемой в работе проблемы является исследование З.Н. Акавова «Просветительские идеи в дагестанской литературе XIX – начала XX веков» (1973), где анализируются некоторые аспекты влияния некрасовских образов на творчество М.Э. Османова. но проблема в целом остается малоизученной.
Вместе с этим в работе подчеркивается большой вклад литературоведа Р.Ф. Юсуфова, в частности, значение его статей «Некрасовские традиции в младописьменных литературах» (1972) и «Некрасов и традиции социального осмысления жизни в литературах Северного Кавказа» в его же книге «Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период» (М.: Наука, 1985). В статье «Некрасовские традиции в младописьменных литературах» Р.Ф. Юсуфов затрагивает проблемы влияния некрасовских образов на поэзию М.-Э. Османова и С. Габиева. Весьма ценные мысли высказаны Р.Ф. Юсуфовым и в работе «Некрасов и традиции социального осмысления жизни в литературах Северного Кавказа».
Анализируя воздействие некрасовских традиций на дагестанскую литературу, ученый обращает внимание прежде всего на лирику С. Габиева, в частности, на его стихотворение «Нищий», где заметно влияние некрасовских образов. Однако, по мнению диссертанта, влияние традиций Некрасова на творчество С. Габиева не исчерпывается одним стихотворением, оно более масштабно, поэтому в работе предпринята попытка рассмотреть и уточнить данную проблему, опираясь и на другие произведения С.Габиева.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней, комплексно рассматривается влияние художественно-эстетических идей и образов Некрасова на дагестанскую поэзию конца XIX – начала XX веков. С этой целью в диссертации исследуются множество поэтических источников, творчество поэтов, которых в той или иной мере коснулись некрасовские образы, – это в первую очередь, Р. Гамзатов, А. Фатахов, Б. Астемиров, З. Батырмурзаев, М. Алибеков, М. Чаринов, Г. Саидов и др.
В работе влияние некрасовской поэтической системы рассматривается на разных уровнях: типологическом, художественно – эстетическом. В ней также представлено изучение роли религиозного мироощущения в творчестве Некрасова, сути его гуманизма, в котором доминирует не классовая мораль, а этика любви к человеку.
Объект исследования - художественные, публицистические и эпистолярные произведения Н.А. Некрасова и лирика дагестанских поэтов М.-Э. Османова, С. Габиева, З. Н. Батырмурзаева М. Алибекова, С. Абдуллаева, А. Фатахова, Р. Гамзатова Б. Астемирова, А. Иминагаева, М. Чаринова, Г. Саидова.
Предметом исследования является изучение степени и масштаба влияния художественно-эстетических и эпических идей и образов Некрасова на дагестанскую литературу.
Теоретической и методологической основой нашего исследования послужили идеи российских ученых- А. Ф. Лосева, Б.О. Кормана, В. В. Архипова, М. М. Гина, Ф. Я. Приймы, В.Е. Евгеньева-Максимова, Л.А. Розановой и др.
При рассмотрении общих закономерностей влияния поэтических традиций Некрасова на дагестанскую поэзию мы опирались на труды З.Н. Акавова, Р.Ф. Юсуфова, Г.В. Мусахановой, Ф.О. Абакаровой.
Методы исследования. В работе использованы методы идейно-тематического, сопоставительного изучения материала, также мы опирались на приемы комплексного анализа текстов.
Цель исследования - анализ основных направлений и проблематики влияния некрасовских поэтических традиций на дагестанскую поэзию конца XIX-XX веков.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- анализ особенностей изображения труда в творчестве Н.Некрасова и степень влияния некрасовских принципов изображения труженика и труда на дагестанскую литературу;
- исследование влияния гражданских, просветительских мотивов лирики Некрасова на дагестанскую поэзию;
-анализ поэтического влияния некрасовских колыбельных традиций на дагестанскую поэзию XX века;
- определение путей и художественных особенностей воздействия некрасовских традиций изображения тяжелой женской доли, образа матери на лирику Р. Гамзатова;
- выявление художественной специфики влияния некрасовских поэтических элементов на поэзию Р. Гамзатова позднего периода;
- сопоставление морального облика борцов-подвижников в лирике Некрасова и в дагестанской поэзии начала XX века установление общего и особенно в типологии изображения революционеров;
- анализ этики любви и добродетели Некрасова и их художественного влияния на творчество дагестанских поэтов.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Советская многонациональная поэзия, в частности, дагестанская,
испытала на себе сильное влияние некрасовских художественных принципов изображения труженика, однако переняла у Н.Некрасова тенденцию изображения только преобразующей силы труда, не восприняв художественное изображение Н.Некрасовым драмы труженика, отчуждающую силу труда.
-
Влияние некрасовских поэтических тенденций на дагестанскую
литературу конца XIX-XX веков особенно ощутимо в гражданской, просветительской проблематике, что объясняется социально-исторической ситуацией на Северном Кавказе, высокой гражданственностью поэзии Некрасова, в которой воплотились идеи социального гуманизма, острое чувство социальной несправедливости в обществе.
-
Колыбельные традиции Н.Некрасова оказали большое воздействие на дагестанскую поэзию XX века. Дагестанские поэты С. Абдуллаев, Б. Магомедов, Б. Астемиров, Р. Гамзатов в своих колыбельных песнях, творчески освоив колыбельные традиции русского поэта, наполняют свои стихотворения новым социальным содержанием, а в поэзии Р.Гамзатова, творчески освоившего художественную методологию Н.Некрасова, колыбельные песни становятся средством выражения не только социальных, но и философских идей.
-
В изображении женской судьбы Р. Гамзатов
испытал воздействие многих некрасовских произведений, в том числе и стихотворения «Тройка», поэм «Мать», «Затворница». Влияние особенно ощутимо в поэме «Горянка, ряде других стихотворений.
-
Поэтические произведения последнего периода жизни Н.Некрасова и Расула Гамзатова
сближаются общей тональностью изображения жизни, трагическими нотками, покаянными чувствами, вызванными мучительными сомнениями в востребованности собственного творчества, в своей значимости как поэтов, описанием страданий, вызванными неверием в истинность прежних ценностей, в которых раньше не сомневались.
-
В мироощущении Н.Некрасова основополагающей является не
революционная мораль (хотя она тоже занимает определенное место в духовном мире русского поэта), а любовь к человеку вне зависимости от сословий, религии, национальности. В этом аспекте гуманные идеи Н.Некрасова оказали определенное влияние на дагестанскую поэзию.
-
Некоторые образы борцов за народное дело в дагестанской поэзии
созданы под влиянием некрасовских образов народных заступников. Особенно значимо подобное влияние в поэтических образах борцов-подвижников в лирике С. Габиева, З. Батырмурзаева, Г. Саидова.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что исследование позволяет осветить многие проблемы, связанные с влиянием русской классической литературы на литературу народов Дагестана, особенностей взаимовлияния и развития национальных литератур в историко-литературном, культуроведческом и художественно-эстетическом аспекте.
Диссертация расширяет и углубляет представления о богатстве и неповторимости поэзии Н.А. Некрасова, преодолевает социологические стереотипы, характерные для некрасововедения, выявляет причины особой популярности лирики Н. А. Некрасова на Северном Кавказе.
Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания литературы, в спецкурсах по истории литератур народов России. Ее ценность заключается и в том, что она может быть использована при разработке многих проблем истории дагестанской литературы, составлении учебных пособий для школ, колледжей, университетов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках.
Отдельные части диссертации представлены в качестве докладов на всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Достоевский и мировой культурном пространстве XXI века», состоявшейся 17 марта 2011 г. в ДГПУ и в региональной научной конференции «Магомед-Эфенди Османов: этноментальные ориентиры словесности» (26 ноября 2010 г) в ДГПУ.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (157 наименований). общий объем диссертации – 181 с.