Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено сбору и исследованию устной поэзии и его взаимосвязям с письменной поэзией Мазандаранской областа Ирана.
Актуальность исследования обусловлена социокультурными факторами, которые заключаются в обращении к традиционным феноменам к периферийным, ранее не изучавшимся явлениям. Поэтому изучение устной поэзии является одной из важных проблем фольклористики и литературоведения. Одним из актуальных аспектов проблемы фольклористики всегда остаются полевые записи, на которые постоянно обращают внимание исследователи по всему миру. Об этом и сегодня много пишут исследователи, в том числе в России в начале ХХI века более популярным стало «Актуальные проблемы полевой фольклористики».
Одним из регионов Ирана, где до сих пор сохранилась традиционная культура, является область Мазандаран. В этой области устная и письменная поэзия до сих пор остаются в тесном контакте.
Актуальность нашей работы заключается еще и в том, что до настоящего времени по устной поэзии народов Мазандарана не проводилось отдельное исследование. Данная диссертация является первой попыткой изучения и исследования устной поэзии этого региона. В связи с этим в диссертации приводятся тексты, определяется их место в традиционной культуре и даётся анализ.
Степень изученности проблемы. В иранской фольклористике и литературоведении изучению устной поэзии Мазандарана уделялось недостаточное внимание. Об этом, в частности, свидетельствует и незначительное число статей и сборников. Отдельные проблемы устной поэзии изучались в исследованиях таких авторов как Мухаммад Билоли, Талъати Бассори, Шохрухи Джанобиён, Хасани Машхун, Мухсини Маджид-заде, Исмаили Махджур, Мухамадбакир Наджаф-заде Борфуруш, Одил Джаханорои, Али Ядуллахи, Александра Худизку, Баванд Савадкухи, Панахи Симнани и др.
Эти авторы в большей части через прессу собрали образцы различных фольклорных жанров, в том числе устной поэзии. Однако до сих пор не был выполнен ни один научный труд в форме законченной диссертации.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является всестороннее исследование и изучение, теоретический и практический анализ различных текстов устной поэзии в контексте современной традиционной культуры области Мазандаран Ирана.
Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:
- дать информацию о географической, исторической и культурной среде устной поэзии Мазандарана для большего познания вопроса;
-проанализировать историю изучения и исследования устной поэзии Мазандарана;
- показать жанры устной поэзии Мазандарана в контексте и анализировать их взаимосвязанность с обрядами и обычаями, праздниками и другими народными традициями;
- показать в контексте особое место “таъзия” и народных элегий-марсия;
- показать в устной прозе народов Мазандарана, в том числе в сказках и народных сказаниях особое место стихотворных фрагментов;
- дать поробную информацию о исторических песнях Мазандарна;
- исследовать стихотворные фрагменты, принадлежащие известным поэтам Мазандарана Талибу Амули и Амиру Пазвари, известных в народе под именами “Талибо” и “Амири”;
- показать в процессе исследования заметные особенности структуры, содержания и художественности устной поэзии Мазандарана;
- рассказать о взаимосвязи устной поэзии Мазандарана с музыкой и др.
Методологической основой исследования послужили развитые принципы современного литературоведения и фольклористики, относящиеся к текстологии, типологии и классификации жанров устной поэзии. Также были использованы принципы исторического подхода к роли художественной культуры в общественном сознании, сравнительно-исторического анализа произведений устной и письменной литературы, использование их идейно-тематических мотивов в современном контексте.
При решении поставленных задач автор диссертации опирается на принципы литературно-художественного анализа и сравнения, выработанные в трудах выдающихся русских, американских, иранских и таджикских ученых, таких как Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, А.Дандес (A.Dundes), С.Хидаят, З.Сафо, Инджави Шерази, Н.Нурджанов, В.Асрори, Р.Амонов, Ф.Азизи, Р.Рахмони и другие работы, которые широко известны в области литературоведения и фольклористики.
Научная новизна диссертации определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегося устной поэзии народов Мазандарана и его места в традиционной культуре. В диссертации подробно и наглядно показана устная поэзия и вопросы распространеныя устных текстов.
В настоящей работе впервые в современной фольклористике и литературоведении Ирана производится всесторонний текстологический и литературно-художественный анализ различных вариантов устной поэзии в контексте современной культуры.
В диссертации впервые изучается и исследуется устная поэзия области Мазандаран Ирана. Другая сторона новизны диссертации заключается в том, что большая часть материалов, исследованных в диссертации, собрана самим исследователем в протяжении более 30 лет.
Теоретическая и практическая значимость. Диссертация полезна для более глубокого познания теоретических вопросов фольклористики, литературоведения, этнографии и музыковедения Ирана, а ее материалы можно использовать в процессе написания истории общественных наук Ирана.
Результаты настоящего исследования можно также использовать при написании истории жанров устного и письменного творчества персоязычных народов, в том числе истории сбора и исследования устной поэзии в фольклористике и литературоведении, при записи, критическом издании и типологическом изучении текстов, бытующих в различных регионах Ирана.
Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы и при написании учебников и учебных пособий по истории устной и письменной персидско-таджикской литературы, при чтении лекций и спецкурсов по истории литературных жанров для студентов высших учебных заведений, при выполнении работ по сравнительному и типологическому исследованию проблем фольклористики и литературоведения.
Источники и материалы исследования. Диссертация написана в форме труда описательнего характера, текстологического, сравнительно-исторического и типологического анализа текстов в контексте. Вместе с тем решение поставленных вопросов и задач сопровождается анализом материалов, почерпнутых из различных вариантов исследуемой нами устной поэзии.
Основными источниками исследования послужили материалы, собранные автором диссертации. Эти материалы собраны автором в течении более 30 лет и состоят из различных стихотворных жанров и записаны с помощью технических средств. При исследовании автор так же опирался на архивные и изданные материалы.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Фольклор, в данном случае, устная поэзия, как жизнеспособная система является частью актуальной культуры, то есть географической, исторической и культурной среды Мазандарана;
- устная поэзия ввиду пения обладает особой функциональностью и текстообразованием, которые инспирируют ряд неосинкретических процессов в смысловой структуре песенного текста;
- показ жанров устной поэзии Мазандарана в контексте и их взаимосвязанность с народными обычаями, праздниками и другими традициями в том числе рассмотрение «наурузхони», «трудовых песен», “таъзия” – траурных песен и народных элегий мазандаранцев в контексте и его особеннсоти;
- устнаи поэзия Мазандарана как уникальный образец эпической традиции отличается своеобразием идейно-художественной структуры, сюжетно-композиционной характеристики, образной системы, отражает историко-этнические корни данного народа. В диссертации проанализированы стихотворные фрагменты в устной прозе жителей Мазандарана, в том числе в сказках и народных преданиях;
- установление факторов, определяющих степень значимости конкретно-исторических впечатлений для архитектоники текста из области эпических текстов. В диссертации проанализированы исторические песни Мазандарана в контексте современной трдиционной культуры;
- рассмотрение стихотворных фрагментов об известных поэтах Мазандарана, как Талиб Амули и Амир Пазвари, популярных в народе как “Талибо” и “Амири”, которые известны серди населения Мазандарана.
- в диссертации исследованы примечательные стороны структуры, содержания и художественности устной поэзии Мазандарана, в том числе эпические тексты; а так же отмечается взаимосвязь устной поэзии Мазандарана с музыкой и т.д.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась в отделе фольклора и литературы Бадахшана Института гуманитарных наук Памирского филиала Академии Наук Республики Таджикистан (протокол № 7 от «28» мая 2013 года) и на заседании кафедры Иранской филологии Таджикского национального университета (протокол № 11 от «01» июля 2013 года). Содержание глав диссертации излагалось в форме научных докладов в различных научно-теоретических и научно-практических конференциях в Гелане (2009), Тегеране (2009, 2011), Ширазе (2010), Мешхеде (2010), Душанбе (2012, 2013) и публиковалась в форме отдельных книг и статей в различных изданиях Ирана и Таджикистана.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.