Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Ордуханян Татьяна Ефимовна

Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности)
<
Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ордуханян Татьяна Ефимовна. Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности) : ил РГБ ОД 61:85-10/266

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Тихонов и поэзия первых лет революции

Глава вторая. "Поиски героя" в советской литературе 20-30-х годов 57

Глава третья. Поэзия и история 125

Заключение

Список литературы

Введение к работе

С именем Николая Семеновича Тихонова (1896-1979) связана одна из интереснейших страниц советской литературы. В историю советской поэзии Тихонов вошел в одном ряду с Н.Асеевым, Э.Багрицким, И.Сельвинским, В.Саяновым, был младшим собратом по перу В.Хлебникова, В.Маяковского, С.Есенина и Б.Пастернака, В его творческом лице соединились собственные, неповторимые черты таланта, и некоторые общие закономерности, характерные для всей советской литературы в целом. Для настоящей работы важно рассмотреть наследие поэта Тихонова как составную часть всей советской литературы периода 20-30-х годов.

Существует ряд работ, посвященных изучению творчества Тихонова. Среди них следует особенно выделить наиболее обстоятельные и ценные для современного литературоведения статьи А.Луначарского, И.Поступальского, И.Оксенова, В.Друзина, В.Саянова, Ан.Тара-сенкова, Г.Горбачева, Е.Книпович, М.Машбиц-Верова, А.Селиванов-ского и др.

Первой монографической работой о Тихонове является книга Н.Коварского "Н.С.Тихонов" /152/. В ней осуществляется попытка проследить эволюцию поэта от первых поэтических выступлений до конца 20-х годов. Безусловной заслугой книги Коварского является умение оценить "победы и поражения Тихонова исходя из тех несомненных достижений, которые наиболее очевидны в книгах "Поиски героя", "Поэмы", "Клятва в тумане", когда более ранние опыты художника рассматриваются с точки зрения последующих удач и побед" /152, 232-233/. Но критику во многом мешает метафизический подход к творческому наследию поэта: он рассматривает поэтику Тихонова как механическую совокупность отдельных влияний акмеизма, _ 4 - символизма и футуризма.

Автор кандидатской диссертации "Творческий путь Н.С.Тихонова" Л.Ш.Кирилюк /148/ систематизирует огромный поэтический и прозаический материал до 50-го года. Обилие материала неминуемо приводит к конспективности анализа.

В кандидатской диссертации Т.Чернухи "Поэзия Н.С.Тихонова" /425/ впервые поставлены и во многом разрешены задачи исследования поэтики Тихонова. Автор пытается провести жанровые разграничения, наблюдения над поэтикой, метрикой и рифмой.

Гораздо более подробный анализ художественной формы мы находим в кандидатской диссертации Н.А.Рабинянц "Поэзия Н.С.Тихонова" /256/. Но работа носит описательный характер, в ней отсутствует анализ причин смены художественных методов в его творчестве.

Диссертация А.И.Глухова "Путь Н.Тихонова к социалистическому реализму" /66/ представляет собой попытку показать "идейно-творческий путь развития Н.Тихонова к социалистическому реализму в свете ленинской теории познания... в единстве и борьбе его противоположных тенденций" /66, 17/, Историко-политический анализ важен сам по себе для выявления мировоззренческих основ творчества поэта, но при гармоническом единстве с собственно литературным.

Диссертация Е.И.Лазаревой "Поэзия Н.С.Тихонова 20-х годов /Проблемы жанра и стиля/" /162/ - обстоятельная работа о поэте. Как уже видно из названия, в поле зрения исследователя одно из интереснейших и плодотворных времен из жизни поэта, от "Походной тетради" до "Юрги". К накопленному критикой 20-30-х годов материалу о ранней поэзии Тихонова диссертация Е.И.Лазаревой мало что прибавляет. Как и некоторые критики 20-х годов (о них еще придется говорить), Е.Лазарева находит возможным утверждать, что поэзия Тихонова периода "Браги" и "Поисков героя" привела поэта к "нарочитой запутанности орнаментального стиля", "остранения" образов до неузнаваемости", "случайным и неоправданным ассоциациям", "к словесному трюкачеству" /162, 85/. Диссертация эта тем не менее представляет первую попытку пристального рассмотрения раннего творчества поэта с точки зрения формы, становления стиля, причем Е.Лазаревой удается,и это безусловно положительное начало ее работы, привлечь большой историко-литературный материал, сравнивая балладу и поэму Н.Тихонова с его предшественниками и последователями.

Значительным этапом в изучении творчества Тихонова явилось издание в 50-е годы книг о нем. В 1952 г. вышла книга И.Гринберга "Творчество Николая Тихонова"/8І/, в которой давался развернутый анализ творческого пути писателя (в 1972 г. появилось ее 3-е улучшенное и дополненное издание) /82/, а также книга Б.Соловьева "Николай Тихонов" /297/. Критика отмечала большое литературно-общественное значение данных монографий /104/,

В них были раскрыты важнейшие темы /Сотворчества Тихонова и даже- общая, и вместе с тем детальная, картина творческого пути писателя, становления его мастерства в контексте развития литературы социалистического реализма.

Книга И.Гринберга "Николай Тихонов", на наш взгляд, наиболее удачливая попытка оценки творчества поэта. Автор показывает и убеждает в том, что к зрелому творчеству Тихонов подходит не мгновенно, не в результате "безмятежного" преодоления "грехов молодости", а в процессе сложного становления порой горьких, с болью преодолеваемых противоречий. Силу Тихонова автор очерка усматривает в сближении его творческих интересов с нуждами и идеями революции.

Наиболее трудным местом для критиков Н.Тихонова всегда была его ранняя лирика. В ней, действительно, немало такого, перед чем в нерешительности останавливаешься: смысловая зашифрованность многих стихотворений, затрудненная стилистика, драматизированный, напряженный лиризм.

Б.И.Соловьев в своем очерке творчества "Николай Тихонов" не перечеркивает "ученичества" Тихонова, отделяя плодотворное от неживого, механического, намечая движение Тихонова от подражательных стихов "Походной тетради", он ищет в ученичестве элементы, в которых узнается будущий создатель лирического эпоса революции.

В критических статьях 50-60-х годов образ Тихонова воссоздается многократно. Однако в обращении к нему преобладает тематический подход, философия творчества вскрывается недостаточно глубоко, художественные достоинства не стали еще объектом внимания.

Автором целого ряда исследований о Тихонове выступил в последние годы В.Шошин: "Николай Тихонов. Интернациональная тема" /435/, "Поэт и мир. О творческой индивидуальности в советской поэзии" /436/, "Поэт романтического подвига" /440/ и др. Личное знакомство с ним, увлеченность - все это придает достоверность излагаемому материалу и убедительность в его оценке.

В 1981 году увидела свет еще одна книга В.Шошина "Николай Тихонов. Очерк жизни и творчества" /444/. В новой книге особое внимание уделено деятельности писателя по сплочению литературных сил братских республик, его борьбе за мир, дружбу народов.

Творчество Николая Тихонова, одного из родоначальников литературы социалистического реализма, - выдающееся явление советской поэзии. Явление настоящего искусства настолько многогранно и не- исчерпаемо, что новые поколения всегда находят в нем то, что отвечает их духовным запросам, сегодняшнему пониманию жизни. "Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально-идеологической переакцентации. Благодаря заложенным в них потенциальным возможностям, они в каждую эпоху на новом диалогизирующем их фоне способны раскрывать все новые и новые смысловые моменты; их смысловой состав буквально продолжает расти, создаваться заново" /ЗІ, 231-232/. При этом суть того, что сделал художник не может меняться, современность лишь выявляет новые аспекты его творческой деятельности.

Актуальность диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом современной науки к проблемам становления нового метода в творчестве того или иного художника. Особое внимание уделяется тем писателям, кто, начав свой путь до Октября, шел от других художественных систем: А.М.Горький, А.С.Серафимович, А.Н.Толстой, В.В.Маяковский, Н.Асеев и др. Сюда же можно отнести и творчество Тихонова, Такие исследования позволяют еще раз убедиться,что связав свою судьбу с освоением новой реальности, писатель поднимался на более высокую ступень творчества, что путь к революции приводил к обогащению и обновлению эстетического мира, а не к оскудению таланта, как это до сих пор пытаются представить некоторые "советологи".

Проблема творческих связей - одна из сложнейших и, к сожалению, недостаточно изученных. Изучение творчества Тихонова в связях с литературой 20-30 годов представляет особый интерес. Это было время, отмеченное решительной ломкой старых представлений и взглядов. Литературная жизнь тех лет отразила своеобразие и сложность формирования нового человека. Годы эти были годами провер- ки и становления нового художественного метода - социалистического реализма.

Настоящая диссертация предполагает показать на широком историческом фоне 20-30-х годов сложный процесс формирования поэтической индивидуальности Тихонова, "Некоторые наши критики и литературоведы, говоря о путях развития советской поэзии 20-х годов, обращают внимание преимущественно на то, что отличает (другими словами, отделяет) одного поэта от другого, и менее всего на то, что объединяет их. Исследования, дающие детальный анализ поэтического своеобразия, необходимы. Но когда исследователь увлечен только индивидуальным и почти не замечает общего или отодвигает его на задний план, то это может привести к искаженному представлению о путях развития советской литературы, к обособлению писателей, к затушевыванию того магистрального пути, каким шла и продолжает идти наша литература. Такой подход к изучению литературных явлений менее всего способствует выяснению закономерностей в развитии литературы" /257, 6/.

Все сказанное делает актуальным обращение к творчеству раннего Тихонова, к проблеме становления его художественного метода. Анализ постепенного формирования нового отношения к действительности, зарождения черт новой идейно-эстетической концепции должен еще раз подчеркнуть закономерность прихода поэта к социалистическому реализму, единство общественного и личного в его эстетике.

Научная новизна исследования обусловлена своеобразием предмета изучения и поставленными задачами. Диссертация представляет одну из первых попыток обращения к процессу формирования поэтической индивидуальности Тихонова, а также к процессу становления творческого метода.

Единой точки зрения на процесс становления метода в поэзии раннего Тихонова не существует до сих пор. Авторы специальных исследований тяготеют к двум концепциям - с одной стороны утверждается реалистическая сущность его поэзии, с другой - романтическая. Такая разноречивость объясняется сложностью художественного мира поэта. В.Шошин (как и большинство исследователей) считает метод раннего Тихонова романтическим. Стремясь преодолеть бытовавшую какое-то время настороженность к романтическому искусству и его возможностям > правдивого отражения жизни, создания характеров, выражающих дух эпохи, и желая восстановить романтизм в его законных правах, они совершенно справедливо подчеркивают романтическое неприятие жизни и романтическое бунтарство героя молодого Тихонова.

Попытка понять и осознать роль романтизма в литературе первых революционных лет приводит к выводам, ставшим в последнее время довольно распространенными. Особенность литературы этого периода заключается в ее переходном и пограничном характере. Обычно промежуточные явления возникают в переломные общественные эпохи, в периоды складывания новых направлений в искусстве. В XIX в. "промежуточность" была характерна для художников, начинавших в русле романтизма и постепенно овладевавших реалистическим методом, ибо "переход от одной эстетической системы к другой далеко не всегда осуществляется в полном и чистом виде" /93, 223/ (Это объясняет черты романтизма у Лермонтова, например).

Поэзия Тихонова - уникальное, совершенно самостоятельное явление XX века, но ее формирование связано с двумя эпохальными культурами - романтической и реалистической, на перекрестке которых и рождалась художественная система поэта. Особенности его творческого метода обусловлены сочетанием реалистических и романтических элементов, их взаимопроникновением, отрицать которое не могут ни сторонники реализма, ни защитники романтизма.

Прежде всего следует разобраться: характерна ли для Тихонова методологическая близость с тем течениелв русле которого он начинал, В.Друзин при определении творческого метода поэта называет его учеником старших акмеистов и футуристов, называя поэтику Тихонова - поэтикой сплава. При этом В.Друзин в своей книге делает важный вывод: "Творческий метод Тихонова - это не романтизм, не натурализм, не импрессионизм, это - один из путей реализма, пока что путь боковой, давший возможность сатирически показать старое, но еще не подошедший к изображению нового" /112, 461/,

Анализируя ранний период творчества Тихонова, мы должны учитывать его взаимоотношения с модернизмом на самых различных уровнях. Во-первых, возможны случаи использования общих приемов стиля. Некоторые стилеобразующие факторы могут выходить за пределы породившего их метода и подчиняться ведущим закономерностям чужой художественной системы. Во-вторых, возможна разработка сходных проблем, конфликтов, сюжетов. И, наконец, возможна близость во взглядах на действительность, в отборе и оценке влияний, в способе обобщения характеров и обстоятельств, т.е. в методе.

Рассматривая проблему взаимовлияний и взаимоперехода в творческом методе Тихонова, нужно обратить внимание на тип связи с такими модернистскими течениями, как символизм, футуризм, акмеизм. Общность с ними была у поэта довольно незначительной, но исследование взаимодействий поэзии Тихонова с теми течениями, которые в той или иной мере определяют специфику культуры начала века, дополняет и обогащает характеристику творческого метода художника, - II - придавая ей завершенность. С этой точки зрения в работе рассматриваются проблемы Тихонов и Маяковский, Тихонов и Есенин, Тихонов и Блок, Тихонов и Хлебников, Тихонов и Пастернак, Тихонов и Асеев, Тихонов и Багрицкий, Тихонов и Луговский и др.

Проблема метода, его сущности - одна из центральных проблем в современном литературоведении. Об этом свидетельствуют и ряд дискуссий, состоявшихся в последнее десятилетие, и выпуск литературоведческих сборников, посвященных вопросам романтизма и реализма, и значительное . число монографий и статей, вышедших в последнее время.

Однако до сих пор в понимании метода не существует единства взглядов. Так Краткая Литературная Энциклопедия видит в методе "способ отражения действительности", "принципы ее типизации" /204, 802/. Близка к этому характеристика метода в трехтомной теории литературы. "Метод - это последовательно осуществляемый способ отражения, предполагающий единство художественного пересоздания материала действительности, основанное на единстве образного видения жизни, подчиненное целям раскрытия и познания ведущих тенденций современной писателю жизни и воплощения его общественных идеалов" /286, 170/.

Л.И.Тимофеев считает метод "эстетическим отношением искусства^ действительности в данный исторический период, в данной исторической среде". Вместе с тем он относит к методу и "принципы отбора и отражения действительности" /22,41; 320, 164/.

Легко заметить, что в одних определениях речь идет об особенностях отдельного произведения, художественного творчества, в других - акцент делается на специфике процесса художественного познания. Метод проявляется как на уровне содержания (и здесь он связан с мировоззрением), так и на уровне формы (в приципах построения образов), отражая тип художественного мышления писателя. В любом методе можно и нужно выделять эти два уровня» Ведущей стороной основой метода является мировоззрение, проявляющееся в опре-/ деленной концепции человека и мира, которая в свою очередь приводит к тем или иным принципам обобщений, способам построения образов, своеобразной предметно-тематической основы - изображению, либо духовной сферы человеческой деятельности, либо воспроизведению "социальных отношений в формах самых социальных отношений" /59, 168/.

Художественный процесс представляет собой единство мышления, проявляющегося прежде всего в стиле и творческих установках, зависящих от мировоззрения и жизненного материала. В процессе создания произведения искусства тип художественного мышления реализуется в типе творчества, и порождаемом им определенном творческом методе /214, 156/.

Но под давлением жизни, прежде всего социальных обстоятельств, творческие принципы художника, его отношение к жизни, его понимание социальных процессов изменяются, что приводит и к качественным изменениям в его методе» Многие же стилевые приемы, обусловленные художественным мышлением, оказываются более устойчивыми, чем породивший их метод» При изменении отношения писателя к социальной действительности, стилевая доминанта часто сохраняется, чем и объясняется единство, цельность художественной системы авторов, чей творческий метод менялся в течении жизни»

Исследователи литературы начала XX в., в частности В.А.Келдыш, выдвигают понятие "переходности" как основного признака ли-- тературной эпохи, В творчестве отдельных писателей переходность проявлялась в симбиозе разнородных принципов отражения жизни, в - ІЗ - сосуществовании разных способов ее воссоздания. "Постоянное присутствие "промежуточного" феномена в литературном движении начала века, а с другой стороны, его текучесть и в известном смысле "неуловимость" - вот два момента, которые надо иметь в виду, обращаясь к этим явлениям", - пишет В.А.Келдыш /145, 3-4/. Изменение социальных обстоятельств приводило к изменениям в мироощущении и в конечном итоге, в принципах обобщения, во всей художественной структуре. Отсюда постоянная текучесть, резкая эволюция творчества писателей, на себе испытавших тот великий "разлом мира", о котором писал еще Гейне.

В этом смысле поэзия Тихонова является отражением общих признаков литературного процесса того времени.

Следует отметить, что почти во всех существующих исследованиях творчества Тихонова проза и поэзия рассматривались синхронно, хронологически. Предметом нашего исследования стала исключительно поэзия Тихонова в силу нескольких причин. Первая - период этот -годы наиболее плодотворной и по-настоящему талантливой поэзии Тихонова, на материале которой яснее обозначился путь формирования художественной индивидуальности Тихонова. Вторая причина - это убеждение самого Тихонова о второстепенной, вспомогательной роли прозы (свойственное ему в ранний период творчества). Он писал в 1933 году: "как бы не говорили о превосходстве прозы, о ее победоносном шествии, стих неизгоним из жизни... Он в постоянной войне с прозой, потому что по отношению к прозе-земле, он - океан, с постоянным отливом и приливом" /363, 3/, На это указывает и один из современных исследователей творчества Тихонова - В.Шошин: "...в общественном сознании Николай Тихонов еще с начала 20-х годов остался прежде всего поэтом! ...Нафоне успехов в прозе его по- - 14 -этические достижения выглядят еще более убедительно" /442, 7/.

В настоящей диссертации основное внимание уделено творчеству Тихонова до Великой Отечественной войны. Подобные хронологические рамки обусловлены прежде всего принятой в современном советском литературоведении укрупненной периодизацией истории советской литературы. Почти тридцатилетний путь поэта, рассматриваемый в диссертации, дает возможность проследить закономерности формирования поэтической индивидуальности Тихонова.

Состояние изученности вопроса в литературоведении определило подход к поэзии Тихонова раннего периода, формирование его поэтической индивидуальности в общем процессе формирования единства советской литературы, цели и задачи работы:

I) Показать процесс формирования творческого метода Тихонова, складывание его идейно-эстетической системы как методологической категории, Z) Выявить характер и уровень взаимодействий с основными направлениями и методами того времени, увидеть отражение в поэзии Тихонова общих закономерностей и признаков литературного процесса рубежа эпох,

3) Рассматривая эволюцию метода от 1917 к 1940, открыть зачатки реалистического осмысления действительности, обратить внимание на процесс накопления реалистических тенденций, на предпосылки победы социалистического реализма и на полную победу его ко времени создания книги "Тень друга".

Основные принципы и методы исследования. Философской основой, определяющей методологию работы, стала ленинская теория отражения, признание активности сознания, воссоздающего объективную действительность: "Сознание человека не только отражает объектив- ный мир, но и творит его" /3, 194/.

Теоретической и идеологической основой диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы КПСС, достижения современной литературной мысли. Основной принцип исследования - проблемно-хронологический» Он позволяет выявить типичные особенности творческого метода Тихонова, его эволюцию. Для решения поставленных задач в работе применяется также историко-генетический, сравнительно-типологический, функциональный, системный методы анализа. Они дают возможность выявить систему взглядов поэта на мир и возможность его отражения в творчестве, установить связи Тихонова с литературным движением эпохи.

В работе по исследованию творчества Николая Тихонова мы пользовались последним прижизненным собранием сочинений. При необходимости каких-либо текстологических уточнений мы обращались к ранним изданиям, главным образом к первым книгам Тихонова "Орда", "Брага" и "Поиски героя". В отдельных случаях нам приходилось обращаться к журнальным публикациям стихотворений Тихонова (во всех этих случаях издание оговорено особо).

При работе над диссертацией были использованы материалы личного архива поэта, пока еще не описанного и не разобранного,

В библиографическом аппарате диссертации широко использованы материалы книги библиографического указателя произведений Тихонова и литературы о нем, составленной А.С.Морщихиной /210/.

Тихонов и поэзия первых лет революции

"Меня сделала поэтом Октябрьская революция" /354, 10/, - неоднократно подчеркивал Николай Тихонов.

Девятнадцатилетним юношей ушел Тихонов на фронт первой мировой войны» Прошло два года: и он вместе с тысячами ровес ников встал под знамя Великого Октября, Семьсот гусарских сабель было поднято за него, когда полк выбирал солдатский комитет. Вчерашний гусар становится бойцом Красной Армии,

В 1919 году В,И,Ленин в одном из писем М,Горькому указывал, что "..,Питер город с исключительно большим числом потерявшей место (и голову) буржуазной публики (и интеллигенции).,,", Ленин отмечал, что Горький в Петрограде окружен "озлобленной буржуазной интеллигенцией, ничего не понявшей, ничего не забывшей, ничему не научившейся, в лучшем, в редкостно наилучшем случае -растерянной, отчаявшейся, стонущей, повторяющей старые предрассудки, запуганной и запугивающей себя" /2,301/,

Стихи, создаваемые Тихоновым в эти годы, говорят не о растерянности и запуганности, не о покорности и бессилии. Они исполнены то жажды мира и труда, то твердой решимости не бояться смерти, В 1918 году в революционном Петрограде Тихонов создает ряд стихотворений, часть которых составила книгу "Перекресток утопий", В них уже слышен голос зрелого Тихонова, наполненный вселенской мощью и оптимизмом, верой в победу лучшего в человеке:

Умрет горевал Россия Под камнем, седым горюном, Где каркали вороны злые 0 хищников пире ночном.

Мы радости снова добудем Как пчелы - меды по весне Поверим и солнцу, и людям, И песням, рожденным в огне,

К 1918 году, когда впервые появляется в печати имя поэта, за плечами Тихонова лежала многотрудная пятилетняя солдатская жизнь, с 1914 года Тихонов - на фронте» Что испытывал молодой "гусар-поэт" отразилось в его сборнике "Жизнь под звездами", частично в повести "Война", во всем его раннем творчестве,

О смерти думать бесполезно, Раз смерть стоит над головой, Я бросил юность в век железный, В арены бойни мировой, /397, 64/. Это полуанархическое, во многом наивное и неосознанное, но демократическое и по существу бунтарское настроение тех лет передает поэт в своей первой автобиографии: "Учился, думал коммерсантом буду, а вышел гусар. Замелькали лошадьи спины, винтовки да казармы, а потом театр военных действий. Был актером и на этом театре.

Сидел в ЧЕКА и с комиссарами разными ругался и буду ругаться, но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть - она здесь, к остальных России, книжных, зарубежных, карманных знать не знаю и знать не хочу. Эту здесь люблю сильно и стоять - за нее готов. Закваска у меня анархическая, и за неё меня когда-нибудь повесят. Пока не повесили - пишу стихи" /251, 29/.

Эта, уже ставшая хрестоматийной цитата часто толкуется с преувеличением анархического начала в жизни и поэзии Тихонова. Есть что-то не точное и даже обидное в подобной трактовке биогра - 18 фии поэта, когда создается некая легенда о "наивном гуроне", который встал в ряды армии пролетариата, повинуясь только слепому и безотчетному инстинкту. Действительно, Тихонов в первые годы Октября смутно представлял себе подлинные цели и значение революции, которая кажется поэту "вселенским бунтом", "ураганом", "миражом". Самым главным в революции представлялись ему воодушевление, активность, воля к победе. Такое отношение к революции во многом объяснялось романтическим восприятием жизни в целом.

"Поиски героя" в советской литературе 20-30-х годов

Поэзия периода второй половины 20-х годов во многом противоположна первому этапу создания новой литературы, она, если можно так сказать вступает в фазу диалектического отрицания предыдущего периода. Универсализм перешел в свою противоположность: конкретность. Время требует конкретных знаний и умений, величайшей оперативности, внимания к мелочам, культуры малого, из которого складывается великое, специализация. В области поэтического творчества - решительный поворот в сторону дробного, конкретного изображения жизни. Анализ - стал доминирующим типом творчества.

"За каждой мелочью революцию мировою найти" - так сформулировал соответствующую задачу А.Безыменский /240, 491/.

Написав "отходную" балладному жанру и тем самым перейдя определенный творческий рубеж, Тихонов переживает определенные трудности, которые лежат в перестройке мировоззрения и литературного метода писателя."Если перестройка искренняя и до конца, то она не может не протекать мучительно. Слишком много "ветхих одежд", иногда вместе с кожей, необходимо сбросить иным;слишком много надо труда положить на коренное изменение изобразительных средств (разбито нами - Т.О.), какими писатель пользовался долго и уверенно и которые сейчас делают его совершенно несостоятельным пред лицом современности"/360/ - так позднее охарактеризует этот рубеж Тихонов.

Эта "перестройка","искренняя до конца", "мучительная , совпала с годами, когда поэт обращается к эпосу, пишет ряд своих поэм и программную книгу "Поиски героя". Мы располагаем письмом Б.Пастернака, из которого ясно, как трудно расставался Тихонов с балладой, как нелегко давались ему поиски новых форм и с какими надеждами и нетерпением ждали его свежую поэтическую продукцию в кругу собратьев по перу: "Когда Ахматова про Вас сказала, будто собираетесь вы порвать навсегда (я не помню выражения) с писанием стихов "сюжетных" и "о чем-нибудь", я громко ее эту фразу подхватил и за вас порадовался, и под налетом этой темы и закончился ночной чай у Асеева, где все мы до этого читали, радовались друг Другу, сожалели о брошенных молодых наших путях, кляли отклонения и собирались встретить утро, решительно переменившись к лучшему" /174, 669/.

Нарочитая "железная" простота первых двух сборников "Орды" и "Браги" сменяется в дальнейшем такой же нарочитой усложненностью. Эта противоречивость творческого пути, которую поэту уже в 30-е годы удается привести в равновесие, органически соединив форму и содержание, характерна для Тихонова как одна из существенных антитез его поэтики - противопоставление прозы и поэзии, их противоречия и взаимосвязи.

Ю.Тынянов, в рецензии на первый альманах "Серапионовых братьев", указывая на своеобразие литературного процесса 20-х годов, отмечал влияние поэзии на прозу и наоборот, прозы на поэзию: "Общение с поэзией обогащает прозу и разлагает ее... Спад поэтической волны ознаменовался сначала тем, что поэзия стала ориентироваться на прозу. Он приводит в качестве примера "говорной стих Ахматовой", "к р и к о в о й, ораторский стих Маяковского". Указывая ранее, что "Серапионовы братья" - это кружок прозаиков, он отмечает: "В состав его входят и поэты, но поэты, ориентирующиеся на прозу; таков сборник "Орда" Тихонова /326,132/»

Прозаизация стиха у Тихонова имеет мало общего с прозаизаци-ей конструктивистов, которая проводилась с помощью "имитации" Основой "имитации" было введение сюжета, имевшего, однако, условный, орнаментальный характер, Для поддержки его был создан ряд дополнительных вспомогательных средств, носивших также подчеркнуто "прозаический" характер. Применялись и "документация", и цифры, и статистические таблицы и имитационная метрическая система, и тактовик, и "локальный" метод /283, 258-262/,

Илья Груздев в этой связи указывает по поводу поэзии Тихонова: "Более устойчивой в этой обстановке является поэзия Тихонова, который, оставаясь на почве непосредственных заданий стиха, вводит новый реактив - установку на логический строй речи, на конденсированное повествование" /90, 37/,

Повествовательная интонация осложняется у поэта лирической ("Динамит"), иногда последняя преобладает и тогда получается типичная баллада, как, например, "Песнь об отпускном солдате" в противном случае мы имеем до предела сжатый, напряженный рассказ - "Баллада о гвоздях" или "Баллада о синем пакете",

В связи с "прозаизацией" поэзии уместно будет сказать о влиянии на Тихонова Пастернака, в творчестве которого эта тенденция достигла,пожалуй,своего крайнего выражения и который декларировал ее еще убежденнее, ярче и субъективнее: "Мы втаскиваем все-дневность в прозу ради поэзии. Мы вовлекаем прозу в поэзию ради музыки", - Следует добавить, что все это проделывалось поэтом "ради правды" /238, 16/,

Поэзия и история

В первой половине 30-х годов наша литература осознала себя литературой социалистического реализма, ощутила единство своих намерений и усилий Неоспоримым свидетельством этой идейной общности художников слова оказался Первый Всесоюзный съезд писателей (1934), Выступления крупнейших мастеров поэзии, прозы, драматургии представляли развернутое изложение индивидуальных программ.

В докладе на Первом съезде писателей Тихонов сформулировал свой призыв к молодым поэтам: "Мы не должны повторять классиков, но мы должны учиться у них широкому охвату темы и той ярости работы, которой они обладали, Маяковский правильно писал:

Поэзия - та же добыча радия: В грамм - добыча, в год - труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.

Мне кажется, что некий собирательный период, период подготовки перед новым подъемом советской поэзии, приходит к концу. И нужно ждать не новых деклараций, не новых заседаний, а новых стихов, И в этих стихах поэтам придется попытаться дать синтетический охват тех самых характерных явлений нашей действительности, творцам героев которых является коллективный труд существ, действующих в состоянии предельного напряжения творческих сил, И жизнь сейчас требует от поэтов такого же предельного напряжения" /240, 5II-5I2/,

Борис Пастернак призывал остерегаться отрыва от масс, самоуспокоения, сановности - призывал "во имя большой, и дельной, и плодотворной любви к родине и нынешним величайшим людям" /240,549/

Илья Сельвинский, напоминая о необходимости "создания типов в поэзии" /240, 556/, имел возможность при этом сослаться на образы, созданные Безыменским и Пастернаком, Асеевым и Тихоновым, да и им самим»

Всех принимающих участие в работе съезда объединяло желание осмыслить все сделанное и добиться определения самой сути новизны современной литературы. Всеобщее признание получило "триумфальное шествие" лирики", признание ее торжества.

Новое отношение к лирике убедительно обосновал в своей съездовской речи Владимир Луговской, отрицавший прнвомерность деления нашей поэзии на публицистическую и лирическую, Тихонов также в 20-х годах заявлял, что темы гражданской, классовой войны, темы строительства исключают индивидуальное ощущение, лирическую поэзию /35, 7/, он выражал тогда получившие широкое распространение взгляды, ошибочность которых была отвергнута только движением времени,

Луговской указывал: "Мы были двухсторонни подчас и в самих наших произведениях, мы допускали лирику как вставку. Мы допускали ее как лирическое отступление. Мы как бы стыдились этих кусков человеческого чувства, вставленных между громом и молнией публицистики" /240, 544-545/.

Признание истинных прав лирики в нашей поэзии было связано с постижением эпохи во всем сложном обилии конфликтов и противоречий, ей присущих.

Похожие диссертации на Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности)