Введение к работе
Актуальность. На протяжении последних пятидесяти лет прошлого века в истории современной литературы Ирана Нимо Юшидж, без сомнения, является тем поэтом, к которому было приковано внимание большинства исследователей литературы. Он, как поэт новатор, был признан «отцом новой поэзии».
Действительно, Нимо произвдя в истории литературы Ирана фундаментальные преобразования, на протяжении долгих лет экспериментируя в поэзии, обновил свой поэтический стиль, выработав совершенно новый взгляд на литературу и, в конечном итоге, создал свою школу, свое новое направление.
Прошло почти целое столетие со дня появления «новой поэзии» в литературе Ирана, которую создал Нимо. «Новая поэзия» считается одним из самых устойчивых направлений современной персидской поэзии. Однако внимание исследователей к поэзии Нимо и его творчеству, в целом, с течением времени нисколько не ослабевает.
Каждый год в Иране и в различных регионах мира издается множество книг и статей, посвященных его творчеству. Нимо известен, прежде всего, как поэт, хотя он создал немало значительных научно-литературных произведений, которые до сегодняшнего дня еще не стали предметом должного исследования.
Исходя из этого, настоящее исследование посвящено рассмотрению характерных особенностей его прозаических творений. Важность и значимость этой темы проявляется также и в том, что, исследуя прозаические произведения Нимо, мы получаем возможность глубже понять взгляды поэта на литературу, художественное слово, философско-эстетические проблемы и т.д.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное исследование научно-теоретических и литературных произведений Нимо Юшиджа. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть литературно-эстетические взгляды Нимо Юшиджа на поэзию и поэтическое творчество;
- проанализировать и дать оценку взглядов Нимо Юшиджа по вопросам музыки, метрики и рифмы, а также других особенностей поэзии, на основе его научно-теоретических и литературных произведений;
- осмысление проблемы основ развития и выявление изъянов поэзии, с позиции литературных взглядов Нимо Юшиджа;
- исследование новаторских поисков Нимо в стремление к обновлению поэзии;
- рассмотреть теоретические воззрения Нимо о роли и предназначении поэта на основе его дневников и писем;
- рассмотреть, с современной точки зрения размышлений Нимо о приёмах художественного изображения;
- проанализировать критику поэм и рассказов Нимо;
- рассмотреть и дать оценку взглядов Нимо о вечных и общечеловеческих темах, в частности о природе патриотизма в письмах Нимо Юшиджа;
Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в истории востоковедения предпринята попытка рассмотрения и изучения прозаических произведений одного из ярких писателей современной литературы Ирана Нимо Юшиджа.
В диссертации на основе установленных в литературоведческой науке критериев произведена классификация научно-литературного наследия этого поэта и мыслителя, его теоретических, научных, научно-публицистических и художественных произведений. Также, на основе имеющегося материала было исследовано влияние различных революционных процессов а также научных школ на стилистику и мировоззрение Нимо. Также еще одной особенностью диссертации, является новое прочтение литературно-эстетических взглядов Нимо Юшиджа, что, в целом, способствует раскрытию его новаторства в современной поэзии Ирана.
Методология исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют научные достижения исследователей литературы, критиков и иранистов различных литературных школ. Автор в своих поисках руководствовался методологическими достижениями таких отечественных и зарубежных ученых теоретиков, как, М.Ш. Кадкани, М.Хукуки, С.Шамисо, Т. Пурномдориён, Г. Юсуфи, Р. Барохани, В.Кляшторина, А.Сатторзаде, О.Ходжамурадов, У. Сафар и др. В работе использовался исторический принцип базирующийся на взаимосвязи культуры и литературы в социально-политическом восприятии действительности. В работе, также были применены методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа.
Научная ценность работы. Выводы, к которым автор диссертации пришел на основе изучения и исследования различных аспектов данной темы, обладают определенной научно-практической значимостью и для последующих исследований в этом направлении. Результаты и материал нашего исследования могут быть полезными для специалистов различных научных направлений в области литературоведения и теории литературы. В особенности они могут представлять определенный интерес для исследователей истории литературы и персидской поэзии.
Настоящее исследование осуществлено на обширном материале, собранным автором по истории «новой поэзии Ирана» в ХХ веке. Результаты могут быть использованы при составлении спецкурсов о «новой поэзии Ирана», написании диссертационных работ, учебников для филологических факультетов высших учебных заведений и общеобразовательных школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Проблема традиций и новаторства в современной поэзии Ирана, выявление основ формирования «новой поэзии Ирана», стилевых особенностей художественных и языковых роли Нимо в процессе их становления и развития.
2.Рассмотрение научно-теоретических произведений поэта, философско-эстетических взглядов Нимо, касающихся разновидностей эмоций и их значимости в цивилизованном обществе.
3.Критическое осмысление писем поэта, выявление особенностей писательского мастерства Нимо, рассмотрение главных, тем его писем.
4. Тематическая классификация писем поэта и анализ его взглядов относительно мировой, особенно, таджикской литературы начало ХХ века.
5. Определение степени влияния научно-литературных кругов Запада на творчество Нимо.
Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования, в основном, послужили произведения Нимо Юшиджа опубликованные в разные периоды его жизни: «Цена чувств в жизни людей искусства» (155/1976), «Похвала и комментарии» (1350/1971), «Размышления соседа» (1349/1970), «Два письма» (1355/1976) , «Письма Нимо к супруге» (1350/1971), «Любовные письма Нимо» (1387/2008).
Наряду с этими источниками в диссертации были использованы также произведения Нимо Юшиджа, составленные и подготовленные к печати его сыном Шарогимом Юшиджом. Помимо этого, автор диссертации, по необходимости, обращался также к таким произведениям, как «Воспоминания о Нимо Юшидже» Тахбоза Сируса (1368/1989), «Собрание сочинений Нимо Юшиджа» (проза) (1369/ 1990) и т.д, список которых приведен в заключительной части диссертации.
Степень изученности темы. Необходимо отметить, что в истории современной литературы Ирана Нимо Юшидж является одним из тех писателей, творчество которого на протяжении последних десятилетий постоянно находилось в центре внимания современной литературной критики. О его жизни и творчестве написано немало исследований. С полной уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день поэзия Нимо исследована почти во всех литературных и художественно-эстетических аспектах. Однако приходиться сожалеть, что прозаические произведения этого удивительного поэта, мыслителя и теоретика литературы до сегодняшнего дня так и не удостоились своего должного изучения и исследования.
На протяжении многих лет в рамках введений к книгам и отдельных статей можно было встретить лишь редкие суждения и высказывания, относительно научно-теоретических сочинений поэта. На самом же деле, исследование и изыскания на материале его прозаических произведений позволяют нам глубже проникнуть в мир мыслей, научных взглядов поэта, по достоинству оценить планетарность его мировосприятия. Касательно некоторых прозаических произведений поэт свои мысли высказали исследователи современной литературы М.Ш. Кадкани, Ш.Лангруди, М.Хукуки, М. Хаштруди, М.А. Солис, русские ученые литературоведы В.Г.Кляшторина и др.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии факультета языков азии и африки ( протокол №7 12.11. 2012г.) ТНУ.
По теме диссертации в научно-литературных журналах, областных и республиканских научных сборниках напечатаны три статьи, список которых приводится в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы.