Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-политические преобразования двух последних десятилетий ХХ века, особенно Исламская революция (1979) в Иране, стали мощным стимулом для развития женской прозы в иранской литературе. Иранские писательницы всерьёз приступили к созданию ряд высокохудожественных произведений, где события и характеры героев описаны через призму женского видения. В этот период, наряду с Симин Данешвар, в персидскую литературу вошли такие мастера художественного слова, как Газале Ализаде, Шахрнуш Парсипур, Зоя Пирзод, Махшид Амиршахи, Гули Тараки и другие.
Произведения этих писательниц по художественному достоинству, языку, стилю и жанровому своеобразию находятся на разных уровнях, но в целом можно с уверенностью сказать о существовании определенной женской прозы, как особого течения в современной литературе Ирана.
Анализ произведений большинства иранских писательниц показывает, что иранские женщины-романисты, в силу своей физиолого-биологических, психологических и социально-культурных особенностей, а также с учетом социальных, религиозных и традиционных ограничений, в создании художественной прозы в корне отличаются от романистов-мужчин.
Прежде всего, это отличие вырисовывается в изображении жизненных ситуаций, в языковых особенностях, а также в создании женских образов и характеров. Так, как в рамках одного диссертационного исследования невозможно рассмотреть и проанализировать особенности творчества всех иранских писательниц, то в данной работе диссертант ограничивается анализом творчества двух самых известных писательниц современной литературы Ирана – Симин Данешвар (1921-2012)- первой иранской писательницы и Газале Ализаде (1947-1997) талантливой писательницы рано ушедшей из жизни.
Все иранские и зарубежные исследователи персидской литературы ХХ века солидарны в том, что год издания первого романа Симин Данешвар «Сувашун» (1969), считается началом женской прозы на персидском языке, и она является основателем этого течения. На самом деле «Сувашун» (в русском переводе «Смерть ради жизни» М. 1975 г.), первый социальный роман, где все события и сюжет произведения отражены с точки зрения и видения Зари-жены главного героя романа, то есть повествование ведется от первого-женского лица.
Женская проблема и женские образы в творчестве Симин Данешвар имеют важное значение. Начиная с первых ее произведений (новеллы «Ашкхо-Слезы», 1943 г.) до последнего романа созданные ею образы женщин являются более колоритными и полнокровными, чем другие образы. Положение женщин в современном иранском обществе является основным стержнем и «красной» нитью проходит в двух последних романах Симин Данешвар: «Джазирейе саргардони» («Остров скитания») и «Сарбане саргардон» («Скитающийся караванщик»). К сожалению, по сей день эти романы в иранской литературной критике и в мировой иранистике не подвергались всестороннему литературоведческому анализу. Также творчество другой талантливой писательницы Газеле Ализаде, до сих пор не получило достойной оценки в иранском литературоведении. Ее романы «Ханейе Идрисихо (Дом Идрисовых»), первое издание было в 1992 году и «Шабхаи Техеран»(«Тегеранские ночи»), был издан после ее смерти в 1999 году, свидетельствуют о ее незаурядном таланте романиста, который повествует о женских судьбах и характерах в экстремальных ситуациях.
Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием в иранском литературоведении о творчестве названных талантливых писательниц, особенно в изучении их мастерства в изображении женских характеров и образов. И в этом заключается актуальность, важность и новизна исследуемой темы. Также, актуальность темы в том, что на основе творчества этих писательниц рассматривается вопрос зарождения и развития женской прозы, как нового течения в современной иранской литературе.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ: О творчестве Симин Данешвар, как родоначальницы персидской женской художественной прозы, в иранском литературоведении, а также в мировой иранистике имеется ряд публикаций. Отрадно, большинство из этих материалов были собраны известным литературоведом Али Дехбаши в честь юбилея С. Данешвар, и изданы отдельной книгой под названием «У берегов «Острова Скитания» в 2005 году. В этот сборник включены статьи авторитетных иранских и зарубежных литературоведов, таких как Абдулали Дастгейб, Бозорг Алави, Даниил Семенович Комиссаров, Джамал Мир Садеки, Мухаммадали Сипонлу, Таки Модарреси, Хасан Обедени, Мухаммадреза Канунпур, Хура Явари и другие. Помимо этого, в Иране о жизни и творчестве Симин Данешвар также изданы две книги. Первая книга была издана в 1998 году под названием «Полемика картины и художника в произведениях Симин Данешвар» («Джедал-е накш ва наккаш дар асаре Симин Данишвар) писателем и критиком Хошаном Гулшири. Вторая книга, которая была издана в Тегеране в 2006 году под названием «Некоторые размышления о скитании принцессы постмодерна» («Деранги бар саргарданихои шахрзоди пастмодерн»), принадлежит исследователю Джаваду Исакиёну. Эти две книги и вышеупомянутый сборник статей рассматривают творчество Симин Данешвар в целом, но не касаются особенно нашей темы.
К сожалению о жизни и творчестве Газале Ализаде, кроме нескольких статей общего характера и рецензии на ее романы в периодической печати больше ничего нет. Эти статьи принадлежат известным литературоведам Ирана – Реза Барахани, Джалалу Саттари и Мухаммаду Мохтари, которые по своей сути в общих чертах раскрывают особенности творчества писательницы, и были нами в процессе исследования использованы.
Как видим, до настоящего времени комплексного монографического исследования о творчестве этих двух известных писательниц в аспекте создания художественных характеров, как в иранском литературоведении, так и в мировой иранистике не имеется.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной целью настоящей диссертации является монографическое исследование творчества Симин Данешвар и Газале Ализаде в аспекте создания женских образов и характеров, а также рассмотрение и зарождение женской прозы как нового течения в современной персидской литературе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотренные социальные и философские взгляды Симин Данешвар и Газале Ализаде, чтобы определить их влияние на формирование женских характеров.
Определить особенности их литературного стиля и художественного мастерства в создании женских образов.
Выявить, как характер, личные и социальные качества героинь, с учетом уровень их эмансипации, отношение к мужскому насилию, к консервативным устоям общества и нравственно-психологическим ориентирам в воспитании и сознании определяют мастерство писательниц в создании женских образов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в том, что впервые в монографическом плане рассматривается становление и развитие женской прозы в современной персидской литературе, напримере, творчества двух выдающихся представительниц этого течения – Симин Данешвар и Газале Ализаде.
Также важность работы заключается в определении характерных черт авторского мастерства этих литераторов, как женщин в создании женских образов и характеров в современной персидской художественной прозе.
Эти проблемы в иранском литературоведении и в мировой иранистике до сих пор остаются не изученными, а потому настоящая диссертационная работа является первой попыткой монографического исследования данных вопросов. Исходя из этого, диссертант ограничивает свою задачу изучением творчества этих двух писательниц в ракурсе создания женских характеров.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются три романа Симин Данешвар: «Сувашун» («Смерть ради жизни»), «Джазирейе саргардони» («Остров Скитания»), «Сарбане саргардан» («Скитающийся караванщик») и сборники ее новелл «Аташе хамуш»(«Угасающий огонь»), «Аз паррандехаи мохаджер бипурс» («Спроси у перелетных птиц»), «Ба ке салам конам?»(«С кем здороваться?»), а также два романа Газале Ализаде: «Ханейе Идрисиха» («Дом Идрисовых») и «Шабхайе Техран» («Тегеранские ночи»).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Теоретическую базу и методологическую основу диссертационной работысоставляют научно-теоретические достижения мирового, прежде всего европейского, русского, иранского и таджикского литературоведения.
Основой данного исследования послужил метод комплексного структурно-сравнительного анализа, который позволяет научно определить особенности стиля художника в создания женских характеров. Автор широко использовал и опирался на теоретические труды - М. М. Бахтина, В. Вульф, Девида Дегиза, Т. Лучака, В. М. Жирмунского, В. С. Хализева, Г. Н. Поспелова, на исследования иранских литературоведов - Реза Барахани, Ш. Кадкани, А. Дастгейба, Я. Аринпура, Сируса Шамиса, М. Мухтари, Хошанга Гулшири, Дж. Мирсадеки, Х. Абедани, М. Сепанлу, а также на работы иранистов И. С. Брагинского, Д. С. Комиссарова, Дж. Дорри, Иржи Бечка, М. Хилманд, М. Шакури, М. Муллоахмедова, А. Набави, О. Ходжамурадова, Г. Кодирова и других.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Научные результаты диссертационного исследования могут служить важной теоретической и прикладной основой при изучении и научной интерпретации опрос литературоведения, истории литературы Ирака, изучения эволюции жанров персидской художественной прозы, а также процессе чтения курса современной персидской литературы, спецкурсов студентом-востоковедом и иранской филологии. Материалы диссертации можно использовать для написания учебных пособий по истории персидской литературы ХХ в .
Выводы исследования могут быть применены также при написании диссертационных, дипломных, курсовых работ и рефератов, окажут практическую помощь в специальной профессиональной подготовки студентов восточного и филологического факультетов высших учебных заведений Таджикистана и Ирана.