Введение к работе
Актуальность темы. Литература периода Исламской революции занимает особое место в современной иранской литературе и требует глубокого, всестороннего научного исследования. Исламская революция вырастила новое поколение писателей и поэтов, творчество которых коренным образом повернуло русло современной иранской литературы. Среди них особенно выделяется Кайсар Аминпур, жизненный путь и многогранный поэтический талант которого до настоящего времени не становился объектом монографического исследования. Как известно, иранская Исламская революция способствовала появлению и развитию новой, социальной литературы. Изменилась литературная среда, появилась большая плеяда поэтов с различными общественно-политическими взглядами и позицией, самым видным из которых, по признанию большинства литературных аналитиков и критиков Ирана, бесспорно, является Кайсар Аминпур.
Актуальность и значимость исследуемой темы, в частности, определяется тем, что поэзия Аминпура представляет собой яркое отражение общего состояния современной иранской поэзии с ее характерными чертами и отличиями, ее идейно-художественными поисками, свойственными данному этапу развития.
Общеизвестно, что персидская литература, прежде всего ее поэзия, в течение столетий развивалась на основе сложившихся жанров и канонов. Поэты, в сущности, обращались к одним и тем же темам и сюжетам, используя стихотворные формы своих предшественников тоже самое наблюдается и в исламской революционной поэзии. Однако знакомство с творчеством Кайсара Аминпура показало, что его стихи отличаются оригинальностью поэтического мышления, и новизной содержания, что свидетельствует о необыкновенном таланте этого поэта. Конечно, Кайсар Аминпур для выражения своей поэтической мысли использует те же традиционные стихотворные формы, однако поражает его новаторский подход к осмыслению и нетипичному освещению вопросов философии жизни, его глубоко индивидуальное восприятие важных и существенных деталей и нюансов духовного и социального бытия человека. Образное мышление Аминпура, простота и доступность его стихов выделяют его на общем фоне современной поэзии Ирана. Поэтому изучение поэтического мастерства и специфических особенностей творчества Кайсара Аминпура может помочь пролить свет на многие важные аспекты развития современной поэзии Ирана. Другим немаловажным вопросом, многократно повышаюшим значимость данного исследования, является то, что в нем также уделяется внимание другим сторонам творческой деятельности Аминпура, в частности его ценным научным изысканиям в области культуры и литературы древнего и современного Ирана.
Цель и задачи исследования. Основной целю диссертационной работы является монографическое исследование жизни и творчества Кайсара Аминпура, определение его места в современной иранской литературе.
Для достижении намеченной цели нами поставлено решения следующих задач:
осветить политическую обстановку, сложившуюся в Иране накануне Исламской революции, охарактеризовать различные течения и тенденции в литературе того периода.
кратко рассмотреть творчество наиболее известных последователей поэтической школы Нимо и специфику их стихов с тем, чтобы полнее определить степень воздействия представителей данной школы на формирование революционной поэзии, в том числе на творчество Кайсара Аминпура;
исследовать поэтическое наследие Аминпура, раскрыть динамику развития его поэтического мастерства в контексте сопоставления различных опубликованных сборников стихов поэта, опубликованных в разное время;
рассмотреть прозаическое наследие Аминпура, включающее небольшие романы, воспоминания и заметки, определить особенности его стиля, идейно-эстетические цели и задачи, поставленные автором в данных произведениях;
дать оценку детским стихотворениям поэта, выявить причины, по которым Аминпур обратился к важной и вечной общечеловеческой детской теме, раскрыть глубину его проникновения в психологию маленького читателя;
оценить вклад Кайсара Аминпура в развитие послереволюционной поэзии Ирана, определить значение художественного новаторства Аминпура и его роль в обновлении современной иранской литературы.
определить степень влияния Кайсара Аминпура на дальнейшее развитие молодой революционной литературы в Ирана;
Источники исследования. Основными источниками исследования послужили следующие сборники стихов поэта, опубликованные в различные годы его жизни: «Дар кчаи офтоб» («На улице солнца») (1363/1984 г.), «Танаффуси субх» («Дыхание рассвета») (1363/1984 г.), «Ойинахои ногахон» («Внезапные зеркала») (1372/1993 г.), «Гулхо хама офтобгардонанд» («Все цветы устремляются к солнцу») (1381/2002 г.), «Дастури забони ишк» («Руководство к языку любви») (1386/2007 г.). Наряду с перечисленными произведениями также были использованы сборники, опубликованные уже после смерти поэта.
Степень изученности темы. Жизнь и творчество К.Аминпура привлекли пристальное внимание литературных критиков и ценителей поэзии с его появления на современной литературной арене. Различным граням его поэзии посвящены отдельные научные статьи, включенные в предисловия к изданиям его произведений. Однако цельного серьезного монографического исследования литературного наследия К.Аминпура до настоящего времени не проводилось.
Научно-теоретическую основу данной работы составляют труды таких известных иранских ученых, как А.Зарринкуб, Я.Ориёнпур, М.Ш.Кадкани. Автор также опирается на работы ведущих иранских и зарубежных литературоведов Комёра Обиди, М.Хукуки, А.К.Хаккока, С.Шамисо, Т.Пурномдориёна, Г.Юсуфи, Р.Барахани, В.И.Кляшториной и других.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые всесторонне и целостно исследуются жизнь и творчество одного из ярких представителей литературы периода Исламской революции Ирана Кайсара Аминпура, прослеживается процесс становления личности поэта и эволюция его поэтического мастерства. В диссертации на основе анализа стихотворений Аминпура выявляются специфика поэтической речи и своеобразие художественного видения поэта.
И, наконец, впервые исследуется еще одна грань поэтического мастерства Аминпура, заключающаяся в умении поэта выразить оригинальные, свежие мысли в ограниченных рамках короткого поэтического жанра китъа.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют научно-теоретические достижения литературоведов, литературных критиков и иранистов различных литературных школ и течений. Основой данного исследования послужили принципы исторического сопоставления различных этапов культурного и социального развития общества, практического анализа исторического литературного наследия. Способы исследования определены спецификой выбранной темы и поставленными задачами.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при проведении исследований по различным проблемам современной иранской литературы, истории литературы, фольклористики и при составлении учебников и учебных пособий по истории новой и новейшей персидской литературы, чтении курсов лекций и спецкурсов для студентов факультетов востоковедения.
На защиту выносятся следующие вопросы:
1. Обзор состояния современной поэзии Ирана, существующих литературных тенденций и течений накануне Исламской революции и их трансформации в послереволюционные годы.
2. Исследование биографии К. Аминпура и его деятельности во области культуры и литературы в начальные годы его творческого пути.
3. Изучение поэтических и прозаических произведений, детских стихотворений и исследовательской деятельности К.Аминпура.
4. Анализ и определения вклад К. Аминпура в создание литературы «дифои мукаддас (священная война)».
5. Вопросы эволюции поэтических приемов в творчестве К. Аминпура.
6. Анализ социально-политических взглядов Аминпура и определение места поэта в современной поэзии Ирана.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии Таджикского национального университета (протокол №4 от 21 сентября 2012г.). Основное содержание диссертации изложено в докладах на научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов ТНУ (Душанбе, 2008-2009).
Результаты научной работы также отражены в четырех статьях автора, опубликованных в отраслевых и республиканских научных журналах. Список публикаций приведен в конце автореферата.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.