Введение к работе
Актуальность исследуемой темы. Исследование биографии и литературного наследия представителей таджикской литературы тридцатых годов ХХ века может стать освещением страниц истории значимого и судбоносного периода таджикского народа. Однако, к сожалению, жизнь и литературное наследие некоторых представителей данной эпохи остаются малоизученными, хотя учеными проводились исследования по данной теме, тем не менее, отсутствуют научные работы, посвященные жизни и творческому наследию отдельных представителей литературы, ставших жертвами политических репрессий своего времени.
В 1957 годы судебными органами были оправданы некоторые из представителей данного поколения, подвергшиеся клевете, однако большинство из пострадавших остались забытыми, а современные таджикские исследователи, изучающие литературу данного периода, довольствовались одним упоминанием имен этих талантливых поэтов и писателей. На наш взгляд, подобные упущения произошли в отношении исследования жизни и литературного наследия самого молодого члена Союза писателей Таджикистана – Али Хуша. Именно в этот период, благодаря прогрессивным взглядам литераторов тридцатых годов, началось восстановление и формирование современной таджикской литературы, как с точки зрения новых литературных жанров и продолжения классических традиций, так возрождения литературных взаимосвязей и т.д. В тридцатые годы именно стремлением этой молодежи таджикская журналистика набирает новые обороты и становится отражателем реальной жизни общества данного периода. Самым важным вкладом представителей литературы данной эпохи является то, что они соединили недалекое прошлое с новым будущим и послужили мостом для дальнейшего развития классических традиций в литературе нового времени.
Значимость исследования жизни и творческого наследия поколения «комсомола», а именно Али Хуша заключается в том, что в их произведениях отражены литературная среда и историческая реальность тех лет. Изображение жизни нового общества содержится в творениях именно этих поэтов и писателей. В связи с этим изучение таджикской литературы тридцатых годов, исследование литературного наследия его представителей представляется актуальным. Наиболее яркими из них являются Сотим Улугзаде, Гани Абдулла, Рашид Абдулла, Бахриддин Азизи, Хаким Карим, Джалол Икроми, Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсунзаде, Мирсаид Миршакар, Али Хуш, Хамид Бакозаде, Обид Исмати и др.
Необходимо отметить, что в формировании и развитии литературы нового поколения велика заслуга некоторых личностей, особенно Али Хуша. На наш взгляд, биография и творческое наследие Али Хуша, будучи ключевой фигурой среди представителей таджикской литературы тридцатых годов, осталось вне поля зрения исследователей. Следует отметить, что Али Хуш в таджикской литературе признан основоположником таких жанровых видов как исторический очерк и короткий рассказ. В учебных программах школ и вузов не изучается его творчество, несмотря на то, что Али Хуш оставил в наследство таджикской литературе ценные произведения. К примеру, очерк «Шриши Усмон» («Восстание Усмана») является первым историко-литературным очерком в таджикской литературе, который описывает одно важное историческое событие. Его перу принадлежат десятки очерков и рассказов, многочисленные статьи и журналистские исследования, повесть «Ду фронт» («Два фронта»), его критические заметки в области литературы, статьи из жизни и творчества известных личностей тридцатых годов, которые по настоящее время остались неисследованными.
Другой фактор значимости исследования данной темы заключается в том, что в своем творчестве писатель изображает реальную действительность жизни народа и дает представление о Советском Таджикистане в ключевое и судьбоносное для таджикского народа время. Али Хуш относится к числу тех писателей, в творчестве которых делается попытка увидеть свой народ счастливым. Творчество Али Хуша имеет большую художественную значимость, сущность его творчества составляют идеи гуманизма, интернационализма, воспевание дружбы народов, признание истории, благодеяния и трудолюбия.
Степень изученности темы. Исследователи ещё при жизни Али Хуша проявили интерес к его творческой личности. Согласно мнению народного писателя Таджикистана Джалола Икроми, изложенного в книге «Он чи аз сар гузашт» («То, что было пережито»), несмотря на свою молодость Али Хуш в литературе тридцатых годов был известен вместе с такими именами, как Г.Абдулло и Б.Азизи. В 1934 году ему всего было 22 года, когда председатель оргкомитета Союза писателей Таджикистана С.Носиров назвал Али Хуша наряду с Икроми, Хакимом Каримом, Р.Джалилом, Турсунзаде и считал его перспективным молодым литератором, подчеркивая следующее: «Своими рассказами и очерками Али Хуш обогатил нашу литературу». К личности Али Хуша проявили заинтересованность также два основоположника таджикской литературы С.Айни и А.Лахути. Они увидели в лице этого молодого человека и нескольких других прекрасное будущее литературы.
К сожалению, после тюремного заключения 25 лет, в следующие 22 года никто не вспоминал его имя. Как будто в таджикской литературе и не было писателя по имени Али Хуш. И только после его оправдания в 1959 году студент ТГУ имени Ленина С. Саидов под руководством профессора С.Табарова защитил дипломную работу. Эта работа была первой попыткой ознакомления таджикского читателя 60-х годов с этим талантливым писателем тридцатых годов. Позднее в 70-80 годы исследованием творческого наследия Али Хуша занимались известные ученые С. Табаров, С. Саидов, Х.Асозода, А.Махмадаминов, М. Имомов и журналист Б. Муртазоев. Эти исследователи рассматривали его литературную и журналистскую деятельность, подчеркивая его особый статус и роль в таджикской литературе. По настоящее время «Адиби мубориз» («Боевое перо Али Хуша») является единственной книгой, в котором литературовед А.Махмадаминов вкратце исследует жизнь и творческое наследие писателя.
Несмотря на существующие отдельные статьи о разнообразии литературной деятельности Али Хуша и его месте в литературе тридцатых годов, однако жизнь и творческое наследие писателя не изучены в полном объеме, и пока еще остается очень много открытых вопросов, касающихся его творческой деятельности.
К подобным вопросам относятся его детство, учеба в медресе, в школе нового времени, учеба в Самарканде, его общественная деятельность, начиная с 13 лет до последних дней , семейная жизнь, которые требуют более тщательного рассмотрения. До настоящего времени не создано еще полное монографическое исследование относительно жизни и творчества Али Хуша, также мало изучены документы из архивов, касающиеся его биографии и литературного наследия. В связи с этим современному таджикскому читателю остались не известными большое количество его произведений. Ученые – фольклористы не изучали вклад Али Хуша в собирание устного народного творчества. Когда исследовался вклад писателей тридцатых годов в собирание материалов устного народного творчества, было забыто имя Али Хуша – автора первой книги «Образцы таджикского фольклора». С литературной точки зрения, не было филологических исследований, касающихся художественного творчества и языка произведений писателя. Хотя Али Хуш относится к числу тех писателей, творчество которого сыграло важную роль в развитии и формировании художественной прозы и таджикской публицистики тридцатых годов.
Цели и задачи исследования. Основная цель данного исследования заключается в полном изучении и восстановлении биографии Али Хуша, анализа его творческого наследия, и, таким образом, определения его места в современной таджикской литературе. Для достижения данных целей решены следующие задачи:
- изучение и дополнение жизни и творчества Али Хуша;
- определение места Али Хуша в таджикской литературе;
- место очерка и рассказа в творческом наследии Али Хуша;
- роль Али Хуша в развитии таджикской журналистики;
- творческий талант и художественное наследие Али Хуша.
В диссертационном исследовании сделана попытка установить вклад Али Хуша в развитие таджикской журналистики и прозы тридцатых годов, его новаторство в таджикской прозе, т.е. его место в таджикской литературе.
Новизна исследования. Впервые в данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся семьи писателя, его детства и юности, учебы в медресе и в новой советской школе, причины приобщения писателя к творческой работе, его авторство в отношении книги «Образцы таджикского фольклора», идейно-тематический анализ незаконченной повести «Ду фронт» («Два фронта») и др.
Однако детали биографии писателя, например: культурный уровень семьи писателя, образование его матери - чтеца Корана, его близких, получивших образование в медресе Бухары, его учеба у выдающихся ученых своего времени, практически нигде не упоминаются. По настоящее время в таком полном объеме ни один исследователь не рассматривал эти вопросы. В данной работе впервые произведен подробный анализ повестей и очерков Али Хуша, впервые исследованы его публицистические и фольклорные работы, талант и способности писателя анализированы в расширенном формате и современным взглядом.
Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа и сравнительно-исторического метода изучения явлений литературы. Автор диссертации придерживался принципа историзма, оценивая жизнь и творчество Али Хуша. Основные идейно-эстетические и художественные особенности творчества Али Хуша рассмотрены в пределах современного литературоведения.
Объектом исследования данной диссертационной работы являются жизнь и творчество Али Хуша, опубликованные в тридцатых годах статьи и отдельные книги. К тому же объектом данной работы послужили исследования литераторов С.Саидова «Жизнь и творчество Али Хуша Найистони», (дипломная работа-1959), статья С.Табарова «Али Хуш»-в книге «Жизнь, литература, реализм»-ч.3. и «Боевое перо Али Хуша» А.Махмадаминова, Л. Демидчик Таърихи адабиёти советии точик ч.2.Душ: дониш 1978, и др.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что она проливает свет на неизученные проблемы жизни и творчества Али Хуша, дает возможность научного осмысления его литературного наследия, в особенности рассказов, очерков, повестей и публицистики. Научное значение работы состоит также в исследовании прозы тридцатых годов, на примере творчества Али Хуша, как наиболее яркого представителя таджикской прозы ХХ века.
Результаты проведенного исследования восполнят существующие пробелы в изучении современной таджикской литературы, особенно тридцатых годов ХХ столетия и расширят представления об особенностях и путях её развития. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны при изучении вопросов прозы, соответствующих разделах курса «Современная таджикская литература», в чтении спецкурсов по проблемам жанров прозы.
Основные положения, выносимые на защиту:
- жизнеописание Али Хуша;
- роль исторического очерка и рассказа в таджикской литературе ХХ века;
- развитие этих жанров в творчестве писателя;
- этапы развития творчества поэта;
- место публицистики в творчестве писателя;
- тематика произведений писателя;
- роль Али Хуша в воспитании будущих поэтов;
- новаторство Али Хуша;
-оценка ведущих представителей таджикской литературы творчества писателя.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета(протокол №7 от 7 марта 2013 г). Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях, в том числе в журнале «Вестник Таджикского национального университета» (3 статьи, в 2012 г.), рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ и одной монографии, список которых приводится в конце автореферата.
Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 183 страниц компьютерного набора.