Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика жанра романа в творчестве Маргерит Юрсенар : "Мемуары Адриана", "Философский камень" Соболева, Надежда Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соболева, Надежда Владимировна. Специфика жанра романа в творчестве Маргерит Юрсенар : "Мемуары Адриана", "Философский камень" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Соболева Надежда Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/542

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию романного творчества Маргерит Юрсенар (Marguerite Yourcenar, 1903-1987) в аспекте жанровой специфики. Новое осмысление задач литературы М.Юрсенар нашло отражение в существенных изменениях жанровой природы ее исторических романов.

Категория жанра изменчива в исторической динамике. Границы, отделяющие жанр от жанра, в свою очередь, отмечены подвижностью, при этом периоды относительного постоянства внутри художественных систем чередуются с переходными периодами, характеризующимися жанровыми «смещениями», высвобождением из жанровых канонов и созданием новых, гибридных форм в литературе.

Особенную сложность представляет жанровая ситуация в литературе XX века, когда роман выходит на главные позиции в европейском литературном процессе и вбирает в себя черты других форм, стремясь выйти за пределы собственно литературы, художественного высказывания и освоения реальности. Роман становится гетерогенным, сложным и неоднородным по своей жанровой природе.

Следует сказать, что вопрос соотношения и разграничения понятий роман - исторический роман, уже сформировавший собой отдельную критическую литературу, до сих пор носит дискуссионный характер. Правомерно говорить о самостоятельной истории вопроса по проблеме данного жанрового разграничения, которая, начиная с середины XX века, носит не только локальный, сугубо литературоведческий характер, но и выходит на междисциплинарный уровень общих гуманитарных вопросов (литературоведение - литературная критика - историография культурология - философия и др.).

Большая часть ученых сходится во мнении, что проблема исторического правдоподобия не может быть решена в художественном произведении путем точного следования факту. Степень объективности исторического анализа зависит, в первую очередь, от места и функции истории в авторской концепции романа.

В центре новых исканий и новых подходов к жанру исторического романа в середине XX века находится творчество одного из ярчайших французских авторов этого периода, обладательницы многочисленных литературных премий (премия Фемина, премия королевской Бельгийской Академии языка и литературы и т.д.), первой женщины, ставшей в 1980 году «бессмертным» членом Французской Академии - Маргерит Юрсенар (М.Клинверк де Креянкур, Marguerite Yourcenar, M.Cleenewerck de Crayencour, 1903-1987). Особое восприятие романисткой культурно-исторического контекста прошлого определяет феномен творчества Маргерит Юрсенар, вызывающий обширный, многоаспектный и бурный интерес в современном литературоведении разных стран.

з \d

На сегодняшний день в западноевропейском и американском литературоведении сложился целый ряд школ юрсенароведения со своими традициями, принципами и методами анализа. В Европе существует два крупных центра исследований творчества Маргерит Юрсенар: Международное общество юрсенароведения (La Societe Internationale d'Etudes Yourcenariennes, SIEY) в Клермон-Ферране (Франция) и Международный центр исследований М.Юрсенар (Centre international de Documentation Marguerite Yourcenar, CIDMY) в Брюсселе (Бельгия), где регулярно выходят в свет неизданные ранее произведения М.Юрсенар, готовятся новые исследования, сборники материалов научных конференций и т.д. В июле 2006 года в знаменитом и авторитетном научном центре в пригороде Парижа Серизи проходил коллоквиум Серизи-ля-Саль (Cerisy-la-Salle) «Маргерит Юрсенар. Диагонали времени», посвященный проблемам творчества романистки. В нем приняли участие крупные ученые-юрсенароведы из разных стран: Л.Бриньоли, Ж.-П.Кастеллани, Б.Депре, Э.Дезон-Жон, КХодан, Р.Пуаньё" и многие другие.

Большая часть работ зарубежных исследователей связана с биографическим аспектом творчества романистки (М.Госляр, Ж.Савиньо, Ж.Жакёман, М.Пейру и др.), а также - с психологическим анализом авторского феномена М.Юрсенар в духе принципов психоанализа (Ж.Бло, КХодан, Б. Несе, П.Вылгович и др.), что является в целом отражением общих тенденций в методологии современного западноевропейского литературоведения.

Существует целый ряд работ, посвященных анализу специфики нарратива, организации повествования в романах «Мемуары Адриана» и «Философский камень»: А.-И.Жульен «Мемуары Адриана» Маргерит Юрсенар, М.-К.Кербра «Литературоведческое изучение автописьма», Р.Пуаньё «ORATIO TOGATA в романе «Мемуары Адриана» и др.

Кроме того, есть отдельные, комплексные исследования-комментарии к романам «Мемуары Адриана» (ГЛевиллэн) и «Философский камень» (Ф.М.Коцисвили).

Среди работ по проблеме жанра следует выделить крупное исследование голландской исследовательницы П.Хёрман «Биография как литературный жанр. «Мемуары Адриана» М.Юрсенар», а также, посвященные комплексу проблем, исследования КХуслевиц, А.Труве, Ж.-М. Пакета, Т.Портман и др.

На протяжении многих лет фигура Маргерит Юрсенар была совершенно неизвестна отечественному читателю, что было связано с отсутствием переводов ее романов на русский язык, а также с недостаточным вниманием советского литературоведения к творчеству романистки.

Впервые произведения М.Юрсенар на русском языке появляются только в 1984 году. Это издание перевода романов «Воспоминания Адриана» («Memoires d'Hadrien», 1951, пер.М.Ваксмахера) и «Философский камень» («L'CEuvre au Noir», 1968, пер.Ю.Яхниной), сопровождающееся

предисловием Юрия Давыдова «Послевоенные романы Маргерит Юрсенар» и примечанием Г.С.Кнабе к роману «Воспоминания Адриана».

В настоящее время в отечественном литературоведении существует только две кандидатские работы, посвященные романному творчеству Маргерит Юрсенар: диссертация Полторацкой Н.И. «Романы М.Юрсенар. История и современность» (Ленинград, 1981) и работа Жиронкиной С.Д. на тему «Проблема самопознания и формирования личности в романах М.Юрсенар» (Воронеж, 2006). Следует также отметить диссертацию В.И.Фесенко «Идейно-художественное новаторство французского исторического романа 70х гг. XX века», статьи О.Б.Вайнштейн, С.Завадовской, Н.Мавлевич, В.Ерофеева, А.Макушинского и др. Исследователи обращаются к различным аспектам художественного творчества М.Юрсенар: диалог с культурной традицией прошлого, нравственно-философские искания и духовная эволюция героев, поэтика и проблематика произведений и многое другое. Следует отметить, что, как в западном, так и в отечественном литературоведении, жанровая специфика романов М.Юрсенар до сих пор еще не получила однозначной трактовки. Проблемой также является разграничение сферы функционирования романов М.Юрсенар.

Актуальность исследования. Тема исследования находится в центре исканий современного литературоведения, связанных с изучением переходных эстетических явлений в литературе, проблемам жанра и специфики романной природы художественного произведения. Романы Маргерит Юрсенар в историко-литературном аспекте до настоящего времени не получили отдельного, комплексного рассмотрения. Отсутствует также и четко сформированный подход к концепции жанра писательницы.

Новизна исследования заключается в системном исследовании концепции жанра романа М.Юрсенар в соотнесении с ее художественным воплощением в романах писательницы в единых параметрах (функция романного повествования, типология художественных образов, пространственно-временная организация произведения).

Предметом исследования является рефлексия романного жанра в нефикциональной прозе М.Юрсенар и жанровое своеобразие двух романов писательницы.

Объектом исследования являются два романа М.Юрсенар: «Мемуары Адриана» (1951) и «Философский камень» (1968), которые, исходя из всего творческого наследия писательницы, являются наиболее репрезентативными и представляют две универсальные художественные модели в творческом мире автора. В ходе исследования привлекаются и другие произведения М.Юрсенар, как художественной, так и нефикциональной прозы, которые рассматриваются и в контексте творчества романистки, и в общем контексте литературного процесса 40х -60х годов XX столетия.

Основная цель работы - определить специфику жанра романа в эстетике и художественном творчестве М.Юрсенар, обозначить вклад

писательницы в развитие жанра. Указанная цель обуславливает ряд следующих задач:

  1. Выявить и охарактеризовать существенные этапы в становлении исторического романа на рубеже XIX - XX вв., подготовившие и определившие пути развития жанра в середине XX века;

  2. Рассмотреть генезис жанра романа в творчестве М.Юрсенар в контексте европейской традиции;

  1. Представить и описать жанровую модель романов М.Юрсенар;

  2. Проанализировать концепцию жанра романа в автокритике М.Юрсенар;

  3. Соотнести концепцию романа М.Юрсенар, представленную в нефикциональной прозе, с художественными произведениями писательницы;

  4. Определить и исследовать наиболее существенные особенности поэтики романов «Мемуары Адриана» и «Философский камень», оформляющие специфику их жанровой природы;

  5. Выявить и обозначить доминанты системы жанрового мышления М.Юрсенар в контексте всего творчества писательницы.

Методологическая основа работы опирается на концепцию переходных эстетических явлений, сформированную научной школой кафедры всемирной литературы МПГУ (Б.И. Пуришев, М.Е. Елизарова, Н.П. Михальская и др.), в центре которой лежит сравнительно-исторический подход. Специфика исследования также обосновывает привлечение типологического, историко-литературного, семиотического, структурно-лингвистического, биографического и культурно-антропологического методов.

Теоретическую базу работы представляют труды отечественных и зарубежных ученых по теории и истории литературы (А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, С.САверинцева, Ю.М. Лотмана, Л.Г.Андреева, М.Эпштейна, Е.М. Мелетинского, Г.С.Кнабе, ЖЛукача, Б.Г.Реизова, Г.Косикова, Б.Крюлиц, Ж.Жана, Ж.Молино, Н.Т.Рымаря, В.А.Пестерева, М.И. Никола, Е.В.Жаринова, В.П.Трыкова и др.), по общим проблемам гуманитарных наук (А. Косарева, А.Гуревича, Ж.Ле Гоффа, У.Эко, П. Гайденко, Н.Е.Копосова, Ф.Арьеса, Й.Хейзинга, Вал.А.Лукова и В.А.Лукова, М.Элиаде, У.Эко, Г.Гачева и др.), по творчеству Маргерит Юрсенар (М.Гослар, Ж.Савиньо, Р. Пуаньё, Ж. Бло, Т. Портман, П. Хёрман, К. Андерссон, Г. Спенсер-Ноэль, А. Труве, П. Ричиюлли, Б. Несе, О.Б. Вайнштейн и др.)

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в ходе проведения последующих исследований по творчеству М. Юрсенар, при создании учебников, подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории западноевропейской литературы второй половины XX века.

Апробация работы осуществлялась в рамках научного взаимодействия автора с Международным центром исследований творчества М.Юрсенар (CIDMY) (Брюссель 2008-2011), международных научных конференций

«Пуришевские чтения» (Москва 2007, 2009, 2010), Поволжский научно-методический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла (Н.Новгород 2007, 2009), «Филологическая наука в XXI веке: Взгляд молодых» (Москва 2008, 2009), «Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва 2007, 2009), на конференции «Векторы развития современного литературного процесса» в Одесском государственном университете им.И.И.Мечникова (Одесса 2011). Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ (2006-2011).

Структура работы. Диссертация общим объемом 246 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает 294 наименования, из них 99 на французском языке. Выбор данной структуры работы определен целью и задачами исследования.

В основе структуры диссертационного сочинения лежат принципы: хронологический («Мемуары Адриана», 1951 - «Философский камень», 1968, то есть, от более раннего романа к более позднему), и категориальный принцип (жанр - герой - время). При этом едиными параметрами системного анализа романов являются форма произведения, система образов, временная организация текста.

В ряде случаев структурные особенности жанра представлялось уместным оформить в виде графиков, которые введены в работу.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Два направления исторического романа, сложившиеся ко второй половине XIX века (роман высокой, элитарной традиции и роман, тяготеющий к беллетристике, с занимательным сюжетом), предваряют основные тенденции развития жакра исторического романа в середине XX века.

2) Интеллектуально-исторический роман становится в середине XX века одной из продуктивных моделей жанра исторического романа, что является следствием таких общих тенденций в литературном процессе этого периода, как жанровая гетерогенность, открытость жанровых систем, интеллектуализация повествования, тяготение к мифу, трансформация исторического дискурса и т.д. Во французской традиции такой тип романа представлен, прежде всего, в творчестве Маргерит Юрсенар.

3) Роман в концепции М.Юрсенар является оптимальным способом актуализации новых эстетических потребностей в художественном опыте литературы XX века. Роман оказывается для писательницы жанром, способным стать проводником для любой другой формы, но проводником, опосредующим предшествующие смыслы, сосредоточенные и закрепленные в памяти этой формы. При этом интонация становится ведущим принципом в концепции романа Юрсенар. Воссоздание той или иной исторической эпохи осуществляется с точки зрения писательницы через оживление языка, живой речи.

4) Понятие ментальности в авторском восприятии Юрсенар сближается с
понятием археологии сознания, внутренней реальности прошлого,
представленной в перспективе истории интеллекта, мышления. При этом в
романном творчестве прием «остранения» позволяет писательнице
интегрировать формы иных информационных систем (живопись, скульптура,
архитектура, театр, музыка) в языковое поле художественной литературы.

  1. Главным элементом в процессе создания образов персонажей для Юрсенар становится эмпатия, «симпатическая магия», что определяет «антропоцентрический» характер концепции героя у Юрсенар. Адриан и Зенон являются универсальными героями-протагонистами в художественном мире М.Юрсенар и воспринимаются писательницей не только в границах романного творчества, но и в расширенном контексте жизненных, морально-нравственных установок романистки. Соединение реалистического и мифологического элементов в образе протагониста позволяет Юрсенар достигнуть жизнеподобия в изображении Человека.

  2. Романы М.Юрсенар «Мемуары Адриана» и «Философский камень» являются вершинами ее романного творчества и представляют собой две модели в контексте всего художественного наследия писательницы, что проявляется на тематическом уровне этих романов: обращение к судьбам европейской цивилизации, к эпохе Античности, Средневековья, Ренессанса, в типологии героев: герой-философ, герой странствующий, а также в способе организации повествования: роман «монодический»/ «полифонический» и др.

Похожие диссертации на Специфика жанра романа в творчестве Маргерит Юрсенар : "Мемуары Адриана", "Философский камень"