Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и Творчество Урфи Ширази Аминджанова Рухшона Хакимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аминджанова Рухшона Хакимовна. Жизнь и Творчество Урфи Ширази: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Аминджанова Рухшона Хакимовна;[Место защиты: Худ- жандском государственном университете имени академика Б. Гафурова].- Худжанд, 2011.- 28 с.

Введение к работе

В развитии индийского стиля большинство ученых отмечают особые заслуги не только Соиба, Бедиля, Назири, Толиба, Калима, Гани и других представителей этого стиля, но и большой вклад Урфи Ширази. Несмотря на то, что индийский стиль возник ещё до рождения Урфи Ширази и его соратников, однако его расцвет совпал именно с эпохой жизни поэта. Его творчество ещё при жизни получило всеобщее признание и распространилось за пределами Индии благодаря высокой художественности, благозвучности, свежести и плавности, оригинальным поэтическим образам и тонкости смыслов. Большой поэтический дар и высокое мастерство Урфи отмечали ещё авторы тезкире его времени и называли его «устоди муслим-ус-субут», «умдаи шуарои сехрофарин» (25, 297), «маснаднишини мулки сухантирозй», «сохиби «сайфулкалам» и «афсах,у булагои Арабу Ачам» (27, 981), что свидетельствует о высоком мастерстве и положении поэта.

Все это свидетельствует о том, что Урфи является выдающимся поэтом XVI столетия.

Эпоха и литературная жизнь Урфи Ширази, его мастерство в различных поэтических жанрах, особенно в жанрах касыды и газели становились объектом анализа и исследования в ряде литературных и исторических источников.

С середины XIX века литературное наследие Урфи Шерози начало привлекать внимание отечественных и зарубежных литературоведов.

Известный индийский ученый Шибли Нуъмани в «Шеър-ул-Аджаме» изложил свои соображения о жизни, творчестве и некоторых особенностях литературного наследия Урфи. Он подверг глубокому анализу идейное содержание и важнейшие особенности его творчества. Шибли Нуъмани привел в своём труде интересные факты о мировоззрении Урфи, его взаимоотношении с поэтами - современниками: Фай-зи, Назири Нишопури, Зухури и другие (35, 66-111), которые имеют важное значение для познания духовного мира поэта.

Большую роль в исследовании творческого наследия Урфи сыграл известный ученый, член научного совета Лакхнавского университета Индии Валиюлхак Ансори. Он на основе сопоставления 53 достоверных списков дивана Урфи, хранящихся в Иране, Индии, Турции и других странах, сделал скрупулезный анализ творчества поэта и собрал все его творческое наследие в «Куллиёте».

В 1369 году хиджри преподаватель Тегеранского университета Гу-ломхусайн Джавохири также составил «Куллиёт» Урфи в трех томах на основе списков, существующих в разных библиотеках мира (18). К сожалению, составитель не смог разрешить все спорные моменты, относящиеся к творчеству Урфи, поэтому составленный им диван нельзя назвать совершенным.

Ученые Ирана, Индии и бывшего Советского Союза, такие, как Забехулло Сафо, Ахмад Гулчин Маони, Ахмад Хотами, Абдулваххоб Нурони Висол, Каюмарс Амири, Азиз Ахмад, Г.Алиев, Н.И.Пригарина, Б. Насриддинзода в исследованиях по истории персидской литературы при характеристике общего положения персидского языка и литературной обстановки Индии в эпоху Тимуридов, особенно Акбара и Джахонгира, а также при анализе развития индийского стиля в рассматриваемой эпохе дают общие сведения о жизни и творчестве Урфи Ширази, где его называют одним из основоположников нового стиля и особо подчеркивают его неповторимый талант.

В Таджикистане после публикации избранных стихотворений поэта в журнале «Шарки сурх» (1963, №11) отдельные упоминания и сведения о жизни и творчестве Урфи Ширази встречаются в энциклопедических изданиях и специальных исследованиях, посвященных состоянию персидско-таджикской литературы в XVI-XVII веках и некоторым общим аспектам персоязычной литературы Индии указанного периода (29, 496; 30, 251; 39, 64, 94, 105; 31, 135, 145,160, 163, 466, 469-470, 504, 507; 32, 94-96, 115).

В 1976 году Б.Насриддинзода защитил кандидатскую диссертацию на тему «Урфи Ширази и его лирика». Как явствует из названия работы, диссертация посвящена рассмотрению особенностей лирической поэзии Урфи. Автор диссертации излагая цели и задачи исследования, особо отмечает многообразие творчества Урфи и свою задачу видит в выявлении места лирики в творческом наследии поэта (33,5).

Исследование Б.Насриддинзода было одним из первых серьёзных работ, посвященных творчеству Урфи Ширази в Таджикистане, однако судя по бибилиографии, когда Б.Насриддинзода писал свою диссертацию, он не имел доступа к таким важным первоисточникам, как «Таба-коти Акбари» Ходжи Низомуддина Ахмада, «Акбарнома» и «Опии Акбари» Абулфазла Алломи, «Хафт иклим» Амина Ахмада Рози, «Мунтахаб-ут-таворих» Абдулкодира Бадоуни, «Хулосат-ул-ашъор» Таки Коши, «Арафот-ул-ошикин» Таки Авхади, «Маосири Рахими» Абулбоки Нахованди, «Майхона» Абдуннаби Фахруззамони, «Назми гузида» Мухаммада Содика Нозима Табрези и др., столь важных для исследования жизни и творчества Урфи Ширази. Политика советской эпохи не позволяла иметь тесные связи с соседними странами, имеющими с таджиками общий язык и культуру. Б.Насриддинзода при написании диссертации использовал списки куллиёта Урфи Ширази, хранящиеся в рукописном фонде республиканской библиотеки им. Абуль-касыма Фирдоуси, и в фонде восточных рукописей АН РТ. В его исследовании также использованы труды Шибли Нуъмани и тегеранский список куллиёта Урфи Ширази.

В диссертационной работе Б.Насриддинзода исследованы наследие Урфи Ширази, тематика, идейное содержание и художественные особенности его лирики.

Таким образом, выясняется, что в исследованиях об Урфи Ширази охвачена лишь его лирика, и важные первоисточники не были использованы при описании жизни и анализе творчества. Поэтому остаётся множество пробелов в описании его жизни, поэтического наследия, поэтики его творчества.

Цель и задачи исследования. В связи с этим автор диссертации считает необходимым решить следующие задачи:

  1. Воспроизведение жизнеописания Урфи на основе авторитетных средневековых и современных источников;

  2. Определение поэтического места Урфи с точки зрения авторов современных ему тезкире;

  3. Исследование содержания поэзии Урфи, анализ его поэтических воззрений;

  4. Исследование поэтических оборотов Урфи, его мастерства в создании образов;

  5. Изучение фахрия (самовосхвлание) поэта, отношение авторов современного Урфи тезкире к его самовосхвалению;

  6. Исследование своеобразия ответов Урфи другим поэтам;

7. Выявление последователей и продолжателей Урфи.
Практическая значимость диссертации. Полученные результаты и

фактологический материал исследования могут быть использованы при составлении учебников по истории таджикской литературы указанных веков, чтении теоретических курсов и при проведении практических занятий по дисциплинам «История персидско-таджикской литературы», «Источниковедение», «Стилистика» и др., написании курсовых и дипломных работ.

Источники исследования. При написании диссертации основным источником послужили издание «Куллиёти Урфии Ширази» (Тегеран, 1378, в трех томах) подготовленное индийским ученым Валиюлхаком Аисори, тегеранское издание, осуществленное доктором Джавахири (Тегеран, 1369, в трех томах). Также было привлечено издание «Касои-ди Урфи» (Дели). Кроме того, в период жизни Урфи были написаны несколько произведений, в том числе: «Табакрти Акбарй», «Акбарно-ма», «Опии Акбарй» (3, 173); «Хафт иклим» (5, 275); «Хулосат-ул-ашъор», «Арафот-ул-ошикин», «Маосири Рахимй» (1, 293-352); «Май-хона» (21, 215-234); «Назми гузида», предисловия, написанные Абулбо-ки Нахованди и Нозимом Табризи к куллиёту Урфи Ширази, которые можно использовать в качестве важнейших первоисточников для исследования жизни и творческой деятельности поэта.

Другие источники, такие, как «Каламот-уш-шуаро» (17, 162), «Мачмаъ-ун-нафоис» (15, 811-817), «Хизонаи омира» (12, 318-323),

"Натоич,-ул-афкор" (10, 468-473), "Мунтахаб-ул-лубоб" (22, 241), "Мачмаъ-ул-хаввос" (9, 150-151), "Миръот-ул-хаёл" (28, 81-82), "Тазкираи Хусайнй" (26, 213), "Оташкада" (11, 301-305), "Шамъи анчуман" (25, 297-299), "Нештари ишк" (27, 980-981), "Риёз-ул-орифин" (14, 26-27), "Тазкираи шуарои Кашмир" (15, 785-837), "Сафинаи Хушгу" (24, 19, 113, 222, 315, 330, 339), "Форсигуёни Хинду Синд" (16, 59-61), "Тазкираи шуарои Панчрб" (2, 440-443), "Тазкират-уш-шуаро" (7, 190-191) и т.д., содержащие достоверные факты о жизни и творчестве Урфи, также разрозненные сведения, извлеченные из произведений самого поэта, краткие библиографические сведения в каталогах рукописей известных библиотек мира, в т.ч. в каталогах Маршалла, А. Шпренгера, В. Пертча, Ч.Стори, Г.Эте, Института востоковения АН Таджикистана и других, на основе которых была восстановлена биография поэта и проведен анализ поэтического мастерства Урфи Шира-зи, также послужили в качестве источников данной работы.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования. Теоретическая ценность работы, прежде всего, заключается в том, что впервые в таджикском литературоведении проблемы биографии, жанрового разнообразия, стилевого своеобразия, поэтического мастерства и роли поэта в истории персидско-таджикской литературы подвергаются исследованию на основе первостепенных источников средневековья и с учетом требований современного литературоведения. Поэтому реферируемая работа будет первым шагом в восполнении пробела, существующего в изучении биографии и творческого наследия Урфи.

Методологические основы исследования. Основным методом исследования является сравнительно-исторический метод. В процессе исследования отдельных проблем, в том числе формирования и развития персидско-таджикской литературы, развития индийского стиля и анализа творчества его представителей, автор диссертации использовал достижения и принципы исследования трудов отечественных и зарубежных ученых Шибли Нуъмани, Забехулла Сафо, И.С.Брагинского, Е.Э.Бертельса, А.Мирзоева, Джавохири, Валиюлхака Ансори, Ахмада Хотами, Н.И.Пригариной, Р.Ходизода, М.Муллоахмедова, А.Насриддинова, А.Сатторзода, Х.Шарифова, А.Абдуллаева, У.Казаковой, З.Гафаровой и других.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены на теоретических семинарах кафедры таджикского языка и литературы факультета восточных языков и на ежегодных традиционных конференциях профессорско-преподавательского состава ХГУ им. академика Б. Гафурова (2005-2011гг). Основное содержание исследования также изложено в шести статьях, список которых прилагается в конце автореферата.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр таджикского языка и литературы факультета восточных языков и таджикской

классической литературы факультета таджикской филологии ХГУ им. академика Б. Гафурова (протокол №11 от 24 марта 2011 года) и на секции литературоведения при Ученом Совете по защите кандидатских диссертаций ХГУ им. академика Б. Гафурова (протокол №2 от 28.06.2011 г.) и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.